Обзор Old World: возрождение ранних «Цивилизаций»

Перегруженное механиками так, как мало какая другая 4X-стратегия

Обзор Old World: возрождение ранних «Цивилизаций»

Сразу оговорюсь, что в этом материале я не буду разбирать Old World «от и до». Как и в случае с любой другой 4X-стратегией, это рискует превратиться в какой-то совсем гигантский текст. Речь пойдет, скорее, о том, почему Old World – это одна из главных стратегий последних лет. И почему она сделала то, на что у Firaxis не хватило желания в Civilization 6 – подарила новую жизнь жанру, некогда созданному Сидом Мейером. Хотя, безусловно, есть в ней и особенности, которые придутся по душе далеко не каждому.

О плюсах и минусах Od World, и о том, что она вообще из себя представляет. Поехали!

От авторов «того самого»

В последнее время при анонсах игр мы все чаще слышим от издателей, что уж этот-то проект – кого надо проект! От создателей «той самой игры». Слышали мы это и на этапе анонсов Old World. Ведь это проект не кого-нибудь, а от самого Сорена Джонсона, ведущего гейм-дизайнера Civilization IV (в Old World даже его портрет имеется). И не секрет, что именно «четверку» многие считают лучшей частью серии «цив» в принципе.

И, забегая вперед – нет, это не маркетинговый ход. Уже после первой сессии в OW ты понимаешь – вот же оно, то самое «перекрестье игровых механик», которое дарило нам ощущение погружения в этот мир альтернативной истории, небанальность и нелинейность развития, которая, порой, приводит к неожиданным игровым поворотам. Поясню, что я имею ввиду.

В Civilization 6, как мне кажется, разработчики пошли по пути оказуаливания игровых систем. Шестая «цива» намного более прямолинейна, чем ее предшественницы. Зачастую нет большой нужды развивать цивилизацию комплексно. Хочешь идти в религиозную победу – ставишь «священный район» и строишь соответствующие чудеса. Хочешь в научную – аналогично.

Обзор Old World: возрождение ранних «Цивилизаций»

Но дело в том, что в реальности ни одна цивилизация так не развивалась, и подобный подход просто убивает ощущение того, что ты действительно строишь государство – а для меня это всегда было главной причиной поиграть в «цивы». И как же не упомянуть визуал – когда выходила шестая «Цивилизация», игровые журналисты говорили нам, что, мол, ничего страшного, просто игра теперь выглядит как настолка. Но нет, Civilization 6 выглядит как мультик, а как хорошая настольная игра выглядит именно Old World.

Но хватит о творении Firaxis (шестая «цива» тоже по-своему хороша, хоть и упрощена) – вернемся к Old World.

Главный ресурс – это внимание

Мне всегда было трудно относить серию Civilization к жанру 4X. Да, она безусловно к нему относится, но нет в ней всех этих «надстроек» в виде царских семей, и многого другого, что имеется, например, в Imperator: Rome. Такого «синдрома таблицы в Excel». В Old World же всего этого в достатке. И поначалу даже опытному «цивилу» будет непросто разобраться в этом нагромождении систем, влияющих одна на другую.

Начнем с ресурсов. Они тут подразделяются на четыре основных типа. Первый – народно-хозяйственные. Камень, железо, дерево и еда. Еда нужна для появления новых граждан, которых можно будет сделать специалистами и получать бонусы от лесопилок и каменоломен (то есть получать еще больше ресурсов). Камень и дерево, как не трудно догадаться – основные строительные материалы, нужно строить очень много точек добычи, иначе всего этого будет отчаянно не хватать, особенно если «идешь» в чудеса света. Железо нужно для сильной армии. Кроме того, эти ресурсы, как и остальные, используются в политическом торге с другими фракциями.

Обзор Old World: возрождение ранних «Цивилизаций»

Второй тип – предметы роскоши. Ими, в частности, можно задабривать представителей важных для вас сил (об этом далее). Третий – «цивилизационные» ресурсы, наука, культура, соцкапитал и обучение. От уровня развития культуры зависит то, какие улучшения и здания будут доступны вашему городу в данный момент времени. С наукой понятно – изучаем технологии в большом дереве, как и в «циве». Соцкапитал – важнейший ресурс, который достаточно сложно накапливать. Он нужен в дипломатии, за его очки принимаются новые законы, назначаются наместники в города, строятся чудеса света – в общем к середине игры он нужен для любого «чиха». Обучение – военный ресурс, позволяет улучшать войска.

Четвертый ресурс самый интересный – это приказы. По сути, административные возможности вашего государства. Каждый ход их генерируется определенное количество. И они нужны для всего – вплоть до перемещения наших разведчиков. Надо сказать, довольно интересное и вполне логичное решение со стороны разработчиков.

Обзор Old World: возрождение ранних «Цивилизаций»

И, если с народно-хозяйственными ресурсами, приказами и предметами роскоши все понятно – просто накапливаешь их, и все – то с «цивилизационными» все совсем неочевидно. Модификаторов, способствующих их увеличению или сокращению, огромное количество. Придется вчитываться буквально в каждое всплывающее окошко, что несколько осложняется явно перегруженным интерфейсом.

И уже это можно назвать причиной того, почему Old World – намного больше 4X-стратегия, чем Civilization. Но не только.

Приятно познакомиться, царь

Есть в OW еще одна надстройка, она необязательна, ее можно отключать (тогда геймплей будет ближе к привычному, как в «циве»), но она достаточно сильно меняет игровой процесс. Это семьи. Уже при выборе фракции, мы видим, какие аристократические семьи будут ей доступны – воины, мастера, мудрецы, землевладельцы и т.д. Всего семьи четыре, и их набор у фракции уникален. Более того – реализовать в игре вы сможете лишь три из них, так что придется делать тактический выбор.

При закладке каждого нового города мы должны выбрать, какая семья в нем будет главенствовать. В зависимости от этого город сможет получать различные баффы – возможность покупать клетки территорий, получать более сильных юнитов, бонусы к науке и т.д. НО. Помимо этого есть целая мини-игра, посвященная хитросплетениями жизни представителей «голубой крови». Есть мы, то есть царь. Есть супруг (супруга). Естественно, появляются дети. Они очень важны, поскольку, если при смерти царя вдруг не окажется наследника – все, игра закончена.

Обзор Old World: возрождение ранних «Цивилизаций»

И есть окружающая сильнейших мира сего аристократия. Все друг с другом женятся, в том числе с представителями других фракций. Строят друг против друга интриги – вплоть до физического устранения претендентов на престол. Мы, безусловно, можем на все это влиять, но опосредованно – тем, как мы воспитываем своих отпрысков, кого и на какую должность назначаем, какие качества в своих приближенных поощряем – храбрость, харизму, любовь к наукам или разврату. Вариантов просто чудовищное количество, разбираться в этом можно очень долго.

На этом, кстати, в игре строятся и дипломатия с торговлей. Нельзя просто взять и предложить условным ассирийцам сделку – сперва нужно открыть определенную должность при дворе. Потом назначить на нее подходящего кандидата. А уже потом отправить его договариваться о торговле. Точно также можно влиять и на отношение к вам других фракций.

Таким же образом на очень многое в игре влияют и качества нашего лидера – тоже ведь человек, со своими слабостями. О них сейчас и поговорим.

Обзор Old World: возрождение ранних «Цивилизаций»

Пока в Old World восемь фракций – Рим, Персия, Египет, Вавилон, Греция, Ассирия, Хеттское царство и Карфаген. И нет, здесь нет однозначно «военных» или однозначно «научных» фракций – да, свои глобальные бонусы есть у всех, но в немалой степени курс развития в начале определяет лидер, будь то Филипп Македонский, Навуходоносор или царица Хатшепсут. И тип лидера можно менять при настройке параметров будущей игры, что делает ее достаточно гибкой.

Что касается побед, то здесь все достаточно прозрачно – можно выполнить определенное количество амбиций, глобальных задач, которые появляются по ходу игровой сессии. Выполнил все раньше оппонентов – все, ты молодец. Можно победить просто по очкам - если ты набрал определенное их количество раньше, чем другие. И, конечно же, можно просто всех захватить – но это реально только на маленьких и средних картах, на больших же займет слишком много времени.

Милая сердцу древность

Описанное выше – конечно, только верхушка айсберга. Механик в Old World так много, что разбираться в них, и в том, как они друг с другом взаимодействуют, кажется, можно бесконечно. И да, для кого-то это может стать жирным минусом, если нет желания тратить на игру настолько много времени.

Теперь пара слов о сеттинге. Как понятно из названия игры – здесь мы ограничены древним миром и античностью, с намеком на раннее средневековье. То есть всех этих сражений коней с вертолетами, которыми «грешила» Civilization вы тут не увидите. Да и вообще это интересный ход – оставить местом действия древность. Ведь не секрет, что в «циве» многим нравился именно этот, начальный период, он был очень атмосферным, и не перегруженным деталями. И в Old World эту атмосферность вывели на какой-то новый уровень – визуал, текстовое оформление всплывающих окон и музыка здесь выполнены на высоте. Ты действительно начинаешь верить в этот мир и отыгрывать роли своих персонажей. Однако геймплейно Old World к середине сессии тоже начинает сильно тормозить – как в плане механик, так и с точки зрения производительности. Что, опять же, роднит его с Civilization.

Подводя итог, Old World можно однозначно рекомендовать тем, кому нравились «Цивилизации» с первой по пятую. С «четверкой» ее объединяет взвешенный подход к не самым простым механикам, а с «пятеркой» - прекрасный визуал и оформление. Если же 4X-стратегии на вас производят отталкивающее впечатление, то лучше пройти мимо. Потому что с этой точки зрения Old World – это тяжелый античный танк, который переедет любого, кому лень под лупой разглядывать всплывающие отовсюду цифры.

Материал на нашем канале в "Дзен":

6161 показ
4.4K4.4K открытий
4 комментария

Неправда. Это нишевая криво слепленная несбалансированная инди игра (штат разработчиков примерно 4 человека включая девушку коммьюнити манагера).

Ответить

Зря вы так обманываете. Там десятки разработчиков. И местами игра выглядит очень качественно проработанной. Например интерфейс в игре очень хорош.

Ответить

Не знаете, а почему Стим пишет, что русский язык не поддерживается, если, судя по скриншотам, игра есть на русском?

Ответить

в данный момент русский язык вроде бы доступен только в тестовой версии игры. Нужно скачать в Стим именно "тест", и запускать, в настройках в UI включить русский язык. К концу июня разработчики обещали перевести русский уже в нормальную версию игры. Но по факту в "тесте" также можно играть уже

Ответить