Arc Rise Fantasia - cказания о cмутно знакомой фантазии

Arc Rise Fantasia - cказания о cмутно знакомой фантазии

Сегодня случилась отличная новость для всех любителей жанра JRPG – состоялся релиз Tales of Arise, с чем нас и поздравляю. В связи с этим немного нахлынула ностальгия, и вспомнился один из любимых, но незаслуженно, как мне кажется, забытых проектов. Arc Rise Fantasia – классическая до мозга костей JRPG, выпущенная в 2009 году для консоли Wii.

Сам по себе жанр JRPG обычно очень неохотно меняется, особенно внутри одной франшизы . Если проследить за самыми известными сериями, которые дошли до наших дней, то можно увидеть, что все они придерживаются какой-то формулы, осторожно, по шажочку расширяя геймплей новыми механиками, но подавая его через знакомые и привычные фанату образы и сюжетные ходы. Такие серии как Tales of …, Kiseki или Dragon Quest, уверенно идут проторенной дорогой, каждый раз радуя фанатов именно тем, что они ждут – тех же щей, да погуще. Какие-то эксперименты с серией может себе позволить разве что серия Final Fantasy, имя которой может продать и не самые удачные игры ( да, я смотрю на тебя FF13 ).

Arc Rise Fantasia - cказания о cмутно знакомой фантазии

Неудивительно, что в таких условиях авторы Arc Rise Fantasia попытались взять ядреный коктейль из привычных идей и образов и пересобрать его , разбавив своими интересными идеями. Как говорится, зачем ломать, то, что работает? Вокруг игры собрался довольно именитый состав: глава проекта, Хироюки Канемару, ранее успел поработать над Tales of Symphonia в качестве сценариста ( что еще даст о себе знать, но об этом чуть позже ), в написании музыки к игре участвовал Ясунори Матсуда, автор музыки к таким хитам, как Xenogears и Chrono Trigger, а за дизайн персонажей отвечал Кеничи Йошида, многим знакомый своей работой над аниме «Eureka Seven». Казалось бы, такой коктейль должен отлично «выстрелить»? Давайте разбираться.

Arc Rise Fantasia - cказания о cмутно знакомой фантазии

Первое, что бросается в глаза – прекрасная графика. Яркие детализированные персонажи, явно вдохновленные стилем Tales, за исключением привычной «чибишности», большие города, заигрывания с камерой и перспективной – не побоюсь сказать, что на момент выхода это была одна из самых красивых игр в жанре. Особенно ярко игра сияет во время сражений. Анимации супер-приемов, призыва «саммонов», комбо-атак - все это выглядит прекрасно даже сегодня. Локации в игре сочные и разнообразные, «биомы» почти не повторяются, города большие и убедительные. Можно пожаловаться на пустоватое местами окружение, но это, кажется, уже родовая травма всех JRPG.

Хорошая картинка сопровождается прекрасной приятной музыкой. Не рискну ее ставить в один ряд, например, с саундтреками той же Xenogears или более крупнобюджетных серий, но при этом в игре большое разнообразие композиций и есть какой-то свой выдержанный стиль, почти всегда подходящий к происходящему на экране.

Arc Rise Fantasia - cказания о cмутно знакомой фантазии

Действие игры происходить в мире под названием «Фуллхайм», состоящим из четырех континентов. Это мир находится под угрозой гибели, так как странный эффект кристаллизации постепенно распространяется, уничтожая все живое. В этом мире почитают единого бога – Иссу, но, делают это две религиозные группы по-разному. Учение «воображаемого закона» призывает бороться с кристаллизацией, «реальный закон» же велит смириться с волей бога-разрушителя Иссы и принять смерть мира. Западный континент, откуда родом главный герой находится под управлением могущественной Имерии Меридиан – военизированное государство, способное при помощи своих рыцарей и летающих военных кораблей диктовать волю всему миру. На южном континенте находится религиозное государство Олкина, под управлением своего духовного лидера – Дивы-жрицы «реального закона», а на восточном расположилось Турмелианская Республика, управляемая сенатом. Оккупация Империей остальных государств станет фоном для большей части истории. Наш главный герой – молодой наемник Л’Арк, работающий на имперскую армию, чтобы заработать денег для лечения своей больной матери. Несмотря на грубоватый характер, Л’Арк - честный и смелый парень, который заботится о своих друзьях и семье. История начинается с нашествия огромной летающих монстров Фелдрагонов на столицу Империи – Диамант. Главный герой в составе флота Империи вступает в бой с этими созданиями, но во время сражения оказывается за бортом. Очнувшись в лесу, он встречает странную и таинственную девушку Руфию, которая сразу заявляет, что она – Дива «воображаемого закона» из далекой страны, а Л’Арк – Дитя Иссы, и их встреча это судьба ( кто бы мог подумать ). Выбравшись из леса, мы встречаемся с нашими друзьями: Альфом, который ни много ни мало второй принц империи, и Адель, нашей подругой детства, тайно влюбленной в Л’Арка.

Arc Rise Fantasia - cказания о cмутно знакомой фантазии

С этого момента начинается калейдоскоп новых встреч, приключений и неожиданных событий. Серьезно, в игре, кажется, намешано все, что когда-либо было в JRPG – предательство друзей и лаборатории, ставящие опыт над людьми, тайны забытых цивилизаций и религиозные войны, наемные убийцы и неотвратимый конец света. Такое ощущение, что кто-то споткнулся и рассыпал в сценарий коробку с «самыми популярными ходами в JRPG». Даже свой летающий корабль не забыли! И знаете, что самое странное? Это работает. Весь этот забористый коктейль из уже когда-то виденных характеров, образов и событий странным увлекает и вызывает легкую ностальгию по всему и сразу. Я не зря упомянул, что Хироюки Канемару, работал над «Симфонией». Из многих аспектов сюжета и местного мира торчат уши cерии Tales, а местами – даже Xenogears, не остались за бортом и фирменные забавные диалоги между персонажами во время путешествий, даже маскот свой есть - все как полагается! С одной стороны, человеку непривычному к JRPG все это может показаться дешевой Санта-Барбарой. Но с другой, если выпустить своего внутреннего подростка и отдаться этой сказке и череде классных клиффхенгеров – получим действительно интересную историю, способную не раз удивить за время прохождения. Единственный минус, тоже не уникальный для жанра – игра раскачивается довольно долго. Первые часа 4, нас будут только знакомить с миром и персонажами, после чего история начнет развиваться, постепенно наращивая темп и масштаб. Персонажи так же выполнены на достойном уровне – по канонам жанра каждого попытались снабдить багажом внутренних терзаний, былых прегрешений и серой морали, при этом их истории интересно переплетаются как с основным сюжетом, так и друг с другом.

Деревня копинов - древнего и могучего народа.....По версии копинов
Деревня копинов - древнего и могучего народа.....По версии копинов
Древний и могучий народ принимает участие в скачках.
Древний и могучий народ принимает участие в скачках.

Геймплей – это то, в чем игра себя проявляет себя лучше всего, а точнее - боевая система. Общая структура игрового процесса всем будет знакома – мы путешествуем по карте мира, посещая города и подземелья, разбавляя процесс небольшим количеством катсцен и большим - диалогов. Во время путешествий мы встречаем разномастных монстров, причем, в игре нет случайных встреч – как на глобальной карте, так и на локациях видно, где находятся враги и при желании мы можем попытаться избежать боя.

Сами бои проходят в своеобразной манере, можно сказать, что боевая система в игре уникальна. Первая фаза – полностью пошаговая. Мы из общего пула очков, который зависит от количества и уровня персонажей, задаем команде последовательность действий. Беги туда, атакуй того, выпей это. Во второй фазе начинается исполнение команд и бой переходит в реальное время, а враги начинают применять назначенные уже ими способности. При этом, порядок комманд имеет значение. Например, мы можем потратить весь запас очков действий, но тогда он будет тратить их с перерывами, в промежутках получая оплеухи от врагов. Но если тратить очки по уму – получаем различные комбо. Например, потратим 3 очка на атаку героем – и получим комбо до 3 ударов. Или потратить по 3 очка на спец-спосбность трем героям и они начнут выполнять его одновременно в начале хода, а после завершает его эффектным финишером, нанося колоссальный урон. Добавить сюда необходимость перемещаться по полю боя, чтобы увернуться от особенно сильных атак, появляющиеся на поле боя элементальные кристаллы, которые могут усилить как ваши, так и вражеские заклинания, а так же необходимость в начале каждого хода выстраивать в голове последовательность действий, которую должны выполнить ваши герои – и получим комплексную и разнообразную боевую систему.

Бой с одним из опциональных боссов
Прекрасно анимированные способности - одна из сильных сторон игры.

Система магии в игре тоже довольно любопытная. У каждого героя есть некий амулет, который необходимо улучшать, открывая новые слоты заклинаний и усиливая мастерство владения элементами. Причем, аналога маны в игре нет, использование заклинаний тут, неожиданно, схоже с Dungeons and Dragons - персонаж может произнести заклинание определенное количество, раз, в зависимости от уровня амулета, после чего для потребуется отдохнуть или выпить довольно редкое зелье, чтобы применить способность снова. Окупается это тем, что магия в игре – по настоящему могущественная штука. И что интересно – она тоже применяется по системе «комбо». Например, мы можем просто бросить в противника банальный фаерболл, но прикажите своему бойцу использовать в начале хода 3 фаерболла подряд и вместо этого он объединит их в одно, но более могущественное заклинание! А если подобное провернуть с более высокоуровневой магией – можно отправлять во врага по-настоящему сокрушительные чары.

Arc Rise Fantasia - cказания о cмутно знакомой фантазии

Следом за системой магии идет довольно необычная система оружия. Разработчики отказались от стандартной линейной прогрессии, когда мы меняем бронзовый меч на +10 урона на стальной +20. Вместо этого, каждое оружие, которое мы находим – уникально и вместо банальной прибавки к урону получает опыт вместе с нами. Получая уровень мы можем вставить в него модификаторы, на манер «тетриса», причем, некоторые модификаторы зашиты в оружие намертво. Собрав правильный узор, мы открываем секретное свойство оружия, от банального бонуса к атаке и критических ударов по определенным видам противников, до, например, возможности накладывать щит с каждым ударом или иммунитета к яду. В итоге завалящий меч с начала игры может оказаться отличным подспорьем в битве с боссом на финальных этапах – билды в игре можно ( а порой и нужно) собирать под каждый серьезный бой.

Arc Rise Fantasia - cказания о cмутно знакомой фантазии

Отдельной строкой хочу выделить местных «саммонов» - Рогрессов, охота за которыми занимает солидную часть сюжета. Их много, они прекрасно анимированы, имеют довольно интересный лор, связанный с сюжетным твистом, и одним своим появлением могут повернуть ход боя в вашу сторону. Шкала призыва накапливается довольно долго, но оно того стоит. Можно нанести колоссальный урон, укрыть весь отряд полной неуязвимостью или полностью исцелить отряд, чтобы продолжить бой с новыми силами. Интересно, что в игре в какой-то момент появляется конкурирующая партия, которая так же охотится за Рогрессами, и бои с их отрядом – одни из самых сложных в игре, так как они не стесняются применять тот же арсенал, что и игрок – супер-способности, магию и все тех же Рогрессов. На определенном этапе можно даже схватиться с этой группой в особенно зубодробительном необязательном бою, ради того, чтобы перехватить у них одно из этих созданий.

К слову о сложности сражений – игра довольно требовательна к игроку. Даже если долго и упорно гриндить – боссов, которых тут очень солидное количество, с наскоку взять не получится. На каждого придется подбирать тактику, выбирать состав группы и продумывать каждый ход. Во время боя нужно учитывать довольно много вещей: выбирать момент для атаки, защиты, и перемещения, а иногда, чего уж, по нескольку ходов заливаться зельями исцеления, ожидая, пока босс ослабит свой натиск. Интересной "фичей" является то, что ваши герои озвучивают, когда босс собирается применить что-то особенно страшное, так что стоит прислушаться к их совету и подготовить защитные заклинания. В некоторых городах можно поиграть в небольшие миниигры, вроде скачек или местного казино, открывая уникальное оружие, или сразиться на арене в череде все таких же суровых босс-файтов.

Помимо основного сюжета, игра предлагает довольно много опциональных боссов, а после прохождения основной истории открывается несколько особенно злых и опасных, которые заставят вас применить на практике все, чему вы научились за время прохождения.

Arc Rise Fantasia - cказания о cмутно знакомой фантазии

Не обошлось и без некоторых шероховатостей: кое-где наблюдаются остатки вырезанного контента, например, в игре большое количество костюмов, но отображаются они почему-то только в меню на портрете персонажа, а местная система поручений гильдии приключений попросту не работает. Вам могут дать в начальном городе задание на монстров с 30го часа игры, предлагая за это в награду три пуговицы. Складывается ощущение, что гильдию добавляли впопыхах и не успели протестировать.

К сожалению, игра была встречена довольно сдержанно в Японии, и еще хуже – на западе, где в этому во многом помогла чудовищная английская озвучка. Игра в итоге оказалось довольно быстро забыта и осталась заложником уже устаревшей на сегодняшний день платформы. Если вы решитесь попробовать игру, умоляю, найдите Undub версию. Игра прекрасно запускается на эмуляторе Dolphin, что позволит поиграть в нее даже не средненьком ПК и освежить картинку современным разрешением, а так же облегчит вам жизнь быстрыми сохранениями, так как в приступе какого-то садизма разработчики далеко не перед всеми боссами разместили точки сохранений.

Для новичка в жанре некоторые бои в игре могут показаться уж слишком суровыми, а сюжет изобилует знакомыми ходами, но, честно говоря, у меня за время прохождения не появилось желания заострять на этом внимание. Arc Rise Fantasia, как это не избито звучит, отличный пример «душевной» игры. Она во многом напоминает серию Tales – это красивая, пусть и довольно банальная сказка, которая оставляет о себе приятные воспоминания и радует интересной и сложной боевой системой и красивым миром. Советую дать игре шанс.

Arc Rise Fantasia - cказания о cмутно знакомой фантазии
3535
10 комментариев

Самая настоящая hidden gem, которую уничтожил в глазах западных игроков кошмарный английский дубляж. Благо с undub версией игра расцветает. Умная, сложная, говорящая на темы религии и долга, с одной из самых интересных боевых систем, что я видел в жанре.

4

Много хорошего слышал об этой игре, но когда сам добрался до неё (в начале этого года), впечатление было... странным. Многое в ней сделано правильно, и её есть за что уважать, но вместе с тем в глаза постоянно лезут недочёты, и часто довольно серьёзные.
Например, удивительно многогранная боевая система, подробно описанная в статье, она действительно хороша... сама по себе. Но в сочетании с диким (по меркам жанра) уровнем сложности она приводит к тому, что каждого противника приходится убивать строго определённой последовательностью действий: этого ударить четыре раза, на того дважды применить такое-то заклинание, и так далее. И это, на самом деле, очень утомляет.

Вполне возможно, что это как раз та игра, в которую следует играть "ради сюжета", который, при всех своих проблемах, интересен. Надеюсь когда-нибудь пройти её до конца.

Как человек, прошедший игру и победивший бонусных боссов могу сказать, что на самом деле ее сложность проистекает как раз из боевки. Первые несколько боссов "ломают" игрока, и если он примет ее правила- она поддастся. Если сравнивать, например, с DQ, где боевка - это классическая связка атака/защита или с Tales, где успех, в основном, в набивании комбо, тут игра работает просто по другому.
Иногда придется тратить по ходу а то и по два на защиту и лечение, необходимо учитывать и передвижение и элеменатльные реакции магии с кристаллами на поле боя, понять местную систему инициативы и комбо. Зато после освоения системы каждый серьезный бой приносит море удовольствия, за счет того, как игрок "переиграл и уничтожил" по настоящему сильного врага. Не соглашусь и про последовательность. Уже после середины игры порядок хода нужно постоянно менять, в зависимости от фазы боя, положения на поле боя и т.д.

1

Помню что игру эту бросил из-за тупейшего сюжета и клишированных персонажей.

Даже спорить не стану, но об этом я и говорю в тексте. Клишированность - особенность жанра в целом в той или иной мере. Так что тут или принять ее или пропускать жанр мимо себя.

1

<удалено, дубль>

умоляю, найдите Undub версиюда, английская озвучка там была редкостным дерьмом. проходил когда-то давно. уже ничего по игре не помню, кроме концовки с отсылочкой к Lunar 2.