Путь портатива - личная история от Java до SteamDeck. Часть первая

Путь портатива - личная история от Java до SteamDeck. Часть первая

Вступление

Есть у меня давняя любовь - портативные устройства для игр. Даже при том, что с нашим темпом жизни не всегда есть возможность в них плотно поиграть и даже имея сносный ПК с бесконечным бэклогом - все время поглядываю, что же там такого интересного придумали китайцы? А как дела у новых версий эмуляторов? А что из классики раннего Android портировали на Vita в этом месяце?
Думаю, что это любовь появилась из того периода, в котором мне довелось жить. Технологии развивались буквально на глазах - от первой кнопочной Моторолы с такой ламповой зеленой подсветкой, до первых портативных консолей и коммуникаторов. Это настоящее волшебство - вроде еще вчера я запоем играл на семейном "пне" и бегал к другу поиграть в Сегу и мечтал, как круто было бы взять всю эту красоту с собой в кармане, как показывали в кино! ( это потом я узнал, что в кино показывали первый GameBoy или пародии на него ). А сегодня я, доставая не самый дорогой мобильник, могу окунуться в бесконечное множество игр всего в пару нажатий и до сих пор ощущаю это каким-то чудом. Интересно, чувствуют ли что-то похожее люди, которые уже выросли среди такого изобилия?

Путь портатива - личная история от Java до SteamDeck. Часть первая

Пиком этой любви и этой магии для меня стал SteamDeck. Давно я не испытывал такого погружения и такой детской увлеченности от игр, хотя казалось бы, что поменялось кроме устройства ввода-вывода? Может быть дело в том, что в консольном формате проще собрать внимание в кучу, отсекая все раздражители вроде Discrod чатов, новостей и ютуба. А может, Гейб в очередной раз удачно продал душу дьяволу и захватывает пользователя темной магией, эргономикой и удобным интерфейсом, кто знает? Тем смешнее, что на анонсе я над консолью посмеивался - такая-то дура, да еще с такой ценой, да работает полчаса и вообще стиммашина провалилась и это все туда же. Но Дека пока стала для меня окном в то самое чудо портатива - все мои "какое классное инди, надо бы поиграть" и "вот бы эту игру из девства в карман, поближе к сердечку" наконец-то стали явью и без оговорок ( почти ). Ну там Diablo 2 в кармане, о чем разговор?

Путь портатива - личная история от Java до SteamDeck. Часть первая

Глава первая. JAVA

Путь портатива - личная история от Java до SteamDeck. Часть первая

Но это я сильно забегаю вперед. Опустим главу с тетрисом, он же "BRICK GAME 100 в 1" - эта штука наскучила мне крайне быстро своим однообразием и простотой, проигрывая в конкуренции очередному тому фантастики. А вот несколько JAVA игр уже были лучиками того самого волшебства портатива, хотя эта глава задела меня совсем по касательной. А дело все в том, что в детстве телефоны у меня были весьма простые. Cуровый Siemens A52 предлагал мне поиграть или в осточертевшую "змейку" или в "склад". В первую я давно наигрался еще на Тетрисе, второй был игрой увлекательной, но я уже был сильно избалован ПК и кроме как на перемене о игре не вспоминал. Как-то раз летом, правда, я уговорил матушку во время ее отпуска дать мне поиграть ее телефон, втихую скачал первую попавшуюcя по номеру в газете игру - Real Tounrament ( видимо, уже в детстве у меня была тяга на обскур, нет бы скачать Asphalt какой или что-то более "хитовое" ) и пропал на пару дней. Отыграв свои 2-3 законных часа на ПК - я тянулся мамкиному телефону, играя запоем, под одеялом, вместо книг, прогулок и вообще всего ).

Real Tournament

Бензопила и рокетланчер, все по-взрослому
Бензопила и рокетланчер, все по-взрослому

А все по тому что игра оказалась хоть и дубовым, но очень крутым клоном Unreal Tournament в 2 плоскостях, и нагиб ботов захватывал с головой - почти так же как в и настоящий "Анрил". Конечно, такое увлечение мне быстро подрезали, телефон был изъят на базу, благо некоторый недостаток баланса за скачанную игру не приметили. А телефон этот потом поменяли на Motorolla RAZR V3, к которому меня на пушечный выстрел не подпускали, эх. Забавно, что потом я был тем самым парнем - ну вы знаете, который рассказывал что играл в двухмерный UT с ботами, но забыл название, а друзья лыбились и кивали - "ври больше!"

Но это было пока я как-то не нашел в осенней грязи настоящее сокровище - Смартфон Nokia 3250 XpressMusic. Тогда ни ума ни совести поискать владельца мне не хватило, так что телефон был утащен в норку и тут же опробован на игрульки.

Умели раньше в интересный дизайн
Умели раньше в интересный дизайн

Аллоды

Полноценная прокачка и инвентарь прилагались
Полноценная прокачка и инвентарь прилагались

Первой игрой сразу были выбраны "Аллоды" - первую и вторую часть я люблю до сих пор, так что увидев название в списке скачал тут же ( по номеру в SMS, Карл ) - и игра не разочаровала. При всех ограничениях JAVA игра отлично выглядела, предлагала неплохой геймплей с пошаговыми тактическими боями и неплохим юмором. Ну а еще это мои любимые аллоды в кармане!

Путь портатива - личная история от Java до SteamDeck. Часть первая

Ancient Empires

Путь портатива - личная история от Java до SteamDeck. Часть первая

Второй заехала Ancient Empires - классный клон Advance Wars. Ну то есть, тогда я, конечно, понятия не имел что это за AW такой, а наблюдал крутую TBS без всяких скидок - ведь авторы содрали формулу нинтедовских ворсов почти дословно, так что процесс радовал своей проработкой и разнообразием ситуаций.

Warcraft 3

Путь портатива - личная история от Java до SteamDeck. Часть первая

А третьим мне попался ...JAVA Warcraft 3 ! Не слышали про такой? Вот и Близзард не слышали - ведь это китайский самодел с нарушением всех возможных авторских прав. Но как же над ним постарались. Интерфейс и спрайты узнавались сразу, а геймплей был на удивление продуман, особенно для китайского бутлега. Еще бы не зависал после четвертой миссии...

***

Прибалдев от такого изобилия я пролетел Аллоды запоем, а оставшиеся две игры гонял по часу в день, пока мое время снова не взяли в оборот ПК ( в 10-11 классе учебы было мало, а игрулек много ), выпускные экзамены и поступление.

Глава вторая. Game Boy Advance ( Game Boy Micro )

Путь портатива - личная история от Java до SteamDeck. Часть первая

Уже в универе появилась первая работа а с ней и деньги на развлечения и хобби. Так что после того, как я увидел в местном магазине среди развала пиратских дисков диво-дивное в виде крохотной консольки было сразу принято решение убить двух зайцев сразу - купить хотелку и обеспечить себя досугом на работе и парах. Консоль-то я купил, а вот тяму посмотреть во что я играть-то буду сразу не хватило. В итоге я был гордым обладателем многоигровки NES, Breath of Fire 2, Van Hellsing по фильму и The Lord of the Rings: The Third Age. Но рейды за картриджами продолжились и скоро я заимел Tekken и Doom 1-2 (!) для этой крохи.
И это именно та консоль которая сформировала мою любовь к портативкам. Java даже для своего времени оставались примитивом, как технически так и в подходе к игровому процессу. Тут же мне открывался полноценный игровой опыт, особенно интересно было видеть, как авторы обыгрывали технические ограничения слабого железа творческим подходом. Например, в Теккен 3д модели были заменены двухмерными спрайтами, за счет чего игра на крошечно экранчике по-прежнему выглядела как полноценная часть серии, но при этом имела офигенные плавные анимации. А в стратегии Lord of the Rings: The Third Age умудрялись в здоровенных пикселях передать шикарный дизайн кинотрилогии под сильно упрощенную, но мгновенно узнаваемую музыку Говарда Шора. А еще,было какое-то особое тактильное удовольствие от работы с картриджами. Наверное не зря на рынке портативок до сих пор пытаются создать решения с проприетарными картриджами для ценителей. Сама консоль выглядела просто отлично. Часто видел мнение, что лучшей версией GBA остается раскладушка SP, но лично мне запала в душу именно Micro. Во-первых, миниатюрность по тем временам выглядела техническим чудом, во-вторых небольшой но хороший экран сглаживал огрехи той же Doom, например. В-третьих малышка просто приятно лежала в руках и круто и необычно выглядела. Итак, Micro отправилась со мной на подработку и с ней рабочие дни летели весело и задорно. Пара слов о каждой из игр:

Final Fantasy 1-2

Красивый бокс. У меня такого не было, потому что достался мне адовый бутлеговский сборник.
Красивый бокс. У меня такого не было, потому что достался мне адовый бутлеговский сборник.

Первый картридж и сразу провал. Я уже тогда был поклонником JRPG, и очень хотелось такое приключение в кармане. Увидев знакомое название картриджа я сграбастал тут же, но уже дома вставив консоль увидел...Что это версия с NES/Dendy! Мне досталась какая-то многроигровка, скорее всего китайский бутлег, так что вместо шикарного переиздания пришлось давиться оригинальной игрой. Впрочем, втянулся я быстро, и мешанина пикселей оказалась довольно увлекательной, но покупку консоли не оправдывала. Так что дорога была за следующей игрой.

Путь портатива - личная история от Java до SteamDeck. Часть первая

Breath of Fire 2

Путь портатива - личная история от Java до SteamDeck. Часть первая

А вот это уже был настоящий вин! Серию я узнал по 4й части на PS1. При всей неуклюжести это была отличная игра. Вторая порадовала сразу. Сочные цвета, приятные спрайты, классический геймплей. Но чем дальше тем больше вставал вопрос - а куда, блин, идти? В очередной деревне тебе давали намек и направление, но что имелось ввиду оказывалось очень неочевидным, а залезть в интернет за гайдом тогда не то чтобы можно было всегда и везде. Вообщем, игра полюбилась, но я с ней так и не справился. Cоветую всем любителям классики, до сих пор благодаря своему стилю выглядит как конфетка

The Lord of the Rings: The Third Age

"Ждите меня на пятом ходу с края карты!"
"Ждите меня на пятом ходу с края карты!"

Шедевр и одна из моих любимых игр на платформе. Во-первых это игра по великолепному фильму, который тогда еще был на слуху. Во-вторых игра была очень красива и имела отличную лицензированную музыку. Ну и в-третьих геймплей - простой по общей структуре, но при этом разнообразный по ситуациям и с весьма кусающейся сложностью. Игра немного напоминает Fire Emblem, с тем отличием, что управлять мы будем максиум несколькими героями, а основной силой будут рядовые безымянные бойцы. И второе - бои в пределах одной миссии могут проходить сразу на "нескольких" независимых фронтах, на которых ситуация будет развиваться по-разному. Но есть возможность помочь соседу, например, "бесплатным действием", потратив его на самом напряженном участке. Прекрасная игра, без всяких скидок на портативность. Интересный факт - на PS2 игра под этим же названием превратилась в достойную JRPG, а на PSP - в довольно паршивую тактику с совершенно другими механиками.

Tekken Advance

Путь портатива - личная история от Java до SteamDeck. Часть первая

Cкажу страшное, никогда не был поклонником Tekken, предпочитая в разное время то Dead or Alive, то "двухмерные" файтинги вроде King of Fighter. Но эта часть мне полюбилась, благодаря все той же портативной магии - трехмерные модели были очень здорово перенесены в спрайты, сохранив все или почти все движения и удары, так что на экране слабенькой портативки получился полноценный, серьезный файтинг с большим количеством специалок и комбо. Правда, подкачали фоны, но на экранчике микро это сильно по глазам не резало.

Doom 1-2

Налево зеленый бронник и два сержанта, и не забыть забрать шотган с с секрета
Налево зеленый бронник и два сержанта, и не забыть забрать шотган с с секрета

А вот эти катриджи я затер буквально до дыр. Это сейчас дум можно запустить хоть на холодильнике, хоть на кроссовках, а тогда "дум в кармане" - намекал, что вот оно, будущее. У портов дедушки Дума очень неровная история, взять ту же версию Ягуара. Но вот на ГБА получилось перенести полноценную (почти) версию. Уже позднее я узнал, что часть уровней была упрощена, где-то подрезали текстуры и геометрию, но играя в то время этого просто не замечал - ведь сам процесс оставался полным и все таким же интересным.

"Дум -круто"

***

GBA была настоящим чудом и спасением от скуки. В дальнейшем портативные игры и порты становились все более комплексными и красивыми, но именно эта кроха показала мне что будущее вот оно, и можно любимое хобби носить в кармане. А потом, как-то раз прогулявшись по магазину где располагалась точка с картриджами я увидел их конкурентов, которые продавали не только "карики" но и ЕЁ - большую, уродливую и в то же прекрасную Nintendo DS, которую я возжелал прямо там.

Глава третья. Nintendo DS

Да, именно уродливую, ведь на прилавке лежал не совершенный в своих формах Lite а классическая модель, пузатая и неуклюжая. Уже прикормленный геймбоем я понял, что вот она, консоль моей мечты. Конечно, стоило бы быть осведомленнее и узнать о существовании ПСП ( да, тогда я натурально не знал, что она вообще СУЩЕСТВУЕТ и что это такое, интернета-то не ма ) и ее возможностей после прошивки, ну, или хотя бы осмотреть прилавок на предмет выбора игр, которых там было кот наплакал. Но 2 экрана, раскладушка, возможность запускать мою библиотеку GameBoy (!!!). В общем, немного подкопив консоль я таки приобрел вместе с двумя играми. Ибо и игр было мало и дюже дорогие после GBA ( картриджи к которому, подозреваю, вообще были бутлеговские ). Пройдемся по ним:

Castlevania: Dawn of Sorrow

Купи!
Купи!

Тут выбор был очевиден и сразу в десяточку. К тому моменту я во-первых был уже знаком с Symphony of the Night, а во-вторых стиляжный анимешный парень на обложке как бы говорил, что я обязан купить эту игру. И не прогадал. Во первых качество графики. Сейчас смешно такое говорить, но качество экрана и разрешение после крохотной Micro было просто фантастическим. Детализированные спрайты ( которым бы поучиться нынешним инди, зачастую лепящим пиксели ради пикселей ), плавная анимация, легендарная кастельванская музыка вместо надрывающегося Миди. Да и сам геймплей был отличный, наравне с Симфонией до сих пор одна из моих любимых частей - куча оружия и способностей для фарма, дополнительные режимы, отличный процесс исследования замка.

Battles of Prince of Persia

Путь портатива - личная история от Java до SteamDeck. Часть первая

А вот это был максимально странный продукт. С одной стороны это крутой варгейм с масштабными сражениями. В игре очень приятный визуал, крутой и стильный интерфейс ( смейтесь если хотите, но в эпоху дефолтного плиточного UI это особенно ярко вспоминается ). Но сам игровой процесс был максимально не цепляющий, особенно когда рядом лежал картридж с "Костылем". Не очень понятная система бонусов-карточек, долгие ходы, общее однообразие и примитив происходящего - душа не пылала. Пожалуй, первый картридж о покупке которого я пожалел, не считая облома с Final Fantasy, который оказался 8-битным, хех.

Видео, чтобы прочувствовать обскурность действа

Advance Wars: Days of Ruin

Путь портатива - личная история от Java до SteamDeck. Часть первая

Эта игра немного выбивается из общего таймлайна, т.к. играл я в нее уже на DS Lite несколько лет спустя, но очень уж люблю эту игру, до сих пор лежит коробка с ней и первым делом вспоминается при разговоре о DS. Advance Wars - одна из самых старых серий Nintendo и уходит корнями еще к NES. Это стратегия с контролем территорий, эдакий варгейм для казуалов и самых маленьких. Но именно в этой простоте и скрывается шарм и обаяние этой игры, как я уже упоминал вcпоминая Ancient Empires. К моменту знакомства с Dark Conflict я уже был знаком с Advance Wars 1-2, так что я примерно понимал, какую игру ждать. Но эта часть сильно выбивалась на фоне основной линейки - визуальный стиль и повествование из пародийно-мультяшного перешел в мрачный постапокалипсис, раздираемый войной, сильно выросла сложность и количество типов юнитов. Очень неплохой сюжет и дизайн миссий, море контента. Для меня это любимая часть в серии и один из любимых Battle Isle клонов, наравне с Massive Assault.

Путь портатива - личная история от Java до SteamDeck. Часть первая

***

Первый восторг от крутого и технически прорывного для меня девайса довольно быстро поутих, сразу после прохождения Castlevania. Интересных мне игр на прилавке "точки" с картриджами все не появлялось, а потом ребята и вовсе закрылись, так что приходилось домучивать свои GBA игры. Пока однажды не случился диалог на работе с покупателем:

- " Что за барахло ты играешь? PSP же круче!"
- " PSP?"
- " Ну да, такая же приблуда карманная...."

Путь портатива - личная история от Java до SteamDeck. Часть первая

__________________________

P.S.

Спасибо всем, кто дочитал мои гиковские мемуары до конца. Возможно, сейчас уже кажется странным восхищаться такой обыденностью, как портативки, но стоит понимать, что тогда это ощущалось магией, а интерсные геймдизайнерские и визуальные решения позволяли в засунуть в эти крошечные калькуляторы настоящие миры. И это был интересный момент открытия - интернет в тот момент был далеко не в каждом доме, а в отечественных журналах про портативные консоли писали не так много. Именно так я проспал ПСП, зато каждая игра и консоль была целым полем для исследования , ровно как и лотереей, правда.

Если формат и тема зайдет - в следующий раз пройдусь по своей лютой зависти к коммуникатору одногруппника, великой PSP и пионере "фабричных" китайских портативок - Dingoo A320. А там пройдусь по 3DS, моей личной боли от пердолинга Vita, одному из наследников Dingoo - Anbernic ну и пара слов о моей новой любви - Steam Deck.

Путь портатива - личная история от Java до SteamDeck. Часть первая
4343
28 комментариев

Как получилось, что автор ограничился Java-играми на 3250? Symbian-смартфоны в конце нулевых были ультимативными игровыми машинами и, помимо java-библиотеки, имели в своем арсенале нативные и портированные с N-Gage трехмерные Tomb Rider, Asphalt, Call of Duty и многие другие хитовые игры — сейчас уж и не вспомнить все. WAD-эмулятор позволял запускать Doom, Doom 2, Heretic и их родственников по движку. Помню, даже NES-эмулятор был в наличии.

4
Ответить

А он еще оказывается на симбиане был ? Хахах, вот это я конечно молодец, жаль утек куда-то телефон. Но не разбирался я тогда особо, что поделать, а после GBA уже и не хотелость назад возвращаться. Но это, конечно, провал

3
Ответить

База. Просто оставлю тут: The Elder Scrolls Travels: Shadowkey.

1
Ответить

Сталкер! Короткий, псевдотрехмерный.

Ответить

Портативки - топ и охуенный вариант для коллекции, когда "большие" консоли ставить некуда
Ну и вообще как будто бы при создании хендхелдов производители как-то смелее с форматами и фичами экспериментируют (оче грубо говоря между пс1 и пс5 не считая накрученных мощностей разница в трэкпаде и адаптивных курках у контроллера, тогда как карманные консоли что у псп, что у нинтендо прошли через намного большее количество итераций и форм)

3
Ответить

как-то смелее с форматами и фичами экспериментируютХорошее замечание, особенно на фоне одинаковых телефонов, одинаковых консолей, etc. Правда, это все больше поле китайских портативок:

Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить