Роза как символ тайны
И его влияние на культуру
Роза является символом древнегреческого бога Гарпократа, который происходит от древнеегипетского бога Гарпехрути, изображавшегося в виде ребенка с детской косичкой и пальцем правой руки у рта.
Считается, что греки не смогли воспринять египетские символы юности у сына Осириса и Исиды и в результате сделали Гарпократа богом молчания. Забавно, что спустя столько лет такая трактовка остается актуальной.
Уже в рамках древнегреческой традиции Эрос посвятил подаренную матерью розу Гарпократу, чтобы бог молчания покрывал завесой тайны отношения между возлюбленными.
Почитался Гарпократ и в древнем Риме, где роза на потолке банкетных залов символизировала, что сказанное под воздействием вина ("sub vino") должно оставаться в секрете ("sub rosa").
Впоследствии в Средневековье с аналогичной идеей розы изображались в комнатах для важных совещаний, а в 19 веке они популяризировались через викторианский стиль, потеряв изначальный идейный мотив.
В начале 17 века в Германии образовалось одно из наиболее известных тайных мистических обществ — Орден розы и креста — Розенкрейцеры. Основной в контексте данного общества является концепция наличия скрытых эзотерических истин, недоступных большинству. Оккультные идеи розенкрейцеров, формировавшиеся при этом в диалоге с христианским учением, впоследствии оказали значительное влияние на последующие тайные движения, такие как масонство.
В своей книге "О литературе" упоминал Розенкрейцеров и известный писатель Умберто Эко, а непосредственно с розой связано наиболее известное произведение автора — "Имя розы".
По заявлению самого Умберто Эко, роза в названии используется в первую очередь как чрезвычайно многозначный символ:
Заглавие "Имя розы" возникло почти случайно и подошло мне, потому что роза как символическая фигура до того насыщена смыслами, что смысла у нее почти нет: роза мистическая, и роза нежная жила не дольше розы, война Алой и Белой розы, роза есть роза есть роза есть роза, розенкрейцеры, роза пахнет розой, хоть розой назови ее, хоть нет, rosa fresca aulentissima. Название, как и задумано, дезориентирует читателя.
Тем не менее, сложно отрицать, что как раз восприятие розы как символа тайны наиболее перекликается с наполненным загадками произведением.