Atomic Heart — шедевр сценарного искусства

На игру уже написана куча отзывов, но я предлагаю сделать кое-что интереснее. В этом посте будет текстовая транскрипция одной из катсцен. Я вам предлагаю прочитать “дамп сценария” и поразмышлять со мной, что же там такого интересного и действительно ли Atomic Heart обладает продуманным сюжетом и хорошими персонажами. Спойлер: Нет.

Atomic Heart — шедевр сценарного искусства

Ремарками я буду отображать то, что происходит в сцене (без отсебятины. т.е. так, как бы написал любой геймдизайнер этой игры).

Ремарка: Герой заходит в пустую комнату, в которой ничего не происходит.

Глав. герой: «Что-то не так».

Ремарка: Потолок пробивает гигантский механический червь. Он угрожающе «смотрит» на глав героя, после чего пробивает пол комнаты. Глав герой, хватаясь за обломки стен/пола, падает вниз. На глав героя сверху падает потолок и он теряет сознание.

Ремарка: Смена сцены. Глав герой приходит в сознание в какой-то комнате, где на полу лежит раненый человек. Глав героя будит девушка.

Девушка: «Солдат, проснись».

Глав герой: «Аргх…»

Девушка: «Супер, еще чуть-чуть. Ты как?»

Глав герой: «В норме».

Ремарка: Девушка показывает глав герою четыре пальца.

Девушка: «Сколько пальцев видишь?»

Глав герой: «Ч-четыре».

Девушка: «Отлично. Вставай! Мне нужна твоя помощь».

Ремарка: Девушка отходит от глав героя на два метра и приседает перед мужчиной на полу, который сильно истекает кровью (рана на груди). В комнате также есть другой мужчина, который сидит на стуле и крутит головой в разные стороны как душевнобольной.

Ремарка: Глав герой встает на ноги.

Глав герой: «Аргх...»

Ремарка: Девушка прижимает руками рану на груди у мужчины. На стене рядом есть брызги крови и кровавые отпечатки руки (кровь принадлежит мужчине, т. к. он от боли хватался за все что есть рядом).

Глав герой: «Это еще кто двое такие?»

Девушка: «Мы принесли тебя сюда. Зажми рану. Зажми. Это на твоей совести».

Глав герой (обращаясь к девушке): «А ты еще кто?»

Ремарка: Глав герой подходит к мужчине и зажимает рану на груди. Девушка кладет свои руки на голову мужчине.

Девушка: «Врач».

Глав герой: «А имя у тебя есть?»

Девушка: «Сейчас мне не до любезностей!»

Ремарка: Из груди мужчины в сторону глав героя фонтанирует кровь.

Глав герой: «Ох ты ж…»

Ремарка: Девушка показывает куда-то в отдаление рукой.

Девушка: «Зажим. Зажим, зажим, зажим, принеси там!»

Ремарка: Глав герой быстро поднимается с пола, идет к столу и рыскает в поисках зажима в металлической коробочке. На столе также лежит капсула с нейрополимером.

Глав герой: «Сейчас! А это здесь откуда?»

Ремарка: Глав герой ненадолго берет в руку капсулу с нейрополимером.

Девушка: «Быстрее, ну что копаешься?»

Ремарка: Глав герой с зажимом подходит к мужчине. Девушка забирает медицинский предмет.

Глав герой: «Неройполимерная капсула?»

Девушка: «Она не нужна!»

Ремарка: Девушка копается с зажимом. Глав герой продолжает зажимать рану на груди мужчине.

Глав герой: «Так как зовут тебя, док?»

Девушка: «Я Лариса! Много вопросов!»

Глав герой: «Так, ладно, держи тут всё сама — справишься».

Ремарка: Глав герой отходит от истекающего кровью мужчины и бросается к столу с нейрополимерной капсулой.

Девушка: «Куда, куда? Она бесполезна! Нет оборудования!»

Ремарка: Глав герой берет капсулу и поглощает нейрополимер из нее через свою специальную перчатку.

Глав герой: «Уже есть! Отлично! Хоть что-то вовремя!»

Девушка: «Что ты сделал?»

Глав герой: «Много вопросов задаешь».

Ремарка: В комнату, выбивая дверь, врывается робот-лукашенко с глазами-лазерами. Лукашенко прорезает лазером кровать рядом.

Глав герой: «Пригнись!»

Глав герой: «Лариса?!»

Ремарка: Второй солдат, который все это время сидел на стуле, с криком поднимается и пытается сбежать.

Второй солдат: «Нет! Я не хочу умирать!»

Ремарка: Лукашенко разрезает лазером второго солдата пополам. Затем лукашенко подбегает к глав герою и пугает его своим раздвигающимся механическим лицом. Лукашеко хватает глав героя и выкидывает его за шкирку в другую комнату.

Глав герой: «Охренеть! Надо избегать луча!»

Ремарка: Лукашенко идет в другую комнату за глав героем. Проход в комнату с Ларисой заваливается падающим потолком.

Ремарка: Непродолжительный бой глав героя с роботом-лукашенко.

Глав герой: «Отбегалась, железка долбаная».

Ремарка: Глав герой обращается к своей перчатке.

Глав герой: «ХРАЗ! Куда ведет шахта, в которую уползла Лариса?»

Перчатка: «Сложно прогнозировать. Вентиляционная система имеет очень разветвленную структуру».

Глав герой: «Ладно, с этим разберемся позже».

Если вам показалось, что диалог глав героя и Ларисы напоминает переговоры двух душевнобольных, то… вам не показалось. И нет, я не изменил ни слова в данной транскрипции. Можете открыть любое видео с летсплеем и увидеть, что всё именно так, как я отписал в тексте.

Но, прежде чем я объясню, почему данная сцена написана сценаристами/геймдизайнерами так, как она написана, давайте разберем, что же с этой сценой не так и можно ли ее исправить.

Что со сценой не так?

Итак, некая Лариса говорит, что глав героя притащила в комнату она и второй мужчина (который сидит на стуле в шоке). Лариса будит глав героя и просит помочь с первым мужчиной, у которого сильное кровотечение в груди.

Тут возникает первый вопрос: если второй мужчина был достаточно вменяем, чтоб помочь притащить первого мужчину и глав героя в комнату, то почему он не мог помочь Ларисе зажать рану? Первый мужчина явно при смерти, он оставил кровавые отпечатки на стене. Так зачем же Лариса будит глав героя и просит о помощи, когда можно было не тратить драгоценное время и либо попытаться сделать всё самой (вероятность того, что глав герой быстро придет в себя и сразу начнет помогать — невелика. он мог бы и не прийти в себя) или же она могла накричать на второго мужчину (который в сознании) и заставить его надавить на рану первому мужчине? Да, второй мужчина явно ведет себя неадекватно, но ведь он же помог притащить уже двоих людей! Значит, его кукуха еще не полностью отъехала и он может быть полезен.

Второй вопрос, который должен был возникнуть у игрока при прохождении: почему глав герой так отчаянно пытается узнать имя девушки, хотя на его глазах умирает мужчина, которому нужна помощь (т.е. всякие посторонние разговоры точно могут подождать)?

И третий вопрос: почему глав герой вдруг забеспокоился о Ларисе, после победы над роботом-лукашенко? В сцене с нейрополимерной капсулой он уже показал, что ему плевать на людей. Вместо того, чтоб помочь умирающему мужчине, он бросает Ларисе “сама справишься” и рысью мчится к столу поглощать нейрополимер перчаткой, чтоб восстановить свое здоровье.

Ну… На третий вопрос можно дать шуточный ответ. Всё дело в том, что корма у Ларисы такая же необъятная, как у Ким Кардашьян=) А вот умирающий мужчина такими выдающимися способностями не обладал.

Итак. Три вопроса, но у всех них есть один простой ответ. И нет, проблема не в том, что герой или Лариса немного не в себе после начала нападения роботов. Контузией и шоком такое поведение тоже не объяснить и это будет натягиванием совы на глобус, ведь…

В сценах ранее глав герой и другие персонажи вели себя не менее алогично. Одна сцена ранее с бабой Зиной, которая расстреливала из автомата роботов (а сама заставила героя крутить рукой ключик), чего стоит.

Баба Зина, как и Лариса, появилась ненадолго. Игроку тоже неизвестна ее текущая судьба. Но, почему-то, глав героя беспокоит больше Лариса, которая в относительно безопасной вентиляции, чем баба Зина, которая осталась на поверхности и на которую со всех сторон нападали роботы.

Так что же с этой сценой не так? Почему диалоги глупые, а поведение героев странное?

Ответ прост. Главный герой, Лариса и двое мужчин являются классическими сценарными картонками.

Персонажи в данной игре выполняют роль реквизита. У них нет внутренней логики, нет стремлений, желаний или характера. Они выполняют ровно те действия, которые для них прописал геймдизайнер/сценарист.

Геймдизайнеру нужно, чтоб в данной сцене игрок узнал имя девушки? Глав герой будет как умственно отсталый допытываться про имя. Нужно, чтоб игрок понял, что Лариса толковый врач? Лариса будет просить зажим у свеже разбуженного героя. Геймдизайнер хочет, чтоб всю сцену с приведением в чувство умирающего мужчины увидел игрок? Лариса разбудит глав героя и потребует помощи и плевать на то, что в комнате есть второй мужчина или что нет смысла терять время и будить глав героя. Сценарист хочет показать зарождающийся романтический интерес к Ларисе у глав героя? Глав герой поинтересуется у перчатки про вентиляцию. И чхать на то, что ранее глав героя не волновала та же баба Зина или что глав герой как угорелый не пытался произвести впечатление на Ларису помогая ей спасти мужчину, а кинул хамское “сама справишься” и побежал восстанавливать себя с помощью капсулы (хотя логики для поглощения нейрополимера в данной сцене не было! глав герой после пробуждения чувствовал себя хорошо).

И это я разобрал только одну сцену. Но даже по ней видно, что вычиткой никто не занимался. Не было никого в компании, кто бы прочитал этот бред и сказал бы “Черт! Да мы же делаем вырезки из картона! Персонажи неживые и нелогичные, а развитие сюжета странное!”

Это просто какой-то “Прометей” Ридли Скотта от игростроения.

Прежде, чем я объясню, почему никто в компании не исправил эти странности и почему при всем при этом игра продается хорошо, давайте все-таки подправим сцену с Ларисой и, придерживаясь геймдизайнерских необходимостей скормить игроку нужные сведения, избавим героев от картона в крови.

Как бы выглядела катсцена, если бы её писали те, кто ранее уже делал сценарии/рассказы?

1. Глав герой не говорит о пустой комнате, что в ней что-то не так. Стены начинают трястись и только после этого герой может отпустить комментарий. Далее появляется червь, провал потолка/пола, герой теряет сознание.

2. Герой сам приходит в себя и видит, что в комнате девушка и двое мужчин. Никто не ранен. Они обсуждают ситуацию.

3. Т.к. нам уже показали, что потолки обваливаются из-за червя, пусть в комнате начнут трястись стены и упадет плита сверху и оттяпает/сломает одному из мужчин руку (или как-то еще ему повредит). Можно добавить крови и криков.

4. Раненный мужчина кричит “Лариса! А-а-а! Помоги!”

5. Девушка подбегает к мужчине и пытается ему помочь. Она выкрикивает: “Плита! Кто-нибудь, сдвиньте эту чертовую плиту!” или “Нужно ему помочь! Ищите бинты и аптечки!” и пытается остановить кровь.

6. Глав герой может помочь. Второй мужчина может в это время всё так же продолжать сидеть на стуле и сходить с ума или заняться поиском аптечки (это не имеет значения. он всё равно статист).

7. Пока первый мужчина кричит от боли, в комнату врывается робот-лукашенко и своими лазерными глазами перерезает первого и второго мужчину.

8. Лариса сбегает. Начинается бой меж глав героем и роботом в другой комнате, после обвала в первой.

9. После победы глав герой говорит “Надеюсь, с той девчонкой все в порядке”, на что перчатка замечает “Лариса смогла забежать в вентиляцию и там явно гораздо безопаснее, чем тут в коридорах”.

Как и в оригинальном сценарии, в переписанной сцене игрок узнает имя Ларисы. Он также узнает, что она как минимум обладает базовыми знаниями в помощи при ранении. О том, что она врач, можно вскользь упомянуть или в разговоре до падения потолка и сломанной руки или уже много позже, когда глав герой снова встретится с Ларисой.

Как и в оригинале, статисты быстро убраны из сценария. То что один из мужчин знает имя Ларисы можно объяснить тем, что либо они вместе работают, либо он ее знакомый. Это значения не имеет для статиста.

Я специально на скорости 0.75 пересмотрел момент, когда Лариса убегает в шахту, ведь во время прохождения я вообще не понял, как герой узнал, что она в вентиляции. Дело в том, что ее “побег” это буквально секунды экранного времени, как она где-то ныкается! Я вообще считал, что она тупо забилась в угол, т.к. эта микросцена происходит не в фокусе зрения глав героя, а игрок вообще отвлечен нападением робота!

После переписывания сцены же, уже не глав герой говорит о вентиляции (он мог это видеть только мельком и боковым зрением), а перчатка, которая через нейрополимер в глазах героя могла заметить побег Ларисы.

Итого: логика персонажей и мира починена. И этого достичь было очень просто.

Но если так просто было всё исправить, то…

Почему герои — картонки? Почему никто не исправил сценарий? Почему “пипл хавает”?

И снова ответ очень прост. Atomic Heart это “аттракцион”. Для игр-аттракционов, как и для фильмов-аттракционов, важнее быстрая смена декораций и ситуаций, чтоб зритель ни в коем случае не заскучал. Мотивации героев, логика — всё это не имеет значения.

Характеры героев и их внутренняя логика принятия решений прогибаются под необходимость сценария. Они пластичны и не важны.

Именно по этой причине развитие сюжета превращается в сумбур. Так почему же игру не забросали тухлыми помидорами?

Во-первых, игра не могла провалиться. Это все равно что спросить, почему очередной зрелищный и пустой фильм от Марвел не провалился, или почему мегаклип “Прометей” Ридли Скотта имеет гордое название “фильм”. Короче, это как искать художественную ценность в книжках-аттракционах от Стефани Майер (если кто-то забыл: “Сумерки”).

Аттракционы практически никогда не проваливаются, т.к. они они содержат то, что люди готовы есть тоннами под пиво — зрелищность и, как говорят Уэс и Флинн, ”Взры-ы-ы-вы-ы-ы!!!!”. Фансервис в виде металлических сисек двух Юлий Тимошенок не дадут соврать.

Во-вторых, игра обладает очень сильным концептом и неплохим визуальным стилем. Музыка также играет на атмосферу.

На DTF как-то была статья про производственный ад в Mundfish и, похоже, она на 100% правдива. Во всяком случае, я при своем коротком прохождении увидел, что разрабы склеили из классных задумок эдакого монстра Франкенштейна. По отдельности всё супер, но если задуматься и сложить вместе — сиквел “Прометея”.

Как мне кажется, нарративом и прописыванием диалогов занимались люди, которые не смогли родить даже рассказ на 10-20 страниц с 100-200 лайками мимокрокодилов. А вычиткой финального варианта текста если и занимались, то это делали те, кто четко осознавал, что эта игра аттракцион и что на диалоги/сюжет всем будет положить. Это не плохо, но и не хорошо. Это просто есть.

Понравилась ли мне игра?

После данной сцены с Ларисой я не выдержал концентрацию кринжатины и оформил возврат средств в Steam. У меня так сгорело седалище от неадекватности на экране, что я матерился весь день.

Может, я слишком переборчивый стал. Может, после того, как начал сам писать фички/рассказы и даже клепать свои игровые поделки на Unity, я стал лучше замечать сценарные огрехи. Хз. Но факт в том, что по трейлерам мне продавали реинкарнацию Биошока, а я получил очередной марвел-аттракцион про капитана Матерщинника.

P.S.: На аттракционную суть игры особо указывает то, что длительность сцены знакомства с Ларисой (от пробивания червем потолка и до вопроса о вентиляции у перчатки) составляет аж 2.5 минуты! И это вместе с боем. Без понятия как остальные игроки, но я просто не успевал за происходящим на экране.

P.P.S.: Да, спонсор данного поста мой горящий пердак. Я бы мог и далее разбирать сцены и тыкать на плохие сценарные приемы, но если я так буду делать, то мне и 100 страниц не хватит. И эт только для первого (и единственного) часа моего прохождения. Что там дальше мне даже думать не хочется. Скорее всего, “Мрак, парниша!”

3939
20 комментариев

со всем согласен. к кринжовым диалогам еще добавляется ужасная озвучка. мог играть только с перерывами и то хватило на пару часов. мозг такого идиотизма не смог выдержать

11

Я чуть было не нажал на кнопку дизлайка за название поста.

7

ну... кликбейт он такой=)

Забей, Атомик Хартс - это хрючево, на надо сильно напрягать голову при прохождении.

5

даже если не напрягать, то... в игре же есть быдло-ГГ и бесячая незамолкающая перчатка. они же не затыкаются. психотронное оружие просто какое-то

9

За логику конечно докапываться до игр это странно, но то что у сценариста словесный понос - это точно.
Герои из-за этого не затыкаются, а диалоги можно было урезать в три раза без вреда для сюжета.
Вообще было бы неплохо чтобы над сценаристом стояла училка с линейкой и била ею по пальцам, когда он опять вкладывает в уста героя сложносочиненное предложение третий раз за минуту хронометража.

4

ну если не докапываться до обоснования действий персонажей в произведениях, то все бы писали что-то похожее на "сумерки"=)
имхо, но везде должен быть минимальный обоснуй. а то так получается, что глав герой выглядит как нормальный человек, а не как псих, допытываясь у ларисы как ее зовут.