Зарождение фильмов ужасов

Привет. Фильмы ужасов существуют столько же, сколько существует и
кинематограф. Этот жанр очень обширен и включает в себя огромное
количество поджанров, школ и течений. В этом посте я использую свою старую работу, чтобы рассказать вам историю зарождения жанра хоррор. Приятного чтения.

В начале была казнь

В самом начале кинематографа, разумеется, никакой речи о жанровом кино, а тем более о фильмах ужасов, не было. Первые эксперименты в созданию кино заключались скорее в попытке понять, на что способна эта новая технология, и что с этими ожившими фотографиями, собственно, делать.

Принято считать, что первым показанным фильмом является прибытие поезда братьев Люмьер 1986 года, однако куда более интересным для нас является фильм, который сняли за год до этого. Казнь Марии Шотландской 1895 года не только является первым фильмом, демонстрирующим жестокость на экране, но также в нем впервые была использована техника монтажа. По одной из версий, два предпринимателя приобрели патент на использование «кинетоскопа» Эдисона — одного из первых киноаппаратов, и стали устраивать показы на различных ярмарках. Поначалу затраты окупались, но из-за скудного репертуара зрителей становилось все меньше. Тогда владельцы кинетоскопа решили снять фильм, в котором будет шокирующий финал. Для этого один из компаньонов переоделся в платье королевы, улегся головой на плаху, и над ним занесли топор палача. Оператор крутил ручку аппарата только до этого момента. Затем переодетую «королеву» заменили манекеном. Тогда оператор продолжил съемку, запечатлев, как манекену отрубили голову. Позже два куска пленки склеили.

Казнь Марии Шотландской (1895)

Так, по одной из версий, и возник монтаж в кино. А также ультранасилие в кинематографе, от которого остались под сильным впечатлением зрители. Так как тогда никто еще не знал, что такое кино и тем более что такое монтаж, многие всерьез полагали, что только что увидели запись убийства человека.

Однако первым человеком, заложившим основу фильмам ужасов, был Жорж Мельес.

Жорж Мельес и первые фильмы ужасов

Зарождение фильмов ужасов

Мельес на протяжении всей жизни занимался творчеством. Еще в школе он начал строить театры кукол и сооружал марионеток, чем раздражал учителей. Однако ключевым фактором в его становлении стала сценическая карьера в роли иллюзиониста. Изначально он был вынужден работать на семейной фабрике и не мог уделять должного внимания своему любимому занятию, однако после того, как его отец ушел на пенсию, Мельес передал свою долю в обувном бизнесе своим братьям, а сам, использовав свою долю и приданое жены, купил театр Робер-Уден, который, не смотря на хорошее состояние, находился в упадке. В течение следующих девяти лет Мельес создавал новые трюки, совершенствуясь в роли иллюзиониста и увеличивая посещаемость театра.

Афиша театра Робер-Уден
Афиша театра Робер-Уден

И вот однажды он попал на частный кинопоказ братьев Люмьер. Мельес остался в восторге от новой технологии, и предложил за неё неплохие деньги, однако братья отказали. Справедливости ради, они отказывали и более заманчивым предложениям.

Мельес не растерялся. Он купил более примитивный аниматограф у другого человека и несколько фильмов к нему. Стал изучать его конструкцию, модифицировал так, что бы в нем можно было использовать пленку. Поскольку необходимую пленку нельзя было купить в Париже, он закупал её в Лондоне, методом проб и ошибок пытался проявлять и печатать, в итоге через почти что год запатентовал свой чугунный фотоаппарат-проектор, который помимо того, что был крайне тяжелым, еще и безумно шумел. Однако, благодаря развитию технологий, камеры оказались в открытой продаже уже в этом же году. Он забил на свое изобретение и просто накупил себе нормальных камер. Ну, бывает.

Однако при чем тут ужасы? Дело в том, что Мельес начинает соединять свою любовь к трюкам и иллюзиям и кинематограф, а для большего интереса со стороны публики, он начинает прибегать к фантастическим и сверхъестественным элементам. Например, один из его ранних фильмов – исчезновение дамы. В нем он не только повторяет популярный трюк с исчезновением ассистентки, который он ставил на сцене и безо всякого монтажа, но и добавляет жуткий-забавный момент: во время возвращения женщины сначала появляется скелет.

Жорж Мельес Исчезновение дамы 1896 год

Тема сверхъестественного по полной использована во всем вам знакомом фильме «Дом дьявола» или «Замок с приведениями» 1896 года. Если вы когда-нибудь интересовались историей хоррора, то эта картина в представлении не нуждается. Все называют «Дом дьявола» первым настоящим фильмом ужасов, что не удивительно: весь фильм пронизан готическими образами – летучие мыши, превращающиеся в дьявола, котел, в котором варится женщина, готичный замок. Но на вряд ли этот фильм кого-то пугал. В отличие от отрубания головы или приближающегося поезда, этот фильм уже точно воспринимался как художественный, а не документальный, и скорее был забавным. Однако это определенно первый фильм, в котором присутствовали яркие образы ужасного.

Le Manoir du diable 1896

Кстати, примечание. Многие путают этот фильм с одноименным римейком, который Мельес снял для США. Американская версия отличается лучшим сохранившимся качеством, а так же тем, что она была раскрашена вручную. Так что перед нами не только первый раскрашенный фильм, но и первый римейк, что тоже интересно.

Зарождение фильмов ужасов

Комедия ужасов

Сверхъестественные образы в целом начинают интересовать аудиторию, что приводит к появлению жанра комедия ужасов: очевидно забавные фильмы, в которых, однако, присутствуют сверхъествественные силы. Мельес снимает «ужасную ночь», в которой мужчине мешает уснуть гигантский жук, и «ноной кошмар». Подключаются и другие режиссеры, например Джордж Альберт Смит, снявший Рентгеновский лучи. Этот фильм вышел спустя 2 года после изобретения, собственно, рентгеновских лучей. Так что помимо впечатляющей на тот момент концепцией – ухаживающие друг за другом скелеты, фильм еще и был актуалочкой.

Интересно и то, что уже в 19 веке, кинематограф, и в частности фильмы ужасов не только позволяют режиссеру развлечь зрителя и заработать, но и дают возможность высказать мнение на актуальную и болезненную в обществе тему. В декабре 1894 года во Франции проходит дело Дрейфуса – о шпионаже в пользу Германской империи капитана еврейского происхождения. Не будем вдаваться в подробности, но это дело раскололо общественность на два лагеря, и Мельес оказался на стороне обвиняемого, а католическая церковь – наоборот. И режиссер снимает «Дьявол в монастыре», фильм-сатиру на католическую церковь, пародирующий монашескую жизнь. Позже он снимет еще одну религиозную сатиру – Искушения святого Антония.

Не отстает и Азия – в 1898 году в Японии студия Konishi Honten выпустила два фильма ужасов, написанные Эджиро Хаттой. Это были (Воскрешение трупа) и (Призрак Дзидзо). В первом рассказывалось о мертвом человеке, который вернулся к жизни после того, как упал из гроба, который несли двое мужчин. О втором фильме практически ничего не известно, но исходя из названия, можно предположить, что сюжет строился вокруг Дзидзо – божества, которое считается опекуном детей, погибших раньше их родителей.

А что Россия?

Вообще хоррор так или иначе появляется во многих странах, которые начинают развивать кинематограф. Россия тоже входит в это число: в 1909 году Василий Гончаров снимает два фильма: Вий по одноименной повести Гоголя и «В полночь на кладбище». Оба фильма считаются утерянными в годы Великой Отечественной войны.

А вот фильм 1910 года – Пиковая дама, сохранился. Это отличный пример раннего хоррора, в котором знакомая всем мистическая история о сходящем с ума картежнике прекрасно сочетается с мистическими появлениями призрака в кадре.

В 1916 году Пиковую даму снимут еще раз. Эта экранизация шагнула далеко вперед с технической стороны, и считается одним из лучших дореволюционных фильмов России.

Ну а через год России будет уже не до фильмов ужасов. И хотя ранний советский кинематограф продолжит производить значительное влияние на кинематограф мировой, жанр хоррора уберут на полку на следующие 75 лет.

Однако авторы фильма-экранизации «Пиковой дамы» не первые нащупали то, в какую сторону будет развиваться жанр ужасов во всем мире. Использование литературных произведений для основы фильмов ужасов – общемировая тенденция.

Хоррор-экранизации

В 1908 году в США выходит ныне утерянный фильм «Доктор Джекил и мистер Хайд». Картина берет за основу уже ставшую классической готическую повесть Роберта Стивенсона «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда». История о двойственной природе человека со временем станет очень популярной в кинематографе и получит десятки экранизаций. Но на тот момент это еще была актуальная книга – ведь между выходом повести и первой экранизацией прошло всего 15 лет.

Мельес во Франции часто обращается к легенде о Фаусте, сняв 6 фильмов о человеке, заключившем договор с дьяволом. Самая известная – «Фауст в Аду» 1903 года. Это третья экранизация легенды режиссером, на этот раз вдохновленная одноименной оперой Гектора Берлиоза. Интересна она в первую очередь своими спецэффектами: сегодня происходящее на экране выглядит наивно, но для 1903 года это был настоящий технологический прорыв.

В 1910 в США выходит первая экранизация классического готического романа Мэри Шэлли – «Франкенштейн». Хоть фильм и пытался больше раскрыть психологические стороны создания монстра, а не показывать ужасы превращения, в первую очередь фильм запомнился образом созданного чудовища и, как раз таки, первым его появлением на экране.

В Италии в 1911 году снимают поистине эпичный фильм, экранизирующий Первую часть Божественной Комедии Данте Алигьери - Ад. Часовое путешествие в преисподнюю имело всемирный успех, его можно назвать первым блокбастером. Технические приемы и масштабы происходящего на экране и сегодня способны впечатлить зрителя.

В 1913 в США выходит первый фильм об Оборотнях по рассказу Генри Бограна. Веарвульф, рассказывающий о колдовстве, превращении в волка и мести белым людям, к сожалению, был уничтожен в пожаре на студии юниверсал в 1924 году.

В Германии в 1913 выходит «Пражский студент», основанный на новелле «Вильям Вильсон» Эдгара Аллана По. Этот фильм достоин отдельного упоминания, так как он не только считается первым полноценным фильмом ужасов, но и начал движение европейского кинематографа ужасов к немецкому экспрессионизму. В фильме рассказывается история студента, который нечаянно идет на сделку с дьяволом. Студент просит незнакомца превратить его в богатого человека. Тот соглашается, но взамен просит взять из комнаты все, что ему заблагорассудится. Он решает взять зеркало студента. Из зеркала выходит двойник главного героя, что влечет за собой череду событий, которые приведут к трагичному финалу. Фильм был написан Гансом Гейнцем Эверсом, известным писателем ужасов и фэнтези. Его участие придало картине необходимую атмосферу ужаса и глубину – впервые на экране серьезное рассуждение о расколе личности и страхе самопознания.

«Пражский студент» заложит основу жанра, и именно после него станут возможны такие фильмы, как Кабинет доктора Калигари, Носферату симфония ужаса и другие шедевры немецкого киноэкспрессионизма. В тоже время в США фильмы ужасов пойдут по другой дороге. Юниверсал начнет делать крайне успешные массовые фильмы ужасов, беря за основу классическую литературу. В итоге мы получим две школы ужасов: Американских монстров юниверсал и Немецкий экспрессионизм в Европе. Но это уже совсем другая история...

22 показа
2.5K2.5K открытий
11 репост
10 комментариев

спасибо за проделанную работу!

Ответить

Познавательная статья у Вас получилась. И, если честно, меня первые фильмы ужасов сейчас приводят умиление, больше смешно, чем страшно

Ответить

Соглашусь с остальными комментаторами, интересная статья. Жаль, что множество фильмов конца XIX и начала XX вв. окончательно утеряны, многие такие кинокартины, появившиеся на заре рождения кинематографа настолько сильно устарели, что смотрятся сейчас свежо. Нарисованные задники, экспрессия в жестикуляции актёров и общая театрализованность данных произведений создают довольно необычные ощущения при просмотре.

Ответить

Было интересно, спасибо.
Но мало...я думал лонг будет с разбором всего, начиная с самых начал и до нашего времени. А тут так - предисловие. Пиши дальше!

Ответить

прибытие поезда братьев Люмьер 1986 годаСудя по дате, прибытие поезда слегка припозднилось.

Ответить

"Принято считать, что первым показанным фильмом является прибытие поезда братьев Люмьер 1986 года"
"Политый поливальщик" и "Кормление котенка" показали публике за год до "Прибытия".

Как ценитель хорроров (тоже написавший про их зарождение когда-то, но не тут), отмечу - статья хорошая, жаль что короткая.

Ответить

В превью бы какую-то картинку добавить и пояснить, чтото Лонг или типо того. А то не очень завлекательно

Ответить