Почему Diablo IV - обман, но обмануться стоило того

Ну, да ладно, какой обман, мы с вами уже играли Cyberpunk на релизе, это был настоящий твист. Здесь скорее пригодится мудрость Аршавина про "Ваши ожидания — ваши проблемы". Мне казалось, что в играх такого жанра по дефолту есть какой-то набор обязательных вещей для ARPG, вроде глубокого эндгейма, но D4 игра совершенно не про это, хотя справедливо понравилась очень многим людям. Проблема ли это моих ожиданий или ошибка Метелицы?

В игре много табуреток, но сесть можно на каждую десятую. Да и зачем?
В игре много табуреток, но сесть можно на каждую десятую. Да и зачем?

Я очень люблю ARPG, это такой тип игр, в которых сам процесс игры не вызывает никакой сложности, а знание, при равенстве времени, является геймченджером. В такие игры часто начинают играть когда тело приближается к киберспортивной пенсии, а мышечной реакции начинает не хватать на треморные рывки в пиксель в CS:GO или тайминг нонтаргет скилов в мобах.

Моей первой игрой в жанре, как наверное и у многих людей моего поколения, была Diablo 2, со всем своим СНГ-шармом: пиратскими дисками, локальными серверами, гайдами в блокнотах и лайв-трейдом в компьютерном клубе. Потом я во что только не играл, но выход D3 окончательно влюбил меня в оранжевые лучики легендарок и ноубрейн райткликинг. Я поиграл практически во все значимые тайтлы, наиграл пару тысяч часов в POE, поигрываю на телефоне в Torchlight и в целом без завышенных ожиданий после пары бета-тестов ждал раннего релиза Diablo.

Наслаждение взлетом с 0 до 50

В первые 50 уровней D4 очаровывает: в ней есть все, чего так часто не хватает в подобных играх. Мрачный, полный страданий мирок с потрясающим ненавязчивым саундтреком, вполне цельная история со слегка странным, но достойным и в меру неожиданным финалом. Сайд квесты, в которых конечно присутствует собери пять грибов и убей сорок разбойников, но есть вполне запоминающиеся истории, редко со счастливым концом. Возможно, это первая игра за мою жизнь в которой зона с болотами мне понравилась и вообще она самая атмосферная в Санктуарии. Сама игра полна драматизма и если вы не настолько глупы, чтобы брать друида первым персонажем (just kidding, но у друидов баланс в начале страдает), то вас ждет насыщенное приключение без каких-либо проблем. И построение билда и итемизация устроены таким образом, что в целом что-то сделать неправильно практически невозможно.

Метелица даже научилась не делать подземелий с тупиками
Метелица даже научилась не делать подземелий с тупиками

Билды

Все умения хорошо работают друг с другом в любых комбинациях, а пара легендарных аспектов под ваши скилы во время прокачки сделают из вас Джона Уика. В любой момент до появления парагона билды и абилки можно легко менять, экспериментировать и кайфовать от того, что все работает.

Открытый мир

Разнообразие хорошо показывает себя в паре со скейлингом зон: можно идти практически куда угодно, пылесосить любой контент, а игра мягко вам будет намекать на каких лвлах лучше продолжать кампанию, оставляя вам право и возможность просто ее зарашить. Мелкие ивенты и подвалы сдизайнены таким образом, что не могут вам надоесть до 50 уровня, а иногда можно просто словить халявный сундук, забежав в последние секунды ивента. Прелести ММО-составляющей!

В игре есть ачивка убить всех мирных животных, донатившим на Кокоса лучше не играть
В игре есть ачивка убить всех мирных животных, донатившим на Кокоса лучше не играть

В игре до 50 уровня с трудом можно найти какие-то недостатки, в этот момент она соответствует всем 8+/10 отзывам, а затем парой скромных тултипов приглашает нас в еще более открывшийся мир D4.

Мы находимся на высоте 8,5 баллов метакритика, полет нормальный: 50 -70

Это совершенно другая игра: по сути в вас бросают несколько новых активностей и перестают вести за ручку. Пришло время поднять сложности игры и вкусить прелести беспощадного гринда: открыть всю карту, собрать все статуи, собрать нужные для билда аспекты с инстов и как говорил Барни: Suit up! В это время начинают появляться глобал ивенты, можно даже заглянуть в PVP-зону и отдать там пару своих ушей(и жизнь если вы на хардкоре). Шмотки меняются быстрее, чем фармится голда и реагенты на реролы, так что у вас всегда будет занятие и мотивация. Самое главное появляется это ощущение — хочется успеть везде все и сразу.

Квадратные лепесточки моей ноутбучной 1060
Квадратные лепесточки моей ноутбучной 1060

Этот период игры уже медленно вскрывает мираж близов, но проблемы с комфортом перебиваются разнообразием занятий, примерно сходных по эффективности: фармить сундучки с дерева, бегать по ивентам и собирать валюту на ролл шмоток, пробовать первые nightmare-подземелья.

К этому моменту ваш билд уже должен работать, все аспекты на своих местах, единственное к чему у вас нет доступа — следующему тиру предметов(больше статов) и уникальным вещам, которые падают только с 4-го тира. С приближением 70-го можно пройти очередное кап-подземелье и сделать рывок к последней сложности и минимальному уровню мобов 73 уровня.

Жесткая посадка: 70-100

Тут очень красивая казуальная коробочка близов рассыпается, а народ идет ревью бомбить. То, что должно начаться на 70-ом лвле — на нем по сути заканчивается. В игре не остается целей, кроме как потихоньку гриндить экспу — за следующие 20 уровней я сменил два предмета и скромно тыкал очки парагона к ближайшему глифу.
Сначала я хотел написать очень большой список того, что не хватает игре: QoL, повышенного капа итемлвла, но во-первых это вряд ли будет интересно читать кому-то кроме людей чувствующих смежные проблемы, а во-вторых ютуб уже забит подобными роликами.

Скалирование – самый неоднозначный аспект игры

Kripparrian в своем видео шутил, что вы просыпаетесь в пещере первым лвлом, убиваете пару монстров, получаете свой первый скилл и на третьем уровне со скила можете убить медведя ваншотом. С этого момента вы никогда больше не сможете это сделать, пока не закончится скалирование мира(95 уровень). Тот же самый сраный медведь вне зависимости от роллов ваших аспектов или удачи будет гораздо более живучим, чем 90+ лвлов назад. С каждым новым лвлом вы становитесь слабее и добираете разницу экипировкой. Проблема в том, что на 70 лвле это заканчивается, но вы уже настолько сильнее окружающей среды, что это не важно.

Основная проблема Blizzard — желание изобрести велосипед и наступить на грабли, которые преодолела предыдущая часть игры.

Приведу два примера:

В игре есть маунт, очевидная задача которого ускорять перемещение от вэйпоинта к какой-то цели в локации. Маунт это замечательно, у него какие-то три странных стакающихся ускорения и это хорошо: есть что потыкать пока летишь к цели. Но вот какой разработчик, переигравший в RDR, решил что лететь на маунте через пол локации и наткнуться на проход в котором мобы построили баррикаду — это весело?! Конь не рушит преграду и не перепрыгивает ее, а неловко топчется в ожидании пока мобы сбросят игрока. В чем смысл в ARPG слететь с коня и потратить 10 секунд на убийство пары белых разбойников или скелетов? Кто решил, что это классно и зачем?

Жаль мой конь не канатоходец
Жаль мой конь не канатоходец

В Diablo не было этого странного желания разработчиков засунуть игрока в хаб/дом и засыпать это все косметикой(ставлю сотку в ближайшие четыре сезона — появится). При телепорте вы попадали в столицу текущего акта, как и в D4. У меня всегда был любимый город(обычно в котором вендоры расположены поудобнее) Но вот кто, кто это человек, который такой — а давайте запретим использовать мувмент скилы в городе. Даже у сраного коня не работает ускорение, а кому помешали все эти блинки и телепорты… При этом города ужасно неудобны для примитивных действий, когда надо обновить экипировку приходиться по кругу носиться между вендорами преодолевая всякие лестницы в здании к сундуку.

За всем этим стоят все проблемы, решенные в прошлой части: ограниченный инвентарь, кап ресурсов, сундук без фильтров и лимитированные вкладки. Игроки всерьез создают себе персонажей — мулов, чтобы хранить все фласки и аспекты в игре за 80$. Будто у них в разработке не было ни одного типа, кто такой “поцаны, камни крафтящиеся один раз за сезон и забивающие слоты в инвентаре — полная херня.”

Кнопка "распылить все есть", а кнопку "продать все" - еще не изобрели
Кнопка "распылить все есть", а кнопку "продать все" - еще не изобрели

Близы уперли весь эндгейм в экспу, делая сейчас все, что бы люди просто бегали по очереди 30 кошмарных подземелий. В игре просто нет больше ничего кроме медленно растущей полоски опыта, а на горизонте 100 уровня ждет единственный убер-босс. Для меня эндгейм в таких играх хорош тем, что ты постоянно бежишь к какой-то “мечте” и ее прелесть в недостижимости: всегда есть какой-то предмет чуть лучше твоего, какой-то контент который твой билд не тянет, какой-то босс, которого приходится траить или фармить в надежде на лаки-дроп. В D4 этого нет, начиная с ±70 уровня в игре абсолютно нет никакой идеи, кроме прибавления очередных пяти статов в парагоне(который тоже отличная идея с ублюдским дизайном и юзабилити). В контенте твоего уровня нет никакого челленджа, а в контенте уровнем сильно выше — нет никакого смысла.

Любимое развлечение  - рольнуть меч за семь миллионов
Любимое развлечение  - рольнуть меч за семь миллионов

Итоги нашего полета:

Diablo 4 — очень хорошая игра, которую надо было закончить на 75 уровне и пообещать насыпать много эндгейм контента в первом сезоне. Удовольствие от первых десятков часов, гладкого релиза, взаимодействия абилок, бутчера в инстах стоит своих денег и мне кажется близы могли спокойно не устраивать это эндгейм-послевкусие, в котором ты уныло плетешься к завышенному лвл капу. В погоне за ретеншном игру искусственно растянули и в итоге малозаметные до этого проблемы становятся мультипликатором ощущения бессмысленности последних 25-30 уровней.

Мне хочется думать, что это не проблема моих ожиданий, а недоработка разработчиков. Хотя с другой стороны, я ждал с опасением худшего и просто разочаровался в одном единственном аспекте игры, к сожалению, самом важным для себя, но путешествие к разочарованию мне понравилось. А вам как?

2929
44 комментария

Со многим полностью согласен. Но в целом я не переживаю как-то, эндгейм-контент начнут завозить в сезонах. Правда, сразу стоит настроиться, что «как в пое» точно не будет даже на 20%. Но в любом случае будет интересно.

Мне интересно прокачивать свой билд, даже без больших целей на горизонте как в том же пое. Когда надоест, то просто прекращу играть до следующего апдейта.

Кстати, дропнула сегодня броня для коня, просто поделюсь)

7
Ответить

А какой енд гейм в пое? И можешь кратко написать чем он лучше в диабло?
Думаешь, что пое 2 будет намного интереснее диабло 4?

Ответить

Я конечно уверен, что бюджета им хватит не делать сезонов с удвоенными гоблинами в качестве основной фишки, но и на 5% от POE не рассчитываю. Сезон скоро, посмотрим:) Но честно говоря слабо представляю в текущем формате забег к 100 уровню по второму разу, если не будет какой-то альтернативы данжам.

Броня кайф, очень приятно что какая-то косметика падает, но вот блин тоже могли бы ей редкость уникальную дать, мне кажется я оставил на земле очень много коней, пока не понял, что они белые:)

1
Ответить

Грангер, какую печать максимально закрыл на 81 лвл?

Ответить

По началу игра нравилась, но чем дольше играл, тем больше ловил д3 вайба… а д3 я не люблю. Пробежали с друзьями сюжетку, пофармили чуток карту и на 55 уровне игра утомила. Желания играть больше нет, даже за другие классы. Можно сказать разочаровался в игре. Еще всю силу и билдостроение запихнули в предметы, данный ход мне не понравился, изначально они обещали иное. Геймплей чистенький, это да. Крошить монстров приятно. Визуально считаю рескин д2 более удачным и атмосферным.

7
Ответить

Ну она точно правопреемница предыдущей части во многом, хотя мне кажется билдостроение все таки комбинация легендарных аспектов и скилов, что делает систему адаптивной:)

Ответить

Обзор/мнение отличное, в 10 раз лучше чем у кортеза. Не согласен только с парагоном (мне прям он нравится). Для себя пока поставил цель заперфектить свой билд и пока работает, игра не отпускает (а ну и выбить шако конечно). В остальном, ждём сезон и новый контент. Даже уже то что на последнем стриме пообещали разрабы воодушевляет , что игру будут поддерживать как надо.

2
Ответить