ВЕК БРОНЗЫ №6: 4000 лет развития искусства Египта в двух фигурках

материал является частью выпуска №6 исторического журнала ВЕК БРОНЗЫ
материал является частью выпуска №6 исторического журнала ВЕК БРОНЗЫ

Ту часть истории человечества, что мы для удобства называем Древним Египтом трудно разом осознать или охватить. Слишком давно, слишком долго! Это жизни миллионов людей и тысяч поколений. Начиная с тростниковых хижин, они построили величественные усыпальницы-пирамиды для своих царей в самом начале длинного и сложного пути. Затем было много всего и жители долины реки Нил научились очень многому.

К счастью, египтяне оставили многочисленные материальные свидетельства своего существования и развития общества, государства и искусства. Иногда простое сопоставление пары артефактов позволяет наглядно продемонстрировать этот прогресс.

Перед нами фигурка обнаженной женщины из могильника Эль-Бадари. Этот тип фигурок встречается в захоронениях мужчин и женщин бадарийской культуры, самой ранней из идентифицируемых культур додинастического периода.

ВЕК БРОНЗЫ №6: 4000 лет развития искусства Египта в двух фигурках

Это прекрасный образец и одна из самых ранних известных скульптур из Египта. Она вырезана из одного из нижних клыков крокодила - животного, которое и сейчас можно встретить в Египте. Кость широко использовалась для изготовления мелких предметов, таких как бусы, иглы и гребни.

Имеются аналогичные фигурки из глины, дерева и камня, которые акцентировали внимание на глазах, груди, бедрах и лобковой области. Это позволяет предположить, что назначение предмета могло быть связаны с сексуальностью, возрождением или, как надеялись умершие, перемещением их в загробную жизнь.

ВЕК БРОНЗЫ №6: 4000 лет развития искусства Египта в двух фигурках

Бадарийская культура, додинастический этап развития Древнего Египта, впервые обнаруженный в Эль-Бадари, его типовом месте, на восточном берегу реки Нил в Верхнем Египте. Раскопки, проводившиеся здесь в 1920-х годах, выявили кладбища в пустыне, датируемые примерно 4000 годом до нашей эры.

Все могилы представляют собой простые ямные захоронения, часто с циновкой, на которую клали тело. Тела обычно лежат на левом боку головой на юг, а лицом на запад. Умерших хоронили с их личными вещами и одеждой для использования в следующем мире. В частности здесь берёт своё начало египетская косметика, ведь в погребениях найдены косметические палитры для шлифовки синайского малахита в зелёный порошок для подводки глаз.

Находки из бирюзы и ливанского кедра свидетельствуют об участии бадарийцев в некой ранней системе международного обмена, где ресурсы перемещались на значительные расстояния через торговлю.

ВЕК БРОНЗЫ №6: 4000 лет развития искусства Египта в двух фигурках

Фигурка обнаженной женщины,
Культовый погребальный артефакт,
Северная Африка, Верхний Египет, Бадари,
Бадарийская археологическая культура,
Додинастический период, 4500-4000 гг. до н.э.,
Крокодиловая кость, высота 8.7 см,
Коллекция музея Лувра в Париже, E 11887

Анализ погребального инвентаря и расположение более богатых могил в одной части кладбища явно указывает на социальную стратификацию, которая на данном этапе египетской предыстории остаётся незначительной.

Хотя бадарийцы продолжали заниматься, унаследованными от более ранних протонилотских культур, сельским хозяйством и скотоводством, их художественные и технические навыки были значительно усовершенствованы.

Керамика, часто отличающаяся черным верхом, была очень тонкостенной и хорошо обожженной. Некоторые специалисты считают ее лучшей из когда-либо изготовленной в долине реки Нил. Также в погребениях найдены гребни и ложки из слоновой кости, женские статуэтки, медные и каменные бусы.

Теперь посмотрим на гораздо более позднюю фигурку. Она вырезана в период абсолютного пика развития древнеегипетского искусства - в период Амарны.

ВЕК БРОНЗЫ №6: 4000 лет развития искусства Египта в двух фигурках

Фигурка обнажённой женщины в парике,
Северная Африка, Египет,
точное место обнаружения неизвестно,
Бронзовый век, Древний Египет, Амарнский период,
конец XVIII династии, 1352-1255 гг. до н.э.,
Слоновая кость, высота 10.5 см,
Коллекция музея Лувра в Париже, Франция,
Департамент египетских древностей, E 27429

Стиль Амарны - революционный стиль египетского искусства, созданный Аменхотепом IV из XVIII династии, принявшим имя Эхнатон во время своего правления в 1353-36 гг. до н.э. Изменения, внесенные Эхнатоном в религиозную жизнь Древнего Египта, были радикальными, хотя и недолговечными. В центре его нововведений была новая вера, основанная на поклонении Атону, или солнечному диску, которого фараон-еретик возвысил над всеми остальными в египетском пантеоне.

Художественные элементы, которые Эхнатон ввел в оформление храмов Атона и других памятников своего правления, как в Карнаке, так и в его новой столице Ахетатон (Телль-эль-Амарна), называются в совокупности стилем Амарны. Для изображения человеческого тела была разработана новая художественная идиома, как для настенных рельефов, так и для скульптур.

Термин "стиль Амарны" скрывает тот факт, что в этих широких рамках существует огромное разнообразие индивидуальных подходов, начиная от возвышенной красоты до того, что кажется суровой карикатурой на человеческую форму. Преувеличенные тенденции в скульптуре и рельефе более очевидны в Карнакских храмах, построенных в первые годы правления Ахенатона и явно украшенных в спешке большим количеством мастеров.

В более поздние годы правления эти черты по большей части смягчаются в более натуралистичном, менее экстремальном изображении человеческого тела. Некоторые учёные даже предположили, что этот "зрелый" стиль отражает сопутствующее смягчение более радикальных элементов религии Атона со стороны Эхнатона.

Какова бы ни была истина, стиль Амарны представляет собой серию связанных между собой художественных начинаний и экспериментов в течение всего периода царствования.

Несмотря на последующий отказ от культа Атона и систематическое разрушение его храмов в Карнаке и Ахетатоне, ряд стилистических особенностей был сохранен более поздними мастерами периода Рамессидов.

ВЕК БРОНЗЫ №6: 4000 лет развития искусства Египта в двух фигурках

Итак, перед нами две миниатюрные статуэтки из похожих материалов между которыми 4000 - 4500 лет проб, ошибок и находок древнеегипетских мастеров.

ВЕК БРОНЗЫ №6: 4000 лет развития искусства Египта в двух фигурках

Понравилось - поддержите автора донатом или подпишитесь на Boosty! Поддержите не потому что лонг, не потому что не скам или щитпост, а потому что от души!

14K14K показов
923923 открытия
22 репоста
11 комментариев

Господи, какая сисечка-писечка. Завидую её парню.

Ответить

:) Времена были тяжёлые. Они выживали как могли!

Ответить

А где ссылочка на скачивание?:)

Ответить

Все добавил, все на месте. И ссылка на пост-оглавление, где тоже ссылки в конце.

Ответить