Hellblade: Senua’s Sacrifice — скандинавская ходьба

Перед релизом второй части решил впервые пройти Hellblade: Senua’s Sacrifice, поэтому делюсь своими впечатлениями от прохождения. Давайте разбираться, была ли это хорошая игра и достойна ли она вашего внимания.

В скандинавской мифологии путешествие на лодке имеет какой-то сакральный смысл. Вспомните начало God of War (2018)
В скандинавской мифологии путешествие на лодке имеет какой-то сакральный смысл. Вспомните начало God of War (2018)

Hellblade: Senua’s Saga — история про девушку по имени Сенуа, которая отправляется в мир северных народов, прозванный Хельхеймом, дабы спасти своего умершего возлюбленного Диллиона. Сенуа из рода пиктов, древнего кельтского племени, но их истребили северные викинги, которые уничтожили её деревню, а Диллиона предали казни, именуемой «кровавый орёл». Главная героиня, будучи воительницей, отправляется к богине смерти Хель, чтобы сразиться с ней или умолять её вернуть к жизни дорогого для неё человека. Стоит упомянуть ещё одну важную вещь: у Сенуа не всё в порядке с головой, она видит галлюцинации и слышит голоса в голове, которые не всегда ей помогают, но и путают в её и без того тяжелом путешествии.

И я
И я

Несмотря на то, что игра позиционируется как инди-проект, по графике и анимациям этого не скажешь. Графика в игре просто потрясная, все пейзажи, визуальные эффекты, освещение погружают в тягучую атмосферу мрачного и чуждого мира. Декорации сменяются с довольно приятных зелёных лесов на тёмные, порой даже чёрные, пещеры, в которых рычит нечто незримое, и то, как работает освещение, заслуживает отдельной похвалы.

В игре, кроме главной героини, больше не встречаются персонажи, которых она может встретить, не считая викингов и богов, с которыми ей придётся сразиться, поэтому разработчики уделили большое внимание детализации Сенуа. Можно разглядеть различные элементы одежды, такие как брошка в виде меча, символизирующая воинскую деятельность героини, потрепанная одежда, выглядящая как обычные тряпки.

Анимации в катсценах сделаны при помощи motion capture, поэтому героиня кажется живой. Не последнюю роль играет прекрасная актёрская игра сотрудницы Ninja Theory Мелины Юргенс. То, насколько проникновенно она корежится от боли, кричит, сходит с ума на экране, выглядит завораживающе. Боевые движения тоже сделаны хорошо и приближены к реалистичным, поэтому в игре не встретить чудеса эквилибристики, всё довольно приземленно.

Признаюсь честно, фоторежимы я не очень люблю, для меня это баловство на несколько скриншотов и не более, единственная игра, в которой я засиживался в фоторежиме, была Ghost of Tsushima, тут ситуация плюс-минус такая же, как и с другими играми. В фоторежиме не так много настроек, но мне, как человеку, далекому от этого, не помешало потыкаться в нём и сделать парочку красивых скриншотов. Думаю, люди, которые занимаются цифровой фотографией, будут разочарованы, поскольку настройки весьма кастрированы.

Вот такой скриншот получился в фоторежиме
Вот такой скриншот получился в фоторежиме

Поскольку игра повествует о психически нездоровом человеке, визуальных галлюцинаций в игре предостаточно. Мне очень понравился сегмент, где нужно перебегать между светом, а когда героиня во тьме, появляются различные страшные визуальные эффекты. Интересными моментами для меня являются вставки в игру — съемку живых актёров Друта, Зинбеля и Диллиона, которые появляются перед героиней с наставлениями. Отмечу, что, поскольку Сенуа страдает расстройствами, разработчики консультировались с людьми, которые помогают справляться с этим другим людям, а также с самими пациентами, поэтому было интересно взглянуть, как некоторые люди могут видеть мир вокруг себя, и это было показано в полной мере. Во время прохождения я то и дело чувствовал себя некомфортно, и если реальные люди сталкиваются с подобными видениями, галлюцинациями, то это действительно жутко и страшно, таким людям желаю сил и душевного спокойствия.

Эпизод с повешенными телами заставил вспотеть ладошки
Эпизод с повешенными телами заставил вспотеть ладошки

Проблемы в игре возникают, когда начинается сама игра. Боевая система однообразная и унылая, головоломки надоедают спустя час и третье повторение одного и того же.

В игре не показывают, какие кнопки нужно жать, интерфейса нет, осуждаю ли я такое решение? Нет, ни в коем случае, но лично у меня возникла одна из проблем с пониманием раскладки кнопок. Первые два часа игры во время боевых сегментов я научился парировать методом тыка и уклоняться, а также обнаружил легкий удар, этого мне было достаточно, поэтому в самом начале боевые столкновения выглядели так: парирование — комбо из лёгких ударов — парирование — комбо из лёгких ударов — уклонение — комбо из лёгких ударов. После того как впервые поставил игру на паузу, обнаружил, что есть ещё и тяжелый удар и рукопашный удар, что немного разнообразило боевку, но не настолько, чтобы паттерн поведения во время боя поменялся, просто к комбо из лёгких ударов добавились сбивание щитов рукопашной атакой, а для особо жирных противников уворот — комбо из тяжелых ударов.

Разнообразие врагов тоже не радует. Есть обычные викинги, есть викинги со щитом, есть огромные, есть быстрые с двумя топорами, они, кстати, похожи на троллей из вселенной Warcraft. Также есть 3 босса, с которыми придётся сразиться по ходу прохождения сюжета, от обычных врагов их отличает лишь другие анимации движений и всякие уникальные способности, которыми они пользуются. Чтобы хоть как-то разнообразить противников, разработчики приняли гениальное решение: добавить тех же врагов, но для которых нужно нажимать «фокус», чтобы вывести их из состояния, когда они невосприимчивы к атакам Сенуа. Обычно на героиню нападают 2–3 врага, но есть сегменты, где на игрока вываливают 4 и более противников одновременно, но это происходит ближе к концу игры.

По итогу за всю игру я умер буквально один раз в эпизоде с морем тел, где на меня вываливали огромное количество противников, только зачищаешь одну волну, идёт уже новая, из-за чего я устал и потерял концентрацию, и самое ключевое, что я устал! А это для игры с какой-никакой, но боевой системой непростительно.

Выскочили раз на раз
Выскочили раз на раз

Игра представляет из себя симулятор ходьбы, но просто ходить в игре не очень интересно и быстро бы наскучило, поэтому всё это путешествие усложнено различными головоломками, хотя слово «различными» слишком громкое. Во время каждого сегмента дорогу Сенуа перекрывает дверь, которая покрыта рунами, фокусируемся на рунах и идём искать их в окружении. Сама задумка интересная, но когда это повторяется без смешного всю игру, это надоедает. В середине игры, увидев очередную дверь с рунами, у меня чуть не случилась истерика, и я выглядел как знаменитая гифка с Педро Паскалем, где он после смеха начинает плакать. Что касается других головоломок, есть сегменты, где нужно проходить через врата, которые меняют пространство, этого в игре не очень много, наскучить не успевает. Есть моменты, где нужно восстановить элементы окружения, встав в определенном месте и сфокусировавшись, создав видимость, что всё в порядке.

В игре также есть сбор историй Друта, монаха-изгнанника, который рассказывает различные истории из скандинавской мифологии, всего их 44 штуки, и, как я понял, они открывают дополнительный диалог с Друтом, но я этим заниматься не захотел. Если кто-то хочет запариться, то в игре реализована функция переигрывания конкретных глав.

Будут сниться мне в кошмарах
Будут сниться мне в кошмарах

История поначалу меня не очень впечатлила, но постепенно я начал проникаться и впускать в себя этот странный и недружелюбный мир. Сюжет представляет собой историю о принятии себя и смирении с утратой близкого человека.

Огромное количество повествования уделено психическим расстройствам Сенуа. Как я писал выше, она слышит голоса, которые бывают полезными в бою, сообщая, что нас атакуют сзади, так и пытаются запутать и напугать, говоря, что мы идём не туда. Все эти голоса были записаны бинауральным способом, поэтому играть рекомендую целиком и полностью в наушниках. Но без ложки дёгтя не обошлось. Голоса в голове — это, конечно, всё здорово, если бы я не устал от них ближе к середине игры. А сама фишка с бинауральным звуком имеет «вау»-эффект лишь первый час, а потом используется в механиках игры лишь в паре эпизодов, где приходится буквально идти «по приборам».

Радует, что авторы подошли весьма серьёзно к такой необычной теме, как психическое состояние героини, мы буквально учимся жить в том мире, в котором живёт Сенуа, и погружаемся вместе с ней в её безумный разум. Каждый скрип, шорох, шепот и визг вокруг играет на пользу погружению, а мрачный сеттинг нагнетает ничуть не меньше. Ещё мне нравится, что это не красивая сказка с хэппи-эндом, а довольно-таки суровая правда о том, что подобные болезни невозможно вылечить, с ними нужно учиться жить и существовать среди остальных.

О разработке игры есть фильм, который можно посмотреть из главного меню игры, в фильме присутствуют спойлеры к игре, поэтому советую смотреть его после прохождения игры.

Может тоже пойти потрогать траву?
Может тоже пойти потрогать траву?

Я проходил игру на Xbox Series X, и каких-либо багов за всё своё прохождение в почти 8 часов не встретил. У игры есть два режима графики: «Качество» и «Производительность», решив, что «А мне плавность кадров дороже разрешения», прошёл игру на втором режиме. Графических артефактов не встретил, некоторые текстуры были мыльноваты и угловаты, но это надо было прям вглядываться.

Картинка в игре и вправду удивляет до сих пор
Картинка в игре и вправду удивляет до сих пор

На «Википедии» я вычитал, что разработчики вдохновлялись успехом таких инди-хитов, как The Stanley Parable и Goat Simulator, поэтому мной был проведён эксперимент, я прошёл первую и поиграл во вторую и пришёл к такому выводу. The Stanley Parable — прекрасная игра с сюжетом в формате «ненадежный рассказчик», что также встречается в сюжете Hellblade, поскольку историю рассказывает именно Сенуа, а учитывая её здоровье, то надежной я назвать её не могу. А вот у второй действительно вдохновились успехом и продажами, поэтому решили делать игру за свои средства. К слову, успех симулятора козла для меня до сих пор остается загадкой, даже после игры в него, и мне в голову взбрела идея попытаться проанализировать подобные успешные симуляторы, чем же они цепляют людей, но об этом как-нибудь в следующий раз.

Hellblade: Senua’s Sacrifice — скандинавская ходьба

Если подытоживать всё вышесказанное, то Hellblade: Senua’s Sacrifice — уникальное произведение, эта игра является доказательством, что даже инди-проект может выглядеть так сногсшибательно и рассказать уникальную историю, и предложить интересный концепт на фоне различных AAA-проектов. Если рассматривать данный проект как произведение, то оно сделано весьма хорошо, а вот если рассматривать как игру, то возникают серьёзные вопросы. Унылая и однообразная боёвка, надоедливые и однообразные головоломки, также разработчики имели совесть искусственно растянуть геймплей ближе к концу, в итоге моё прохождение затянулось на 8 часов, из которых часа 3–4 я занимался повторением одного и того же просто в разных красивых декорациях.

Первая часть Hellblade — игра на один раз, её стоит пройти, но я уверен, что возвращаться к ней никто впоследствии не будет.

Hellblade: Senua’s Sacrifice — скандинавская ходьба
Спасибо, что дочитали до конца. Буду благодарен за обратную связь и подписку на мой блог. А в комментариях можете написать название игры, на которую хотелось бы почитать рецензию.
7
14 комментариев

Первая часть Hellblade — игра на один раз, её стоит пройти, но я уверен, что возвращаться к ней никто впоследствии не будет.Вот и я не вернулся после первых 30 минут этой блевотни

1
Ответить
Автор

Тоже подумал, что кринжуля какая-то, сюжет заставил дойти до конца, жаль только начинается во второй половине

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить
Автор

Спасибо, поправил

Ответить

игра на один раз, её стоит пройти, но я уверен, что возвращаться к ней никто впоследствии не будет.Жалею и своего одного раза. Ваще не понимаю, зачем в такие штуки добавлять игровые элементы. Кинцо бы такое про преодоления, популярным бы было, сча такое любят, а игра...Ну блин, сомневаюсь, что кому-то интересно было в нее играть, именно играть.

Ответить
Автор

Смотрим игрофильм, а потом делаем рецензию на дтф

Ответить

Первая часть Hellblade — игра на один разну хз) я проходил ее три раза с не меньшим удовольствием

Ответить