Размышления по поводу двенадцати инди-хорроров

Денис Большаков сказал, что ему нужно моё мнение по хоррорам, поэтому я написал этот пост. По всему тексту будет разбросан саундтрек одной из игр данного текста, потому что он заслуживает внимания, советую включать треки по мере их появления в тексте (старался расставить так, чтобы можно было включить сразу, как закончился предыдущий, но все читают по разному, поэтому не бейте). А ещё в тексте иногда бывают спойлеры, но кому это важно?

Содержание

Camping

они ещё не знают, что их ждет
они ещё не знают, что их ждет

Игра про трех друзей, приехавших на кемпинг. Заманила меня достаточно детским визуалом, этакий хоррор для детсадовцев. В целом практически такой игрой он и оказался. Простенькие, но абсолютно неуместные загадки: сегмент, где математические примеры высвечиваются прямо на стене пещеры, а кнопки - камни на полу; сегмент с включением генераторов, копирующий Dead by Daylight, но в одиночной игре с довольно глупым ИИ врага. Сюжет в игре обрывистый, понять его сложно даже с учетом наличия в игре русского языка, ещё и обрывается он слишком внезапно. Игра пытается относиться к жанру так называемых .exe хорроров (вспомните sonic.exe, например), но получается у неё это неумело, но это хотя бы объяснено сюжетом, что уже неплохо. Скримеры в игре такие же, как и сама стилистика - детские, но всё же какую-никакую атмосферу темного леса игра выдерживает. Если игра каким-то образом оказалась у вас в библиотеке (а её у вас, скорее всего, нет) - можно пройти, но покупать отдельно не стоит даже с учетом цены в 42р (а вот по скидке, которой нет, можно было бы взять).

The Game Store

моя любимая часть игры - пруд с камнем в виде звезды
моя любимая часть игры - пруд с камнем в виде звезды

Симулятор ходьбы, в котором неизвестный голос говорит нам играть в видеоигры и оставляет деньги на их покупку (честно - моя мечта). Играть мы можем во всё, что захотим, кроме одной игры, которую голос пока что запрещает покупать. Берем деньги со стола, идем в магазин, берём игру, возвращаемся домой и играем. Повторить 4 раза, пока игры в магазине не закончатся. Сами игры - достаточно простенькие 8-битные проекты, но с кривыми хитбоксами, из-за чего на них можно застрять. После прохождения каждой игры немного меняется окружение: то забор где-то сломается, то столб упадет, то из земли вырастут огромные цепи, что неплохо так усиливает интерес. Как только мы прошли все четыре доступные игры, нам разрешат взять последнюю - запрещенную. И нет, она не проклята. Просто ты молодец, прошел проверку неизвестного голоса и не взял эту игру раньше. Зачем была вся эта проверка? Неизвестно. Игра заканчивается как раз в момент прохождения проверки. Сам разработчик хотел назвать эту игру Prelude, а значит нас ждет какое-то продолжение, которое лично я буду ждать, а проходить игру, пока не вышло продолжение - не советую.

Itchy Scratchy

наверное многие из вас и не увидели лица
наверное многие из вас и не увидели лица

Что можно сказать об этой игре - я не знаю. Это буквально 30-секундный кликер, в котором мы нажимаем на красные точки, чтобы почесать спинку. Весь хоррор заключается в появлении на теле персонажа кровавых ран и лица в дверном проеме. Кстати, в игре есть счетчик очков, так что её можно даже пройти несколько раз и улучшить свой результат в чесании спинки.

September 1999

просто рандомный кадр из самого начала, который не показывает абсолютно ничего
просто рандомный кадр из самого начала, который не показывает абсолютно ничего

Я бы назвал это артхаус-проектом. Вся игра длится ровно 5 минут 30 секунд, за которые нам дают исследовать две комнаты одной квартиры в разные дни. При этом в игре проделана очень хорошая, даже отличная работа с визуалом, особенно с освещением, а VHS-эффект скрывает все недочеты текстур. Просто перейдите в стим и попробуйте сами. Она абсолютно бесплатная, весит меньше 500мб и длится, опять таки, всего 5 минут 30 секунд. Это не рекомендация, это приказ.

OK/Normal

я и сам не понимаю, что происходит на скриншоте
я и сам не понимаю, что происходит на скриншоте

Эта игра представляет собой приключение, отсылающее к ранним 3D-играм. Геймплейно это платформер без платформинга, точнее он есть всего на одном уровне. Остальное время мы ходим по локациям-лабиринтам от первого/третьего лица и собираем всякие предметы, за которые открывается выход с уровня. Чем дальше мы проходим, тем страннее всё становится. При этом тебя всегда сопровождает летающая говорящая тучка, играющая немалую роль в сюжете (если вы будете обращать на него внимание). Игра не вываливает на тебя кучу орущих лиц, она берет искаженным визуалом и звуками, атмосферой происходящего. Ну и я очень люблю подобный стиль в играх, от меня определенно лайк. Эту игру, кстати, сделали те же люди, что сделали September 1999 - команда 98DEMAKE, у них ещё есть прикольный канал на ютубе. Жаль, что они с 2018 не выпускали игр, а последнее видео вышло почти 2 года назад. Буду надеяться, что увижу от них ещё проекты.

Suspicious Downpour

не обращайте внимания на кучу сэндвичей посреди поля
не обращайте внимания на кучу сэндвичей посреди поля

А это - комедийный хоррор. Сидим в палатке, светим фонариком в появляющиеся в темноте глаза, чтобы они исчезли. Игру сделали для Game Jam за 48 часов, поэтому ругать её я смысла не вижу, всё таки от неё можно похихикать, а что ещё требуется от комедийного хоррора?

Wretched Depths

рыбка
рыбка

Эту игру я уже расхваливал в своих постах. Приезжаем в небольшой городок, рядом с которым есть озеро, и рыбачим. Рыбу продаем двум торговцам, в зависимости от выловленной рыбы. У одного из торговцев покупаем новое снаряжение для рыбалки и ловим более крутую рыбу, погружаясь всё глубже и глубже. Ещё можно погулять вокруг озера и почитать записки репортера, который был здесь, что раскроет нам историю этого места. Атмосферно, интересно, страшно, бесплатно. Ещё и радио в игре есть, которое неплохо так расслабляет в страшные моменты, хоть музыка в нём и не прям хороша. А ещё герой выглядит как-то по-пидорски, но это только плюс.

Fears to Fathom в целом

Fears to Fathom - хоррор-антология, в которой запланировано 5 частей, из которых на данный момент вышло только 3. Когда выйдут оставшиеся части - неизвестно. Особенность антологии в том, что все игры, судя по всему, основаны на реальных историях. Даже в главном меню каждой части оставлена электронная почта разработчика, на которую он просит отправлять свои истории. А ещё в этих играх абсолютно нет паранормальщины. Всё, что происходит в играх, может произойти и в жизни (не дай бог). Данный факт делает эту антологию самой атмосферной и страшной из всех игр, представленных в тексте. При этом все доступные части антологии в некоторых моментах используют микрофон. Сразу скажу, что все 3 доступных эпизода мне понравились и я советую вам их пройти.

Fears to Fathom - Home Alone

я узнал, что тут можно выйти из дома
я узнал, что тут можно выйти из дома

Первый эпизод повествует о мальчике, которого оставили дома одного на ночь. Родителей рядом нет, друзья прийти не смогли, а соседка отправила фото, на котором видно человека, стоящего под входной дверью твоего дома. Что может быть хуже для четырнадцатилетнего парня? Да и для меня тоже, не знаю почему, но я достаточно сильно боюсь оставаться один дома на ночь, постоянно на несколько раз проверяю замки. Данный эпизод самый слабый в техническом плане, а так же кривоват в геймплее, но при этом имеет очень давящую атмосферу. Он бесплатен и проходится за 20 минут.

Fears to Fathom - Norwood Hitchhike

мотель
мотель

Второй эпизод повествует о девушке, возвращающейся домой ночью с игровой выставки, дорога должна занять около 12 часов, в полном одиночестве, но машина ломается посреди пути. Добрый путник привозит нас в мотель, где нас начинают преследовать. Данный эпизод проходится уже за 40 минут и имеет больше разнообразия в игровых механиках. Как по мне, второй эпизод не такой страшный, как другие (я думаю это из-за ситуации, в которую попадает героиня, мало кто из нас ночью попадет в мотель), но всё равно заслуживает внимания.

Fears to Fathom - Carson House

я не справился с велосипедом😔
я не справился с велосипедом😔

Третий эпизод, в котором мы снова остаемся одни в доме. Дом значительно больше, чем в первом эпизоде. При этом нам в распоряжение дают возможность побродить по двору, а по сюжету мы отправимся ещё и в магазин. Занимаемся рутиной, как и в первом эпизоде, пока не начнутся плохие вещи. Ещё можно смотреть в камеры, расставленные по всему дому. Самый долгий эпизод, проходится примерно за час. На удивление это самый страшный эпизод из всех трех, и это при том, что все эпизоды построены примерно одинаково и я уже догадывался, что будет дальше. Так же видно, что разработчик значительно прокачался в игростроительстве по сравнению с первым эпизодом. Жду четвертый эпизод, который судя по показанной разработчиком гифке должен быть прям отвал башки.

Missing Hiker

громко орет и убого выглядит, всё по традиции
громко орет и убого выглядит, всё по традиции

Короткий бесплатный хоррор, всеми параметрами напоминающий антологию Fears to Fathom. Даже начинается так же с небольшого предисловия на черном фоне. Собственно говоря это единственная причина, по которой он сюда попал. Подавал большие надежды, но оказался пустышкой. Плюс Fears to Fathom в том, что за прохождение всех эпизодов ты мог ни разу (практически) не попасть на скример, если делал всё правильно (то есть просто следовал логике). Здесь же 15 минут напряженной ходьбы по темному лесу сводятся к вот этому скримеру со скриншота выше и надписи "Ваше тело никогда не нашли". Огромное разочарование, ведь можно было сделать что-то интересное, так как по сюжету мы отправляемся на гору найти пропавшего брата. Ладно хоть в техническом плане сделано неплохо, но не советую, 15 минут играть в Itchy Scratchy будет и то лучше.

Blank Frame

Как вы уже могли понять, саунд был из этой игры. Мне кажется он действительно хорош, особенно для игры такого жанра.
И вообще, пришло время признаться - весь текст был написан ради этой игры. Это буквально лучшая игра из всего списка. Знаете как она начинается? Мы оказываемся заперты в квартире, потому что с этажа выше упал шкаф, огромный сука шкаф, который застрял в потолке и перекрыл входную дверь. При этом мы не оказываемся отделены от остального мира, как в SH4, где не открывались окна. Даже наоборот, многое в игре завязано на взаимодействии с окружающим миром, хоть выйти мы и не можем. Мне очень понравилось, что игра крайне медленно разгоняется. Она сама по себе самая длинная из всех в этом списке (у меня ушло 2 часа на прохождение со всеми тупняками), так при этом первые минут 40 она просто нагнетает атмосферу. Особенно это заметно в происходящем на улице: в начале игры, выглянув в окно, мы увидим множество людей - кто-то гуляет, кто-то сидит на лавочке, кто-то ужинает в ресторанчике, но постепенно, по мере прохождения, людей на улице становится всё меньше, пока они не закончатся полностью. При этом люди не исчезают, они просто расходятся по домам, а мы в любой момент игры можем выглянуть в окно и увидеть, что сосед уже полтора часа без перерыва дрочит на порно, а квартирой ниже молодая пара, которая до этого была на улице, занимается чем-то непонятным. Это создает ощущение, что мир действительно живет. Вот в дыру в стене мы видим, как наша соседка заходит домой, а уже через минуту мы просим её о помощи через окно. Даже радио меняется с наступлением ночи, люди замечают, что с этой ночью что-то не так.
В игре есть интересные загадки, основанные на взаимодействии с предметами и внимательности. Они не сложные, но достаточно интересные. И именно таких загадок не хватало другим играм из списка. Имеется много диалогов с соседкой (потому что с другими персонажами мы практически не взаимодействуем), она основной двигатель сюжета.
А как же охуенно (возможно даже аутентично) выглядит эта игра. Я не знаю, как ощущались игры в конце 90-х и начале нулевых на пузатых телевизорах, потому что не застал то время, но для меня эта игра выглядит так лампово, прям хз. Возможно это связано с залоченным разрешением, возможно с чем-то ещё, но мне прям нравится.
Так же в игре имеется 2 концовки, которые зависят от ваших действий, да и сам сюжет в игре вроде бы какой-никакой есть, но про него писать не буду, боюсь наврать о чем-то. При этом прохождение на "плохую" концовку может вызвать у вас некую фрустрацию, а это уже круто.
Это далеко не самая страшная игра из всего списка, антология Fears to Fathom страшнее, Wretched Depths тоже. Но они не предлагает и половины того экспириенса, который предлагает Blank Frame. Я бы сказал, что эту игру должен пройти любой уважающий себя фанат хорроров.

Заключение

Вот такой получился текстик, не слишком большой, но как смог. Надеюсь кто-то это прочитал. У меня ещё остались хорроры на примете, которые я не прошел, а так же которые я пытался пройти, но не прошел по какой-либо причине, поэтому могу в будущем написать вторую часть, если кому-то это надо. В комментариях пишите свое мнение об играх, если играли. Пожелания по будущим текстам тоже пишите.

108
48 комментариев

Здравствуйте, многоуважаемый Чидер. Фонд Поддержки Сладких Булочек не мог не заметить, что вы начали делать свои первые и очень важные шаги в становлении отличным автором статей, посвящённых видеоиграм. Фонд благодарит вас за невероятную силу воли и желание рассказывать о нишевых хоррор-играх. Вы делаете большую и важную работу, благодаря которой миллиарды людей имеют возможность выйти за рамки привычного им ААА-экспириенса, увидев другую сторону игровой индустрии. В качестве более существенной похвалы прилагаем чек на 500 миллионов рублей. Спасибо вам за ваше творчество и желаем всяческих успехов на нелёгком поприще лонгописания.

1
Ответить

Спасибо Фонду Поддержки Сладких Булочек за поддержку моих начинаний, данные 500 миллионов рублей будут потрачены на написание новых, возможно качественных текстов по играм. Ещё раз благодарю за данную инвестицию, вы не останетесь разочарованы!

1
Ответить

Ты говорил про 13 блять, что за наебаловао

9
Ответить

Это на самом деле глубокая задумка автора: под 13-ым, неупомянутым в тексте напрямую хорроре, чидер имеет в виду жизнь читателя. А жизнь дтфера это априори хоррор. Моё почтение автору, вот это я понимаю, глубокий подход к материалу

14
Ответить

несчастливое число извини

10
Ответить

Бляя я всё понимаю канеш, но какого хуя ты это ночью опубликовал, ты ж трафика не получишь почти

6
Ответить

я трафика не получаю в любой час, это моя фишка. Ладно хоть в игры запостил, а не в свой блог, который в шб

8
Ответить