Душ Шарко вместо костра: фильму "Ведьмы" исполнилось сто лет

Скандинавский фильм "Ведьмы" - киноальманах, в котором есть мастурбирующий дьявол, одержимые монахини, странствующие инквизиторы и история болезни современной истерички.

Ведьмы в HD

Датский режиссер Беньямин Кристенсен в 1910-х прославился благодаря динамичным, захватывающим триллерам. Его фильмы собирали кассу в прокате по обе стороны Атлантического океана. К следующему проекту он готовился несколько лет: позже в рекламных статьях будут привирать, что приобретенные им книги о истории средневековых суеверий с трудом умещались в шкаф. На самом деле их можно было разместить на одной полке, но все равно объем проделанной работы впечатляет.

Уникальный пример совмещения двух планов, один из которых сделан с помощью комбинированной съемки.

Обрамляющая часть фильма - лекция(20 минут): на слайдах демонстрируют старинные гравюры и рисунки. Главная идея: то, что человечество не может понять - например, природу болезней, - оно объясняет с помощью фантастических образов. Болезни распространяют демоны, живут они в самых темных и грязных частях земли, а Бог с ангелами - на чистых небесах. Женщина страдает истерией и выдумывает небылицы? Значит, она или летает на шабаш, или одержима бесами. Полеты на метле, первомайские пляски на горе Брокен, встречи с сатаной - плоды больного воображения, перерабатывающего скрытые в подсознании воспоминания, страхи и тайные желания. Современный психоанализ может расшифровывать эти фантастические образы. Современная психиатрия разрабатывает гуманные методы лечения истерии - вроде душа Шарко. На этой оптимистической ноте фильм заканчивается.

Целебный душ - помогает при истерии.
Целебный душ - помогает при истерии.

Лекция иллюстрируется короткометражками из средневековой жизни. Начинается все с бытовых сценок (10 минут). Ведьма готовит зелье из трупа преступника и диктует влюбленной женщине рецепт любовного эликсира - в пиво надо добавить кошачье дерьмо и голубиные перья. Двое ученых крадут труп, их интерес к анатомии вызывает подозрения у благочестивой соседки. После этого - демонстрация фантастических видений (8 минут): дьявол предстает в образе языческого божка - то ли сатира, то ли Пана - перед обнаженной женщиной, бедной старушке во сне видятся чертоги сатаны, в которых ее одаривают золотыми монетами.

Крупные планы редко использовались в немом кино, в "Ведьмах" они добавлены в сцены допросов.
Крупные планы редко использовались в немом кино, в "Ведьмах" они добавлены в сцены допросов.

Основная часть фильма - история о ложном обвинении (40 минут). Жена больного горожанина вызывает стражников и заявляет, что нищая ткачиха, чавкающая над миской у нее на кухне, - колдунья. В городе как раз оказываются инквизиторы, приступающие к допросам. Ткачиха, испугавшись пыточных инструментов, признается в связи с сатаной, а затем доносит на всех обижавших ее женщин. Охота на ведьм ширится и выходит из-под контроля. Последняя история (10 минут) - о массовом психозе: дьявол сводит с ума нескольких монахинь. Финал - современная история (18 минут): после ужасов Первой мировой войны обычная горожанка заболевает истерией, становится клептоманкой и встает на путь выздоровления.

Силуэты помогают и создать таинственную атмосферу, и показать обнаженную героиню.
Силуэты помогают и создать таинственную атмосферу, и показать обнаженную героиню.

Замысел "Ведьм" появился у Кристенсена еще в 1917 году - после премьеры предыдущего триллера в США он рассказал местному продюсеру, что собирается снять трилогию о суеверии. Первым фильмом будет "Ведьма", вторым - "Святая", третьим - "Духи". Собеседник режиссера сказал, что в США эти фильмы успехом пользоваться не будут. Занятно при этом, что Кристенсен в своем замысле, судя по всему, следовал именно американским образцам, притом зачастую окупавшимся в прокате. Это были фильмы-альманахи. В них всегда было как минимум две части: история из прошлого - всем известная - и история современная, воспроизводящая мотивы древней легенды. Эпоха джаза сравнивалась с нашествием варваров на Римскую империю, путь наверх девушки из низов общества - с историей Золушки, и так далее. В кино эта структура использовалась чаще, чем в литературе: возможно, именно под влиянием современных фильмов Булгаков решил соединить в "Мастере и Маргарите" современную историю с библейским сюжетом.

На постере можно обойтись и без силуэтов: что позволено в литературе и в живописи, пока не позволено в кино.
На постере можно обойтись и без силуэтов: что позволено в литературе и в живописи, пока не позволено в кино.

Кристенсен ориентировался на первый и лучший фильм из этой серии - на "Нетерпимость" Гриффита. Привычные для этого американского режиссера длинные вступительные титры, в которых автор обращается к зрителю с наставлениями, переросли в небольшую лекцию в "Ведьмах". Гриффит обличал религиозную нетерпимость, показывая резню в Варфоломеевскую ночь. Его последователи иногда включали в свои фильмы-альманахи эпизод о зверствах инквизиции. Не стал исключением и Кристенсен: основная часть "Ведьм" - история странствующих инквизиторов, отправленных на север самим папой римским. Скандинавские протестанты наверняка с удовольствием смотрели фильм о зверствах католиков, хотя ведьм их предки уничтожили не меньше.

"Своим распростертым телом, своей униженной позой, обширным шелком своих черных волос, рассыпанных в пыли, она предлагала себя. И на ее чреслах демон отправлял службу, читал Верую и приносил жертву" ("Ведьма" Ж. Мишле)
"Своим распростертым телом, своей униженной позой, обширным шелком своих черных волос, рассыпанных в пыли, она предлагала себя. И на ее чреслах демон отправлял службу, читал Верую и приносил жертву" ("Ведьма" Ж. Мишле)

Гриффит в "Нетерпимости" показывал, что социальные и религиозные распри приводят общество к гибели, но при этом оставался приверженцем христианской доктрины. Датский режиссер в своей трилогии "Ведьма" - "Святая" - "Духи" решил зайти дальше и осудить любые суеверия, справиться с которыми поможет наука. Удалось снять только первую часть трилогии. Она сильно отличалась от американских фильмов-альманахов. Во-первых, рассказывалось там не о повторении, а о прогрессе: миф не определяет настоящее, как у американцев. Напротив, в настоящем миф развенчан, и будущее, связанное с наукой и разумом, для человечества становится важнее прошлого, полного предрассудков. Это объясняло и второе главное смысловое отличие фильма: "Ведьма" - не только антиклерикальна, но и антирелигиозна. В американский прокат фильм, разумеется, мог попасть только с купюрами и измененными титрами. Но и в скандинавском прокате он стал фильмом-исключением: в начале 1920-х северные страны еще были странами христианскими. "Ведьма" была вызовом для зрителей даже в Швеции и Дании.

Обвиненную в колдовстве нищенку играла непрофессиональная актриса - торговка цветами.
Обвиненную в колдовстве нищенку играла непрофессиональная актриса - торговка цветами.

Часто в рецензиях на фильм пишут, что это - едва ли не полная энциклопедия того, что известно о ведьмах. Разумеется, это не так. Поэтому важно отметить, какие именно сюжеты и толкования не интересуют Кристенсена. Во-первых, все мифологические, связанные с легендами о богинях смерти или судьбы: нет тут аналогов ни Бабы-Яги, ни ведьмы из "Гензеля и Гретель", ни троицы из "Макбета". С хоррорами о ведьмах - от "Вия" до "Ведьмы из Блэр" - фильм не связан. Одна из героинь "Ведьм" заставляет оскорблявшего ее горожанина замолчать навечно: ничего страшнее колдуньи тут не делают.

Перевоплотившиеся в котов ведьмы идут испражняться на алтарь.
Перевоплотившиеся в котов ведьмы идут испражняться на алтарь.

Кристенсена не интересуют также феминистские интерпретации, в которых ведьмы предстают интеллектуалками, загубленными завистливыми и распутными мужчинами. Подобные трактовки истории уничтожения ведьм появляются уже во времена первой волны феминизма, затем они получают псевдонаучное сопровождение. В 1972-м Барбара Эренрейх и Дейдра Инглиш написали книгу, в которой утверждали, что ведьмы были искусными знахарками, которых отправляли на костер конкуренты-мужчины. На этот фантастический текст любят ссылаться ученые, проводящие сейчас гендерные исследования. Смягчив феминистскую интерпретацию и добавив к ней сюжет романтической авантюрной комедии, мы получим истории о современных колдуньях вроде "Я женился на ведьме" в интерпретации Рене Клера. Со второй половины 90-х их персонажи этих фильмов молодеют и из ведьм Иствика превращаются в ведьмочку Сабрину и героинь "Зачарованных". Фильм 1922-го года рассказывал о страданиях женщин, но при этом вряд ли может считаться феминистским. Сила здесь связывается с разумом, а не с биологическим полом. Режиссера интересует не освобождение женщин, а освобождение от предрассудков.

Главный визуальный источник фильма - иллюстрации Мартина ван Маэле к "Ведьме" Жюля Мишле.
Главный визуальный источник фильма - иллюстрации Мартина ван Маэле к "Ведьме" Жюля Мишле.

Ведьмы Кристенсена - это либо нищие старухи, живущие за счет дешевых фокусов и обмана, либо истерички, находящие форму для своих кошмаров в христианской мифологии. В финальной части "Ведьм" режиссер объясняет, что проблема со старыми нищенками решена - их теперь кормят бесплатной кашей в приютах для престарелых. Истеричку тоже можно вылечить: в конце фильма она шагает под душ и служительница закрывает за ней двери. Остается лишь необъяснимое - измышления женщин на грани нервного срыва, которые можно оживить на экране. Этика фильма сейчас вызовет отторжение, но эстетика по-прежнему остается привлекательной. Как и немецкие экспрессионисты, Кристенсен создает не столько фантастический мир, сколько искаженный в индивидуальном сознании вариант реального мира. То же мы обнаруживаем и в литературе: у Куприна рассказчик объясняет волшебные умения колдуньи Олеси, ссылаясь на труды психиатра Шарко, у Брюсова в "Огненном ангеле" среди прочих предлагается и медицинское объяснение видений главной героини.

Вот и дьявол с предыдущей гравюры.
Вот и дьявол с предыдущей гравюры.

Подавляющее большинство фантастических эпизодов из "Ведьм" связаны с телесным низом (есть и исключения: нищая старушка мечтает о деньгах). Сатана предстает в виде инкуба или сатира, выманивающего замужних женщин из супружеской кровати, прижимающего к себе обнаженную жертву, высовывающего длиннющий язык, ритмично дергающего пестик в ступе, зажатой между ног. Пара минут уделена знаменитому ритуалу: женщины на шабаше целуют дьявола в зад. На самом шабаше пляска у костра быстро переходит в оргию. В современном мире, - объясняется в последней новелле фильма - вместо дьявола эротические фантазии истерички посещает известный киноактер или даже лечащий врач. Но Кристенсена интересует не только подавленная сексуальность, но и жизнь тела в целом: то, о чем в приличном обществе не принято говорить, то, что не могло проникнуть на киноэкран в начале 1920-х годов. Монах, которого пытается соблазнить обратившаяся к ведьме женщина - жирный уродливый мужлан, плюющийся пивом во время обеда. Заливает все лицо подливой жадно поглощающая еду старушка. Мочатся, а затем выплескивают содержимое горшков на дверь две бабульки. Ведьмы, перевоплотившиеся в котов, проникают в церковь, чтобы нагадить на алтарь.

В фантастических эпизодах на экране используют и передний план, и задний план.
В фантастических эпизодах на экране используют и передний план, и задний план.

Источником вдохновения для визуализации фантастических образов стали не только картины и рисунки 16-17 веков, но и современные эротические гравюры, сопровождающие публикацию "Ведьмы" историка Мишле в 1911 году (это издание было в библиотеке Кристенсена). Вероятно, именно композиция гравюр натолкнула его на идею совмещения нескольких планов по расположению фигур в кадре при демонстрации полета ведьм или черной мессы. Показывая, как идет процесс над ведьмами, Кристенсен использует общие планы: мы можем следить за работой всех троих инквизиторов, при этом все они равноправны - ни одна из фигур не выделена. В эмоциональных сценах на экране появляются крупные планы лиц допрашиваемых - этот прием использует затем Дрейер в "Страстях Жанны д'Арк". В фантастических же фрагментах мир перестает быть плоским и разделяется на несколько уровней, подражая насыщенной деталями гравюре, а не точно копирующему реальность групповому фотоснимку.

В одном из интервью Роберт Эггерс, поклонник "Ведьм" Кристенсена, рассказывал, что специально оставлял в некоторых сценах "Ведьмы" только музыкальное сопровождение, убирая другие звуки, чтобы воспроизвести атмосферу немого кино.
В одном из интервью Роберт Эггерс, поклонник "Ведьм" Кристенсена, рассказывал, что специально оставлял в некоторых сценах "Ведьмы" только музыкальное сопровождение, убирая другие звуки, чтобы воспроизвести атмосферу немого кино.

Американцы после премьеры фильма говорили, что Кристенсен опередил свое время лет на 25. На самом деле лет на 40 - только после сексуальной революции и пересмотра цензурных требований "Ведьмы" возвращаются на экраны. Перемонтированную в 1968 году версию фильма озвучил Уильям Берроуз, исследовавший в своих текстах, какие формы могут принимать бесформенные образы из подсознания. Визуализация видений и снов с шестидесятых годов становится привычной в кинематографе: от вырастающих из стен комнаты рук в "Отвращении" Поланского до танцующего карлика в "Твин-Пиксе" Дэвида Линча. Массовая истерия в монастыре - история луденских бесов - неоднократно воплощалась на экране: самым знаменитым фильмом стали "Дьяволы" Кена Рассела. Фильм Кристенсена любит режиссер Эггерс, использовавший в "Ведьме" ту же метафору - взросление девочки описывается как становление колдуньи. "Ведьм" включил в список десяти своих любимых фильмов Гильермо дель Торо, у которого героиня в "Лабиринте фавна" также путешествует по волшебному миру, тесно связанному с реальным. Кристенсен к финальному синему кадру с душем Шарко добавил красный кадр со столбами, у которых корчатся сгорающие ведьмы: медицина сильна, но не всесильна, ужасающее и причудливое продолжит существовать и в мире, где побеждает разум

7979
21 комментарий

На какой минуте можно увидеть мастурбирующего дьявола?

5
Ответить

Ради таких сцен лучше смотреть Nightdreams. Сцена с хлебом оттуда это сам по себе шедевр (артхауса, всратости, кринжа, кому как).

3
Ответить

Вечером уточню, быстро найти не получилось. Но там все завуалированно: он обеими руками дёргает вверх-вниз пестик в зажатой между ног ступе.

1
Ответить

Примерно 29-ая.

1
Ответить

Интересно, побольше бы такого материала о истории кинематографа, лайк

4
Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить

расскажи предметнее

1
Ответить