Четыре Эша на один Некрономикон — впечатления от Evil Dead: The Game

Настоящий подарок поклонникам «Зловещих мертвецов» и просто весёлая кооперативная игра.

«Зловещим мертвецам» не особо везло с играми. Передать всё очарование культового хоррора сумела лишь Evil Dead: Regeneration 2005 года, а с тех пор поиграть за Эша Уильямса можно было разве что в сомнительных мобильных проектах да в Dead by Daylight — без ручной бензопилы, расчленительного экзорцизма и лучшей бум-палки из S-Mart.

Evil Dead: The Game исправила ситуацию радикально. Здесь можно собрать команду хоть из четырёх абсолютно разных Эшей, вооружить их ручными бензопилами да бум-палками — и пойти расчленять армию зловещих мертвецов во главе с кандарийским демоном. А если демон оказался Некромантом, на экране будет одновременно пять Эшей (включая злого), и все они будут лупить ванлайнеры и рубить конечности.

Если это не groovy, то я даже не знаю, что тогда.

Четыре Эша на один Некрономикон — впечатления от Evil Dead: The Game

Проглоти это

Evil Dead: The Game — асимметричный мультиплеерный экшен в режиме 4 на 1. Сходу напрашивается сравнение с Friday the 13th: The Game и вышеупомянутой DBD, но на деле между играми есть принципиальная разница. Выжившие здесь не прячутся и не убегают от игрока-монстра, а рубят на части и его, и толпы прочих зловещих мертвецов.

Задача всегда одна, но делится на этапы. Появившись на локации, выжившие должны найти себе оружие, пока невидимый и бессмертный игрок-демон летает по уровню и ищет их. В основе игры лежит ближний бой, а стрелять лучше в крайнем случае: патронов всегда мало. Типов оружия много, плюс в игре есть стандартное разделение на степени редкости — по цвету.

Ближний бой минималистичен. Есть слабый и сильный удар, есть кнопка отскока (расходует выносливость). У врагов есть шкала равновесия: после удачных ударов можно отдельной кнопкой провести красивый добивающий приём, во время которого выживший становится неуязвим для урона.

Четыре Эша на один Некрономикон — впечатления от Evil Dead: The Game

Плюс выжившим нужны расходники: кола восстанавливает здоровье, спичками можно развести костёр, который помогает преодолевать страх, а амулеты дают защитный барьер от ударов. Всё это действительно нужно: выжившим необходимо всегда следить за параметрами здоровья, выносливости и страха.

Последний особенно важен, потому что в перепуганного выжившего может вселиться игрок-демон и наворотить дел. Страх усиливают темнота, удалённость других выживших и разные способности демона. Поэтому игрокам лучше всегда держаться вместе и периодически зажигать костры: свет опускает страх до минимума.

Локации в игре большие, поэтому всегда можно сесть в ближайшую бесхозную машину
Локации в игре большие, поэтому всегда можно сесть в ближайшую бесхозную машину

При этом в каждом матче есть система прокачки: на уровне можно находить сундуки, из которых выпадают особые бутылки с выпивкой. Они дают выжившим очки навыков, которые можно распределять по шести разным параметрам вроде здоровья, урона или запаса выносливости.

Всё это заставляет искать компромиссы. Разделиться, чтобы найти побольше бутылок, — или держаться вместе, чтобы выжить? Уделить время поискам лута или спешить выполнять задачи? Потратить драгоценные патроны на кучу дедайтов или приберечь их для босса?

Четыре Эша на один Некрономикон — впечатления от Evil Dead: The Game

Чтобы продвинуться, выжившие должны найти на уровне три части карты, которая укажет путь к нужным артефактам. Реальную угрозу на этой стадии представляют только редкие дедайты (местная нежить), бродящие по уровню. Игрок-демон начинает игру далеко от выживших и поначалу будет занят их поисками, если только кто-то из выживших не начнёт стрелять или поедет на машине: громкие звуки раскрывают ваше местоположение для демона.

Поэтому старт у игры всегда плавный, а темп нарастает поэтапно. Первое время игрок-демон может только расставлять по уровню ловушки, спамить нежить в порталах и вселяться во всё и всех подряд. Ему не хватит сил убить вас, но он будет всячески шкодить и мешать продвигаться вперёд. Потому что в игре есть таймер: на выполнение основных задач игрокам даётся тридцать минут. Если они не успевают, демон побеждает автоматически.

Четыре Эша на один Некрономикон — впечатления от Evil Dead: The Game

Когда карта собрана, нужно отстоять у нежити утраченные страницы Некрономикона и кандарийский кинжал. По механике это типичный захват точки: нужно пару минут оставаться в магическом круге, отбиваясь от волн дедайтов. И здесь начинается настоящий вызов. При обороне артефактов у игрока-демона заметное преимущество, потому что магический круг постоянно восстанавливает ему энергию.

К тому же, обычно к этому моменту демон получает на руки свой главный козырь: теперь он может призывать не только обычных дедайтов, но и «босса» — особо сильного и живучего мертвеца, одолеть которого можно только общими усилиями.

Впрочем, выжившие весьма живучи. Если у игрока кончилось здоровье, пару минут он будет лежать и истекать кровью. Союзник может подбежать и вылечить раненого. В противном случае павший игрок умрёт, но и тогда ему рано сдаваться: теперь его призрак парит над телом. Другой выживший может «забрать» его душу, отнести к специальному алтарю — и воскресить.

Четыре Эша на один Некрономикон — впечатления от Evil Dead: The Game

Нередко бывает такое, что всего один человек подбирает трупы всех остальных и разом их воскрешает: у этой механики нет ограничений. Другое дело, что в одиночку игрок особенно уязвим, а на каждое из этих действий нужно время, и прервать их может любой вражеский удар.

Если выжившие сумели отстоять артефакты, таймер выключается, и наступает последний этап: отправиться к группе Тёмных, изгнать их заклинаниями и несколько минут защищать Некрономикон от нежити, чтобы навсегда запечатать портал в ад. Это последний рывок, и перед ним стоит хорошо подготовиться.

Четыре Эша на один Некрономикон — впечатления от Evil Dead: The Game

Поначалу игрокам доступно девять персонажей-выживших, ещё троих можно разблокировать. Все герои взяты из киновселенной (есть даже Генрих Рыжий и король Артур) и поделены на четыре класса. Воин силён и наносит огромный урон в ближнем бою, охотник лучше всех стреляет, помощник лечит и снимает негативные эффекты, а лидер усиливает группу или ослабляет врагов.

У каждого персонажа есть по уникальному активному и пассивному навыку, которые определяют приоритеты игрока и могут преломить ход боя. Например, Шерил Уильямс может периодически создавать исцеляющий круг, а Эш-охотник умеет изгонять игрока-демона из одержимых дедайтов и выживших.

К тому же, с каждым матчем за того или иного персонажа вы получаете опыт и поднимаете его уровень. Очки опыта можно тратить на усиление разных характеристик героя в отдельном меню. А при достижении определённого уровня персонаж получает дополнительные пассивные навыки.

Четыре Эша на один Некрономикон — впечатления от Evil Dead: The Game

Со временем всё это складывается в единую картину, и вырисовывается тактика, каждый раз примерно одинаковая. Шансы на победу есть только у слаженной команды, поэтому игра со случайными тиммейтами начинает утомлять: даже один неопытный игрок может обречь всех на гибель.

Зато в хорошей компании Evil Dead: The Game — чистое веселье. Здесь приятно рубить и отстреливать ходячих мертвецов, у каждого оружия есть набор уникальных, кровавых и зрелищных фаталити, а простой связки «отпрыгнул, ударил, добил» достаточно, чтобы схватки долго не приедались.

Во многом помогает эстетика. Скажем, выстрел из дробовика превращает «мясного» дедайта в ходячую гору внутренностей, а от ударов острым оружием он теряет конечности, окатывая выживших буквально фонтанами крови. А если зомби или скелет остался без рук, он попытается бить вас головой. Это смешно и брутально — как и должно быть в игре по «Зловещим мертвецам».

Что там с демонами

Геймплей за демона приятно удивил. Вы невидимы, бессмертны и сами по себе безвредны. Когда вы рядом, выжившие могут разве что слышать ваше жуткое дыхание и видеть, как вы сметаете на своём пути заборы и ограды. Ваш инструмент — войска.

Сейчас на выбор доступны три армии тьмы, поделённые на классы. Полководец управляет сильными и крепкими реднеками во главе с гнилой старушкой Генриеттой Ноуби. Кукловод повелевает жутким Элигосом из сериала и получает большие бонусы к одержимости и страху. Некроманту в распоряжение досталась войско скелетов и злой Эш из «Армии Тьмы». А ещё он может призвать в укромном уголке костлявого флейтиста, который усиливает собратьев и просто троллит игроков.

Четыре Эша на один Некрономикон — впечатления от Evil Dead: The Game

Изначально вы просто летаете по карте (прямо как в фильмах), ищете выживших и собираете адскую энергию, которая рандомно появляется в форме красных сфер. Энергию можно тратить на разные пакости, которые мешают выжившим и прокачивают уровень демона, открывая ему доступ к новым способностям. Можно заряжать расставленные по карте ловушки, из которых выпрыгивают дедайты; вселяться в дедайтов, деревья и машины.

Отдельное удовольствие — оставлять в сундуках с лутом демоническую руку Эша или кучку его маленьких злых двойников, — чтобы выжившие получили неприятный сюрприз.

Толпа маленьких злых Эшей — последнее, что хочется найти в сундуке
Толпа маленьких злых Эшей — последнее, что хочется найти в сундуке

Наконец, можно ставить собственные ловушки или просто открывать порталы с дедайтами. Их тут три типа: рядовые, элитные и босс, в которого игрок после вызова вселяется автоматически.

Босс достаточно силён, чтобы убить неосторожную команду выживших, но его можно призывать только на поздних стадиях матча и с большим откатом. Поэтому игра за кандарийского демона — больше про стратегию и тактику. Нужно копить силы, грамотно расходовать энергию и искать возможности для наиболее эффективного удара.

Четыре Эша на один Некрономикон — впечатления от Evil Dead: The Game

Да, при наличии энергии в любой момент можно вселиться в обычного моба и подключиться к рубилову. Но если этот самый момент выбран неудачно, вас просто расчленят, — и придётся лететь собирать сферы для нового удара. Даже в дуэли одержимый дедайт не чета человеку.

Поэтому демон должен следить за одиночками и ослабленными выжившими, а его главная задача большую часть времени — ставить людям палки в колёса, затягивать матч и просто изматывать игроков, чтобы у них всегда не хватало расходников и сил идти в бой. Чтобы каждая стычка наносила как можно больше урона здоровью, психике и запасам.

У боссов есть особые атаки, зрелищные и эффектные
У боссов есть особые атаки, зрелищные и эффектные

Причём, важнее не столько наносить прямой урон людям, сколько повышать их шкалу страха. Заполнять её помогают разные демонические ловушки и особый навык — прыжок, посылающий выжившим огромный скример на весь экран. Если кто-то из игроков слишком напуган, в него можно вселиться и перенять на себя управление. Одержимый игрок при удачном раскладе способен натворить не меньше дел, чем босс.

Это в целом самая интересная часть игры за демона: вселившись в другого игрока, можно потратить все его боезапасы на друзей, сцепиться с ними в ближнем бою исподтишка или просто мешать выполнять какие-либо действия. Скажем, если выживший пошёл воскрешать павших союзников, но сам он слишком напуган, можно просто вселиться в него и убежать куда-нибудь подальше. Например, в сторону заготовленных ловушек, которые сработают, как только вы покинете тело своей жертвы.

Если команда зазевается, одержимый может успеть положить её целиком, после чего уйдёт гулять в лес, пока у демона не кончится энергия
Если команда зазевается, одержимый может успеть положить её целиком, после чего уйдёт гулять в лес, пока у демона не кончится энергия

Таких вот подлых приёмов немного, но достаточно, чтобы демон мог периодически устраивать эффектные сюрпризы и упиваться своим коварством. Выживший подбежал врачевать упавшего союзника? Можно вселиться в его товарища и нанести подлый удар в спину. При этом одержимый вами персонаж будет на автомате выкрикивать невинные фразы — всё по канонам фильмов.

Это не только местный мистер дудец, но и милая отсылка к «Армии тьмы»
Это не только местный мистер дудец, но и милая отсылка к «Армии тьмы»

В общих чертах геймплей за разные армии тьмы идентичен, но различаются нюансы, приоритеты и тактика. Скажем, Элигосу стоит напирать на одержимость и запугивание, а Генриетте — на порталы. Это привносит достаточно разнообразия, поэтому чередовать демонов действительно хочется. Реднеки Генриетты смачно блюют и заливают выживших кровью, уродцы Элигоса перед смертью взрываются, а скелеты злого Эша давят числом.

Слава королю

Evil Dead: The Game отлично использует лор и эстетику первоисточника, фансервис пронизывает каждый её элемент. Меню коллекции оформлено как страницы Некрономикона, список одиночных миссий — как VHS-кассеты на фоне старого телевизора. Матч начинается с аудиозаписей профессора Ноуби, а персонажи по любому удобному поводу щеголяют ванлайнерами и фразами из первоисточника. На локациях воссозданы ключевые места из фильмов и сериала.

Локации из фильмов воссозданы точно и тщательно, а в одиночных заданиях там есть дополнительные штрихи. Скажем, дедайт, который пытается вырваться из запертого подвала роковой хижины
Локации из фильмов воссозданы точно и тщательно, а в одиночных заданиях там есть дополнительные штрихи. Скажем, дедайт, который пытается вырваться из запертого подвала роковой хижины

И такой подход — вплоть до самых незначительных мелочей. Это хороший кооперативный экшен сам по себе, но для поклонников здесь настолько много знакомых и приятных элементов, что так и тянет сесть и пересмотреть все фильмы серии.

Но что важнее, сам дух игры очень близок киновселенной Сэма Рэйми. Это бодрая, кровавая и трешовая игра, в которой даже зомби умеют насмехаться над игроками, а музыка задаёт нужный пафосный тон. При этом Evil Dead: The Game красиво выглядит, а локации получились атмосферными. К тому же, от матча к матчу на них меняются время суток и погодные условия.

Четыре Эша на один Некрономикон — впечатления от Evil Dead: The Game

В плане эстетики недостаёт разве что сюрреализма. Если в будущем демону добавят возможность насылать на выживших галлюцинации, или локации начнут преображаться и угорать над игроком при заполненной шкале страха, то опыт «Зловещих мертвецов» будет передан в полной мере.

Откровенно слабыми получились разве что одиночные задания. Это небольшие минималистичные сценарии по мотивам киновселенной. Скажем, первый сценарий навеян событиями второго фильма: Эш должен выкопать на кладбище голову своей возлюбленной Линды и распилить её пилой в мастерской.

Формула предельно простая и схематичная, а если задание разделено на этапы, их презентуют иллюстрации.

Четыре Эша на один Некрономикон — впечатления от Evil Dead: The Game

При этом задания спроектированы как эдакая проверка навыков, поэтому пройти их непросто, а в финале вас почти всегда ждёт битва с боссом. Подвох в том, что чекпоинтов здесь нет, и в случае смерти задание придётся проходить с нуля.

Одиночный режим показывает, почему этой игре в её текущем виде не нужна полноценная кампания: геймплей под неё не заточен и сам по себе просто недостаточно отшлифован. Стрельба приятна и эффективна только из дробовиков и ружей. А в ближнем бою раздражает, что атаки и прочие анимации врагов не прерываются вашими ударами. В игре можно ездить на машинах, но их физика вызывает недоумение. Всё это не мешает получать удовольствие в многопользовательском режиме, но одиночные задания превращает в раздражающую условность.

Без отсылок и пасхалок, конечно, тоже не обошлось
Без отсылок и пасхалок, конечно, тоже не обошлось

Впрочем, оно того стоит. Во-первых, этот режим помогает лучше освоить боевую систему и тайминги для уклонений — особенно при встрече с элитными дедайтами и боссами. Во-вторых, за выполнение заданий положена награда: будь то новые персонажи или костюмы и приятный бонус — диктофонные записи семейства Ноуби.

В этом смысле Evil Dead: The Game вообще удивляет. На момент выхода в ней очень мало косметики, а дополнительный контент привязан к одиночным миссиям. Персонажей можно прокачивать, но при этом нет элемента рандома: вы добросовестно поднимаете уровни и распределяете очки навыков по веткам. У каждого героя, — выжившего или демона, — своя шкала опыта, и на данный момент развивать его можно до 25 уровня.

В перспективе это может усугубить проблемы с балансом и матчмейкингом, потому что у высокоуровневых персонажей накапливаются нешуточные прибавки к характеристикам и дополнительные возможности. Причём, выжившим прокачка даёт явно больше преимуществ, чем демонам. Но сейчас сложно оценить, насколько это может повлиять на баланс.

Четыре Эша на один Некрономикон — впечатления от Evil Dead: The Game

По сравнению с той же Dead by Daylight или Friday the 13th «Зловещие мертвецы» вышли на удивление отполированными. За несколько дней игры я всего пару раз столкнулся с заметными багами. Например, один раз выживший застрял на перилах и не мог слезть до самого финала. А однажды я вселился в дедайта, которого тут же убили, — и у меня пропал доступ ко всем способностям. Поиск матча занимает от силы пару минут, и лишь в первый день мне приходилось долго ждать возможности сыграть за демона.

Есть проблемы с анимациями и искусственными ограничениями. Движениям не хватает плавности, а хитбоксы и импакт от удара нуждаются в доработках. Играя за выжившего, порой сталкиваешься с абсурдной ситуацией: герой не может идти вперёд, потому что ему мешает возвышенность, которая не доходит и до колена. В пылу боя даже такая мелочь раздражает и подвергает опасности.

Ещё разработчикам нужно поработать над отзывчивостью кнопок — особенно кнопки активных действий вроде сбора лута. Часто она просто не срабатывает, из-за чего приходится отбегать и возвращаться, тратя драгоценное время. К тому же, некоторые действия требуют зажать кнопку на несколько секунд, а за это время прогресс может сброситься, и придётся начинать сначала.

Если вы одержимы, остаётся только пассивно наблюдать за тем, что демон творит вашими руками. И чем больше урона он наносит, тем неуютнее на это смотреть
Если вы одержимы, остаётся только пассивно наблюдать за тем, что демон творит вашими руками. И чем больше урона он наносит, тем неуютнее на это смотреть

Другая явная проблема — физика машин, которая сейчас практически отсутствует. Удары по зомби регистрируются странно, на неровной дороге машину периодически норовит подпрыгнуть, и в целом управлять ей — удовольствие сомнительное.

Но больше всего вопросов вызывает баланс. Первые дни после выхода, когда все игроки в равной степени тупили, это не бросалось в глаза, но со временем проявились закономерности. У неорганизованной группы выживших нет ни единого шанса против демона, — если только он сам умеет играть и знает, что делает. За все дни, проведённые в игре, я проиграл матч за демона всего три жалких раза — и каждый из этих раз против меня выступала собранная, хорошо настроенная команда. И при этом я даже не представляю, как вообще я мог им помешать.

И здесь вскрывается парадокс. На низких уровнях демон без труда доминирует в матчах, но против слаженной и опытной команды он кажется беспомощным. Потому что главный его козырь — вызов босса, а он легко контрится общими усилиями группы. При этом другие способности демона не дают принципиально повлиять на исход матча, а подчас расходуют настолько много адской энергии, что ими почти бесполезно пользоваться.

Четыре Эша на один Некрономикон — впечатления от Evil Dead: The Game

Особенно это заметно по машине. Демон способен вселиться в машину, чтобы выгнать из неё выживших, таранить их или уехать. Но цена такого фокуса очень высока, а времени поуправлять автомобилем почти нет: расход сил слишком велик. То есть, даже при желании демон не может далеко уехать на машине или нанести выжившим достаточно вреда.

Это касается и других демонических трюков. Сейчас игрокам-демонам явно недостаёт разнообразных, а главное — эффективных возможностей по контролю карты, но при этом вызов босса на поздних стадиях становится почти ультимативным оружием против почти любой команды.

При этом у игры есть много некритичных, но явных недоработок, которые порой удивляют своей очевидностью. Например, довольно часто при игре за выжившего мне попадались игроки-демоны, которые выходили из игры, если команда людей продвигалась слишком быстро и легко. При таком раскладе матч просто отменяется, а игроков возвращают в главное меню. В том же Dead by Daylight всё решается куда справедливее: выжившим автоматом засчитывают победу.

Четыре Эша на один Некрономикон — впечатления от Evil Dead: The Game

У Evil Dead: The Game ожидаемо хватает недоработок и раздражающих мелочей, а баланс вызывает много вопросов. Но она достаточно отполирована, чтобы играть было весело и в целом приятно уже на старте.

Пока сложно сказать, насколько хорошо игра проявит себя в долгосрочной перспективе: всё это зависит от поддержки и нового контента. Сейчас доступен лишь один основной режим, игра с ботами и пользовательские матчи.

Но её запала точно хватает на несколько десятков часов в компании друзей. Для поклонников «Зловещих мертвецов» это настоящий подарок, а для новичков — хороший повод наверстать фильмы. Хотя бы для того, чтобы понять, какого чёрта этот харизматичный мужик с рукой-бензопилой потрошит зомби бок о бок с королём Артуром, а из сундуков с лутом иногда выпрыгивают мелкие злые человечки.

Понравилось

  • Игра передаёт всё очарование «Зловещих мертвецов»: мясо, юмор, абсурд и коронные фразочки на месте.
  • На старте игра на редкость стабильная, качественная и отполированная, серьёзных проблем наперечёт.
  • Играть весело и за выживших, и за демонов.
  • Режим всего один, но механик хватает, чтобы формула не надоедала как минимум десятки часов.
  • Красивые, атмосферные локации.
  • Кастомизация и прогресс без рандома и микротранзакций.
  • Много приятных мелочей вроде коллекции диктофонных записей профессора Ноуби.
  • Groovy.

Не понравилось

  • Странный, возможно сломанный баланс между выжившими и демонами.
  • Некоторые элементы управления недостаточно отзывчивы и нуждаются в доработке.
  • Физика машин ужасна.
  • При игре за демона призыв босса — ультимативное оружие, в то время как базовые возможности вроде захвата машин просто неэффективны.
  • Случайное распределение объектов на локациях иногда работает откровенно несправедливо.
  • Мелкие технические недоработки и баги.
179179
76 комментариев