Fate/stay night - Судьба не приходит одна

Многим название Fate говорит об огромной франшизе, в которой настолько много тайтлов, что буквально каждый может найти себе подходящий жанр в рамках этой вселенной. В этой же статье разговор пойдет о визуальной новелле Fate/stay night с которой всё и началось.

Fate/stay night - Судьба не приходит одна

Начнем с того что в 2000 году компания Notes Co., Ltd, реорганизовывается из кружка любителей в полноценную коммерческую студию, известную вам сегодня под названием Type-Moon. Основателями являются Киноку Насу и Такаси Такэути – главные виновники сегодняшнего торжества. До этого у студии уже были такие проекты как: Kara no Kyoukai – детектив с мистикой и магией, и Tsukihime – почти тоже самое, что и предыдущее только с вампирами. Но первым коммерческим проектом студии стала именно Fate/stay night выпущенная в 2004 году, и создатели даже не подозревали какую золотую жилу они только что откапали. В этой статье мы разберем основные сюжетные ветки новеллы и интересные, на мой взгляд, моменты в некоторых персонажах. Возможны спойлеры вне контекста, но в целом для понимания, хватит и ознакомления с экранизациями.

Структура новеллы.

Визуальные новеллы, как жанр, очень близки к жанру дневника в литературе. Повествование разбито на последовательно идущие дни (главы), а нарратив ведётся от лица главного героя, так что читатель может не просто следить за событиями, но и понимать мысли и чувства персонажа. Конкретно в stay night также присутствуют, так называемые, интерлюдии, в которых рассказ идет от третьего лица или же от лица других персонажей, что помогает создать общую картину действия и узнать читателю то, что скрыто от главного героя.

Fate/stay night делиться на три рута (сценария) – Fate, Unlimited Blade Works и Heaven’s Feel. Причем в этой новелле довольно уникальная структура. Если в большинстве визуальных новелл есть один сюжет и ближе к концу он разветвляется на руты, то в stay night разветвление находиться в самом начале, таким образом мы имеем три совершенно различных сценария Пятой Войны Святого Грааля. Достичь разветвления можно только прочитав предыдущий рут, ведь события предыдущего рута имеют вес в следующем. Поэтому их пишут именно в таком порядке, в котором я написал выше.

Как бы я не любил, когда визуальные романы называют играми, но выборы здесь как раз влияют на то пройдете ли вы дальше или нет. Они бывают трёх типов.

<i>Пример выборов из схемы ниже</i>
Пример выборов из схемы ниже

Первый тип служит для того чтобы показать вам одну из сцен на выбор, при этом отвлечь вас от другой. Такие выборы не на что не влияют и в основном служат для того чтобы отвлечь ваше внимание от второго типа выборов.

Второй тип выборов влияет на то какие поинты вы получите. Например, у вас есть выбор: поговорить с Сакурой, пойти к Сэйбер или просто отдохнуть. Первый даст вам один поинт Сакуры, второй — поинт Сэйбер, а третий как раз просто для отвода глаз. Поинты в основном нужны для концовки, ведь в одном руте может быть и несколько концовок.

Третий тип выборов появляется в случае опасности. Здесь уже, есть правильный выбор или неправильный. Выбрав верный вы продвинетесь дальше по сюжету, а неверный ведет к смерти.

<i>Fate/stay night - предоставляет большую интерактивность.</i>
Fate/stay night - предоставляет большую интерактивность.

Таким образом в новелле 45 концовок. Сорок из них это bad end, в которых герой выбрал неверный путь и умер, три – истинные концовки рутов, и две альтернативные концовки второго и третьего рута, в которых игрок набрал недостаточно поинтов на истинную концовку (у первого рута одна концовка).

Ну а если серьёзно размах выборов можете посмотреть на этой схеме:

Сюжет.

Fate/stay night повествует о так называемой Войне Святого Грааля (в переводе на русский вы также можете услышать Война за Святой Грааль, что как мы поймем дальше не совсем верно). Война Святого Грааля — это не совсем война, скорее просто забив на выбывание между семью магами, где победитель получает Святой Грааль – могущественный артефакт исполняющий желания. Fate всегда был про лор и stay night рассказывает аж о пятой Войне. Так что по ходу сюжета читателя постоянно пичкают событиями, которые произошли задолго до начала новеллы. Семь магов призывают Слуг – героических душ великих героев прошлого, настоящего и будущего, воспетые в легендах, которые и будут биться на стороне своего Мастера за то чтобы получить Святой Грааль, ведь даже у героев есть желания. По сути Война и заключается в том, чтобы убить Слуг, оставив в живых лишь одного, Мастера же нужны лишь для призыва.

Fate/stay night - Судьба не приходит одна

Как и в большинстве визуальных новелл, в Fate/stay night есть элементы повседневности. Начиная читать новеллу задаешься вопросом — а почему вообще в битве на смерть участвуют школьники? Тема школы очень важна для японцев, поэтому с этим нужно просто смириться. Сцены бытовухи как по мне служат читом для сценариста, чтобы переход от одного события к другому не был слишком резким. Очень это заметно в конце и в начале каждого дня. Почти всегда в конце звучит фраза «ох как мне плохо нужно пойти лечь», а в начале «ох как мне плохо, но нужно вставать и готовить завтрак». Очень много времени уделено готовке (это настолько стало мемом, что есть целый спин-офф «Сегодняшнее меню Эмии», в котором персонажи Fate/stay night просто кушают вместе, забыв про вражду). А также присутствуют элементы «симулятора свиданий». В целом данная новелла умеет найти баланс между захватывающим сюжетом с битвами и обычной повседневностью с свиданиями.

Синдром Выжившего Эмии Широ

Эмия Широ – главный герой новеллы. От его лица читатель узнает происходящее. В детстве он лишился родителей, из-за катастрофы, произошедшей в Фуюки (город, где разворачиваются события) десять лет назад. Он выжил лишь благодаря Эмии Кирицугу, который спас его и усыновил. Он оказывается втянут в Войну Святого Грааля по воле судьбы (ну вы поняли «Fatе»), и теперь ему предстоит не только сделать выбор — сражаться в Войне или нет, но и испытать любовь.

Эмия действительно очень спорный герой. Когда читатель только знакомиться с ним кажется, что Широ обладает качествами типичного героя сёнэна – ему многое даётся просто потому что он главный герой. Широ в начале повествования неудачник, который знает только пару заклинаний, и, не смотря на свою неопытность, по какой-то причине получает Слугу самого сильного класса – Сэйбер. Но я не просто упомянул гигантский пласт лора – у сценариста на любой подомный выкрутас найдется ответ. Например, Широ призывает именно Сэйбер потому что его отец передал ему катализатор, связывающий Эмию с героическим духом Сэйбер.

<i>Эмия Широ в финале Heaven’s Feel</i>
Эмия Широ в финале Heaven’s Feel

Но Широ не пустышка, у которой нет никакого характера и которая может только побеждать врагов, ничего для это не делая.

Он добрый, отзывчивый и обожает помогать людям, потому что хочет быть героем. Пережив катастрофу десять лет назад, он чувствует вину за то, что никому не помог в тот день, что выжил только он один. Такой феномен называется синдром выжившего или вина уцелевшего – сильное чувство вины и стыда, испытываемое человеком, когда удается сохранить себе жизнь, в то время как другие страдали. У Широ этот синдром идет еще дальше, и он не просто испытывает вину. Видя в Кирицугу героя, который спас мальчика, Широ решает, что тоже станет героем и что он будет спасать людей и предотвращать катастрофы, на подобии такой которая произошла с ним. Это одна из причин по которой он вступает в Войну Святого Грааля, потому что боится, что тот, кто заполучит право на желание, пожелает нечто недоброе. Стремление помогать людям благородно, но в Эмии оно доходит до абсурда. Он верит в то, что можно спасти всех и никем не жертвовать, хотя и прекрасно понимает, что смерть неизбежна, когда ты хочешь кого-то спасти.

<i>I am the bone of my sword</i>
I am the bone of my sword

Это и есть, пожалуй, главная причина по которой герой может не понравиться читателю. Очень трудно принять идеалы Широ, ведь они противоречат банальной логике. Он не щадит себя и ценой собственной жизни стремиться спасти кого-нибудь, хотя своя жизнь должна быть на первом месте, ведь если тебя не станет, то и спасать будет некому.

Война Святого Грааля становиться проверкой для идеалов Эмии Широ. Сценарист прогоняет эти идеалы через три различных пути и читатель наблюдает как те или иные события меняют мировоззрение героя в совершенно разные стороны.

Fate – Продолжение сна.

Самое заметное отличие рутов друг от друга – это то с какой девочкой Эмия Широ будет строить отношения.

Так, рут «Судьба» — это рут Сэйбер. Здесь читатель впервые знакомиться с главным героем, с миром в который мы погрузились и правилами по которым он работает. «Судьба» повествует о самой стандартной Войне Святого Грааля, здесь нас еще не вводят в проблемы самой Войны, и Мастера просто сражаются между собой за шанс исполнить заветное желание. В этом руте довольно много повседневности. Неудивительно, ведь до Войны Широ жил нормальной жизнью, и здесь мы впервые видим, как эта жизнь рушиться, так что Эмии очень трудно отойти от привычных дел и перестроиться на борьбу.

<i>Сэйбер</i>
Сэйбер

Широ постепенно чувствует, что он не равнодушен к Сэйбер. Он жалеет, что, она будучи девушкой, сражается (тот еще сексист), и регулярно встревает в битвы чтобы защитить её, не понимая, что это она призвана защищать его. На этой почве у Эмии и Сэйбер появляется некая химия, ведь они очень похожи — они оба хотят жертвовать собой ради других. У них возникает духовная связь Мастера и Слуги и они начинают видеть сны о прошлом друг друга. Сэйбер видит пожар, который пережил Эмия, а Широ видит историю героического духа Сэйбер. Эта парочка старается войти в положение друг друга и делают выводы, пересматривая свои взгляды на жизнь.

Эта история получилась очень милой, и не нагруженной. Здесь больше всего ощущается любовная линия, которая тесно связана со сражениями. На мой взгляд она служит фундаментом, который закладывается в читателя для дальнейших историй.

<i>Эмия и Сэйбер в руте Fate</i>
Эмия и Сэйбер в руте Fate

Unlimited Blade Works – Драгоценные мгновения

Рут «Край Бесконечных Клинков» как по мне получился самым пафосным и эпичным. Хоть его и называют рут Тосаки, так как именно с ней теперь у Широ любовь, но по факту это рут Арчера. В данном руте повседневность находиться постольку-поскольку, а самый движ начинается совершенно внезапно, когда читатель думает, что сейчас будет обычная готовка или что-то в этом духе. Теперь Широ предстоит растопить неприступное сердце Тосаки (она все сделает за него, в плане отношений Широ довольно пассивный) и отстоять свои идеалы об истинном героизме.

Вообще было очень необычно, наблюдать как главный герой, который уже прошел свой путь, откатывается назад и теперь ему снова нужно сражаться, не только на поле битвы, но и с самим собой. Это можно считать особенностью жанра.

В отличии от первого рута, в этом Арчер выведен на передний план. Он становиться противником идеалов Эмии, по собственным причинам, и хочет, чтобы тот потонул в своих идеалах и умер. Широ же упрямо будет стоять на своем и не предаст себя.

<i>Тосака и Арчер в руте Unlimited Blade Works</i>
Тосака и Арчер в руте Unlimited Blade Works

Пожалуй, можно поговорить о сражениях, так как во втором руте их больше всего. Если в фильмах, экшн-сцены больше опираются на визуал, то новелла такой возможности лишена, а значит перед сценаристом стоит нелегкая задача – создать захватывающую битву с помощью текста, и у него это удаётся на ура! Каждый Слуга уникален и имеет в своём запасе некоторые фишки, а также Небесный Фантазм. Небесный Фантазм – это что-то типа ултимейта, особое оружие Слуги, с именем которого ассоциируется его героический дух. Такой набор особенностей создает уникальные события и каждая битва не похожа на другую. Различные неожиданные приёмы, встревание в битву третьих лиц, скрытые потенциалы Слуг и персонажей – одна битва может стать целой историей со своими поворотными моментами, которые повлияют на общий ход сюжета.

<i>Одно из самых интересных сражений - последнее сражение Ассасина </i>
Одно из самых интересных сражений - последнее сражение Ассасина 

Как я уже сказал, именно Тосака проявляет здесь активное участие в отношениях с Широ. Несмотря на то что мне нравиться романтическая атмосфера в первом руте, должен признать, что здесь отношения между Тосакой и Широ выглядят реалистично. Сцены разговоров по душам не выглядят наигранными, а наоборот ты чувствуешь, что именно так ведут себя два влюбленных в друг друга человека. Рин не согласна с идеалами Широ, скорее всего потому что завидует, что он избирает путь героя, а не её. Но, как и в реальности, нужно принять мировоззрение любимого человека, особенно если он так горит им. Тосака говорит Эмии, что жертвовать собой не правильно, но все же не пытается его изменить, ведь понимает, что не может этого сделать, за что Широ и влюбляется в Тосаку. Они оба принимают друг друга такими какие они есть.

<i>Просто милый разговор между двумя влюбленными</i>
Просто милый разговор между двумя влюбленными

Heaven’s Feel – Возвращение в весну

Рут «Прикосновение небес» — это настоящий парад фан-сервиса. Сакура с самого начала новеллы привлекала к себе внимание, как подруга детства главного героя, которая просто обязана была стать объектом обожания Эмии. Как это обычно бывает герой замечает изменения, произошедшие в подруге, и борется с собой, чтобы не разрушить прекрасную дружбу, хотя в это же время подруга любит его как парня. Так вот в «Прикосновении Небес» происходит все то, что осталось за кадром в двух других рутах. Когда я говорил фан-сервис я имел в виду не только большое количество постельных сцен, но и огромное количество лора, которого на тебя выливают так много, что места для повседневности почти не остаётся. Здесь тебе, и история возникновения Войны Святого Грааля и раскрытие второстепенных персонажей (таких как Райдер, Кирей, Илия) и последствия предыдущей Войны и объяснение того, почему в первых рутах с Граалем было что-то не так и много чего еще.

<i>Одним словом Heaven’s Feel - это безумие</i>
Одним словом Heaven’s Feel - это безумие

В «Прикосновении Небес» большинство Слуг умирают почти сразу, но в городе появляется загадочная тень, высасывающая из жителей энергию, и Эмия, будучи героем, решает разобраться с ней, даже если это не относиться к Войне Святого Грааля. С тенью как-то связан дедушка Сакуры – Мато Зокен, и создаётся впечатление, что он и есть главный злодей.

Отношения же с Сакурой здесь более взрослые, чем в предыдущих рутах. В отличии от других девочек с Сакурой Эмия уже был знаком и всё что ему оставалось – это переступить черту дружбы и добиться серьезных отношений. В этом руте Широ сталкивается с тем, что ему нужно отринуть свои идеалы, для того чтобы спасти Сакуру от Зокена. Он всё еще спасатель, но уже не всего человечества, а одного дорогого ему человека.

<i>Смущающийся Широ</i>
Смущающийся Широ

Вообще весь рут это переступание через себя различных персонажей. Все вступили в эту Войну с определёнными целями и желаниями, но правила Войны внезапно изменились, а значит нужно изменить свои цели и героям.

Например, Илия – Мастер Берсеркера и ключевая фигура в создании Грааля. Она хочет убить Кирицугу Эмию, но встречается с тем фактом, что он уже мёртв, а на его месте находиться Широ, которому неизбежно будет завидовать. В первом руте она подавалась некой злодейкой, с мотивацией убить Широ, во втором же руте она сама быстро умирает. А в «Прикосновении Небес» она сближается с Широ и читатель понимает насколько ей больно принять истину, о том что убийство Широ не даст ей никакого чувства облегчения, и ей остается только простить Кирицугу.

<i>В руте Heaven’s Feel - отлично раскрываются отношения Широ и Илии</i>
В руте Heaven’s Feel - отлично раскрываются отношения Широ и Илии

Единство истории

Таким образом читатель проходит через знакомство с героем («Судьба»), углубляется в теорию его идеалов («Край Бесконечных Клинков»), и сталкивается с проблемой применений этих идеалов в реальном мире («Прикосновение Небес»). И это было бы не возможно если бы руты не шли бы в таком порядке.

<i>Ну или так</i>
Ну или так

Более того, не просто каждый следующий рут ссылается на предыдущий, но и в предыдущем есть чеховские ружья на следующий. Например, в руте Тосаки, была сцена, в которой Тосака спросила Эмию об детях которые были усыновлены в чужие семьи без их согласия. Этот вопрос, как и сцена, казались совершенно бессмысленными, и только в руте Сакуры ты понимаешь на что это была отсылка. И таких маленьких деталей здесь невероятно много. Читая «Прикосновение Небес» ты уже понимаешь на что способен главный герой и тебе понятен источник его способностей, ведь ты уже дважды прошел с ним путь развития героя.

Также сценарист умело играет с ожиданиями читателя и рушит их совершенно внезапно, создавая сюжет поворот, только для тех, кто ознакомлен с предыдущем рутом. Например, читатель благодаря руту «Судьба» знает, что Кирей в тайне строит свои козни, и, читая рут «Край Бесконечных Клинков», ожидает, что Кирей снова дергает за ниточки. Но вот Кирей выходит из тени, и читатель думает, что так оно и есть, но Кирея просто убивают, потому что он не нужен конкретно этой истории, зато его смерть создала «вау» эффект, хотя по всем законам сценарного искусства, не должна была этого делать. В руте же «Прикосновение Небес» его вообще изначально показывают с комичной стороны, и читатель думает, что персонаж теперь точно, не имеет места в этой истории, но Кирей снова выходит на передний план со своей философией.

Философия Котомине Кирея.

Это… бессмысленное сражение. Мы пара безумцев, вовлечённых в бессмысленную оргию безумия.

Котомине Кирей

Котомине, пожалуй, самый харизматичный персонаж новеллы и заслуживает отдельного заголовка в этой статье. Другие герои при встрече с ним, не испытывают к нему никакой симпатии и чувствуют, что ему нельзя доверять. И как раз эта оценка со стороны других даёт понять Кирея намного лучше, чем, когда читатель сам пытается дать ему оценку.

Поясню.

Когда Кирей впервые появляется, Эмия уже не доверяет ему, потому что чувствует зло в Кирее, но читатель не может почувствовать того, что чувствует Широ, вместо этого мы видим священника, который помогает Мастерам и наставляет их. Создается противоречие между, мыслями главного героя, которые, я напомню, мы читаем, и нашим восприятием происходящего. И вот это грубое отношение Эмии к священнику, сеет семя сомнения в сознание читателя, и каждый раз, когда мы будем встречать Котомине, мы будем задаваться вопросом – а что собственно не так?

<i>Пожалуй самая неожиданная сцена в новелле</i>
Пожалуй самая неожиданная сцена в новелле

Кирей не находит радости в привычном нам счастье. Он испорченный человек, который получает удовольствие от боли и страданий. Но он прекрасно осознаёт, что так быть не должно, и он долго и упорно работал над собой, чтобы избавиться от этого греха, но безрезультатно. Поняв, что он не может измениться, он принял это своё проклятие и единственное чего желает — это знать ответ на вопрос – почему он такой?

Котомине отличим от других и осознает это. Он желает познать, преступление ли это, жить таким, какой ты есть, даже если все видят в тебе чужака. Он считает себя грешником, и в этом он схож с Эмией, который чувствует вину за то, что выжил, когда все умерли. Вот только они находятся на противоположных концах спектра счастья. Там, где Кирей ищет страданий, чтобы получить удовольствие, Эмия пытается эти страдания предотвратить. Из-за этого они являются естественными врагами друг друга.

<i>Кирей просто наслаждается моментом</i>
Кирей просто наслаждается моментом

Кирей считал, что нет абсолютного зла, и что каждый заслуживает существовать в этом мире. Он говорил о сосуществовании в человеке добра и зла, которые временами перевешивают друг друга. Силён тот человек, который в мире полном ненависти и злобы, не поддаётся искушению и несёт добро. Котомине с рождения не предназначен был для добра, но всё равно много раз помогал Эмии (преследуя конечно свои цели). Он завидовал обычным людям, ведь они, будучи способными быть счастливыми, не стремятся творить добро.

Получается Кирей — это клеше? Злодей, который творит зло, потому что он от рождения злой. Не совсем так, ведь Котомине, в отличии от большинства таких злодеев, осознаёт, что в нем нет места добру, и умеет различать добро от о зла. Создаётся впечатление, что сценаристу нужен был злодей для истории, но, появившись на свет, этот злодей стал не согласен творить зло, но ничего не смог сделать перед своим истинным предназначением.

<i>Кирей в финале Heaven’s Feel</i>
Кирей в финале Heaven’s Feel

Познать магию — значит отбросить человеческое начало.

Впервые после ознакомления с произведением о магии, мне не захотелось присутствовать в мире этого произведения. Мир Fate поначалу может показаться чем-то похожим на мир Поттерианы, но данное сравнение очень быстро испариться (вы даже не представляете насколько быстро). Единственная схожесть Fate с Поттерианой это то, что маги предпочитают скрывать своё существование, но если в мире Гарри Поттера есть огромное количество правил, которые маг должен соблюдать, то в мире Fate есть только одно правило – не оставлять свидетелей, и единственное средство для достижения этой цели – убийство.

<i>Знаете я тоже своего рода маг</i>
Знаете я тоже своего рода маг

Магия здесь является прежде всего объектом исследования. Маги – это ученые, цель которых находить новые способы совершения магии. Магия передается по наследству, вживляя, буквально, в нервы наследнику, так называемые, Магические Метки – то благодаря чему маги могут колдовать. Так маги совершенствуют Магические Метки в каждом поколении и «выращивают» более могущественного мага.

Сам процесс колдовства очень болезненный, а порой для передачи магической энергии нужно пить кровь, питаться душами, или заняться любовью. В общем новелла отрабатывает взрослый рейтинг на полную катушку, и вам не раз будут во всех подробностях описывать физическую и ментальную боль героев. Широ, как раз из-за того, что пытается использовать магию, которая выше его способностей, так часто находиться на грани смерти, что читатель в какой-то момент сам может почувствовать тошноту, от боли, испытываемой Эмией.

<i>Тосака творит магию</i>
Тосака творит магию

Суммируя выше сказанное можно сказать, что Fate/stay night обладает уникальной и невероятно продуманной системой магии. При этом сама новелла понятным языком может объяснить эту систему, а порой в диалогах персонажей проскальзывают целые лекции на эту тему (даже на Wiki заходить особо то не пришлось).

Окончилась зима, пришла весна.

Выстрелив в 2004 году Fate/stay night породила целую мультивселенную с параллельными мирами (параллельные миры, кстати, тоже часть магии, только более совершенной), она не просто вдохновила многих авторов на создания своих произведений, но и имела огромное влияние на индустрию. Например, студия ufotable, известная вам сегодня как студия, рисующая «Клинок рассекающий демонов», начинала именно с экранизаций визуальных романов Type-Moon.

Для меня Fate/stay night стала не только возможностью войти во вселенную Fate и понять её культовость, но и познакомиться с жанром визуальных новелл в целом. Это история, которая в некоторых моментах пробирает до дрожи, и открывает перед вами гигантский мир, который хочется исследовать.

Fate/stay night - Судьба не приходит одна

Закончен, наконец, твой бой

Усталый меч на землю брось и насладись мгновеньем мира

В мечте, что согревала твои сны, найди в дорогу новый день.

Сквозь дни и ночи напролёт

В безумной гонке за звездой мы не найдем покоя.

77 показов
7.1K7.1K открытий
55 репостов
31 комментарий

Комментарий недоступен

Ответить

Это может и порно фанфик, но за счет персонажей ставший настоящим клондайком, можно уважать хотя бы за это

Ответить
Автор

Постельные сцены действительно кринжовые, но создатели прям искали способ как бы их туда вставить, видимо нужно было отрабатывать взрослый рейтинг. Хент далеко не первое место занимает в этой новелле

Ответить

это как раз самый удачный порнофанфик во всей истории! ты много таких порнофанфиков знаешь, породивших целую вселенную и огромную франшизу?

Ответить

Среди VN он точно самый удачный. Трудно назвать другую франшизу, которая началась с VN лет двадцать назад и жива до сих пор.

Ответить

Настолько неудачный что фго до сих пор паразитирует на персонажах из этой новеллы. А если серьёзны ты просто не доцениваешь это чтиво. Да и порно сцен там дай бог что-бы было на 1 час на 50 часов чтива.

Ответить

Как раз на днях дочитал. 63 часа у меня, правда, растянулись на год, но нисколько не жалею. Как бы не называли её парадом графомании, мне было интересно читать на всём протяжении новеллы.
Снова полистал артбук Такэути, начал смотреть экранизации HF и настроил Атараксию 😄

Ответить