Большое влияние «Большого Лебовски»

Лебовски повсюду: футболки, бары, Мстители и даже Мадагаскар. Как повлиял на общество фильм «Большой Лебовски». И да, вы правильно поняли, вчера мы пили коктейль «Белый русский».

Большое влияние «Большого Лебовски»

Слишком необычный, чтобы стать успешным

Братья Коэн являются одними из самых признанных и успешных сценаристов Голливуда. В 1998 году они представили свой восьмой фильм «Большой Лебовски». Произошло это на национальном американском кинофестивале «Сандэнс». Зрители работу, мягко говоря, не оценили, более того посчитали ее самым слабым произведением Коэнов. Такое неприятие постмодернистской комедии, пестрящей черным юмором, критикой человеческих пороков, нецензурной лексикой и харизматичными персонажами, объясняется «задранной планкой», которую установили авторы после фильма «Фарго», за сценарий к которому они получили Оскар.

<i>Братья Коэн в 2015 году</i>
Братья Коэн в 2015 году

Критики посчитали, что сюжет фильма слишком сумбурен и хаотичен, герои просто возникают и уходят в никуда, не продвигая главную историю. Именно из-за такой необычности фильм не имел большого кассового успеха. Но это не помешало стать ему одним из первых культовых фильмов в интернет-среде.

Популярность и ее причины

Братья Коэн упустили материальную выгоду, но обрели нечто большее. Хоть в фильме и «скомканная» сюжетная линия, количество интересных, самодостаточных персонажей в нем зашкаливает. Именно поэтому сам сюжет часто пропадает из объектива, уступая место героям, каждый из которых заслуживает собственной киноленты. На фоне всех этих разнообразных, странных и иногда сумасшедших людей, главный герой периодически блекнет. Ведь, если посмотреть на Чувака – так сам себя называет Лебовски –, он представлен как совершенно обычный безработный алкоголик, который любит сходить с друзьями в боулинг, распространенное хобби Америки 20-го века. Он попадает в передряги только по воле случая: сам фильм начинается с того, что в его квартиру вламываются бандиты, перепутав его с миллионером с такой же фамилией. Зритель без лишних усилий может отождествлять себя с Лебовски, потому что персонаж ведет себя как обычный человек, оказавшийся в центре криминальной комедии.

<i>Чувак слушает музыку, лежа на любимом ковре</i>
Чувак слушает музыку, лежа на любимом ковре

Именно благодаря персонажам «Большой Лебовски» и обрел статус культового фильма: миллионы людей по всему миру продолжают обсуждать киноленту, используют цитаты из фильма в повседневном общении, собираются на ежегодные фестивали, продолжают искать потаенные смысли фильма и даже распространяют свое философское учение, основанное на образе жизни Чувака.

Культурное наследие

О значимости фильма можно судить по тому, каково его влияние на массовую культуру. А оно, действительно, поражает:

  • Актер Джефф Бриджес, исполнитель главной роли, в одной сцене появляется в лонгсливе с изображением японского бейсболиста Каору Бетто. В этом же предмете одежды он появлялся и в некоторых других фильмах, но именно в «Большом Лебовски» зрителям запомнился этот принт. После выхода фильма футболку с ним можно было найти в магазинах одежды во всем мире, и до сих пор на улице встречаются люди с этим изображением.
<i>Лебовски (справа) в лонгсливе с изображением Каору Бетто</i>
Лебовски (справа) в лонгсливе с изображением Каору Бетто
  • Любимый коктейль Лебовски – «Белый русский». Он пьет его практически на протяжении всего фильма. После выхода кинокартины этот напиток стал очень популярен. Еще более интересным представляется тот факт, что до появления «Белого русского» на больших экранах он считался женским напитком из-за большого содержания кофейного ликера и сливок.
<i>Чувак со своим любимым коктейлем</i>
Чувак со своим любимым коктейлем
  • Конечно же, как и на любой культовый фильм, многие режиссеры делали отсылки на «Большого Лебовски». Одну из таких можно заметить в сериале «Фарго». В третьем сезоне в одной из серий героиня беседует с мужчиной в боулинге. Вся сцена является реминисценцией на беседы Чувака со странным персонажем в костюме ковбоя: и постановка кадра и эмоциональное состояние персонажей.
<i>Кадр из сериала «Фарго» 2014 года</i>
Кадр из сериала «Фарго» 2014 года
<i>Кадр из фильма «Большой Лебовски» 1998 года</i>
Кадр из фильма «Большой Лебовски» 1998 года
  • Одно из недавних упоминаний Лебовски можно встретить в фильме «Мстители: Финал» 2019 года. В фильме бог грома Тор из-за кризиса в геройской карьере «запускает» себя и ведет очень схожую с Лебовски жизнь. Он и внешне становится похожим на героя работы братьев Коэн. На это ему указывает его собрат по супергеройскому ремеслу Тони Старк, называя Тора Лебовски.
<i>Тор в «Мстителях» 2019 года запустил себя</i>
Тор в «Мстителях» 2019 года запустил себя
  • Отсылки на «Большого Лебовски» есть и там, где вы их не ожидаете – мультфильм «Мадагаскар» 2005 года. После потери сознания из-за дротиков со снотворными льву Алексу является видения. Они очень похожи на галлюцинации Лебовски после драки с грабителями.
<i>Видения Алекса после дротика со снотворным</i>
Видения Алекса после дротика со снотворным
<i>Видение Чувака после столкновения с кулаком грабителя</i>
Видение Чувака после столкновения с кулаком грабителя
  • Дальше – больше. Отсылка на «Большого Лебовски» есть даже в мультфильеме «My Little Pony». В одной из серий лошадки приходят в боулинг-клуб, где в кадр на короткое время попадают персонажи, очень похожие на тройку центральных персонажей «Большого Лебовски».
<i>Лошадки, очень похожие на Лебовски и двух его друзей</i>
Лошадки, очень похожие на Лебовски и двух его друзей
<i>А вот они уже в своем фильме</i>
А вот они уже в своем фильме
  • На основе фильма сформировалась целая религия под названием Чувакизм (от клички Лебовски Чувак). Ее основные учения соответствуют жизненным принципам главного героя. В 2005 году была создана виртуальная организация «Церковь нового Чувака». Участники этой организации занимаются в основном возвеличиванием и осмыслением сюжета фильма. По состоянию на январь 2017 года организация насчитывала около 400 тысяч «священников-дудаистов» (от английского dude – чувак), посетителей интернет-сайта со всего мира, обладающих соответствующими сертификатами.
Логотип «Церкви нового Чувака»
Логотип «Церкви нового Чувака»

Итог

Действительно, работу братьев Коэн поначалу не признали, ее посчитали слишком сумбурной и непоследовательной, фильм не принес создателям горы золота, но позже авторы получили от зрителей намного больше. Братья Коэн смогли увидеть, какую популярность их кино обрело в интернете, как их герои сходят с экранов и обретают новую жизнь. «Большой Лебовски» стал поистине постмодернистским произведением, оценить которое смогли не все. А для художников самое главное – это видеть, что их произведение становится чем-то большим и обретает жизнь даже под новым авторством.

До новых встреч «С Бодуна»!

9797
64 комментария

Комментарий недоступен

19
Ответить
8
Ответить

Улбтрамегасуперхорош
https://youtu.be/-RqN_8Z86SU

4
Ответить

Один из любимейших кинчиков. Докину к списку отсылок из недавнего:

4
Ответить

Он на ковре не музыку слушал, а звукозапись игры в боулинг.

3
Ответить

Фильм неплохой, да. Но, чел… кол-во слова "культовый" в этом тексте заш(а)каливает.

И, да, никакие миллионы людей его до сих пор не обсуждают. Давно. Или никогда. Знают и любят небольшая группа людей, да. Цитируют? Ну, они же, иногда.
А так, 95% людей не подозревают о его существовании.

3
Ответить

и, да, кстати

Ответить