О тотальном провале Wii U, который случился задолго до релиза консоли

Спойлер: во всём виноваты маркетинг и реклама

Оглавление

Wii

Для понимания того, почему провалилась в продажах Wii U, про Wii достаточно знать следующие факты:

  • Wii это самая популярная и продаваемая игровая консоль своего поколения. Её присутствие в медиа-пространстве было объёмным и всепроникающим.
  • Комплектный геймпад Wii это Wii Remote и Wii Nunchuk: два отдельных контроллера, соединяющихся между собой проводом, которые помимо традиционных органов управления содержат в себе системы для считывания движений.
О тотальном провале Wii U, который случился задолго до релиза консоли
  • Помимо гироскопов и акселерометров, в Wii Remote есть инфракрасная камера, отслеживающая положение инфракрасных светодиодов, встроенных в специальную планку, которую нужно размещать возле экрана телевизора.
О тотальном провале Wii U, который случился задолго до релиза консоли
  • Однако, даже несмотря на инфракрасную камеру и светодиоды, точности считыванию движения не хватало. Поэтому для её повышения Nintendo выпустила сначала Wii MotionPlus — отдельный модуль, подключавшийся к Wii Remote — а потом и Wii Remote Plus с уже встроенным модулем Wii MotionPlus.
  • В рекламе Wii Remote Plus советовали искать на коробке надпись Wii MotionPlus и проверять её наличие на самом WiiMote.
    Это первый важный момент, который необходимо запомнить.
О тотальном провале Wii U, который случился задолго до релиза консоли
  • Из-за необычной и интересной реализации геймпадов, для Wii вышло огромное количество игр и аксессуаров, активно использовавших возможность считывания движений.
  • Названия этих игр и аксессуаров строились по простому принципу: [Wii + случайное сочетание слов]. Оригинальностью там и не пахло, целью были понятность и интуитивность, позволявшие массовому покупателю прочитав название, сразу представить себе что-то определённое и осязаемое.
    Это второй важный момент, который необходимо запомнить.

⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀К оглавлению

Небольшой и неполный список акссесуаров / видеоигр, название которых построено по принципу [Wii + случайное сочетание слов]:

  • Wii Fit
О тотальном провале Wii U, который случился задолго до релиза консоли
  • Wii Fit Plus
О тотальном провале Wii U, который случился задолго до релиза консоли
  • Wii Balance Board
О тотальном провале Wii U, который случился задолго до релиза консоли
  • Wii Fit Plus + Wii Balance Board
О тотальном провале Wii U, который случился задолго до релиза консоли
  • Wii Fit Mat
О тотальном провале Wii U, который случился задолго до релиза консоли
  • Wii Sports
О тотальном провале Wii U, который случился задолго до релиза консоли
  • Wii Sports Resort
О тотальном провале Wii U, который случился задолго до релиза консоли
  • Wii Speak
О тотальном провале Wii U, который случился задолго до релиза консоли
  • Wii Wheel
О тотальном провале Wii U, который случился задолго до релиза консоли
  • Wii Zapper
О тотальном провале Wii U, который случился задолго до релиза консоли
  • Wii Play
О тотальном провале Wii U, который случился задолго до релиза консоли
  • Wii Music
О тотальном провале Wii U, который случился задолго до релиза консоли
  • Wii Party
О тотальном провале Wii U, который случился задолго до релиза консоли
  • И ещё множество видеоигр и аксессуаров с не менее оригинальным названием.

Внушительно. Даже без учёта Wii Remote, Wii Nunchak, Wii MotionPlus, Wii Remote Plus, Wii Sensor Bar и прочих условно-комплектных компонентов.

⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀К оглавлению

Wii U

После прочтения такого списка становится очевидно, что называть консоль нового поколения Wii U, было несколько рискованно. Потому что шаблон, созданный Wii и «оригинальными» названиями сопутствующей ей продукции, очень прочно и надёжно засел в сознании юзербазы.

А дополнительно ситуация многократно усугублялась тем, что Wii U полностью обратно совместима с Wii. Буквально на 100%

Wii U не просто поддерживает игры Wii, она поддерживает все аксессуары Wii, включая Wii Remote и Wii Nunchuk. Причём не только в играх для Wii, но и в собственных играх. И не только при игре на телевизоре, но и при игре на экране геймпада. Специально для этого в геймпад встроена планка с инфракрасными светодиодами:

Кажется, что всё совсем плохо с сочетанием названия консоли и обратной совместимости.

Но ведь концептуально Wii U всё-таки очень сильно отличается от Wii. Концептуально Wii U это геймпад в виде планшета с резистивным сенсорным экраном и основной стационарный блок консоли, который отвечает за все вычисления и выводит изображение на экран телевизора, попутно транслируя его по беспроводной связи ещё и на экран геймпада.

А у Nintendo есть высококвалифицированные маркетологи с пиар-менеджерами, которые разумно подойдут к проведению рекламной кампании и продвижению консоли на рынке. Они без проблем объяснят массовому покупателю, что такое Wii U, почему это новое поколение, почему это революция и почему это очень круто. Правда? Объяснят же?

О тотальном провале Wii U, который случился задолго до релиза консоли

⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀К оглавлению

Рекламная кампания Wii U

На деле оказалась успешна в только в одном: в тотальном уничтожении бренда Wii U и любых перспектив нового поколения под этим брендом.
Люди, отвечавшие за рекламу и маркетинг, продемонстрировали не квалификацию, а некомпетентность с профнепригодностью.

Бэкграунд Wii в рамках рекламной кампании не был учтён вообще. Гремучая смесь из отдельных моментов концепции Wii U и их взаимодействия с бэкграундом Wii была полностью проигнорирована.

Вместо каких либо простых и понятных разъяснений концепции Wii U, её философии, весь акцент был сделан на Новом Контроллере. Как такового внятного позиционирования новой консоли не было, ей в принципе уделялся самый минимум внимания.

Столь ужасное продвижение Wii U на рынке послужило хорошей демонстрацией способности маркетингового отдела кампании убить любые, самые хорошие продукты и начинания.

Ниже приведены рекламные видеоролики, позволяющие хорошо познать и прочувствовать всю глубину глубин маразма тех, кто отвечал за продвижение Wii U.

Новый контроллер. Новый контроллер. Точно новый. Контроллер. Новый Контроллер. Контроллер новый. Слышь, купи.

За три минуты, которые длится рекламный ролик, вам четырнадцать раз предлагают:

  1. Переключиться с телевизора на Новый Контроллер
  2. Рисовать на Новом Контроллере
  3. Играть на Новом Контроллере
  4. Использовать motion-управление с Новым Контроллером
  5. Открывать новые горизонты с Новым Контроллером
  6. Оставаться в хорошей физической форме с Новым Контроллером
  7. Быть свободными от телевизора [c Новым Контроллером]
  8. Прицеливаться с Новым Контроллером
  9. Играть одновременно на телевизоре и на Новом Контроллере
  10. Совершать видео-звонки с Новым Контроллером
  11. Использовать браузер с Новым Контроллером
  12. Делиться контентом на экране телевизора через Новый Контроллер
  13. Получать больше деталей с Новым Контроллером
  14. Ждать прихода в вашу гостиную в 2012 году [угадайте, кого]

Настолько концентрированное «зомбирование» часто используется при выводе нового бренда на рынок, когда нужно, чтобы покупатель на всю оставшуюся жизнь запомнил его название, которое через неделю подобной «мозгомывки» начнёт восприниматься как что-то бесконечно родное и очень давно знакомое.

Однако, в рекламных роликах такой длины и такой направленности, как рассматриваемый нами, подобные приёмы не используются практически никогда. Стандартные «зомбирующие» аудио сообщения и видеоролики длятся несколько секунд, а не несколько минут.

Вишенка на торте же это логотип Wii в конце видео, синий прямоугольник рядом с которым появляется лишь в последний момент. Появляется для того, чтобы совсем уж в самый последний момент трансформироваться в странный символ, отдалённо похожий на буку «U». И конечно, многие зрители ролик до этого самого последнего момента даже не досмотрят.

Дизайнерам, которые это придумали, нужно срочно выдать по шоколадной медальке.
Дизайнерам, которые это придумали, нужно срочно выдать по шоколадной медальке.

Видеоролик в честь старта рекламной кампании Нового Контроллера

Возможно, вы подумали, что сейчас вам покажут новую консоль? Зря. Нового Контроллера лысого вам покажут, а не новую консоль. И зачем-то Wii Remote. Зачем? Чёрт лысый их знает.

Небольшой обзор Wii U от Nintendo

Wii U выделено целых четыре первых секунды ролика. Все из них она служит задним фоном для Нового Контроллера. Больше её за все две минуты, которые длится реклама, не покажут ни разу.

Вишенкой на торте в этот раз становится предложение искать « на коробке.
Всё ради того, чтобы после предыдущих сеансов зомбирования Новым Контроллером, у вас даже мысли не возникло, что это новая консоль, а не бандл Wii и Нового Контроллера, который называется Wii U.

Вы же помните первый важный момент: «ищите надпись Wii MotionPlus на Wii Remote»?

Wii Party U и снижение цены консоли на 50$

Возможно, вам в голову прокралась шальная мысль, что эти люди могли хотя бы игры для консоли рекламировать нормально или нормально информировать о серьёзных снижениях цены? Гоните её, гоните. Не могли.

В рекламе Wii Party U, совмещённой с информированием о снижении цены, вам будут показывать Новый Контроллер и везде(с)сущие Wii Remote.

Звание вишенки на торте же безоговорочно заслуживает коробка Wii Party U, на которой нарисованы Wii Remote и новый контроллер. И эта самая « прямо скажем в глаза не бросается, имея дизайн настолько странный, что выглядит скорее как элемент художественного оформления, а не буква.

Вы ведь помните Wii Party без «U» для Wii, да? Вы ведь помните, что дизайнерам нужно выдать шоколадную медальку?

О тотальном провале Wii U, который случился задолго до релиза консоли

Реклама с претензией на киноискусство

Четыре минуты ужасной актёрской игры и испанского стыда. Несколько секунд Нового Контроллера.

Новая консоль? Какая консоль? Кому она нужна? Зачем? Всё тлен. У нас тут Новый Контроллер.

Видите на изображении ниже консоль? А консоль нового поколения? А Новый Контроллер? А везде(с)сущий Wii Remote? А Суслика? А как вы относитесь к тестам Роршаха?

О тотальном провале Wii U, который случился задолго до релиза консоли

Рождественская реклама

Всё ещё ждёте, что вам что-то толковое расскажут про консоль? Вы что, ещё не поняли, что у нас тлен и Новый Контроллер? Забудьте уже про консоль, она не нужна.

Презентация Wii U на E3 2012

Апофеоз откровенного маразма всей рекламной кампании. Реджи с непередаваемой мимикой на протяжении часа рассказывает вам про Новый Контроллер и немного про 3DS. Саму консоль не показывают почти совсем. Её концепция понятно и чётко не объясняется.

⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀К оглавлению

Итог

Насколько хороша или плоха была сама Wii U, насколько хороши или плохи были игры для Wii U, после такой рекламной кампании и такого бэкграунда Wii, уже не имело никакого значения.

Вся целевая аудитория выучила наизусть, что ей предлагают купить Новый Контроллер, а бандл Wii и Нового Контроллера называется Wii U.

На бренде Wii U был поставлен жирный крест — убедить аудиторию, что под этим брендом продаётся новое поколение консолей Nintendo, а не очередная приблуда для Wii, было уже невозможно, ибо интенсивная реклама работает вполне эффективно.

Чтобы изменить сложившуюся ситуацию, нужна была жёсткая перезагрузка с кардинальной трансформацией бренда и радикальным изменением концепции консоли. Но в тот момент Nintendo не могла пойти на это по многим причинам (тема для отдельной заметки).

Такая перезагрузка была проведена уже в следующем поколении. Её итогом стали эталонная рекламная кампания и сверхуспешная Nintendo Switch (тема для отдельной заметки).

Nintendo смогла пережить провал Wii U, оправиться от удара, который менее опытную компанию скорее всего бы убил, восстановить свои позиции на рынке и сохранить лицо, дотащив чемодан без ручки до конца его жизненного цикла.

Удалось ей это потому что опыт подобных жёстких перезагрузок бренда и смены концепции консоли у неё был большой — именно с их помощью Nintendo когда-то выводила на американский рынок Famicom и вытаскивала игровую индустрию США из глубочайшего кризиса.

Справка

Итоговые продажи Wii U составили 13,56 миллиона консолей.

Отдельные игры Nintendo даже в таких условиях сумели продаться огромными тиражами.
Так, продажи Mario Kart 8 составили 8,46 миллиона копий — безумный attach rate к продажам консоли, равный 1,6 (62%) — её купил не то что каждый второй владелец Wii U, а почти каждый первый.

Сейчас продажи Mario Kart 8 Deluxe (версия Mario Kart 8 для Nintendo Switch) в быстром темпе приближаются к 50 миллионам копий (без учёта продаж на Wii U).
Игра продолжает продавать уже следующее поколение консолей, ставя рекорды и служа при этом наглядным примером того, что ни одна самая популярная, успешная и сильная франшиза не сможет ничем помочь заведомо провальной платформе, на которую отсутствует потенциал спроса.

Системселлеры лишь помогают реализовать потенциал спроса. Однако, за его рамки они выйти не могут и самостоятельно его они тоже не задают. Для того, чтобы системселлеры работали по прямому назначению, сначала нужно обеспечить им потенциал спроса на консоль.

https://www.nintendo.co.jp/ir/en/finance/hard_soft/index.html

https://www.nintendo.co.jp/ir/en/finance/software/wiiu.html

https://www.nintendo.co.jp/ir/en/finance/software/index.html

⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀К оглавлению

Суть проблемы одной фотографией.
Суть проблемы одной фотографией.
317317
11
204 комментария

Провал Wii U должен быть в учебниках по маркетингу.

70

Насколько я помню, они ещё дополнительно одновременно выпустили Wii Mini (другую ревизию Wii) , чтобы с самим собой конкурировать. План, надёжный как швейцарские часы.

10

В одной главе х бокс ваном

Честно говоря, до прочтения этой статьи я думал, что контроллер Wii U это и есть сама консоль или просто очередной аксессуар к оригинальной Wii. Вот и вправду плохая реклама продукта.

52

Комментарий недоступен

31

Одна из двух лучших, на мой вкус.

19

настолько отличная что никто не покупал

2