В чем сила? Секрет прижимной силы в Формуле-1

В чем сила? Секрет прижимной силы в Формуле-1

Интересно смотреть нарезки старых Гран-при, где болиды разгоняются на прямых до 350-365 км/ч в той же Спа, причем это показатели не только лидирующих команд, но и более "приземленных" к низу таблицы. Обратите внимание, как пилоты раньше летали на прямых. Сейчас как-будто мощность не дотягивает до мощности былых времен (330-335 км/ч в большинстве случаев). В чем прикол?

Все дело в прижимной силе. Современные болиды могут быть на 10-15 км/ч медленнее на прямых, чем 5 лет назад, но максимально быстры в поворотах, за счет того, что болид буквально приклеивается к трассе и имеет больше скорости в поворотах.

Сейчас мы наблюдаем 3 ключевых аэродинамических элемента, обеспечивающих ту самую прижимную силу:

  1. Переднее антикрыло
  2. Заднее антикрыло
  3. Днище (граунд-эффект)
Распределение потоков воздуха
Распределение потоков воздуха
Фотка старая, но максимально понятная)
Фотка старая, но максимально понятная)

Переднее антикрыло прижимает машину за счет собственного веса и за счет распределения воздуха (более высокое давление проходит над передней частью переднего антикрыла, так как из-за формы "носа" основной поток воздуха выталкивается вверх крылом, а внизу остается участок с более низким давлением). Возникает эффект обратный от крыла самолета, где воздух намеренно крыльями направляют вниз для создания подъемной силы.

Заднее антикрыло работает по такому же принципу. В итоге поток воздуха подлетает чуть ли не под 90 градусов за задним спойлером.

С днищем ситуация в следующем. С его формой особо не поиграешь и потоки не разрежешь. Однако еще с 77 года командам известен способ вдавливания машины в трассу. Дело в расстоянии от земли. Земля - дополнительная плоскость, которую тоже можно использовать для регулировки скорости потоков воздуха. Чем ниже болид установлен к земле, тем меньшее давление остается под ним, так как скорость потока воздуха увеличивается. Он проходит как вода по узкой трубе - эффект Вентури.

Lotus 78, первый болид-крыло
Lotus 78, первый болид-крыло

Гляньте на болид, разработанный британским автоконструктором Колином Чепменом. Это первое применение граунд-эффекта в Формуле-1 (1977 год). Эффект от такого расположения днища настолько хорош, что в какой-то момент его просто запрещали регламентом из-за того, что пилоты не справлялись с болидами в поворотах и не были готовы к логично выросшим перегрузкам. В чем сила? В прижиме.

Так вот, прирост то оказывается в поворотах, а не на прямых, причем очень серьезный прирост. А то я уже было испугался, что какая-нибудь BMW-CS скоро будет быстрее "королевских" авто. Формула сейчас развивается в аэродинамике больше, чем в количестве кобыл под капотом. Удивительно!

1919
1 комментарий

А зачем старую альпину прикрепил на 13 шинах и без граунд-эффекта?

1
Ответить