Смысл российских "Топей" Глуховского без спойлеров

Мне приятно, что русские сериалы наконец-то перешагнули ментовско-бандитский-бытовой уровень и стали удивлять хорошей операторской работой, более менее интересным сценарием и игрой актёров.

После просмотра "Территории" я ждал и присматривался к российскому кинематографу. И вот посмотрел "Пищеблок", а теперь и "Топи" - два российских сериала, приятно удививших меня.

Сразу скажу, что я не причисляю себя к критикам, поэтому, если вижу, что где-то есть некритичные проблемы, то я скорее закрою на это глаза, чтобы не портить себе удовольствие от просмотра.

Начать описание можно с оценки зрителей на Кинопоиске, которая держится на уровне 7 баллов, и я считаю, что это весьма достойный результат, несмотря на волну критики, основной посыл которой заключается в том, что сериал наполнен политической повесткой, неявной, но хорошо различимой. Но я с этим абсолютно не согласен, "Топи" - это жанровое, мистическое, почти артхаусное кино, где политическая повестка - скорее отражение реальности, чем что-то, что лежит в основе сюжета. С другой стороны критики осуждают отображение российской глубинки, которое получилось по их мнению скомканным и недостаточно раскрытым, но вот какое дело получается, фильм не о российской глубинке тоже. Фильм скорее про духовный поиск в реалиях, которые являются лишь отражением действительности, а отражения могут иметь неточности и искажения.

Сюжет заключается в том, что пятеро весьма ярких персонажей-москвичей отправляются в путешествие с целью посетить чудодейственный монастырь. Их архетипы весьма актуальны: успешный основатель IT стартапа, который хочет излечить рак; журналист-кремлебот, жаждущий сенсаций; девушка, которую бросил парень; православная скромница, у которой умерла сестра; сбежавшая от преследований семьи и жениха кавказская невеста.

При этом сбежавшая невеста получается лишней, так как было всего 4 места для путешествия, но её всё же берут с собой - и это символично (как и многое в этом сериале) - в дальнейшем сюжете её судьба выходит немного отделённой от общего повествования.

Как человек, знакомый с мистикой и религией, я смотрел сериал с большим удовольствием. Например, есть момент, когда один из героев открывает Библию и видит в ней кейс с замком. При этом ключ находится позади книги. Герой открывает книгу и видит в ней рыболовные снасти: крючки, блёсны. Не все знают, но Иисус называл своих учеников "ловцами человеков", а самого Иисуса иногда обозначали акронимом "Ихтис", что с древнегреческого переводится как "рыба". Таким образом, Библия - это коллекция крючков, захватывающих человека и приводящих его к Царствию Небесному. Замок и ключ позади книги обозначают, что в Библии сокрыто Знание, которое не каждый может постичь, потому что нужно иметь Ключ к пониманию. В попытке донести эти идеи авторы немного, как мне кажется, усердствуют. Например, идею крючка обыгрывают, когда один герой говорит о привязанности к другому герою. Мне кажется, такие вещи могли бы подаваться не так явно, и от этого сериал бы только выиграл, но вероятно авторы хотели, чтобы всё было понятно как можно более широкому кругу зрителей.

Таким образом большинство событий в сериале интересно обдумывать и расследовать, но хочу разочаровать тех, кто ожидает полного раскрытия тайн - их не будет. Вернее некоторые "тайны" в итоге раскрываются, причём довольно очевидным образом, однако, эта мнимая очевидность для прозорливого зрителя лишь порождает вопросы, потому что все объяснения даются не с точки зрения сюжета, а с точки зрения героев повествовования, которые могут сами заблуждаться или попросту лукавить.

Ну и помимо мистики, заложенной в сериале, есть ещё и художественная часть, которая особенно хорошо раскрывается, когда один из главных героев переживает приступы головных болей. И в эти моменты открывается желание человека быть близким к природе - касаться земли, умываться водой, ходить босиком, постепенно отторгая налёт цивилизации. Возможно, раковая опухоль в голове айтишника - это олицетворение загрязнённости мыслей цифровым мусором и как следствие эмоциональной отстранённости от людей, свойственной герою-стартаперу, который даже мать считает кем-то далёким от себя, но в конце переосмысливает своё отношение к людям.

А для тех, кто это дочитал до конца и посмотрел сериал, я предлагаю подумать над тем, какие ещё скрытые отсылочки есть в этом кинопроизведении, например, вы можете поразмышлять, кто из увиденных вами персонажей является Хароном.

66
Начать дискуссию