Крафтверк, опередившие свое время на 50 лет

Kraftwerk, самая влиятельная электро-группа в истории, основанная Ральфом Хюттером и Флорианом Шнайдером, который умер от рака 6 мая 2020 года, всегда опережала свое время. Благодаря своему мастерству в технологиях, сочинительстве и сценических представлениях, немцы убедили публику, что роботы могут быть эмоциональными, и стали пионерами в жанрах техно, новой волны и даже хип-хопа.

Жанр: Electronic; Источник: <a href="https://open.qobuz.com/story/XRV5YT3FZNM2HHR4EDO5K5AGNM" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Qobuz</a>
Жанр: Electronic; Источник: Qobuz

Kraftwerk были настоящими новаторами электронной музыки, которые сделали этот жанр популярным среди широкой аудитории. Они начали свой творческий путь в рамках экспериментальной краутрок-сцены Западной Германии в начале 1970-х годов, а затем полностью перешли к электронным инструментам, включая синтезаторы, драм-машины и вокодеры. Их стиль, который они назвали «робот-поп», сочетал электронную музыку с поп-мелодиями, лаконичными аранжировками и ритмичными повторами, а также стилизованным имиджем: они выступали в одинаковых костюмах.

Их трансформация от артистической инструментальной рок-группы из Дюссельдорфа в человеко-машинную группу началась с альбома «Ralf und Florian» в 1973 году и достигла своего апогея на «Autobahn» в 1974 году, четвертом альбоме группы, который был записан на студии легендарного звукоинженера Конни Планка в Кельне. Он работал с лучшими представителями немецкого авангарда того времени и краутрок-группами Can, Neu!, Cluster и Harmonia.

Kraftwerk - Autobahn (Single version 1974)

После этого Kraftwerk прославились по всему миру, выпуская одну классическую работу за другой в своей частной студии Kling Klang. Среди них были «Radio-Activity», «Trans-Europe Express» и «The Man-Machine», а также «Computer World» в 1981 году, на котором звучат их бессмертные хиты «We Are the Robots» и «Tour de France».

Kraftwerk - The Robots (Official Video)

Они отказались от частых гастролей с конца 80-х годов и выступали лишь изредка, пока не вернулись в 2000-х годах с мировыми турне перед публикой в 3D-очках. До сих пор живые выступления были для группы перфекционистов во главе с Ральфом Хюттером (единственным постоянным членом постоянно меняющегося состава, который менялся от одного партнера Флориана Шнайдера к другому, особенно после ухода перкуссиониста Карла Бартоса в конце 80-х) недостаточно совершенными.

Kraftwerk - Das Model

«Оборудование наконец-то соответствует нашим стандартам», — сказал лидер группы в конце 2009 года в одном из своих редких интервью для The Guardian. Хюттер был привередлив и считал, что единственный способ услышать «настоящее» звучание Kraftwerk — это практически необходимость передвигать студию Kling Klang по сцене. В 1991 году он уже делал прогнозы в интервью известному британскому журналисту Джону Сэвиджу: «Я действительно думаю, что мы вступили в новую музыкальную эпоху. Мы находимся в середине революции, одна фаза уже завершена, миниатюризация продолжается. «Trans Europe Express» был сделан с помощью огромных машин, а все эти маленькие вещи, переносные компьютеры, будут великолепны. Мы всё еще перевозим большой вес из города в город. Мы мечтаем переносить с места на место портфель с ноутбуком, маленькими сэмплами и маленькими клавиатурами».

Пророческие концерты

Двадцать пять лет спустя мечта Хюттера почти сбылась, хотя дело оказалось несколько более масштабным, чем он предполагал, как можно было предположить по четырем грузовикам с оборудованием, заблокировавшим кулисы португальского электронного фестиваля Neopop во время выступления Kraftwerk в 2017 году. Стоя перед своими ультрасовременными машинами, замаскированными под музыкальные стойки, четверо немцев (Хюттеру сейчас аккомпанируют Фриц Хильперт и Хеннинг Шмитц на электронных синтезаторах и перкуссии и Фальк Гриффенхаген на видео) устроили двухчасовое аудиовизуальное шоу, доказав, что, хотя их песням уже 45 лет, уровень их энергетики соперничает с самыми популярными танцевальными произведениями последнего десятилетия.

Kraftwerk 3D Neopop 2017

Позади них на гигантском экране демонстрировались 3D-последовательности: еще одна идея почти пятидесятилетней давности. Еще в 1975 году Kraftwerk проецировали слайды во время своих концертов, а в 1981 году перешли на видео, благодаря четырем экранам, изготовленным компанией Sony. Идея заменить людей машинами во времена «Роботов», которая всегда имеет нюансы в зависимости от выступления, также не нова. От простых моделей в 80-х годах «роботы» теперь выглядят точно так же, как музыканты на сцене.

Эти туры также стали для Kraftwerk возможностью пополнить свою дискографию с меньшими затратами. Сколько бы концертов они ни давали, их поклонники постоянно напоминали им, что последние оригинальные треки группы были написаны в 2003 году на альбоме «Tour de France Soundtracks», который был посвящен столетию Grande Boucle и предлагал новую версию их хита 1983 года «Tour de France» наряду с дюжиной новых треков.

KRAFTWERK TOUR DE FRANCE

Это был альбом, который уже заполнил семнадцатилетнюю пустоту со времен «Electric Café» (переименованного в «Techno Pop») в 1986 году, за исключением альбома ремиксов «The Mix», выпущенного в 1991 году и состоявшего из их «величайших хитов», когда группа оцифровывала себя. Сказать, что публика ожидала этого, было бы преуменьшением, и, как бы удивительно это ни казалось, «Tour de France Soundtracks» стал первым номером 1 Kraftwerk в Германии.

Kraftwerk - Musique Non Stop 1986 Music Video

С 2009 года все основные альбомы Kraftwerk были ремастированы, а в 2017 году немцы пошли еще дальше в концепции авторемиксов, выпустив впечатляющий «3-D The Catalogue», который включает около сорока наименований из восьми альбомов в формате Dolby Atmos, записанных во время концертов 2012-2016 годов в таких престижных местах, как MoMA в Нью-Йорке, Tate Modern в Лондоне и Louis Vuitton Foundation в Париже.

Машина для сэмплов

Так что да, переиздавая/ремастируя/ремикшируя свои лучшие хиты, Kraftwerk, похоже, добились успеха, когда речь заходит о переработке ранних треков. Однако немецкая группа была настолько музыкально влиятельной, что сегодня трудно вернуть себе былое лидерство. Авангардная работа уже была проделана в 1970-х годах, когда в Европе и США поклонялись только року и диско, Kraftwerk закладывали основы синти-попа, новой волны, электро-фанка и техно. Поэтому музыка немцев получила огромный отклик в Соединенных Штатах, особенно среди афроамериканских артистов.

В Нью-Йорке в 1982 году Африка Бамбаатаа использовал мелодию «Trans-Europe Express» и ритм «Numbers» в новаторском хип-хоп/электро хите «Planet Rock», и в то же время в Детройте легендарный радиоведущий The Electrifying Mojo транслировал каждый вечер песни Kraftwerk.

Afrika Bambaataa & The Soulsonic Force - Planet Rock (Official Music Video) [HD]

Их минимализм и футуризм оказали глубокое влияние на первое поколение техно-продюсеров города во главе с Хуаном Аткинсом, Эдди Фаулксом, Кевином Сондерсоном и Дерриком Мэем, который сказал знаменитую фразу: «Техно — это как Джордж Клинтон и Kraftwerk, оказавшиеся в лифте с одним лишь секвенсором, чтобы составить им компанию». Многие техно-продюсеры из Motor City также переняли минималистскую визуальную эстетику немецкой группы, которая была разработана художником/музыкантом Эмилем Шультом, который создал большинство обложек альбомов, используя в качестве вдохновения русский конструктивизм, промышленное искусство и научную фантастику 1920-1930 годов.

Kraftwerk также приехали в Детройт в 1981 году и получили «динамичный» прием, как позже Ральф Хюттер это объяснял в интервью журналу Detroit Free Press в 1998 году. Именно тогда он вновь раскрыл свой пророческий талант: «Мы всегда предсказывали, что эта электронная музыка станет следующим шагом. Особенно детройтское техно, к которому мы чувствовали симпатию». Другие ведущие артисты извлекали части немецкого каталога для собственного использования, например, Dr. Dre использовал часть композиции «Trans-Europe Express» во вступлении своего трека «Under Pressure» с участием Jay-Z в 2010 году.

Dr. Dre - Under Pressure (Feat. Jay-Z)

Альбом «Blue Monday» (1983) группы New Order был дополнен хоровыми голосами на заднем плане из «Uranium», а в 1977 году Дэвид Боуи отдал дань уважения Флориану Шнайдеру в «V-2 Schneider», инструментальном треке из альбома «Heroes».

David Bowie - V-2 Schneider [1977]

В начале своей деятельности в 1969 году, когда не прошло и десяти лет после возведения Берлинской стены, немецкая группа не сразу поняла, что её ждет такой успех во всем мире. В то время тевтонская музыкальная сцена также перестраивалась, что, в ретроспективе, создало возможность для Kraftwerk, как объяснил Ральф Хюттер в интервью The Guardian: «После войны у нас не было никакой непрерывной музыкальной традиции. Но потом мы поняли, что это был огромный шанс, потому что не было ничего, была пустота. Мы могли шагнуть в это открытое пространство».

Первые репетиции будущего Kraftwerk в 1968-69 годах можно было бы охарактеризовать как квази-джазовый джем-сейшн между флейтой Шнайдера и органом Хюттера (в сопровождении Эберхарда Кранеманна на басу и Пауля Ловенса на барабанах, а затем, среди прочих, гитариста Михаэля Ротера и барабанщика Клауса Дингера, которым предстояло образовать группу Neu!), но их музыка быстро сменила направление, когда Флориан Шнайдер решил купить свой первый синтезатор в 1970 году.

Шнайдер (который покинул группу в 2008 году и больше не общался с Хюттером) стал одержим обработкой звука и всячески издевался над звучанием своей флейты, искажая его, изменяя скорость, используя педаль вау-вау и даже фузз. В конце концов он создал электронную флейту, а затем отказался от акустических инструментов, поскольку они были слишком ограничены. Он использовал Minimoog и другие модульные синтезаторы, которые в последнее время активно возвращаются среди производителей электронной музыки... через пятьдесят лет после Kraftwerk.

Крафтверк: футуризм 70-х

80-е и 90-е

Kraftwerk: Новое тысячелетие

Больше обзоров на альбомы можно найти на подсайте «О музыке». Чтобы послушать альбом целиком, не выходя из Телеграм, перейдите на мой канал.

4.5K4.5K показов
762762 открытия
11 репост
2 комментария

да уж, крафтверк это тема. двинули электронику в массы. да и особая атмосфера это не отнять

Ответить

Пробовал их послушать, кажутся примитивными. Ни о каком опередили и речи быть не может, тем более 50 лет, я говорю именно о звучании. Джованни Джорджо, фильм Midnight Express, 78 год, вот оно всё такое.

Ответить