Помогите, меня сожрали классические JRPG

7 пыльных JRPG на одном дыхании

Одним из первых картриджей, который я купил на Switch (сразу за Breath of the Wild и Mario Kart) стал Octopath Traveler, который попал ко мне в коллекцию относительно случайно (сыграли роль 1000 баллов от М.Видео и отсутствие скидок на другие желаемые игры в тот момент).

Очень красиво и атмосферно, но на настоящую концовку так игру и не одолел<br />
Очень красиво и атмосферно, но на настоящую концовку так игру и не одолел

Эту игру принято ругать на DTF, но её изумительно красивый визуал и ретро-вайб отрицать будут разве что упёртые ненавистники. Сюда же стоит отнести отличный саундтрек, но к этой заметке это отношения не имеет. Наигравшись вдоволь в Octopath Traveler, я решил, что мне просто необходимо поиграть в какую-то пыльную JRPG. Покопавшись в википедии, я с удивлением обнаружил, что переломным моментом в становлении жанра стал 1987 год, когда началась история сразу трёх культовых франшиз - Final Fantasy, Phantasy Star и Megami Tensei.

Из этого бесполезного факта родилась нелепая авантюра - пройти все части этих франшиз от начала времён до 2000 года в порядке их выхода.

Итак, план составлен, поехали.

Просто у кого-то слишком много свободного времени (нет)<br />
Просто у кого-то слишком много свободного времени (нет)

1. Digital Devil Story: Megami Tensei (11.09.1987) NES
версия Kyūyaku Megami Tensei на эмуляторе SNES на 3DS

Damsel in distress, отважный юноша, фиолетовый злодей и кибермессия на обложке. Но НЕ ВСЕ ТАК ОДНОЗНАЧНО<br />
Damsel in distress, отважный юноша, фиолетовый злодей и кибермессия на обложке. Но НЕ ВСЕ ТАК ОДНОЗНАЧНО

Kyūyaku Megami Tensei - это ремейк первых двух частей Megami Tensei на SNES, и единственный способ поиграть в первые две части в английском переводе. Интернет обещает, что геймплей существенно не изменён, и ремейки близки к оригиналу. Как бы то ни было, первая часть Megami Tensei меня удивила. Это большой данжн-кроулер от первого лица с весьма мрачной атмосферой, неплохим сюжетом и интересной механикой найма демонов и их скрещивания. Сеттинг - Токио будущего на грани катастрофы, ощущение обречённости, клаустрофобные коридоры и жуткие существа, и всё это в игре 1987 года!

Помогите, меня сожрали классические JRPG

2. Final Fantasy (18.12.1987) NES
версия Final Fantasy I PSP на VITA

Переиздание 2007 года<br />
Переиздание 2007 года

История первой финалки очень любопытна тем, что она могла стать действительно последней фантазией для студии Square. История превратила Final Fantasy в самую узнаваемую JRPG-серию в мире.

По многим отзывам лучший способ прикоснуться к первым финалкам - поиграть в их PSP ремейки. Ремейк первой части открывается эпичным 3D-синематиком, который имеет мало отношения к сюжету и выглядит очень чужеродно в контрасте с пиксельной графикой. На этом явные минусы ремейка кончаются, и нам открывается архетипичный JRPG-мир с четырьмя героями, сюжетом про спасение королевств и сбором артефактов, запутанными подземельями и вопросом "а теперь-то куда идти"? Игра мне понравилась, но сложные и скучные пост-геймовые данжены ремейка выглядят также чуждо, как заставка в начале.

3. Phantasy Star (20.12.1987) Master System
версия Sega Ages на Switch

Gервую часть Phantasy Star проходил в близком к оригиналу виде (Sega Ages), и получил массу удовольствия и страданий. Отличная оригинальная графика, крутой sci-fi сеттинг и интересные данжены уравновешены непомерным гриндом и отсутствием карты в оригинале. Благо, в Sega Ages это исправлено. Издание также дополнено выбором звукового сопровождения, дополнительными материалами, и читом на опыт и редкость случайных встреч. Это пример, как нужно подходить к переизданиям классическим игр. Учитесь, сквареники.

А ещё тут есть говорящий котик<br />
А ещё тут есть говорящий котик

4. Final Fantasy II (18.12.1987) NES
версия Final Fantasy II PSP на VITA

Помогите, меня сожрали классические JRPG

Вторая часть Final Fantasy значительно выросла в плане сюжета, но коренным образом поменяла систему прокачки. Подход "чем пользуюсь, то и качается" мне пришёлся по вкусу. Играбельных героев теперь намного больше, и они то и дело драматично умирают (ну вот, со второй финалки можно выдавать спойлеры!).

В версии для PSP Final Fantasy II смотрится совсем неплохо и сегодня. Но бонусные данжены, как и в первой части, можно смело пропускать.

Помогите, меня сожрали классические JRPG

5. Phantasy Star II (21.03.1989) Mega Drive
эмулятор Sega Mega Drive Classics на Switch

Без 110 page hint book тут, к сожалению, никуда
Без 110 page hint book тут, к сожалению, никуда

Пока Скверы и Эниксы пилили свои молодые серии на NES, Sega выпустила вторую часть Phantasy Star на своей новой шестнадцатибитной приставке Mega Drive. Эта игра особенно близка моему сердцу, потому что была первой JRPG, в которую мне довелось поиграть. Тогда игра казалась просто фантастикой, но очень сложной и непонятной. Учитывая, что на моём картридже батарейки для сохранений не было, весь мой геймплей крутился вокруг первых двух-трех городов и данжей.

Надо признать, эмулированная оригинальная версия сегодня плохо состарилась. Из игры убрали вид от первого лица, как было в первой части, и сделали упор на бесконечные запутанные подземелья. Примерно две трети игры я честно пытался запоминать бесконечные переходы с этажа на этаж, рисовал схемы и делал скриншоты реплик NPC, чтобы понять, куда же идти дальше. В конце концов я сломался и шёл по картам из интернета. Игре отчаянно не хватает переосмысления, как это было с PSP-версиями финалки или хотя бы косметики, как с Sega Ages версией первой части.

Это буквально я, выходя в лес летним вечером<br />
Это буквально я, выходя в лес летним вечером

6. Digital Devil Story: Megami Tensei II (06.04.1990)
NES версия Kyūyaku Megami Tensei на эмуляторе SNES на 3DS

Не все обложки картриджей на денди обманчивы. В этой игре жути не меньше, чем на картинке<br />
Не все обложки картриджей на денди обманчивы. В этой игре жути не меньше, чем на картинке

Megami Tensei II ещё более серьёзная и мрачная, чем первая часть. Действие разворачивается в Токио уже после катастрофы, и мир помимо демонов населён мутантами, роботами, мэдмаксовскими дикарями и прочими атрибутами постапокалипсиса. Игра с самого начала насмеивается над игроком, и водит его за нос вплоть до финального твиста. Новая механика тройного скрещивания так и осталась для меня загадкой, но и без неё я прошёл игру с огромным удовольствием. Увлекательная и злая игра с хорошим сюжетом и потрясающим саундтреком. Пока лучшая JRPG из моего маленького челленджа.

Выдающийся саундтрек делает игру ещё лучше

7. Dragon Quest (27.05.1986) NES
версия Dragon Quest на Switch

Помогите, меня сожрали классические JRPG

Начиналась моя одиссея к истокам JRPG с трёх серий, но постепенно я пришёл к выводу, что без Dragon Quest впечатление будет не полным. Всё же первая часть вышла ещё в 1986 году, и та же финалка или Phantasy Star многое подглядели у Эниксов.

На Switch доступен ремейк, сделанный с оглядкой на PSP версии финалки, но более халтурно. Мир перерисован в пиксельном стиле, а вот враги и NPC заменены дешёвыми спрайтами. Никаких плюшек в виде дополнительных материалов или ускоренного передвижения не предвидится. Спасибо хотя бы за слот быстрого сохранения, но почему он один?

Это ультракондовая JRPG с супербанальным сюжетом, сеттингом и геймплеем. Впрочем, чего ещё ждать от прадедушки жанра? Игра целиком и полностью состоит из гринда, в результате чего на контент, который можно было раскрыть за час, я потратил больше пяти часов. Играл в Dragon Quest я после Megami Tensei II, и был просто шокирован контрастом - насколько большой скачок в геймплее, сюжете, размере и наполненности мира жанр совершил за короткие четыре года. И всё же Dragon Quest подкупает своей голубоглазой наивностью, простотой и дружелюбной сказочной атмосферой на контрасте с жутью Megami Tensei.

Каждый из мужчин рано или поздно оказывается лицом к лицу с таким вопросом<br />
Каждый из мужчин рано или поздно оказывается лицом к лицу с таким вопросом

Подытог

Я ещё в самом начале пути. До 2000 года в этих четырёх сериях вышло 29 игр, и всего за 4 года с 1986 по 1990 заметно, как вырос технический, сюжетный и геймплейный уровень JRPG. Дальше игры будут всё объёмнее, продолжительнее и надеюсь, увлекательнее. Я понял, что действительно люблю этот жанр, несмотря на все его очевидные недостатки. Классические JRPG - отличный способ аутировать в туалете, в залах ожидания аэропортов, на пассажирском сидении автомобиля на дальних переездах. В эти минуты так приятно отключиться от утомительной реальности и перенестись в чуждый, но прекрасный увлекательный мир.

1616
22 комментария

Я сейчас финалочки прохожу.
Забавно наблюдать за тем, как со временем приходили новые идеи в игрострой и добавлялись всякие ништяки.

2
Ответить

Абсолютли. Буквально история перед глазами

Ответить

Помянем. Это надолго.

1
Ответить

Да, если первую Dragon Quest неспеша за 6 часов прошёл, то в Megami Tensei II уже никак не меньше 40 часов потратил. А это только начало

1
Ответить

Игре отчаянно не хватает переосмысления, как это было с PSP-версиями финалки или хотя бы косметики, как с Sega Ages версией первой части.

Ты точно хорошо искал?

1
Ответить

Ты прав, беру слова обратно.

Когда я только составлял список, мне показалось, что Generations слишком уж осовременнен. Сейчас, полистав видео, вижу, что это та жа самая по сути игра. Ещё одна причина, почему решил сыграть именно в Megadrive-версию - потому что это моя первая жрпг в принципе, интересно было сравнить впечатления.

Ответить

Final Fantasy 1Я надеюсь, ты убил Chaos?

Ответить