"Уроки фарси" (2020) Режиссёр: Вадим Перельман

"Сколько слов ты знаешь, столько в тебе людей"

"Уроки фарси" (2020) Режиссёр: Вадим Перельман

Мне сказали, что однотипное начало надоело. Я услышал.

Не обзор, не критика, только мысли.


Кстати о мыслях: мне кажется, что мысли переоценены.

Для меня это был неожиданный, но интересный выбор. Когда впервые услышал о нём, то от чего-то в душе было чувство, что этот фильм будет похож на "Собибор" с Хабенским, который вроде и понравился моментами, но в то же время он кажется мне неровным и сотканным из разных сценариев, которые не вяжутся друг с другом.

Короче, я не строил надежд на новый "Список Шиндлера", который горячо люблю с треском на сердце, но всё же завязка была капец какой любопытной.

Пленённый нацистами, еврей прикидывается персом, чтобы его не расстреляли, а потом, оказывается, что один немецкий офицер ищет себе перса, чтобы он научил его своему языку, потому что хочет переехать в Иран и сделать там свой ресторан.

Тут сразу с ноги врывается Хичкок и говорит "пахнет мощным саспенсом, смотри немедленно".

Конечно же я не посмотрел сразу, от чего мне безумно жаль ведь это охренеть какой мощный фильм!!!

"Уроки фарси" (2020) Режиссёр: Вадим Перельман

Но давай по порядку. Мы ничего не знаем про этого парня, кроме того, что он боится смерти от рук нацистов из-за самого факта своего существования. Эту безумно жутко и больно. Именно этот фактор сразу задаёт сопереживание главному герою, помогая погрузиться в эту историю, в которой буквально я сам чувствовал себя участником истории. Я не знал о его прошлом и совершенно не знал о его будущем, но базовые элементы героя есть и у меня уже есть фундамент для того, чтобы мне не было плевать на него.

Проходит примерно пять или шесть минут фильма и тут ПОВОРОТ. Его вместе с другими евреями хотят расстрелять, но он падает в обморок, а после говорит, что он перс! Книга на фарси, которую он выменял за бутерброд у одного из беженцев, подкрепляет его легенду. При этом, весь этот ключевой момент выполнен длинным кадром с приближением к главному герою, чтобы показать насколько важным является этот момент, после которого фильм просто бешенным темпом мчится дальше!

Ещё несколько минут и узнаю, что немецкий офицер ищет себе перса для обучения фарси. Напряжённый момент актёрской игры новоявленного перса, в которой станиславское "не верю" равно смерти.

Моменты "на грани" одни из самых мощных
Моменты "на грани" одни из самых мощных

Ещё несколько минут, парень выдумывает слова на персидском и всё ничего, условие приемлемо: 4 слова в день. Но офицер дал ему нереальное задание: написать 40 слов! А ведь их ещё надо запомнить, чтобы не выдать свою ложь. Он должен всегда и наизусть знать текст этой пьесы, но как придумать и выучить столько слов?

И знаешь, что он делает?! Он берёт слова из слогов имён и фамилий заключённых, которые ему доверили писать в учётную книгу, вместо немецкой рядовой.

Он нашёл способ как легко придумать и запомнить слова, но в то же время он запоминает и имена заключённых. И, знаешь, ЭТО ОХРЕНЕТЬ КАКОЕ ЧЕХОВСКОЕ РУЖЬЁ!!!

И вот постоянно, постоянно, постоянно эта история подкидывает препятствия и ставит палки в колёса главному герою, чьё единственное оружие - хитрость. Я восхищён тем, насколько сильно и трепетно Перельман использует все возможные приёмы, чтобы нагнать напряжение и я просто в шоке, что он смог грамотно и гармонично ввести ироничную составляющую в фильм, чтобы даже в столь страшной истории были сладко-грустные моменты.

В какой-то момент слова становятся всё символичнее и крепче связанно с трагедией.
В какой-то момент слова становятся всё символичнее и крепче связанно с трагедией.

Я бы хотел особо выделить те моменты, когда главный герой и немецкий офицер говорят на выдуманном фарси. В них я чувствую какую-то острую пронзительность между реальным миром, в котором я нахожусь и тем, что на экране. Будто они сливаются вместе.

Я не понимаю ни слова, но в то же время подсознательно понимаю что они имеют в виду, как в те моменты, когда моя мама с бабушкой переходят на татарский и лишь каким-то инстинктивным образом я понимаю о чём они говорят.

Просто поразительно.

Если говорить про главную тему, то само собой фильм ни разу не "Список Шиндлера". В нём лишь доля отображения той жестокости и насилия, что совершали нацисты над евреями. Я понимаю, что это было нарочно сделано, чтобы сконцентрироваться на личности главного героя и его вынужденного "ученика", но считаю, что данный мотив мало затронут.

Возможно, это правильно, потому что не так много фильмов вообще есть, которые могут встать в ряд с историей Спилберга, и стоит искать иные истории, чтобы люди, наконец, услышали их. Например, история, в которой главный герой наказал нациста тем, что тот до конца жизни будет помнить имена убитых евреев.

А ещё, знаешь, я вот что думаю: есть ли вообще какой-то смысл мериться степенью жестокости в фильме? Не думаю. У каждой истории свой язык. Кстати, о языке... Языке изображения.

Этот туман не был изначально запланирован. Режиссёр говорит, что это "бобруйский туман", который он случайно заметил в начале одной из смен и решил, что нужен именно такой кадр.
Этот туман не был изначально запланирован. Режиссёр говорит, что это "бобруйский туман", который он случайно заметил в начале одной из смен и решил, что нужен именно такой кадр.

Если говорить про изобразительные решения, то тут тоже всё совершенно иначе. Спилберг нарочно использовал документальную съёмку для отображения тех страшных событий, в то время как оператор "Уроков" Владислав Опельянц больше сторонник именно художественно решения сцен с картинными цветами и перспективой, что иногда отдаёт картинами Рокуэлла Кента, чья живопись просто влюбила в себя при первой встрече в Эрмитаже, зимой 21-ого года.

"Охотник на тюленей. Северная Гренландия", 1933, Р. Кент
"Охотник на тюленей. Северная Гренландия", 1933, Р. Кент

Иногда я ловил диссонанс, что это может быть неправильно рассказывать о столь жутком периоде с такой изобразительной выразительностью, но потом подумал, что в этом нет проблемы, если повествовательно он способствует раскрытию истории, что, по факту, он и делает!

В общем, я понимаю, что ты можешь не захотеть смотреть этот фильм из-за тяжести темы. Всё в порядке, это нормально и, возможно, сейчас для тебя это не тот фильм, который нужен, но когда наступит момент и ты посмотришь его, то знай, что ты совершенно не пожалеешь!

Это замечательное кино, которое пронизано светом, вырвавшемся из боли. Это безумно напряжённая и безумно сильная история, из-за которой ты не сможешь уснуть до часу ночи, пока не досмотришь до конца. Это действительно пронзительно и после неё невозможно отделаться от мысли, что даже когда мы бессильны и когда нет возможностей противостоять стихии, мы не бессмысленны и от наших поступков зависит финал этой пьесы.

После него я вспомнил старую восточную пословицу, которая заиграла совершенно иными красками: "Сколько языков ты знаешь, столько в тебе людей".

Порой, достаточно и слов, чтобы запомнить людей.

Трейлер:

Приятного просмотра!

Если тебе понравился текст, то приглашаю тебя в свой канал в Телеграмме или в группу в ВК. Там для тебя будет куча интересного.

Мой канал в Телеграмме: тыкай сюда

Моя группа в ВК: или тыкай сюда

4444
31 комментарий

Посмотрел пару дней назад. И вроде неплохой фильм, но вообще не зацепил. Ощущение, что фильм вот-вот должен быть потрясающим было весь просмотр. Но лично мне показалось, что в фильме нет высказывания что ли. Как будто это просто история о двух людях без основополагающей мысли автора в основе этого. Никакого послевкусие, никакого обдумывания после. Просто История, посмотрел и забыл

6

Вот это любопытно, потому что у меня совершенно иное чувство было. Вот одно из тех, что вечером посмотрел, а утром чувство сохраняется. Довольно терпкое.

1

Абсолютно противоположное мнение о фильме сложилось, когда его посмотрел, ибо кроме неплохой картинки ничего в нем похвалить не могу.
Сценарий плох уже тем, что по всему ходу фильма события подстраиваются под главного героя, хотя должно быть наоборот, это если оставить за скобками совершенно ненужную линию с любовной линией двух немок к одному солдату, которая лишь растягивает хронометраж, но не влияет на основную фабулу.
Да и снят сам по себе фильм довольно скучно, качественно, но совсем не увлекательно. Сюжет монотонно движется от одной сцены к другой и так до самого финала. Если бы я смотрел его не в кинотеатре, а дома, то точно бы прерывался на другие дела не раз и не два во время просмотра.
Сама задумка с еврейскими именами заключенных из которых ГГ составляет "персидские" слова интересна, но у меня создалось впечатление, что кроме этой задумки в фильме и нет ничего. Он пустой. А эпизоды с немцем, когда он стих написал, да и когда в финале на таможне решил свои знания продемонстрировать, поставлены так, что вызывали у меня лишь смех. Это не предусматривалось, я думаю.
Поэтому с выводом, что никто не пожалеет о просмотре, автор поспешил, на мой взгляд.

2

Привет!
Это любопытно. Возможно, мы по-разному воспринимали фильм, потому что не могу согласиться с большинством твоих доводов. Мои мысли ты уже знаешь.
По поводу поспешил или нет с выводом: время покажет. Все не смогут любить какой-то фильм. В конце-концов, у каждого своё мнение. Это нормально.
Твоё мнение я уважаю, но всё же не согласен.

1

Смотрел еще в прошлом году, однозначно топ фильм. Лежит в коллекции рядом со Списком.. Пианистом и Жизнь прекрасна

2

Однозначно понимаю! Тяжëлые, но замечательные фильмы!

Стоит ли фильм просмотра? Или очередная история про еврея во время войны? Просто я снимался в нём в массовке, и что-то как-то не было желания смотреть, что бы не расстраиваться, если фильм окажется не очень.

1