Один фильм в пятницу вечером: «Поворот» Оливера Стоуна

Шон Пенн застревает в маленьком городке посреди пустыни, где каждый житель — абсолютный псих.

Один фильм в пятницу вечером: «Поворот» Оливера Стоуна

Бобби Купер едет в Калифорнию. Он раньше играл в теннис, а теперь должен кучу денег людям в Вегасе, которые уже отрезали ему два пальца на левой руке. Но как назло в дороге «Мустанг» глохнет, а вокруг — лишь пустошь и крохотный городишко, переваривающийся на солнце. Бобби оставляет машину в мастерской на ремонт и отправляется прогуляться по улицам, ещё не подозревая, какие проблемы он себе тут найдёт.

«Поворот» (1997) Оливер Стоун снял три года спустя после «Прирождённых убийц», и это один из последних лихих криминальных фильмов 90-х, жанровый коктейль из психопатов, жары и трупов, неонуар помноженный на триллер, чёрная комедия с нотками безысходности.

Один фильм в пятницу вечером: «Поворот» Оливера Стоуна

Шатаясь по улицам, Бобби неожиданно встречает Грейс — красотку, ещё одну femme fatale в оранжевом платье, которой невозможно отказать, когда она попросит помочь занести коробки в дом. А потом она попросит убить её мужа. А её муж попросит Бобби убить красотку Грейс, ведь за смерть жены он получит солидную страховку.

И Бобби крутится в этом аду, не зная, что ему делать, не зная, как поступить, ведь всё, что он хочет — это найти 150 долларов, вернуть себе машину, убраться из города, пока за ним не приехали кредиторы отрезать пальцы, но ничего не выходит, всё валится из рук и денег нет даже на автобусный билет.

Один фильм в пятницу вечером: «Поворот» Оливера Стоуна

Ну и мерзкий городишко.

Помимо Шона Пенна, Стоун собрал здесь прекрасный актёрский состав, выкладывающийся на полную: тут и соблазнительная Дженнифер Лопес, и дикий Ник Нолти, и совершенно неузнаваемый, измазанный сажей Билли Боб Торнтон, и проповедующий Джон Войт, и молодой Хоакин Феникс с прилизанными волосами и даже Валерий Николаев в роли мафиозного босса.

Кроме Грейс и её мужа, Бобби повстречает сумасшедшего слепого индейца с дохлой собакой, подозрительного шерифа, молодую неуравновешенную парочку, спятившего механика, двоих грабителей и все, совершенно все вокруг — круглые идиоты. А Бобби будто попал в западню, будто свернув с дороги он очутился в другой реальности, где у людей от жары совсем поехала крыша и они только и могут, что без конца звать его «мистер» да впутывать в неприятности.

Один фильм в пятницу вечером: «Поворот» Оливера Стоуна

И вот Шон Пенн сам уже сходит с ума, впадает в истерику, рыдает, глотает таблетки, бьёт руками воздух, но судьба теперь не милосердна к простакам, как это бывало раньше, и выбраться, надеясь только на удачу, кажется, теперь не выйдет — времена не те.

Стоун здесь, как и в «Прирождённых убийцах», полагается на клиповую эстетику: камера крутится, внезапно приближается к героям вплотную, заостряет особое внимание на глазах и зубах, берёт неожиданные ракурсы. Солнце тут опаляет глаза, кожа ярко блестит, далёкие скалы будто обступают со всех сторон, оранжевый — самый лучший цвет, а страсть и ложь идут рука об руку.

Один фильм в пятницу вечером: «Поворот» Оливера Стоуна

На фоне постоянно играет задорное кантри, но Бобби решительно не согласился бы с радостно распевающей «It's a good day» Пегги Ли, ведь этот good day уже совсем давно для него не good, а кошмар наяву, в котором даже пальмы и небо смеются над ним.

Все беды сваливаются на Купера в течение одних суток, а ведь он просто заехал сюда починить машину, но сделав в самом начале фильма тот самый поворот не туда, решив поиграть с судьбой, бросить вызов удаче, как истинный герой 90-х, он теперь сполна вкушает последствия, потому что, как оказалось, фортуна улыбается не всем.

Один фильм в пятницу вечером: «Поворот» Оливера Стоуна

История про обычного парня, находящего себе на голову злоключения в маленьком городке, была к концу XX века давно не в новинку. Но от сюжетно идентичного «Придорожного заведения» с Николасом Кейджем, вышедшего в начале десятилетия, «Поворот» отличается особенным цинизмом, психоделичным визуальным стилем и ощущением того, что у главного героя есть все шансы оказаться не с толстой сумкой денег на дороге в Калифорнию, а в канаве с простреленной головой.

Понятно, что всё это — одно большое хулиганство, желание приобщиться к популярному тренду, сделать так же, как Тарантино, но у Стоуна, всё же, сквозь знакомые элементы и формулы пробивается особенный, лихой, бунтарский дух, сегодня давно и, видимо, навсегда утерянный.

Один фильм в пятницу вечером: «Поворот» Оливера Стоуна

Под финал обстановка накаляется, сюжетные повороты не заставят себя ждать и когда кажется, что вот он — конец, фильм не кончается, а продолжает свою вакханалию, парад человеческих глупостей, и уже сложно представить, что может быть дальше. А дальше — Пегги Ли опять беззаботно запоёт «It's a good day» и приходит осознание, что день-то, на самом деле, был и вправду хорош.

Один фильм в пятницу вечером: «Поворот» Оливера Стоуна

При бюджете в девятнадцать миллионов, фильм собрал в прокате только шесть, а Оливера Стоуна даже номинировали на «Золотую малину». Но «Поворот», конечно, никакой «Малины» не заслуживает — этот сумасшедший, отвязный триллер своим появлением закрыл целую веху безумных криминальных 90-х с их бескомпромиссной жестокостью, чернейшим юмором, абсурдом, сигаретами в зубах, провинциальными американскими городками, красотками в платьях и героями, которые постоянно испытывали свою удачу на прочность, жаждали наживы, ходили с разбитыми лицами и до последнего верили, что им повезёт.

210210
19 комментариев

Прекрасное развлекалово на вечер
Концовка збс

9

И как же тут была фапабельна Дженифер Лопес

6

А мне понравился этот фильм

3

Комментарий недоступен

2

Вот этот Боб Торнтон запомнился сильно, с учётом, что на момент просмотра ещё не знал кто это.

2

Фильм - редкостный кал.

2

да, не "взвод" уже. хрень полная
а потом стоун вообще опустился до вротзаглядывательных интервью с путиным.

6