{"id":3824,"url":"\/distributions\/3824\/click?bit=1&hash=a0d33ab5520cacbcd921c07a49fc8ac5b78623b57936b992ce15c804b99210d4","title":"\u041a\u0430\u043a\u0443\u044e \u0440\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0443 \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u0434\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430 DTF \u0438 \u043a\u0442\u043e \u0435\u0451 \u0443\u0432\u0438\u0434\u0438\u0442","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"75ec9ef4-cad0-549d-bbed-1482dc44e8ee","isPaidAndBannersEnabled":false}
Wonderful Semen

Disco Elysium как способ найти себя

Время настоящего Диско.

Disco Elysium — ролевая игра или, как более угодней, детективный роман. Вот уже два года подряд игра получает высшие награды, игроки ликуют и отдают почести столь необычному проекту. Так ли он необычен, что же это за сногсшибательный детектив — этим я и решил озадачиться в начале декабря, когда руки всё же дотянулись.

Каково же было моё удивление, что первая игровая сессия длилась целых 6 часов. В последний раз такое происходило ближе к концу лета, когда вышло DLC для Ghost Of Tsushima. С каждым последующим часом мозг плыл всё сильнее:

Текст…
Текст…
Слишком много текста!

Я не из любителей медитативного чтения. Все и так прекрасно понимают, что читать — это не весело.

Мы хотели, чтобы вы не заметили, что читаете. Это самая важная часть того, как делать книги интересными. Чтение доставляет удовольствие только тогда, когда вы забываете, что читаете, потому что чтение — это не весело. Никто, *****, не хочет читать.

Роберт Курвиц
геймдизайнер и сценарист Disco Elysium

Но смесь специфического визуала и великолепного музыкального сопровождения, приправленные детективной историей, — всё это сложилось в великолепную картину под названием Disco Elysium. Да, это та самая игра, где, сложив все слова воедино на бумаге, получится целый роман. На этот роман у меня ушло порядка 30 часов, так, к слову.

Элизиум ждёт тебя

Игра встречает наводящими мыслями главного героя. Сюрприз — у него амнезия! Он ничего не помнит: ни своего имени, ни собственной профессии, ни окружающих его людей — ничего. Совсем ничего. Даже забыл, что такое деньги. Таким незаурядным путём игрока проще ввести в повествование.
Игрок ничего не знает, персонаж ничего не знает.

Главный герой очухивается на полу своего разбитого номера... Disco Elysium

Прежде чем приступить к истории, необходимо создать образ персонажа. В меню представлено три сбалансированных шаблона: мыслитель, силач, мужик, который разбирается в людях и с наркотиками на «ты». Конечно, можно воплотить в жизнь своего идеального полицейского, вручную расставив очки прокачки.

Прокачивать персонажа придётся и по мере продвижения по сюжету. Получаешь очки за опыт, то есть за успешно завершённые миссии, и вкачиваешь нужную ветку. Каждая вкаченная способность начинает активнее принимать участие в диалоге, как полноценный второстепенных герой. Можно провести аналогию с диснеевским мультфильмом «Головоломка» или со «Сплитом».

Если говорить ещё проще, то да, у главного героя шизофрения.

Визуально это сделано настолько великолепно, что только ради охуенных диалогов можно прокачивать способности. Колкие шутки, подстёгивания главного героя, взаимодействие с окружающим миром и остальными чувствами протагониста. Так Трепет может поспорить с Логикой касаемо любовной линии — но выбор остаётся за игроком.

Официально: Кошмарный галстук — лучший кандидат на главную роль в сиквеле Disco Elysium

Тонны листов сценария Disco Elysium. Яркий пример — открывающий диалог с Классье. Читать придётся много… впрочем, заниматься в игре практически больше нечем. От боёвки отказались в угоду кубикам и проверке навыков. Затея интересная, только, правда, я так и не разобрался, как устроены скрипты, и как они работают.

Если рассматривать Disco Elysium как книгу, то получится целый детективный роман, а то и вовсе роман-эпопея — очень большой роман. На полное прохождение без выполнения всех побочек и зачистки всех игровых зон ушло примерно 30 часов. На полное прохождение Mad Max ушло 20 часов. На Cyberpunk 2077 — 24 часа. Разница, конечно, небольшая, но нужно учитывать, что 30 часов — это по-большей части чтение прекрасных диалогов, не исключая геймплейную часть, по которой подразумевается перемещение из точки А в точку Б в режиме бомжекопа. В том же Mad Max 20 часов — грубая цифра, если брать во внимание четырёх-часовой гринд.

Рассматривая Disco Elysium как игру, то это исключительно сюжетная игра. Иными словами, квест. Геймплея минимум, но даже здесь разработчики постарались внести разнообразия, добавив взаимодействие с посторонними предметами и инвентарём. Раздражало лишь в первой половине игры бесцельное брождение по локациям под предлогом «передай вещи вот этому персонажу и вернись обратно ко мне». Я такие задания вертел, когда очередную юби-дрочильню проходил.

Древо прокачки Disco Elysium

В мире Диско Элизиум любая вещь способна вести диалог. Будто это человек, трёх-метровое насекомое или кошмарный галстук. Помимо чего-то реального и видимого есть мысли, которые настраивают героя на правильный лад и помогают ему принять правильное решение, хотя порой могут сами ошибаться. Мягко говоря — это интуиция, внутренний голос; грубо говоря — это шиза. Зато какая! Чем больше прокачен уровень мысли, тем больше она будет встревать в разговор и пытаться склонить на свою сторону героя. Каждая мысль ведёт себя характерно названию: так Сумрак наводит суету и у него всё сводится к депрессии, Логика помогает оставаться рациональным даже в экстренных ситуациях. Да, наверное, многие помнят шутку о контейнере, который можно открыть с помощью уговоров — вроде бы можно, у меня не получилось.

Это не тот контейнер, расслабьтесь Disco Elysium

Над озвучкой проделана огромная работа, учитывая, что на одного человека уходило сразу по несколько персонажей. Озвучка качественная, приятно слушать. Порой эмоции не совпадают с происходящем на экране, где, к примеру, нужно повысить голос или закричать, а актёр озвучки в спокойном темпе продолжает вещать. Случай единичный — осадочек остался.

Как только протагонист найдёт потерянное удостоверение, то в журнале по правой стороне станет видна статистика персонажа: уровень чести, хороший и плохой коп, политические взгляды и так далее. В любом случае характеристика героя будет озвучена ближе к концу игры одним из ключевых героев игры — так сказать, все пазлы сложатся воедино.

И только попробуйте сказать, что диалоги не шикарны

В ролевой игре, где всё завязано на диалогах немало внимания уделено книгам. Во-первых, чтиво интересное: есть коммунистическая пропаганда, прочитав которую можно присоединиться к Карлу Марксу; есть детективные романы, которые до конца так и не получится прочитать, ведь главный герой мудак — разорвёт последние страницы, будучи в потоке. Во-вторых, это единственный способ, помимо кровати, с помощью которого можно перемотать время.

На этом, очевидно, веселье не заканчивается и точек интереса в Disco Elysium навалом. Рассказывать обо всём смысла нет, ведь зачем?
Кто хотел уже поиграл.
Кто не успел поиграть… бегите, блядь, играйте!

Диско — способ поменять что-то в Элизиуме

Дальше со спойлерами.

Возможно, это прозвучит странно, но Гарри постоянно собственным присутствием старается привлечь к себе как можно больше внимание, спецаильно или ненарочно. Он противник всеобщих устоев и принятых норм. Конечно, можно играть за хорошего копа, но игра сама подталкивает к «кричащим» действиям, а порой и вовсе вдаётся в сатиру над четвёртым вариантом — мол, последний самый скучный, что недалеко от истины.

Хоть Disco Elysium и позиционируется, как рпг-детектив, на деле главной задачей игрока оказывается вовсе не нахождение убийцы, а оказание помощи Гарри в момент попытки подъёма с социального дна. Игра буквально начинается с ничего: Гарри — бомжекоп, который обозлил против себя целый город, задолжал трактирщику, потерял ботинки и напрочь забыл абсолютно всё, включая собственное имя. И с помощью немалых усилий и правильных — нередко неправильных — решений 50-летниму детективу удаётся подняться со дна на поверхность и начать новую жизнь. Все действия героя будут оценены по заслугам в самом конце, как и его новый вырисовывающийся портрет.

Гарри оказался неординарной личностью, который говорит об одном, но делает и думает совершенно иначе.

Disco Elysium — способ найти себя в мире, а преступление — антуражные декорации и реалии, в которых вынужден жить протагонист. Катарсисом жизни Гарри становится встреча с убийцей, который так же, как и он сам превратился в ничто. Убитый горем и одиночеством, сошедший с ума старикан.

Потому загадка и оказалась столь простой, очевидной и в то же временно максимально неожиданной. Безусловно, как происходит в детективных романах, ожидалась обескураживающая кульминация с не менее эпичной развязкой, но получилась реальность Элизиума. По-настоящему разочаровались только те, кто принял расследование убийства за основную цель игры. Настоящая же цель — собрать развалившийся пазл личности Гарри заново и помочь определиться протагонисту с целями в жизни.

Чтобы поймать рыбу, нужно много раз закидывать удочку, и даже так нет гарантий, что добыча клюнет. А вот если взорвать целое озеро, то получишь больше рыбы, а времени потратишь меньше. Время — самая большая ценность, и оно мимолётно. Следовательно, нужно изыскать способ насадить на хуй сразу весь мир, а не погрязнуть в ёбле отдельных его представителей. Потому что когда человек ебёт всё, он ебёт ничто. И для меня это великая честь и слава — надеть на свой хуй пустоту.

На хуй мир
второстепенный персонаж

Итого

Блядь! это лучшая ролёвка, в которую мне приходилось играть в последнее время. Эти персонажи, этот завораживающий мир, эта музыка… О да, музыка божественна.

Чертовски рад, что закрыл этот гештальт.

Однако я знаю, что вернусь в Мартинез, когда извилистый путь затянется петлёй и придётся вновь поздороваться с собственными демонами…

Раз исцеление зависит от твоего разума, то он же является и причиной любой болезни.

0
32 комментария
Написать комментарий...
Аккаунт заморожен

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
хидеки учи билеты

Привет👉👈

Ответить
Развернуть ветку
Wonderful Semen
Автор
Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт заморожен

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Lesnic
Ответить
Развернуть ветку
Влад Чуруканов

чееееееее,даже Кицураги умеет флексить?)

Ответить
Развернуть ветку
AstroSphynx

Ким прирожденный флексер между прочим, просто сдержанный

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт заморожен

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт заморожен

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Александр Лихт
Ответить
Развернуть ветку
ПродуктОвый Отдел

Наконец хоть кто-то написал, что расследование тут совершенно не главное.

Еще хотел бы заметить, что ДЭ и для меня самого стала неким сеансом психотерапии. Поначалу отыгрывал максимального правильного и занудного копа (как ИРЛ), но, начиная с середины, постепенно втянулся в мир и начал отжигать)

Ответить
Развернуть ветку
Lesnic

Да когда-нибудь дойду до него, а пока @Блогосфера репост ( ͡° ͜ʖ ͡°)

Ответить
Развернуть ветку
Wonderful Semen
Автор

Для Блогосферы этого слишком мало.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт заморожен

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Lesnic

так бывало и меньше, репость

Ответить
Развернуть ветку
12oz. Mouse

Лучший обзор Disco Elysium, который я читал.

Ответить
Развернуть ветку
Akbolat Sadvakasov

Слишком большой акцент на чтении в статье и комментах. Возможно некоторые пропустили final cut версию, но озвучка "внутренних демонов", неодушевлённых предметов и персонажей приумножила погружение в игру, особенно сочетаясь с музыкой и визуальным стилем

Ответить
Развернуть ветку
12oz. Mouse

Вот что интересно - все внутренние диалоги главного героя один человек озвучивал. Вот это прям действительно зачётная актёрская игра.

https://dtf.ru/games/637210-sozdateli-disco-elysium-ob-ozvuchke-the-final-cut-navyki-eto-golos-rasskazchika-a-ne-muchayushchaya-vas-staya-garpiy
"Но основной задачей стал поиск человека, который бы «сыграл» все навыки главного героя и читал текст рассказчика, в том числе все ремарки — а это около полумиллиона слов. Роль досталась музыканту Ленвалу Брауну, чей голос можно услышать в трейлере переиздания. По словам Хиндпере, в ZA/UM «чудом» нашли его, ведь без Брауна озвучки не было бы вовсе."

Ответить
Развернуть ветку
Noelle666

Актёрской игры как таковой там не так много, потому что диктор просто читает реплики навыков. Если бы каждый навык имел своё настроение и свой "голос", то да, было бы, как вы говорите, зачётно. Да, я читала, почему решили так не делать. Лично для меня более впечатляющим была работа актёра озвучка Лимбической системы и Древнего рептильего мозга: два абсолютно разных характера и так здорово поданы.

Ответить
Развернуть ветку
Wonderful Semen
Автор

Озвучка двух самых главных внутренних демонов (не помню точно, как их зовут) — это что-то с чем-то! Озвучка, просто вау. Мурашки по коже бегали.

Ответить
Развернуть ветку
Akbolat Sadvakasov

Согласен, про мурашки верно сказано. Рептилоидный мозг и лимбическая система.
Запомнился момент когда они "убаюкивали" его, я и сам закрывал глаза слушая их, это было нечто

Ответить
Развернуть ветку
AstroSphynx

Не рептилоидный а рептильный только)
Хотя я первую половину игры как рептилоидный читал

Ответить
Развернуть ветку
ClifFordHyde

Ветка диалогов с Каасье и своим галстуком это нечто

Ответить
Развернуть ветку
Способный фонарь

"Disco Elysium — детективный роман"

Согласен

"Все и так прекрасно понимают, что читать — это не весело."

Диско Элизиум не весело, достаточно унылое чтиво.
Но в мире полно прекрасных книг, художественной литературы. С которыми это диско конечно никак соперничать не может. Вообще в гоге читал отзыв, что впечатление эта игра производит вероятно на тех, кто книги не читает и кому сравнить не с чем.

Ответить
Развернуть ветку
Опять ты
впечатление эта игра производит вероятно на тех, кто книги не читает и кому сравнить не с чем.

Ну а литература 20-21 века производит впечатление тем, кто классику не читал видимо и кому сравнивать не с чем.

Но является ли это чем-то, принижающим произведение?

Ответить
Развернуть ветку
Способный фонарь

Я не пытаюсь принизить диско элизиум. Но удовольствия от чтения не получил, а если считать это игрой, то тем более. Я бегал от перонажа к персонажу, поговорил совсеми кого нашел, выполнил 20-30 заданий, еще десяток осталось. Куча бесполезной информации про серость, страны, Краса Мазова, попугаев, насекомых, всего подряд, собрал броню всю кроме шлема, при этом сюжет двигается еле еле, интересные события... Ну могу вспомнить только пролетарку и ее погибшего мужа, хоть какая то эмоция возникла. Постоянная беготня туда сюда, в первый раз норм, ибо визуал, стилистика, локации приятно поразглядывать, но потом тупо утомительно без нормального быстрого перемещения, постоянные загрузочные экраны, и 0 геймплея, а, ну и редкий рендом, 70, 97 процентов, толком ничего не значат, как впрочем и 3, 5. И вот я 25+ часов все это читал и страдал, просто пытаясь найти, где же то самое, что цепанет, заинтригует, но так и не нашел, короч настолько нудно и утомительно, что мне вообще насрать стало, кто там убийца, че с этим Гарри будет, просто пох. Да и влияния на мир от своих действий я особо не ощутил. Вариативность может и есть, но перечитывать стены, как правило бесполезного текста, чтобы ее ощутить, желания не возникло.

Ответить
Развернуть ветку
12oz. Mouse

Ну не знаю. Я понимаю, что есть затянутые моменты, где повествование провисает, для меня это, например, первые два дня, когда всех уже обегал кто что-то новое мог сказать и делать нечего. Но текст, как по мне - а я больше книги люблю, чем игры - превосходный, оригинальный по стилю. История Реваншоля, политика местная и история - мне тоже сначала всё это не зашло, типа а зачем мне это знать. Я не люблю играть в фэнтези-игры по той же причине - не хочется вникать во всякие эти тонкости выдуманных миров. Но в Диско Элизиум это потом очень даже органично вплетается в повествование, хотя и без этого можно отыгрывать. Ну и игры, конечно, не должны быть книгами, у игр куча своих инструментов для взаимодействия с игроком, так что опыт игры и чтения книги сложно сравнивать. Вот та же "Мор утопия" - если представить его сюжет как книгу, то довольно посредственно выходит. А как игровой опыт - это нечто уникальное и очень интересное.

Ответить
Развернуть ветку
AstroSphynx
Куча бесполезной информации про серость, страны, Краса Мазова, попугаев, насекомых, всего подряд

У меня сразу возникает резонный вопрос как ты нахуй вообще буквально любое художественное произведение можешь воспринимать? Ведь там везде куча бесполезной информации, про лор блять, про персонажей, историю

Ответить
Развернуть ветку
Serj Khr

It's fiasco bratan

Ответить
Развернуть ветку
AstroSphynx

И приз за душнейший комментарий года уходит….

Ответить
Развернуть ветку
Snake Pliskin

Отличный текст для прекрасной игры! Не любитель читать в играх, но тут зацепило. Тот случай, когда смесь великолепного звукового сопровождения, крутого арт дизайна и смысловой наполненности DE слились воедино и вышло в результате вот это. До сих пор в памяти время от времени всплывают ключевые моменты игры, это было просто великолепно. Соглашусь с некоторыми ораторами, местами игра провисает и ты сидишь и пытаешься влипнуть в лор. У всех художественных произведений есть свои недостатки, что тут скажешь. Но игра вознаграждает тех, кто готов перешагнуть через них и пойти дальше. Отдельное слово нужно сказать насколько великолепно и гармонично вписывается выбранный разрабами арт дизайн, цветовая гамма, в игру. Из-за артов в общем-то и решил глянуть ее, так бы проехал мимо)
p.s. Композиция в конце статьи не из игры? Не могу идентифицировать, ни в одном из 4-х альбомов этой группы данной песни не наблюдаю.

Ответить
Развернуть ветку
Wonderful Semen
Автор
композиция

Из игры, из игры. Точно не могу назвать фрагмент, где песня эта звучала (она звучала, но только инструментальная версия).

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 32 комментария
null