Посмотрел «Хэллоуин заканчивается» и понял, что в истории Майкла Майерса собраны проблемы чуть ли не всех кинофраншиз

Вместо обычного обзора размышляю, как маньяк с ножом предсказывал развитие «Терминатора» и «Форсажа».

14 октября в мировой (но не российский) прокат и одновременно на стриминговом сервисе Peacock вышла последняя часть франшизы «Хэллоуин». Самая последняя. Финал. Всё. Конец. Ну, нам пока что так обещают.

Посмотрел «Хэллоуин заканчивается» и понял, что в истории Майкла Майерса собраны проблемы чуть ли не всех кинофраншиз

И наверняка создатели не врут. Опять же, «пока что». Продолжать «Хэллоуин» сейчас нет никакого смысла: новая часть получила самые низкие оценки во всей новой трилогии, да и сборы оставляют желать лучшего. Причём студия явно этого ожидала — не зря «Хэллоуин» параллельно выпустили и на стриминге (это почти как возвращение к стилю direct-to-video).

Финальная часть получилась, мягко говоря, спорной. Уже в предыдущем фильме «Хэллоуин убивает» авторы всё сильнее задвигали вернувшуюся Лори Строуд в исполнении Джейми Ли Кёртис на второй план — половину картины она просто сидела в больнице. Теперь же и маньяк Майкл Майерс стал не самым важным персонажем.

В центре сюжета Эллисон — внучка Лори, — которая после смерти родителей от рук Майерса живёт с бабушкой. Она начинает встречаться с замкнутым юношей Кори. Вот только все окружающие этого парня ненавидят — его обвиняли в убийстве ребёнка, хотя на самом деле произошёл несчастный случай. Но под влияние обстоятельств Кори меняется, а потом встречает Майерса.

Посмотрел «Хэллоуин заканчивается» и понял, что в истории Майкла Майерса собраны проблемы чуть ли не всех кинофраншиз

«Хэллоуин заканчивается» продолжает идею, которую продвигали в предыдущем фильме: что люди сами создают пугающий образ маньяка, делая его чем-то большим, чем просто человек с ножом. Финал лишь добавляет к этому, что в отсутствие подобной страшилки обыватели сразу ищут другой объект для страха и ненависти.

Но проблема в том, что эта неплохая мысль сталкивается с заявленной необходимостью завершить франшизу. Поэтому историю Кори раскручивают и заканчивают очень быстро. И единственная интрига — случится ли в финале то, чего все так ждали все эти годы. Хотя… какая тут интрига, всё сказали заранее.

Собственно, на этом я бы хотел закончить размышления конкретно об этом фильме. О нём и правда довольно скучно говорить. Интереснее другое: во время просмотра я задумался, что сама структура франшизы «Хэллоуин» — буквально наглядное пособие по развитию многих крупных серий фильмов. Увы, не в положительном ключе. Многочисленные авторы наступили практически на все возможные грабли подобных серий.

Напомню, что на сегодняшний день во франшизе 11 частей, не считая двух ремейков. И полный хаос со структурой.

Ещё в конце 1970-х вышел первый «Хэллоуин» Джона Карпентера. Это, можно сказать, один из первых великих слэшеров, сильно повлиявший на развитие жанра. Без него не было бы ни «Пятницы, 13-е», ни «Кошмара на улице Вязов». При вложенных трёхстах тысячах картина собрала в прокате 60 миллионов! И с этого момента начался дичайший хаос.

«Хэллоуин», 1978 год. Тот, кто внушал нам ужас в детстве<br />
«Хэллоуин», 1978 год. Тот, кто внушал нам ужас в детстве

Конечно же, начинающий Карпентер тут же взялся за продолжение, но он уже был нарасхват, поэтому часть режиссуры доверили дебютанту Рику Розенталю. Но основная проблема была со сценарием. Зачем-то додумали, что Лори и Майкл — брат и сестра, а основа сюжета строилась на двух идеях: страшных байках о празднике Хэллоуин и том факте, что все герои должны вести себя как идиоты.

Третья часть вообще оказалась не связана с предыдущими, в ней рассказывали про ведьм и колдовство — тут уж зрители впали в ярость. А это ещё 1982 год.

То есть ещё до старта «Кошмара на улице Вязов» и прочих аналогов «Хэллоуин» уже начал падать в бездну.

Тогда из никоткуда вернули главного злодея и накатали аж три фильма, запихав его имя в подзаголовки, чтобы никто не сомневался: «Возвращение Майкла Майерса», «Месть Майкла Майерса», «Проклятие Майкла Майерса». Надо ли говорить, что картины получились такими же «оригинальными» (сарказм) как названия?

«Хэллоуин 4: Возвращение Майкла Майерса». Злодей такой: «А я точно тут нужен?»<br />
«Хэллоуин 4: Возвращение Майкла Майерса». Злодей такой: «А я точно тут нужен?»

Но к чему я всё это? А вы сравните развитие «Хэллоуина», ну, например, с «Терминатором», где в четвёртом фильме попытались обойтись без Шварценеггера и провалились. Или вспомните «Токийский дрифт», почти никак не связанный с первыми «Форсажами» и тоже собравший меньше остальных частей.

А дальше: да всё тот же пятый «Терминатор», возвращение в джунгли в «Хищниках», появление персонажа из оригинальной «Пилы» в седьмой части. То есть в будущем каждая вторая долгоиграющая серия пойдёт по этому пути: не самые удачные спин-оффы, а потом возвращение полюбившихся старых героев и злодеев в слабый сценарий.

А ещё, 4-6 части задолго до «Пилы» показали, как франшиза из оригинального триллера скатывается в пыточное порно.

«Хэллоуин» ещё в 1980-90-х показал провальность таких приёмов. Увы, никто и не подумал поучиться на этом примере.

А дальше сценаристы подались в ретконы. Как раз наступил конец 90-х, Уэс Крейвен, возродил интерес к слэшерам, сняв «Крик». Появился шанс обновить и эту франшизу. Увы, к шестой части она свалилась в какую-то невообразимую фантастику, где Майерс уже якобы убивал не по своей воле, а из-за проклятия.

Но требовался какой-то сильный толчок: последние картины принимали всё хуже — оценка шестой части на IMDb не дотягивает даже до 5.0.

Груз всех предыдущих «Хэллоуинов» оказался слишком неудобным, поэтому про них просто «забыли» и сделали вид, что существовали только две картины с Джейми Ли Кёртис. Конечно, это не первый случай, когда так поступали — в конце концов, были вторая и третья часть «Горца». Но я же говорю о том, что в «Хэллоуине» собрались все подобные приёмы.

«Хэллоуин: 20 лет спустя». Лори такая: «Что, опять?»<br />
«Хэллоуин: 20 лет спустя». Лори такая: «Что, опять?»

Так что зрителей снова привлекли в кино, вернув в «20 лет спустя» Лори Строуд, которая после событий второго фильма сменила имя и долгое время скрывалась. Это сработало аж на два фильма. К счастью, успели вовремя остановиться: в сиквеле «Воскрешение» её окончательно убили. Ну, как окончательно…

Тут немного отвлечёмся, ведь наступили нулевые — пора ремейков. Тим Бёртон снял «Планету обезьян», Содерберг — «11 друзей Оушена», Снайдер — «Рассвет мертвецов» и так далее.

Тогда в дело вступил Роб Зомби: пока основная франшиза отдыхала, он снял свой перезапуск, рассказав альтернативную версию юности Майкла Майерса и Лори. Получилось, скажем так, необычно. Но в чём-то даже остроумно.

Точно так же потом о детстве своего маньяка рассказывали в фильме «Техасская резня бензопилой: Кожаное лицо» (формально это не перезапуск, но приквел очень уж похож на другую историю). А в 2010-м выпустили ремейк «Кошмара на улице Вязов» — абсолютно провальный, его не вытянул даже Джеки Эрл Хейли в роли злодея.

«Хэллоуин» от Роба Зомби. Маска постройнела<br />
«Хэллоуин» от Роба Зомби. Маска постройнела

Но, пожалуй, самое интересное началось в 2018 году, когда на экраны снова вернулась основная франшиза, а Джейми Ли Кёртис решила ещё раз сыграть Лори. Погодите, так её же убили? Да забудьте, авторы снова устроили обнуление, то есть, простите, реткон. «Хэллоуин» 2018 года опять продолжает только оригинал, отбросив все продолжения. Причём теперь за основу взяли только первую картину — отшутились даже от факта про брата и сестру.

То есть забыли и про линии 4-6 фильмов, и про линии «20 лет спустя». А третья часть и так никому была не нужна.

Снова привет «Терминатору» — шестому, который заявляли наследником первого фильма. И всё той же «Техасской резне бензопилой», у которой аж два таких фильма: 2013 и 2022 года.

Конечно же, в первой части новой трилогии решили навалить ностальгии. Здесь и кадры из первой части, и постоянные размышления о том, как на героиню повлияло прошлое, и тот самый (ну, такой же) нож.

«Хэллоуин» 2018 года (третий фильм с таким названием). Лори как бы прячется от очередного перезапуска<br />
«Хэллоуин» 2018 года (третий фильм с таким названием). Лори как бы прячется от очередного перезапуска

Те, кто в детстве смотрели этот фильм на видеокассетах, конечно, смахнули скупую слезу и отправились в кинотеатр, чтобы ненадолго вернуться в прошлое. Вот только проблема в том, что «Хэллоуин» так и остался простым слэшером. Смотреть в нынешнее время очередную историю про уже постаревшего маньяка можно исключительно ради ностальгии.

А создатели франшизы изначально поставили себя в неудобную ситуацию, сделав Майкла Майерса… человеком. Попытка добавить герою мистицизма оказалась настолько жалкой, что о ней быстро забыли. И стало ещё хуже.

Фредди Крюгер может оживать сколько угодно раз, «Пятница, 13-е» быстро пошла вразнос (там добавили и сверхъестественного, и галлюцинаций), в «Пиле» у Конструктора толпа подражателей.

А здесь раз за разом нужно объяснять, почему обычного мужика в маске никто так и не смог убить.

Это как постоянно придумывать новый виток событий в «Терминаторе». В последней части Майерс, кажется, уже и ходит с трудом. Но всё равно он вечен.

Из этого отчасти и зародился сюжет второй части новой трилогии — объяснение «идеи» маньяка, а не самого маньяка. Майкл Майерс — метафора, понимаете? Вообще, «Хэллоуин убивает» мне чем-то напоминает восьмой эпизод «Звёздных войн»: в классическую историю попытались добавить новых тем и как-то переосмыслить саму основу. Получилось ли? Вопрос спорный в обоих случаях.

Ну и финал (надеюсь, что настоящий): небольшая новая история и много-много фансервиса, подводящего к концовке, которую все так ждали. Будем честны: два часа фильма нужны только чтобы увидеть, как умрёт Майерс.

Хотя даже здесь создатели выкрутились, показав намёк, что новым маньяком может стать буквально кто угодно. Ну, как новым Скайуокером.

«Хэллоуин убивает». Метаформа в маске выходит из дома<br />
«Хэллоуин убивает». Метаформа в маске выходит из дома

Зачем же я написал так много слов? Отчасти, чтобы напомнить довольно любопытную историю этой огромной франшизы — про множество неудачных продолжений любимых историй часто забывают не только сценаристы, но и зрители. Это можно понять: все части «Восставшего из ада» после пятой (а их уже 11) доставляют лишь страдания, да и какой-нибудь «Горец 5: Источник» вряд ли любят обсуждать.

Но ещё хотелось напомнить, насколько банально развиваются подобные серии фильмов.

И, главное, что это — не тенденция только последних лет. А то все слишком любят говорить «раньше было лучше». Нет, ещё в восьмидесятых студии творили то же самое.

В противовес, конечно, можно вспомнить «Крик» — франшизу, в которой обошлись без перезапусков и переосмыслений. Но лишь потому, что это изначально деконструкция жанра.

А в остальном, если набраться терпения и посмотреть все части «Хэллоуина», можно проследить самую типичную историю взлётов и падений и потом увидеть её буквально во всех остальных франшизах.

Содатели не пропустили ни одной тенденции (а некоторые даже сами задали): спин-оффы, паразитирующие на названии, необоснованные камбэки, ремейки, ретконы, игра на ностальгии и многое многое другое. Не хватает разве что сериала. А, погодите, были ж слухи, что его снимут. Подождём.

Сообщество развивается при поддержке «Кинопоиска»

2424 показа
12K12K открытий
33 репоста
63 комментария

Час назад посмотрел третью часть, какое же это клишированное говно

Ответить

А ты хотел псевдофилософской драмы с нотками сайфая для каннского кинофестиваля? Что вообще в голове у людей, которые про СЛЭШЕРЫ пишут, что они клишированные?

Ответить

А предыдущие две как? Я вот очень ждал завершение трилогии потому что эти два фильма мне зашли.

Ответить

Выражу, вероятно, непопулярное мнение, но Halloween 2018 и Halloween KIlls - отличные слешеры для фанатов жанра (второй в меньшей степени, но всё равно хорош). Я до них только оригинал смотрел, но как-то не особо проникся, а фильм 18 прям очень зашёл. Практически идеальный пример того, как надо воскрешать старые слешер-франшизы. Да и Kills оказался гораздо лучше, чем я думал. Многие его засрали абсолютно ни за что.

У меня вообще сложилось стойкое впечатление, что критикуют новые Хеллоуины люди, которым в принципе классические слешеры не нравятся (да и видимо сам жанр как таковой), и они ждут чего-то такого, чего эти фильмы в принципе не могут предложить. Эти фильмы смотрят не ради каких-то инноваций и оригинальных идей, а ради простого человеческого "ебанутый маньяк из твоего детства режет людишек, красиво, сочно, с ахуенным сауднтреком и отсылками для фанатов".
Хз конечно, как оно с новой частью, её ещё надо посмотреть) Но претензии в статье максимально сомнительные.

Ответить

Я до них только оригинал смотрел

А вот, возможно, в этом дело. Я, например, хвалил последний перезапуск «Восставшего из ада», поскольку видел, как его мучили последние 20 лет, а тут что-то хотя бы стоящее.

То же самое и с «Хэллоуином». Я уже столько раз видел перезапуски, что не могу воспринимать новые части иначе, чем очередную попытку помучить франшизу. У тебя таких флэшбеков нет, ты смотришь «свежее» кино.

Ну и отлично, что зашло. Всегда хорошо, если смотреть по кайфу.

Ответить

отличные слешеры для фанатов жанраНе фанат, да и предыдущие никогда, кажется, не смотрел, нофильм 2018 года очень зашел)

Ответить

Спасибо чувак , это пиз. люди вообще не могу врубиться в слешеры.Они мега балдежные и легкие , просто спокойно можно кайфовать с колой и покорном.Смотрел все фильмы франшизы (да они такие какие есть , это полу забавные трешовые ужастик.)Буду надеяться от последнего фильма получу хорошие эмоции )

Ответить