Притворяясь детективом: обзор Backbone с комментариями разработчиков

Енот Говард и его расследование — в нуарном рассказе, выходящем за рамки жанра.

Притворяясь детективом: обзор Backbone с комментариями разработчиков

Три года назад команда разработчиков из России и Канады анонсировала Backbone — неонуарный детектив о городе, населённом антропоморфными животными. Тогда игру называли кинематографичным приключением со стелсом и экшен-элементами в мире дистопии и ретрофутуризма.

В 2019 году студия выпустила пролог, во многом соответствующий ранее данным обещаниям. Невероятно красивая, интригующая история в любопытном сеттинге заинтересовала многих и стала одной из самых ожидаемых в инди-сегменте.

Однако после релиза стало понятно, что Backbone — совсем не та игра, которой хочет казаться. И хоть это и было сделано намеренно, чтобы обмануть ожидания, часть аудитории такой ход разработчиков не оценила. Из-за чего рейтинг игры в Steam стремительно падает, а продажи, соответственно, проседают.

Чтобы разобраться в такой непростой ситуации, мы дважды прошли Backbone, пообщались с разработчиками и теперь готовы делать собственные выводы об игре — без спойлеров.

Пролог

Притворяясь детективом: обзор Backbone с комментариями разработчиков

В демо, выпущенном два года назад, был доступен только первый акт игры. И он не сильно изменился с тех пор. Сюжет, диалоги, локации — всё то же самое. Мы по прежнему играем за Говарда, у него своё паршивенькое детективное агентство, он спит в ванной, а на кухне у него стоит телевизор, уже давно требующий ремонта — как, впрочем, и всё жилище главного героя.

Даже новое дело не обещает высокого вознаграждения — нужно всего лишь найти пропавшего мужа миссис Грин, которой он, вероятно, изменяет. Именно его поисками мы и занимаемся весь первый акт. И всё это напоминает какую-то чуть ли не пародию на нуарный детектив.

Бродим по улице, расспрашиваем таксистов, шпану и клерков о том, видели ли они мистера Грина. При этом все диалоги максимально линейные, в этой игре в принципе невозможно потерять улику, сболтнув что-то не то. Даже оскорбив коллегу пропавшего мужа мы всё равно ничего не теряем.

Притворяясь детективом: обзор Backbone с комментариями разработчиков

Хоть что-то интересное начинается, когда Говарду становится понятно, что исчезнувший муж, вероятнее всего, в баре — куда детектива не пускает охранник. С этого момента игра начинает напоминать point-n-click квесты: догадаться, с кем поговорить, получить наводку, разгадать секретное сообщение, по которому пускают в этот бар. Да и внутри помещения загадки не заканчиваются.

Они несложные, большая их часть и вовсе максимально простая, а местный стелс — это на двух локациях пригнуться и перемещаться, выгадывая простейшие тайминги караульных. При этом у каждой головоломки есть только единственная разгадка, даже если кажется, что это не так.

В итоге только в конце акта появляется хоть какой-то интерес к истории — мы узнаём, что случилось с пропавшим мистером Грином. Но и то, сюжетный поворот не назовешь каким-то неожиданным для выбранного сеттинга. Так почему все так влюбились в пролог? Явно ведь не из-за детективной истории, которая настолько типична, что её сегодня чаще пародируют, чем используют в серьёзных произведениях. И не из-за геймплейных элементов с нулевой вариацией диалогов и несложными головоломками.

Притворяясь детективом: обзор Backbone с комментариями разработчиков

А всё дело в том, в каких условиях рассказывается эта история. Backbone выполнена в ещё не приевшейся стилистике «пиксель-арта с шейдерами», и выглядит игра великолепно. Качественный пиксель-арт дополнен потрясающей работой со светом. Если на ночной улице горят огни — то ярко и заметно, отражаясь в лужах на дороге, если за окном светит солнце — то вся комната тонет в золотом свечении.

К тому же разработчики создали удивительно увлекающую вселенную. Детектив Говард живёт в Городе — кажется, единственном на всей планете. Тут старинные автомобили уживаются с домашними компьютерами, постсоветские панельки — с домами в колониальном стиле, а сотовые телефоны, видимо, так и не изобрели. Поселились же здесь антропоморфные животные, верящие в Великого Пастыря, сам Город окружён Стеной, а за её пределы выходить строжайше запрещено, да и в целом это считается невозможным.

При этом местный лор подаётся максимально ненавязчиво, все детали мироустройства узнаешь из случайных фраз в записках или из вскользь упомянутых реплик. Простой приём, но отлично позволяет почувствовать себя в шкуре енота, который прожил в Городе всю жизнь.

И отдельного упоминания заслуживает музыка. Здесь и типичные, но хорошо написанные джазовые композиции, и полноценные песни. Не стеснялся автор саундтрека и электронного звучания. А благодаря отличной работе саунд дизайнера музыка всегда идеально дополняет происходящее на экране.

Всё это в сочетании с хоть и банальной, но всё же неплохо написанной нуарной историей и увлекло игроков в 2019 году. И ждали они всего того же самого, только больше и интереснее.

Больше истории и меньше геймплея

Причём последующие главы Backbone действительно дают то, чего ждёшь от игры. Расследование становится куда более серьёзным, нас знакомят с новыми районами Города, фракциями и персонажами, а сюжет о пропадающих животных раскручивается на полную.

Это всё ещё довольно простая история, но постановка отдельных сцен очень живая. Вне зависимости от того, насколько эти эпизоды важны для сюжета. Будь то звонок Говарда своей матери, чтобы та не беспокоилась, если её сын вдруг исчезнет, или абсолютно необязательная попытка главного героя свести вместе одинокую старушку и сварливого старика, которые отдыхают на залитой закатным солнцем набережной.

Вот только подозрительно меньше становится геймплея. Загадок почти не остаётся, а те что есть — решаются ещё более элементарно, чем раньше. От стелса осталось одно название, а ни о каком обещанном на кикстартере экшене не идёт и речи. За всё время игры главный герой только несколько раз получит по морде и лишь однажды схватится за пистолет — и то, всё это остаётся в катсценах.

Впрочем, сами разработчики отвечают на это тем, что так и было задумано.

[Отказ от геймплейных наработок был] в угоду чистому повествованию. Каждый элемент продуман и поставлен на свое место. Всё так, как мы этого хотели с самого начала.

Александра, Представительница студии Eggnut
Притворяясь детективом: обзор Backbone с комментариями разработчиков

Что самое примечательное, фактически главный герой раскрывает дело уже в конце второго акта, которых в игре пять. Мы знаем, что происходит в Городе, кто за этим стоит и каковы масштабы происходящего. Не хватает только улик. Всё остальное время уделено совсем другим вещам.

Со временем расследование заводит главного героя в Science City — научный квартал. И именно с этого момента сюжет игры начинает кардинально меняться. Сквозь остатки напускной нуарности в Backbone проглядывается её истинная суть — это не очередная детективная история, это авторский рассказ. В чём-то научно-фантастический, в чём-то философский, а отчасти посвящённый социальным проблемам в обществе.

Переход же от детектива к авторским рассуждениям об устройстве мира оформлен в виде потрясающей психоделической сцены в духе Дэвида Линча. За 5 минут без слов, лишь визуальными образами мы переходим от Говарда-детектива к Говарду, который не знает, кто он такой и в каком мире он живёт. А в следующих трёх главах и вовсе почти нет сюжета как такового.

Главный герой будет копаться в себе, а игра будет давать больше информации о Городе и встреченных енотом персонажах, чтобы подстегнуть игрока к собственным рассуждениям. Тут же становится наконец ясно, зачем в Backbone разветвлённые диалоги, если вне зависимости от выбранной фразы всё всегда заканчивается одинаково.

Мы специально не конкретизируем то, что происходит в игре, начиная с третьего акта, чтобы избежать спойлеров
Мы специально не конкретизируем то, что происходит в игре, начиная с третьего акта, чтобы избежать спойлеров

Суть не в том, чтобы своими диалогами направить повествование по определённому пути. А в том, чтобы отвечать так, как захочется. Можно отыгрывать какую-то роль или просто выбирать те диалоги, которые ближе всего игроку. В первых актах это позволяет сформировать характер главного героя: будет он мрачным детективом, дружелюбным или профессиональным. Это всё ещё никак и ни на что в самой игре не влияет, но в зависимости от выбранных реплик в голове игрока будет строиться различное повествование.

Во второй же половине игры мы больше формируем мотивацию персонажей. И в зависимости от выбранных нами реплик изменяется само восприятие истории. Самый интересный в этом плане пример — это «обвинение» в отзывах Steam в том, что вся политическая подоплёка сюжета скатывается в «банальный» феминизм и борьбу за права женщин, что слишком просто для такой игры. При этом «скатывается» сюжет только если выбрать в финальном акте определённую ветку диалога и следовать ей до самого конца, а в любом другом случае тема феминизма в игре почти не затрагивается.

Притворяясь детективом: обзор Backbone с комментариями разработчиков

В конечном счёте Backbone — это больше рассуждение авторов на определённую тему, чем сюжетноориентированная игра, и уж точно это не нуарный детектив. Однако сюжет у игры всё равно есть. Разработчиков часто обвиняют в том, что они слишком резко его обрывают, ничего не объяснив, чтобы затем «нажиться» на сиквеле, но фактически все сюжетные линии каждого из персонажей в Backbone полностью завершены.

Только игроку это демонстрируется не через прямые и очевидные реплики и жесты, а через намёки и визуальные образы. В последних актах разработчики всё больше «показывают» сюжет, а не рассказывают его — и наилучшим образом это чувствуется в финале истории Говарда, когда нам без единого слова дают увидеть, как устроена игровая вселенная.

А что касается сиквела, представительница студии нам напрямую ответила, что прямого продолжения Backbone можно не ждать, но сам сеттинг будет использоваться в дальнейшем.

Это единственный и настоящий конец истории. История основной игры законченная. Хотя мы уже работаем над игрой в мире Backbone.

Александра, Представительница студии Eggnut
Притворяясь детективом: обзор Backbone с комментариями разработчиков

В конечном итоге Backbone сложно назвать тем шедевром, который люди ждали несколько лет. Здесь почти нет обещанного геймплея, от нуарного детектива осталось не так много, да и сюжетноориентированной игру назвать сложно — учитывая, в какие философские рассуждения уходят сценаристы ближе к финалу, отодвигая основной сюжет на второй план.

Вместо расследования загадочного исчезновения мы получаем размышление на тему, явно близкую авторам игры. При этом отлично срежиссированное и хорошо написанное. Но, судя по отзывам игроков, с равной долей вероятности вы в этой истории разочаруетесь или полюбите её. Поэтому рекомендовать Backbone кому-либо крайне сложно.

Что понравилось

  • Игра намеренно ломает ожидания, это не банальный детектив
  • Хорошо прописанный и интригующий сеттинг
  • Отличный визуальный ряд
  • Хорошее музыкальное сопровождение
  • Трогательные сцены
  • Идеальная продолжительность — за 5 часов можно полностью изучить игру

Что не понравилось

  • Игра ломает ожидания, это не детектив
  • Сеттинг раскрыт недостаточно подробно, к нему остаются вопросы без ответов
  • Финальные главы игры на две трети состоят из пространных рассуждений разработчиков, которые могут быть не близки игроку
  • Геймплея даже слишком мало, начиная с третьего акта игра больше напоминает визуальную новеллу
Притворяясь детективом: обзор Backbone с комментариями разработчиков
113113
47 комментариев

Комментарий недоступен

13

Комментарий недоступен

11

Это пиздец просто 

В последних актах разработчики всё больше «показывают» сюжет, а не рассказывают его — и наилучшим образом это чувствуется в финале истории Говарда, когда нам без единого слова дают увидеть, как устроена игровая вселенная.

А что касается сиквела, представительница студии нам напрямую ответила, что прямого продолжения Backbone можно не ждать, 

У игры нет никого финала, вся вторая половина безумно ускоренная и приводит никуда.
Я надеялся, что ребята соберут побольше бюджета и продолжат ее, а она оказывается закончена....

Ну и отсутствие озвучки очень сильно бьёт по атмосфере.

11

Все персонажи проходят через свои арки и основная тема раскрыта, в игре нормальный финал.

3

Представительница? Это главная писательница, Карл.

Насчет, того что отказ от геймплейных механик был задуман изначально, это конечно неправда. Достаточно посмотреть трейлер с кикстартера.
Ну либо все на что собирали деньги на кикстартере было неправдой. 
Чуваки начинали вшестером и в титрах гораздо больше народу, видимо разбодяжили формулу.

7

Благодарю. Сам поленился и не нашел. Банальные обманщики, поленившиеся хотя бы все сцены из трейлера в игру закинуть. Просто собрали денег на одно, а сделали другое... Если за это нельзя полностью "отменять" таких, ну я не знаю за что тогда нужно.

5

Блэксэд на минималках.

6