Война в средневековой поэме "Песнь о Роланде"

Война в средневековой поэме "Песнь о Роланде"

Да, то самое произведение, которое мы проходим в школе около 7-8 классов, как выдающийся пример средневековой эпической поэмы 11-12 веков. Именно тема войны будет центральной в этом отзыве.

Вкратце о сюжете. Повествование имеет весьма простую структуру - Карл Великий, император франков, возвращается домой во главе войска после завершения победоносной кампании в Испании. Граф Роланд, племянник Карла, возглавляет отряд, назначенный охранять тыл армии франков. Один из подданных Карла, некто Ганелон, предает франков и подстраивает гибель всего отряда Роланда от рук арабов/мавров в Битве в Ронсевальском ущелье. Услышав о гибели племянника, Карл возвращается с войском, побеждает арабов, а затем судит предателя Ганелона.

Итак, о войне и ценностях.

Война представлена в произведении чрезвычайно романтизированно, т.е. намеренно подчеркнуты ее героический и драматический аспекты, хотя элементы некоего нарочитого реализма также присутствуют. Например - описание жестокости гибели отдельных персонажей, в особенности - отрицательных.

Говоря о персонажах, я бы сказал, что их ассортимент представлен в очень поляризованном черно-белом диапазоне. Главные герои - сам Роланд, Карл Великий и несколько других знатных французов изображены доблестными и отважными героями, в то время, как их враги, в первую очередь - царь арабов Марсилий и французский предатель Ганелон - коварными и алчными злодеями. Так, например, если Карл, желая ободрить своих соратников, взывает к соображениям чести и верности, вождь арабов мотивирует своих воинов обещанием уделов и добычи, в частности - женщин. Ганелон, кроме того, также выступает и довольно мелочным негодяем - он обрекает Роланда вместе с его отрядом на гибель из-за некоей земельной распри с последним. Как показывает дальнейший ход событий, в чисто военном отношении, гибель Роланда с его отрядом не приносит тяжелого ущерба войску Карла, хотя драматичность этого события подчеркивается многократно на протяжении второй половины произведения.

Присутствуют, однако, и менее однозначные фигуры, как например, эмир Балигант, некий полумифический властитель Востока, который прибывает на выручку испанским арабам во главе грандиозного войска. Балигант - отважный и блистательный воин, единственным недостатком которого автор называет его языческую веру.

Пожалуй, центральным мотивом “Песни” выступают идеи верности и чести, что, конечно, неудивительно для феодального общества, в котором данная поэма формировалась и в котором она имела огромную популярность. Насколько можно судить, в таком обществе, построенном на иерархии личностных отношений, доверие играло огромную роль, а нарушение доверия - тяжелейшим преступлением. Так, например, центральным злодеем выступает не какой-либо вождь арабов, т.е. непосредственного военного противника главных героев, а француз-предатель Ганелон. Именно с его казнью сюжетное напряжение иссякает и повествование поэмы заканчивается.

Тем не менее, в одном эпизоде до безрассудства избыточная верность идеям “долга-и-чести” все же подвергается некоторому осуждению. Во время сражения в Ронсевальском ущелье Роланд упорно отвергает совет своего соратника Оливье позвать Карла на помощь, уступая только тогда, перспективы исхода боя становятся совершенно пессимистичными. Хотя автор мог представить этот бой, как героический подвиг вопреки трагическим обстоятельствам, он, устами Оливье, порицает Роланда за избыточную самонадеянность. Отмечу, что сам Оливье не изображен трусом, а храбро участвует в бою. Снова таки, для него, как положительного персонажа, соображения верности и чести оказываются выше тактической целесообразности и любых других.

Хотя в этике “Песни” справедливость также занимает важное место, все же она подчинена идеям верности и аристократической чести в первую очередь. Так, например, хотя вина Ганелона в предательстве Роланда и всего дела франков вполне очевидна, даже император бессилен наказать злодея без специального судебного поединка, в котором злодей имеет шанс “доказать” свою правоту в дуэли. Следуя логике произведения, Бог не допустит победы того, кто сражается не за правое дело. Такие рассуждения звучат не только применительно к дуэли, но также и к ряду столкновений в собственно военном контексте.

Такая логика порождает одно очень чуждое для современного читателя явление - если исход боя определяется высшей справедливой силой, следовательно, победитель, триумфально возвышаясь над трупом побежденного врага, может смело заявить “я проломил тебе голову, значит - я прав. И поделом тебе”.

Хотя, возможно, не такое уж и чуждое. Пожалуй, читая данное произведение в мирное время, я бы списал такую жестокость на некое “варварство” средневековья или других минувших эпох. Но, как показывают события наших дней, не следует утешать себя возвышенными убеждениями, что наш современный мир якобы давно оставил в прошлом догмат насилия, как средства решения проблем.

Кстати, касательно “средневековости” поэмы - ей присуща выраженная ксенофобия по религиозному признаку. Так, например, на стороне мусульман (обозначенных “язычниками”) в финальной битве оказываются практически все народы, за которыми в глазах средневекового европейца закрепился устойчивый образ не-христиан: от хананеян, персов и жителей Африки до авар, гуннов, печенегов, венгров и даже славян и армян.

Заключение

Безусловно, произведение имело огромную поэтическую ценность в свое время. Даже в переводе ощущается эстетика слога и ритма, чудесно соответствующих описываемым сюжетам. Однако, для современного читателя “Песнь о Роланде” читается, как чудовищная и безжалостная карикатура, которая за блистательным фасадом чести и доблести пренебрегает соображениями гуманистической морали. Только увидев напыщенность идеалов рыцарственности во время чтения “Песни”, я, пожалуй, наконец, понял, чем был вызван острый спрос на сатиру Сервантеса к рыцарству в его Дон Кихоте - как бы громко не звучали лозунги чести и как бы привлекательно не выглядела воинская удаль рыцарей-франков, за этими идеалами читатели уже не видели ценностей, на которых можно было строить продуктивное и гармоничное общество.

Возможно, в целях краткости, приведенные тезисы были несколько утрированы и не были приведены более сложные нюансы. В любом случае, буду очень рад узнать и ваше мнение или критику приведенных наблюдений. Если вы читали “Песню о Роланде” - буду очень рад узнать и ваше мнение.

22 показа
231231 открытие
1 комментарий

Я думаю не хватает музыки
https://youtu.be/ojCXzNVKmUE

Ответить