QA и QC: как их различать?

Если Вы никогда не сталкивались с такими понятиями, как Quality Assurance и Quality Control, на первый взгляд может показаться, что это один и тот же концепт, просто названный разными терминами. Однако это не совсем так. Есть целый список различий между QA и QC, и сегодня мы расскажем Вам как в них разбираться и больше никогда не путать.

Такие похожие, но такие разные

Действительно - и тот, и другой процессы направлены на улучшение качества продукта. Только вот используются QA и QC на разных этапах создания продукта, а также преследует несколько разные цели. Но давайте, для начала, разберемся с определением этих терминов.

QA (сокращение от английского «Quality Assurance», что переводится, как «обеспечение качества») это профилактический процесс, который обеспечивает соблюдение всех необходимых методов, процедур, стандартов и методов во время разработки продукта для достижения результата, максимально близкого к идеальному.

QC (сокращение от английского «Quality Control», что переводится, как «контроль качества») это процесс контроля качества, который обеспечивает соответствие продукции установленным заранее требованиям.

Таким образом, если QA нацелен на предотвращение дефектов на стадии тестирования, то QC устраняет недоработки и неполадки в уже готовом продукте.

Различия между Quality Assurance и Quality Control

С определением каждого из терминов мы разобрались, теперь давайте поговорим о том, что же еще отличает процесс обеспечения качества от процесса контроля качества.

Цель

Если в случае Quality Assurance главная цель - это улучшение процессов тестирования во избежание появления дефектов, то с Quality Control все куда проще - именно этот процесс ставит перед собой задачу выявления и устранения недостатков продукта на стадии пост-разработки.

Подход

Подход QA заключается во внедрении соответствующей системы управления качеством, оценке ее осуществимости и анализу всех сопутствующих действий, чтобы убедиться, что все работает так, как задумано. QC, в свою очередь, нацелен на выявление и ликвидацию источников проблем, напрямую влияющих на качество финального продукта, при поддержке специального оборудования.

Акцент

В процессе разработки, Quality Assurance львиную долю внимания уделяет предотвращению появления дефектов и багов, в то время как Quality Control акцентирует свою деятельность на тестировании уже готового продукта с целью выявления и устранения дефектов.

Направленность

Исходя из предыдущего пункта, можно смело сказать, что QA нацелен на процесс создания продукта, а QC - на уже готовый продукт.

Метод

Метод, использующийся QA, называется “профилактическим”. А действия, предпринимавшиеся отделом QC, можно назвать “корригирующими”.

Почему Quality Assurance Quality Control важны?

Наверняка Вам приходилось заходить на сайты онлайн магазинов с невероятно красивым дизайном и отличной графикой. Однако, при простом взаимодействии с функционалом сайта Вы, скорее всего, начинали замечать его недостатки - отсутствие кнопки “Вернуться наверх”, беспрерывно выскакивающие окна с просьбой ввода номера телефона для обратного звонка, неудобная форма оплаты, неработающие фильтры для сортировки товаров по определенным параметрам и другие.

Все эти, на первый взгляд, незначительные недоработки, напрямую влияют на качество пользовательского опыта и, соответственно, на успешность сайта. То, что не интуитивно понятно и неудобно - отталкивает пользователей и уменьшает вероятность того, что они снова вернутся на подобный ресурс.

Пример, описанный выше, доказывает важность таких процессов, как QA и QC. Именно благодаря этим процедурам релиз продукта будет иметь все шансы на достижение наилучших результатов, а также на привлечение новых лояльных клиентов и на последующее развитие и процветание.

Подведем итоги

Чтобы подытожить вышесказанное, будет полезно резюмировать различия процессов контроля качества и обеспечения качества.

  • Quality Assurance - это профилактические меры, используемые на стадии разработки продукта, и направленные на предотвращение появления дефектов. Quality Control - это реактивные меры, работающие на этапе тестирования, и нацеленные на обнаружение и устранение багов и неполадок.
  • За выполнение процедур QA отвечают все участники команды разработчиков в течение цикла процесса разработки ПО. За работу QC же отвечает исключительно команда тестировщиков, работающая на этапе тестирования программного обеспечения.
  • Цель QA - предотвратить появление дефектов, цель QC - найти и ликвидировать уже имеющиеся дефекты продукта.

Независимо от отрасли и назначения Вашего продукта, будь то интернет магазин или приложение погоды, процессы Quality Assurance и Quality Control помогут Вам реализовать конкурентоспособный продукт без багов и дефектов, что будет способствовать успеху и развитию бизнеса наилучшим образом.

Если Вы столкнулись с необходимостью найти специалистов QA и QC - обращайтесь к Yojji. Наши консультанты помогут Вам подобрать специалистов, способных найти эффективные IT-решения для любого типа отрасли и продукта.

2 комментария

Комментарий недоступен

Ответить

ооо я в QA сижу.)

Ответить