{"id":3842,"url":"\/distributions\/3842\/click?bit=1&hash=4c67e91a2a588f03561899c61c4eabfeb37008500c6498f3b9533b2e8845d454","title":"\u041e\u0431\u043e\u0436\u0430\u0435\u0442\u0435 \u043a\u043e\u043f\u0430\u0442\u044c\u0441\u044f \u0432 \u0434\u0430\u043d\u043d\u044b\u0445? ","buttonText":"\u0412\u0430\u043c \u0441\u044e\u0434\u0430","imageUuid":"11cfcef6-3125-52d0-8ef8-49fb205d3efe","isPaidAndBannersEnabled":false}
Евгений Приходько

Прошёл Persona 5 (не Royal)

Я долго откладывал, так как боялся, что она длинная. Не зря боялся, но в итоге 10 из 10, хорошо сделали, молодцы. Пост без спойлеров, но они могут появиться в комментариях.

Игру я купил ещё до выхода Royal (или даже до анонса, не помню уже), а вот руки дошли только сейчас. Я всегда боялся, что она очень длинная, поэтому всё время откладывал, не решался. В декабре у меня был отпуск, появилось свободное время, поэтому момент настал.

Я слышал, что Royal лучше оригинала и что её сделали еще длиннее. Второй факт напугал меня достаточно сильно, поэтому я решил, что нет смысла покупать за фулпрайс новую версию, если у меня уже есть обычная Persona 5.

Ещё одна вещь, которая меня отпугивала — это репутация Shin Megami Tensei (далее SMT), и что у этой франшизы очень запутанный лор.

С пониманием лора, как оказалось, не всё так страшно. Можно просто плыть по течению, и, если не задавать много вопросов и не копать глубоко, (что такое Velvet Room, кто все эти люди, почему главный герой особенный?), то проблем вообще не будет.

Больше проблем вызвало моё непонимание японской культуры. Почему главный герой в качестве судебного наказания живет у какого-то деда? Почти вся игра посвящена тому, что взрослые не уважают детей — это актуальная проблема восточной культуры, или просто разработчики выбрали такую тему? Школьники иногда готовы сделать любую дичь, чтобы получить рекомендацию в колледж. Это тоже какая-то проблема японского образования?

Сюжет мне очень сильно напоминал Death Note. Тут тоже какая-то школота получила сверхъестественные способности и потом половину повествования размышляла, являются ли её действия справедливостью. Тут есть свой аналог L, тоже есть разнообразные сюжетные повороты, интриги и попытки одной стороны переиграть другую. Возможно, сравнение с Death Note слишком банальное, но уж извините — я знаю только попсу.

За этими интригами и попытками переиграть друг друга мне было наблюдать интереснее, чем пытаться понять, что за мистика происходит в игре и почему у школоты появились такие способности. Атмосфера SMT на меня не сильно сработала.

Из-за этого переход после последнего дворца в финал игры показался мне очень резким и ничем не обоснованным. 80% игры был Death Note, а в конце какой-то Neon Genesis Evangelion.

Понравилось, что здесь две игры в одной. Первая — это тайм-менеджер, где ты налаживаешь социальные связи и притворяешься обыкновенным японским школьником. Тут очень хорошо работает принцип «ещё один ход и спать»: днём с друзьями встретиться, потом нужно в библиотеку сгонять, а в четверг вечером обязательно в баню, чтоб бонус к шарму повыше был. Мозг планирует на несколько игровых дней вперед, поэтому сложно оторваться от игры.

Вторая игра — это то, что больше похоже на классические jRPG с картой мира и пошаговыми боями на отдельной сцене. К боёвке у меня особых претензий нет. Играл на харде, иногда напрягало то, что если ты знаешь слабости противников, то бой очень быстрый и легкий, а если не знаешь или таких нет, то иногда тебе вайпают всю партию за один ход (валькирии в казино бесили вообще).

Мета не сложная, заруинить прокачку персонажей довольно сложно, если подходить сознательно. Но иногда есть такие моменты, когда игра начинает играться по-другому, если ты знаешь что-то особое. И вот такое мне в японских играх не нравится. Часто бывает такое, что без гайда ты можешь пропустить что-то важное, что сильно влияет на геймплей, и потом в конце игры ты будешь жалеть, что не сделал так раньше.

Например, менеджмент стамины. В бою персонажи расходуют SP, и когда стамина кончается, нужно идти обратно в реальный мир, чтобы отдохнуть и вернуться сюда на следующий день. Но если ты знаешь, что у определенного NPC в городе можно купить SP Adhesive 3 для всех персонажей, то на SP можно не обращать внимания почти до самого конца игры.

Еще один пример из моего опыта на эту тему. Есть в игре конфиданты — доверенные лица, друзья, соратники. С ними можно проводить время, развивать связь с ними, и за это даются геймплейные бонусы. Иногда встречается блок: чтобы продолжить развивать конфиданта, нужно прокачать какую-то характеристику. Например, смелости не хватает, чтобы проводить время с бывшим якудзой, или доброты, чтобы тусить с малолетним школьником в зале игровых автоматов.

Когда я упёрся в один из таких блоков, я просто стал заниматься активностями, которые прокачивали эту характеристику. Хотя на самом деле, как я потом выяснил, можно было пойти прокачивать другого конфиданта, потому что при общении с ним как раз эта характеристика и прокачивается. Получается, потерял время. Из-за этого не успел всех конфидантов полностью развить до конца игры. К счастью, это не повлияло на концовку.

В целом, я доволен. Надо будет попозже еще порефлексировать, когда мысли улягутся, и, возможно, Persona 5 даже войдёт в мой топ любимых игр. На игру у меня ушло 150 часов, и я бы в принципе был бы не против ещё пройти NG+, но вместо этого лучше через годик пройду Persona 5 Royal. Еще я добавил в вишлист Persona 5 Strikers и Persona 4 Golden, но в ближайшее время играть в них не буду. У меня сейчас передоз, нужно отдохнуть.

Тезисно

Теперь, кратко, что понравилось и не понравилось. Порядок произвольный.

Понравилось

  • Сюжет и сюжетные повороты.
  • Персонажи. За время игры стали как родные, даже взгрустнул немного, когда игра закончилась.
  • Goatse от Морганы в конце 4-го дворца. Я там знатно кекнул.
  • Боевая система.
  • Черно-красно-белый стиль.
  • Дизайн интерфейса.
  • Загрузочные экраны (например, 2D-анимация толпы или метро).
  • Японская озвучка Футабы.
  • Геймдизайнерская идея со школьными экзаменами. Это гениально, я считаю!
  • Музыка.
  • Дизайн и разнообразие персон. Очень нравилось открывать новых.
  • Финальный босс.

Не понравилось

  • Иногда сажают на сюжетные рельсы, и ты несколько игровых дней не можешь сам что-то делать. Я из-за этого однажды DVD в прокат не смог вовремя вернуть. Я бы и не против пойти в город и вернуть DVD, но Моргана говорит, что пора спать.
  • Не всегда есть субтитры. С японской озвучкой из-за этого иногда не понятно, что говорят, например, в новостях.
  • Арка с украденными результатами исследования метаверса до конца не раскрылась по моему мнению. Осталось ощущение чеховского ружья, которое так и не выстрелило. Вернее, технически оно выстрелило один раз, но потом продолжило висеть заряженным. В комментах могу подробнее написать, что я имею в виду, если кто-нибудь спросит.
  • Насколько бы крутой ни была музыка, если ты слушаешь одну и ту же песню на повторе несколько часов, она начинает бесить. Саундтрек в казино, это к тебе относится!
  • Некоторые персонажи (в том числе ключевые) появляются довольно поздно в игре, поэтому к ним нет такой эмоциональной привязанности, как к тем, с кем ты с самого начала. Судя по мемам про Хару, это многие заметили.
  • Переговоры с тенями — это просто какая-то шизофазия. Я там вообще логики не вижу и отвечал почти рандомно.
  • Не все конфиданты одинаково интересны сюжетно.
  • Не все конфиданты одинаково полезны геймплейно.
  • Блокировка конфидантов, пока не прокачаешься. Максимальный шарм для Макото почти в начале игры — это преступление.
  • Гринд в мементо. Поначалу интересно, но потом понимаешь, что все этажи одинаковые.
  • Не понятно, сколько осталось до конца баффа/дебаффа противника, приходится считать ходы самому.
  • Свои баффы/дебаффы нельзя нормально посмотреть. Приходится открывать инвентарь, выбирать какую-нибудь аптечку и при выборе цели уже смотреть статусы всех персонажей. Потом закрываешь инвентарь и делаешь, что хотел. Неудобно же.
  • Огнестрельное оружие практически бесполезно и можно его не улучшать.
0
30 комментариев
Написать комментарий...
Противный яд
Финальный босс.
Понравилось

Как? Что в нём хорошего? Вся финальная часть странная, не считая эпилог

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Приходько
Автор

Он стильный, руки отращивает, делает пыщь-пыщь грехами в тебя. Про то, что финальная часть странная, я написал, да.

Ответить
Развернуть ветку
Противный яд

Пройди третий семестр в royal, он намного лучше чем эта непонятная хрень

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Приходько
Автор

Верю. Добавил в бэклог, сейчас мне нужно отдохнуть.

Ответить
Развернуть ветку
Lime is Fine

Все дворцы кроме второй части последнего (первая часть с хаотичным хаосом и загадочками еще терпимо) — прямо великолепны. 

Но все, что творилось с "борцунством с богом" это конечно жуткая хуетахует и клишированное клише на клише с маслом из клише. Хорошо что не испортило общее впечатление и занимает от силы 3% всей игры.  

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Приходько
Автор

Сюжетно да, но босс-файт мне там понравился больше, чем у Шидо.

Ответить
Развернуть ветку
Lime is Fine

боссфайт хороший да, первый в игре, который заставил реально попотеть и оптимизировать всю пачку. 

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Приходько
Автор

Ну вот я про босс-файт и имел в виду в посте, а вы с @Хасаги перешли на обсуждение сюжета финальной арки)

Ответить
Развернуть ветку
Lime is Fine

это я так, к слову ляпнул. не обессудь)

Ответить
Развернуть ветку
Roma Ehromaroma

Борцунство с богом - в большей степени метафоричное же, а не анимешное.

Ответить
Развернуть ветку
Lime is Fine

ну, метафоричный "ребята отвлекайте его, пока я очевидно запрыгну и отрублю БОГУ вооон ту вот трубочку с энергией" это было 10 из 10. 

Но финальный хэдшот, конечно, все поправил своей эпичностью.)

Ответить
Развернуть ветку
Roma Ehromaroma

«Разнообразие» геймплея, чтобы игрок не заскучал. Так-то суть всех действий в Метавёрсе скорее не прямая, а иносказательная: де, индивидуальность против общества, жизнь в обществе в принципе и т.д.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Приходько
Автор

Да, оно довольно сильно отличается от классических, так что, наверное, не зайдет тебе.

Ответить
Развернуть ветку
Roma Ehromaroma

По поводу блокировки конфидентов из-за параметров согласен. Я с Макото смог только в ноябре сойтись из-за этого, что очень сильно выбесило.

По поводу украденных исследований же всё понятно: Шидо их украл и воспользовался ими. Там разве что-то ещё нужно говорить?

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Приходько
Автор
 По поводу украденных исследований же всё понятно: Шидо их украл и воспользовался ими. Там разве что-то ещё нужно говорить?

Это явно выстрелило, когда поймали Джокера - там просто кучу полиции перенесли во дворец прокурора с помощью тех исследований. Но после этого про эти исследования продолжали говорить уже во дворце Шидо, типа будьте аккуратнее, возможно он использует свой собственный дворец сознательно. Поэтому я был готов, что в игре что-то поменяется и Шидо лично придет в свой дворец и надает всем люлей. Но все кончилось так же, как и со всеми остальными, ничего интересного.

Ответить
Развернуть ветку
Roma Ehromaroma

Так полиция присутствовала в казино так же, как и Воры. Шидо присутствовал в своём дворце в том же ключе.
Исследования - это, суть, навигатор, который Игорь выдавал ребятам. Каких-то особых профитов они не приносили, как я понял.

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Приходько
Автор

Шидо в своем дворце был когнитивной копией. Т.е. не было боя между настоящими Ворами и настоящим Шидо. А полиция настоящая, да.

Ответить
Развернуть ветку
Roma Ehromaroma

Теперь дошло, что ты имеешь в виду.
Может, нельзя самому во плоти войти в своё же сознание. Хотя Футаба, типа, заходила.
Не знаю. Мне кажется, там в принципе хватает дыр, которые можно поковырять палочкой.

Ответить
Развернуть ветку
Полноценный Орзэмэс
Прошёл Persona 5 (не Royal)
(не Royal)

давай заново )

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Приходько
Автор

Про это в тексте тоже есть) Потом когда-нибудь обязательно.

Ответить
Развернуть ветку
Полноценный Орзэмэс

пока не прочел, добавил в избранное - прочту когда пройду рояль (мб в конце года xD )

Ответить
Развернуть ветку
HL3 confirmed
Огнестрельное оружие практически бесполезно и можно его не улучшать

много рядовых боев прошел тупо прожимая огнестрел за всех персов 

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Приходько
Автор

Патроны не кончались? Я рядовые бои почти всегда через all-out attack проходил.

Ответить
Развернуть ветку
HL3 confirmed

ну я естественно имею ввиду бои где у врагов слабости к нему, ну с all out attack в завершении ессно

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Приходько
Автор

А, ну так-то да, но для этого не нужен дамаг, только один выстрел, можно не прокачивать оружие. И там мало противников, у которых к нему слабость. А для тех, у кого есть, я использовал персону с Triple Down.

Ответить
Развернуть ветку
Противный яд

Не всегда хватает урона у базового оружия, поэтому я крафтил персону с огнестрельным уроном. Да и на весь данж не хватит патронов.

Ответить
Развернуть ветку
HL3 confirmed

вот тут кстати есть разъеб в трех частях если интересно

Ответить
Развернуть ветку
Энергетический волк

Один я не такой как все, все еще не поиграл ни в одну персону

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 30 комментариев
null