Shadow of the Tomb Raider или «Как писать плохие игры (для чайников)»

Shadow of the Tomb Raider стала одной из бесплатных игры в январской подписке PS Plus, став третьей игрой из перезапуска серии, отданной по подписке. Первая часть раздавалась в марте 2014, «восхождение» Лары происходило в июле 2020, и вот в январе мы смогли посмотреть, чем заканчивается история превращения молодой Лары в ту самую расхитительницу гробниц, которую мы все знаем с детства.

фото PlayStation.Blog
фото PlayStation.Blog

Первую часть я прошел еще на выходе на ПК, никогда к ней не возвращался и что там происходило помню слабо. Знаю что за сценарии там отвечала дочь моего любимого британского писателя, а все что запомнилось из самой игры — момент когда Лара проваливается в какую то яму, полную крови и трупов: я тогда подумал, что этот эпизод как то выбивается из повествования. Ну да и черт с ним.

фото Tomb Raider 2013
фото Tomb Raider 2013

Вторую часть я проходил уже на PS4 летом прошлого года. Игра звезд с неба не хватала, но механики были достаточно занятные, ловушки вмеру сложные, а сибирский антураж с советскими «монолитами» для изучения утянул меня на пару десятков часов. Сюжет представлял собой компиляцию различных боевиковых клише и каждый твист читался на пол часа вперед, но за исключением мелких моментов, особо не напрягал.

В интернете, в частности на платформе reddit, я часто сталкивался с мнением, что мол да, вторая часть хороша, но вот третья — это прямо да, надо играть. И вот собственно стали доступны январские игры, я ставлю на Лару на закачку и иду смотреть, сложна ли в игре платина. Здесь я наткнулся на первый сигнал — в описании было сказано, что полное прохождение игры в среднем занимает около 8-10 часов. Я сразу себе представил, как в 2018 году покупаю на релизе новенькую «тум рэйдэр» за 40$ и прохожу ее за ночь. К слову, на год раньше вышли те же Horizon Zero Dawn (в среднем 30 часов) или NieR: Automata (от 20 до +бесконечности) — сравнение конечно так себе, нос другой стороны: «открытый» мир, крафт. Ну да ладно, а вдруг она настолько хороша, что это будут самые увлекательные 8-10 часов в моей жизни…

Первое что бросается в глаза после запуска игры, что она темная. Пускай, думаю, все-таки по гробницам ползаем, вдруг это фича такая. Но как оказалось нет — в игре что-то не так то ли с яркостью, то ли еще с чем. Половину времени ты бегаешь будто в тумане, все либо слишком темное, либо слишком контрастное. Я перепробовал настройки игры, настройки пресетов на телевизоре — все впустую. Следующее что стало дико бесить с первых минут — это взаимодействие персонажа с окружением. Даже не лазя по википедиям сразу можно было сказать — игру делали другие люди. Те кто делал Rise of the Tomb Raider понимали что они делают, а Eidos-Montréal — нет. Прыганье-лазанье — главная фишка игры — выполнены отвратительно: Лара постоянно летит не туда, упирается в невидимые стены, падает со скалы и т.д. На одной загадке я завис на пол часа потому, что героиня не допрыгнула два раза подряд до планки и я решил, что делаю что то не так, а оказалось просто колижн-бокс лары не дотягивал какой-то пиксель-два, и на третий раз она спокойно допрыгнула. Но я готов терпеть огрехи геймплея и гейм дизайна, если меня завлечь хорошей историей, проработанным миром и лором.

«…story that manages to satisfactorily tread the line between high-concept fun and grounded character exploration…»

Lucy O’Brien, IGN

Ну что, готовы посмотреть на историю, сочетающую веселье и раскрытие персонажей? В этом плане игра начинается довольно бодро — мы крадем кинжал из тайной гробницы, и тем самым приводим в действие древнее пророчество о конце света — неплохо, да? Вот только Лара видимо решила бегать с этим кинжалом в руках, потому как после того как на нее напали, он выпадает на землю к ногам главного злодея — классика! И вот тут, я на секундочку поверил, что игра действительно может быть хороша: доктор Домингос (он же главгад, он же «сердце» Троицы) не грозится убить Лару, не берет ее в плен, а говорит, что она виновата в смерти людей, так как не сдержалась и взяла кинжал, хотя на фресках было предостережение, и что она виновата в грядущем конце света. И тут я начинаю анализировать — ага, тень в названии, нам покажут темную сторону Лары, покажут, что ее бесконечная погоня за сокровищами приносит боль и разрушение окружающим. Но все мои надежды разбиваются о каменный контраргумент «нет, ты». И даже когда ее верный напарник идет с ней на конфликт, потому что она спешит за очередным артефактом, в итоге именно он перед ней извиняется, хотя по-хорошему, мне как игроку его позиция была ближе. Раскрытие персонажей, говорите? Едем (плывем\летим) дальше.

отговорки уровня младшей школы
отговорки уровня младшей школы

Мы прибываем в Перу, самолет падает, группа разделяется, группа собирается, группа находит тайный полулегендарный город Пайтити.

Вот тут с точки зрения истории игра раскрывается на максимум — персонаж Унурату, местной предводительницы повстанцев, написан и продуман очень хорошо. Она спокойная, последовательная, очень показателен эпизод, когда ее сын и наследник просит у нее совета, пока ее нет, а она говорит ему действовать как сам считает нужным, ведь если ее не станет, он поведет народ. И вообще, что касается сюжетной части Пайтити, все сделано вполне прилично. К сожалению, это единственное, что можно сказать хорошего про местных персонажей. Практические все NPC в этой игре имеют одинаковые модели. Даже те, кто участвует в малочисленных побочных квестах. Мне как то надо было поговорить с пятью отреченными и выслушать их истории, так вот трое из них по сути были одним и тем же персонажем, просто в разных местах. Сюжетные болванчики конечно отличаются визуально, их тут не наберется и десяток, а остальные видимо являются ярким свидетельством «закрытости» города и похожи друг на друга не просто так.

Возвращаясь к истории, тут нам открывается второй пласт сюжета, который ставит вопросов больше чем ответов. Троица, оказывается, появилась еще до рождения Христа — и тут сразу вопрос, название у них тогда почему такое? Я понимаю конечно, что христиане не патентовали священность тройки, но на протяжении всей второй части, пока мы гонялись за христианской святыней нам сильно намекали, что Троица является аллюзией на христианский рыцарский орден. А тут оказывается, что вообще все их интересы завязаны на маянской мифологии. Ну да и черт с ним.

Дальше по сюжету мы встречаем местный аналог монстров из Спуска и их предводительницу — Алое Пламя. Я даже не буду пытаться понять, как сотни одичавших людей смогли выживать долгое время в пещерах, убивать судя по окружению — тысячи людей. Сами то они хотя бы выглядят соответствующе, но вот их предводительница — высокая, стройная, с хорошей осанкой, да если посмотреть любую документалку про племена аборигенов, видно, что даже в богатых племенах, ни одна женщина так не выглядит. Невозможно в джунглях, а там более проведя всю жизнь в пещере, выглядеть как героиня класса шаман из мобильной action-RPG.

Вскоре наступает, по задумке авторов видимо, раскрытие персонажа. После очередной погони\перестрелки, мы делаем вывод, что нашего несменного товарища Йону убили, и Лара ничего умнее не придумала, как устроить МЕСТЬ. С лицом заправского Рэмбо и с тем же пафосом вынырнув из воды она идет и буквально вырезает отряд врагов. Нам даже не дают подобрать выпавший из побежденного противника автомат, нет, должен быть стээээлс и ноооож, потому что мы по-другому не умеем в раскрытие. И вот вырезав целый лагерь, наш якобы мертвый друг просто выходит из кустов. Все, ради чего была эта сцена испаряется: логика, мотивация — выкинь этот эпизод из игры — и ничего не поменяется, зато игровые журналисты потом экшен похвалят, пусть будет.

а потом Лара еще демонстративно грязью намажется, как в Хищнике
а потом Лара еще демонстративно грязью намажется, как в Хищнике

Я пропускаю большие куски игры, потому что там нет сюжета, там просто иди туда, прыгай десять минут по скалам, иди обратно — ой, враги взяли ваших друзей в плен, отдайте им артефакт. В общем, так или иначе Лара, племя мутантов людоедов, Алое Пламя, Главгад, правя рука Главгада — все мы оказываемся в нужном месте в нужное время: солнечное затмение, храм, наши штурмуют не наших, мутанты мясом закидывают вражеские вертолеты, на заднем плане по рации мы слышим, что на церемонию прибывает весь верховный совет Троицы, через минуту — что мутанты их съели. Потом нам анонсируют местного мини босса — предводителя отрядов Троицы, но его опять же без нашей помощи убивают людоеды, а наша задача карабкаться по стенками и прыгать.

Стоит отметить, что главный злодей, Домингос, прописан неплохо. Не Танос конечно, но он не очередной безумный ученый в погоне за артефактом ради мирового господства. И вот, финальная битва окончена, враг повержен, начинается заставка…

Игре можно было бы простить любую сюжетную тупость, сделай разработчики то, на что они намекали в середине игры. Дело в том, что по сюжету, Унурату, предводительница повстанцев, и Алое Пламя — как бы представляют ипостаси одного и того же божества, и нам прямо говорят, что ритуал, который надо совершить — это ритуал убийства бога. Но так как Унурату убили, Лара берет на себя ее роль, даже после победы над Домингосом он просит Лару спасти Пайтити, намекая, что это тяжелый выбор. И вот катарсис: приходит Алое Пламя, Лара ложится на алтарь, первая берет нож, замахивается, я начинаю прощать игре все косяки и тут…

…symbolically stab her

описание сюжета игры на Википедии

То есть, предводительница мутантов-людоедов, цель жизни которой состоял в ожидании дня, когда надо будет совершить ритуал, причем напоминаю — дело происходит в южной Америке, местные ритуалы включают вырывание живого бьющегося сердца и игра отрубленной головой в футбол. Так вот она символически пронзает Лару. Почему тогда катаклизмы не символические начались? Потому что Лару убивать нельзя, но тогда зачем вы делаете такой замах? Пытались разрушить ожидания, и получилось, правда получилось как у авторов Игры Престолов. Ну да и черт с ним.

Что мы имеем в итоге? Короткую, напрочь состоящую из клише историю в классическом для приключенческих игр сеттинге, которая боится стать чем то больше, чем очередная серия франшизы.

222222 открытия
1 комментарий

 И вот тут, я на секундочку поверил, что игра действительно может быть хороша: доктор Домингос (он же главгад, он же «сердце» Троицы) не грозится убить Лару, не берет ее в плен, а говорит, что она виновата в смерти людей, так как не сдержалась и взяла кинжал, хотя на фресках было предостережение, и что она виновата в грядущем конце света. И тут я начинаю анализировать — ага, тень в названии, нам покажут темную сторону Лары, покажут, что ее бесконечная погоня за сокровищами приносит боль и разрушение окружающим. Но все мои надежды разбиваются о каменный контраргумент «нет, ты». И даже когда ее верный напарник идет с ней на конфликт, потому что она спешит за очередным артефактом, в итоге именно он перед ней извиняется, хотя по-хорошему, мне как игроку его позиция была ближе.

После этого дропнул игру и вычеркнул ее из запланированых покупок. 1 и 2 куплена в стиме. 

Ответить