«Пиноккио Гильермо дель Торо» от Netflix — самая неожиданная и красивая экранизация сказки, которая вас точно удивит

Сюжет в версии знаменитого режиссёра стал жёстче и актуальней, а визуальный ряд просто великолепен.

Самое сложное в обсуждениях новой экранизации «Пиноккио» — не запутаться, о которой из них идёт речь. В начале 2022 года появился российский мультфильм, который, правда, запомнился только мемной озвучкой трейлера.

В сентябре на Disney+ выпустили игровую версию Роберта Земекиса с Томом Хэнксом в роли Джепетто (тоже неудачную). И это не говоря о том, что у многих ещё свежа память о жутковатом фильме Маттео Гарроне 2019 года.

«Пиноккио Гильермо дель Торо» от Netflix — самая неожиданная и красивая экранизация сказки, которая вас точно удивит

В общем, «Пиноккио Гильермо дель Торо» — третья экранизация за год и уже не сосчитать какая за всё время существования кинематографа. Но в плане сочетания красоты, необычности и оригинальности именно она — лучшая за долгие годы. Качество постановки просто поражает, а перемены в сюжете превратили жёсткую сказку в современную и очень актуальную притчу.

Действие начинается с Первой мировой войны. Пожилой Джепетто растит своего десятилетнего сына Карло и зарабатывает плотничеством. В частности, он создаёт большое деревянное распятие для местной церкви. Но летящий на базу самолёт сбрасывает бомбу на здание. Распятие остаётся целым, а вот мальчик погибает.

«Пиноккио Гильермо дель Торо» от Netflix — самая неожиданная и красивая экранизация сказки, которая вас точно удивит

Да, вам не кажется, это вступление к «Пиноккио». Джепетто хоронит сына и сажает рядом с могилой сосновую шишку, из которой с годами вырастает дерево. Сходя с ума от одиночества и несправедливости, плотник решает вырезать из дерева нового сына.

Лесной дух даёт этому существу жизнь. А Сверчок… ладно, не буду раскрывать все детали завязки — их лучше увидеть самому. Скажу только, что он оказывается связан с Пиноккио гораздо ближе, чем в оригинале.

Что интересно, Гильермо дель Торо умудрился сделать свою версию одновременно и намного более жестокой, и более… человечной что ли.

Я уже писал о своём шоке от прочтения оригинального «Пиноккио», в котором главный герой оказался вовсе не таким, как в более памятной нам адаптации «Буратино» или классическом мультфильме от Disney. Это довольно неприятный подлый мальчишка, который сам на себя навлекает неприятности и крайне мерзко обращается с близкими (например, швыряет в Сверчка молотком, а его отца по вине деревянного мальчика сажают в тюрьму).

«Пиноккио Гильермо дель Торо» от Netflix — самая неожиданная и красивая экранизация сказки, которая вас точно удивит

В версии дель Торо Пиноккио можно обвинить разве что в наивности. Все его поступки обусловлены добрыми намерениями, а в неприятности он попадает из любопытства — например, задавая неудобные вопросы. Неудобные не только для героев, но и даже для зрителей. Вы наверняка не ждёте шутки про сходство Пиноккио и распятия в церкви? А она здесь будет. И неожиданный подкол в сторону фашиста тоже.

Но делая Пиноккио более добродушным и приятным, режиссёр раскрывает его взаимоотношения с отцом ещё глубже. В данном случае желания деревянного мальчика не ограничиваются мечтами просто «стать живым». Джепетто хочет, чтобы он заменил ему Карло, периодически называя нового ребёнка своей собственностью.

Так что же получается, версия Гильермо дель Торо — скорее пособие для родителей, которые хотят, чтобы ребёнок соответствовал их мечтам, а не поучительный рассказ для детей? Похоже, что так.

«Пиноккио Гильермо дель Торо» от Netflix — самая неожиданная и красивая экранизация сказки, которая вас точно удивит

Даже линия Сверчка здесь сильно изменилась, и он берётся присматривать за Пиноккио не только из добрых побуждений. А в итоге история придёт к очевидной, но всё же неожиданной трактовке понятия «быть живым» — это же вовсе не значит получить ту же внешность, что и у окружающих, а нечто совсем другое. Возможно, более печальное.

Хотя не нужно думать, что «Пиноккио Гильермо дель Торо» берёт от оригинала лишь персонажей. Регулярно действие ссылается на книжные события: есть и прогулянная школа, и кукольный театр с жестоким управляющим, и заключение в брюхе огромной рыбы, и голубая фея. Появятся даже четыре кролика, которые несут гробик (да, в книге было такое).

Просто каждому действию и ситуации либо дают свежий подтекст, либо завязывают её совсем с другой темой. Ведь действие теперь разворачивается в Италии времён фашизма. Кукольный театр, в который попадает Пиноккио, прославляет Муссолини. А вместо острова, где дети только развлекаются, их отправляют в военный лагерь.

«Пиноккио Гильермо дель Торо» от Netflix — самая неожиданная и красивая экранизация сказки, которая вас точно удивит

Но если по описанию кажется, что всё это странно смотрится и плохо стыкуется друг с другом, вспомните, что создатель мультфильма — Гильермо дель Торо. Режиссёр, который в «Хребте дьявола» и «Лабиринте Фавна» сочетал хоррор-фэнтези с рассказом об ужасах войны. А ещё, что это автор, который постоянно говорит о странных существах, ищущих своё место в мире обычных людей — тут можно вспомнить хоть «Хэллбоя», хоть «Форму воды».

Ну а ещё не забывайте, что дель Торо — прекрасный визионер и один из самых «аналоговых» авторов современности, который предпочитает создавать на площадке что-то реальное, а не просто рисовать на компьютере.

«Пиноккио Гильермо дель Торо» от Netflix — самая неожиданная и красивая экранизация сказки, которая вас точно удивит

Его «Пиноккио» — возможно, высшая точка развития stop-motion анимации. Одновременно с новинкой на Netflix вышла получасовая документалка о её создании. И от наблюдения за этим процессом эмоций чуть ли не больше, чем от самого мультфильма.

В голове не укладывается объём работы, который пришлось проделать команде. Конечно, графика там есть: дорисовывали фон и даже некоторые детали кукол в отдельных сценах. Но вся основа — физическая, реальная, созданная руками человека. Каждый кадр почти двухчасовой картины поставлен вручную.

Но главное удовольствие в том, что, пока смотришь мультфильм, об этом не думаешь. Если в работах студии Laika всё же часто чувствуется «кукольность», а Уэс Андерсон делает статичность частью своего стиля (это ни в коем случае не критика, лишь объяснение разницы подходов), то у дель Торо всё максимально живо и плавно.

И камера снимает действие как настоящее кино: с неспешным переходом планов, сменой ракурсов и нужной динамикой, которые подчёркивает музыка двукратного лауреата «Оскара» Александра Деспла. Не в каждом игровом фильме увидишь так много мелких подробностей и настолько живых персонажей.

В итоге у Гильермо дель Торо получился настоящий визуальный шедевр, в котором он смешал все основные темы своего творчества.

Это и очень личная история отца и сына, и рассказ об ужасах фашизма, и философские размышления о жизни и смерти, и просто сказка со знакомой всем первоосновой. Пропускать такое нельзя.

Сообщество развивается при поддержке «Кинопоиска»

501501
145 комментариев