С чего начинается Родина: «Белфаст» — слабо рассказанная история детства на фоне серьезных социальных потрясений

Девятилетний Бадди (Джуд Хилл) растет в полной любящей семье: мама, папа, старший брат и бабушка с дедушкой. Спокойный и счастливый ход детства нарушают уличные беспорядки, когда группы протестантов нападают на дома католиков в 60-е годы в Северной Ирландии.

С чего начинается Родина: «Белфаст» — слабо рассказанная история детства на фоне серьезных социальных потрясений

Именно тогда Бадди (его глазами мы смотрим на происходящие события) впервые сталкивается с трудностями мира взрослых, именно тогда его привычная спокойная детская жизнь на маленькой улице, где все всех знают, нарушается. Семье мальчика предстоит трудный выбор: остаться дома или переехать в Англию.

Однако сама суть этих уличных беспорядков для людей, никогда не интересовавшихся Ирландией, остается непонятной. Ясно, что главное здесь не потасовки, а реакция на них ребенка. Но все же то, как режиссер фильма Кеннет Брана решил показать то главное, что переворачивает мир Бадди с ног на голову, оставляет вопросы.

Не совсем ясно здесь и черно-белое цветовое решение. Какую роль оно здесь играет? В операторской работе нет каких-то особых изысков, нет игры света, когда черно-белая картинка могла бы чисто визуально усилить красоту кадра, сделав его более насыщенным. Возможно Брана таким образом хотел показать, что действие происходит десятилетия назад, но такая прямолинейная стилизация, не слишком ли это банальный прием?

С чего начинается Родина: «Белфаст» — слабо рассказанная история детства на фоне серьезных социальных потрясений

В фильме есть действительно трогательные моменты, потому что их не может не быть в фильме про детство (наверно?). Вместе с Бадди мы с нетерпением ждем папу с работы, ходим в кино, проводим время после школы в доме бабушки и дедушки, первый раз влюбляемся. Первый раз думаем над тем, какую дорогу выбрать — "хорошую" или "плохую". Брана даже пытается поднять такие важные вопросы как национальное самоопределение (когда главный герой протестует против переезда в Англию, потому что не хочет, чтобы над ним смеялись из-за его ирландского акцента); религиозная принадлежность (не является проблемой то, что он, протестант, влюбился в девочку-католичку?), но все это передано слишком поверхностно, из-за чего фильм получается сырым. Даже та самая улица с баррикадами, где живет семья Бадди, выглядит слишком театрально.

Из сильных сторон у «Белфаста» — актерский состав. Очаровательный дебютант Джуд Хилл, красивые Джейми Дорнан и Катрина Балф, играющие его родителей, великолепная Джуди Денч и Киран Хайндс в роли бабушки и дедушки. Вообще, этот тандем Денч-Хайндс здесь не только часть семьи, но и воплощение чего-то монументального, уходящего в прошлое (возможно, Родины в общем смысле), то есть скорее образ, чем реальные участники действия. Кстати именно Денч принадлежат самые важные слова в конце фильма.

Этой ленте не хватает глубины: она зависла между частной трогательной историей начала взросления и фоном общей драмы о жизненном выборе, не охватывая в полной мере ни одну из сторон. Эти два пласта фильма не взаимодействуют друг с другом, а существуют параллельно. Кеннет Брана снял кино для себя и про себя (режиссер говорил, что в основе лежат его собственные детские воспоминания). И в целом в этом нет ничего плохого, при условии, что удовольствие от просмотра получает не только режиссер, но и зрители. Ему не удалось использовать драматически богатый материал, чтобы создать многогранное и сильное кино.

Тем страннее выглядят аж целых 7 номинаций на "Оскар", включая номинацию за лучший фильм. Но получить удалось только одну статуэтку - за лучший сценарий.

У "Белфаста" были все шансы на то, чтобы стать эмоциональным личным кино, но что-то явно пошло не так.

55 показов
6262 открытия
Начать дискуссию