Джон Уик 4 - стремление к бессмертию. Обзор фильма

"Кто ищет смерти, тот находит жизнь, а кто цепляется за нее, тот ее теряет".
"Кто ищет смерти, тот находит жизнь, а кто цепляется за нее, тот ее теряет".

Джон Уик 4, страдает от отсутствия эмоционального контакта главного героя с другими персонажами и малым количеством реплик. Диалогов как таковых нет, герой в основном просто стоит и слушает. Боевые сцены одни из лучших, что были в кинематографе за все время, что я могу судить о нем, но мотивация главного героя теряется в бесконечном потоке сражений.

Хотя, с другой стороны, формируя образ молчаливого, смиренного и невозмутимого война идущего к своей цели, в фильме создается атмосфера таинственной драмы и отсутствия наигранности.
По одному из источников, причиной столь малого количества реплик у персонажа объясняется тем, что актер Киану Ривз, убрал большую часть из сценария, еще до начала съемок, с целью придания персонажу таинственности. Вот цитата из новостного сайта Shazoo: «Майкл Финч, один из сценаристов "Джона Уика 4", рассказал, что в первоначальном сценарии у Киану Ривза было куда больше реплик. В финальную версию ленты попал сценарий, в котором актер произносит 380 слов. Изначальное количество было в два раза больше — около 760 слов. Киану Ривз и режиссер картины Чад Стахелски посчитали, что герой будет достаточно молчаливым, поэтому вырезали половину реплик.» Из "Джона Уика 4" вырезали половину реплик Киану Ривза - Shazoo

Несмотря на это, фильм можно описать с психологической точки зрения и по сути, вся франшиза — это большой сборник религиозных отсылок и аллегорий. Декорации и увешанные картинами средневековых художников стены, подтверждают это.

Картины: "Свобода ведущая людей", "Распятие Христа".
Картины: "Свобода ведущая людей", "Распятие Христа".
На заднем  фоне картина "Смерть Сарданапала".
На заднем  фоне картина "Смерть Сарданапала".
Самоубийство Царя Сарданапала. Аллегория на правление кланов в фильмах Джон Уик.
Самоубийство Царя Сарданапала. Аллегория на правление кланов в фильмах Джон Уик.

"Делакруа взял сюжет картины из драмы Джорджа Гордона Байрона «Сарданапал», но с некоторыми изменениями[1]. На художника также повлияло длительное пребывание в Испании и Марокко.

Легенда об ассирийском царе такова: он был известным распутником, своим равнодушием к делам страны доведшим её до восстания. После неудачной попытки подавить мятеж, Сарданапал решает покончить жизнь самоубийством. На картине изображён тот момент, когда царь приказывает также убить своего любимого коня, собак и женщин, уничтожить все свои сокровища. Сам Делакруа писал, что образ Сарданапала — суровое предупреждение для тех, кто не стремится в своей жизни к добродетели.

Несмотря на отчаянное решение царя, на картине он выглядит расслабленным и наслаждается устроенной им оргией. Горящая на заднем плане башня символизирует равнодушие Сарданапала к своему погибающему царству, а слон со сломанными бивнями — потерянную власть."

Путешествие Джона в сферу наемных убийц начиналось еще с его детства, когда трое головорезов в погоне за маленьким Джардани, укравшим у них пару тысяч долларов для помощи своим горожанам, убивают его близких и всех кто жил с ним в одном доме, хотя затем он узнает, что это на самом деле была наемница по прозвищу Катастрофа. Но узнает он об этом лишь будучи взрослым, от тех самых головорезов, когда решает с ними поквитаться. Решающим, становится момент, когда катастрофа и головорезы берут людей в заложники и Джону приходится позвонить их нанимателю по имени Мария, которая до этого тщетно пыталась завербовать его. На этот раз, она обманом принуждает согласится Уика на сделку, в обмен на спасение заложников и таким образом, Джон надолго приковывает себя «кровными» узами к стезе убийцы.

Дальше следуют события из квадрологии, в которых, по сути, все 4 части, он просто пытается уйти из-под власти высокого стола во главе, со старейшиной которого позже, ему приходится убить. Кто же такой этот старейшина, как можно разобрать все эти события с точки зрения психологии?

Старейшина
Старейшина

«Старейшина — это человек которого вы сможете найти, только если он сам этого захочет. Если вы хотите поговорить с ним, подойдите к краю пустыни, посмотрите на звёздное небо в созвездие малого пса, и отследите собаку, которая следует за Орионом по небу. Последуйте за самой яркой звездой и идите до тех пор, пока не обессилите. Тогда продолжайте идти. Когда вы будете на последнем издыхании, он найдет вас или может просто проигнорировать». «Старейшина - один из главных антагонистов франшизы о Джоне Уике. Он - мистический криминальный авторитет, который проживает в пустыне, а также является фактическим всеобъемлющим и невидимым лидером Высокого Стола. После смерти своего подчиненного Сантино Д'Антонио от рук Джона Уика Старейшина заставляет его присоединиться к своей организации в качестве наказания, но Джон восстает, когда ему приказывают убить его друга Уинстона» Это отрывки из фандома которые я смог найти. Но этого нам вполне достаточно, чтобы понять, что речь идет вовсе не о человеке, а об очередной функции психики - генетической памяти. Под психикой человека имеется ввиду его душа в купе с сознанием, которая на латыни звучит как «анима». Старейшина он же Elder, является совокупностью всех проживших до этого момента людей: это если хотите генофонд, но он может иметь и конкретную личность проявляясь как архетип бессознательного. В подтверждение этим словам, я могу привести в пример цитату из описания. «Он - мистический криминальный авторитет, который проживает в пустыне, а также является фактическим всеобъемлющим и невидимым лидером Высокого Стола».

Из чего можно вывести такой аргумент, что Джон, по сути, борется со своей природой, а если точнее генетикой, которая пытается его подчинить.

Сизиф
Сизиф
Скульптура - человек сделавший себя сам.
Скульптура - человек сделавший себя сам.

О подчиняющей функции бессознательного я уже писал в предыдущих своих статьях. Этот мистицизм и невидимость означает некую тайну или скрытость от человеческих глаз. Разберем еще одну цитату «Старейшина — это человек которого вы сможете найти, только если он сам этого захочет. Если вы хотите поговорить с ним, подойдите к краю пустыни, посмотрите на звёздное небо в созвездие малого пса, и отследите собаку, которая следует за Орионом по небу. Последуйте за самой яркой звездой и идите до тех пор, пока не обессилите. Тогда продолжайте идти. Когда вы будете на последнем издыхании, он найдет вас или может просто проигнорировать». Уйти в пустыню — это метафора о внутреннем отречении от всего, кроме цели ведущей человека.

Немного об Орионе и его собаке.

Орион и созвездия малого и большого пса.
Орион и созвездия малого и большого пса.

На древних картах Большой и Малый Псы сопровождают охотника Ориона. Однако в мифах говорится только об одной собаке Ориона, и это — созвездие Большой Пёс. В качестве прототипа Малого Пса называли одну из собак Актеона, разорвавших хозяина, когда тот был превращён в оленя Артемидой. Считали также, что Процион — превращённая в звезду собака Икария по кличке Мэра, нашедшая тело своего хозяина, убитого пьяными пастухами. Иногда этот миф относили и ко всему созвездию.

Орион - сын Посейдона и дочери Миноса нимфы Эвриалы (по Гесиоду и Ферекиду). Либо сын Геи, либо сын царя Энопиона.

Джон Уик 4 - стремление к бессмертию. Обзор фильма

По другой версии, сын Гириея[10] (по Аристомаху). Родился в Гирии. Воспитан в Орее на Евбее, и получил имя от города. Распространённый вариант мифа о рождении героя повествует о том, что однажды Зевс, Гермес и Посейдон (или Арес), а по Михаэлю Майеру (XVII век) — Феб-Аполлон, Вулкан и Гермес, посетили жителя Фив Гириея. Когда тот, после жертвоприношения быка и угощения богов, стал жаловаться на бездетность, гости потребовали шкуру жертвы. Когда хозяин принёс шкуру, они наполнили её мочой и велели закопать в землю. Через девять месяцев из неё появился Орион.

Разбирать миф досконально я не буду, но отмечу параллель двух этих персонажей - Джона и Ориона. Начнем с собаки. Сильно прижившись в людском обществе ее изначальное значение в жизни человека было утрачено, в то время как у наших древних предков было точное представление об этом. Собака считалась так же священным животным охраняющем подземный мир и его обитателей. Ее главная функция — это охрана чего-либо или кого либо, она олицетворяла собой мир усопших. т.е., она часть бессознательной функции человеческой природы, как и большинство животных. И не зря, в египетской мифологии, Анубис - страж весов подземного мира, изображается с головой собаки.

Джон Уик 4 - стремление к бессмертию. Обзор фильма

Что касаемо главного героя Джона, этимология его имени уходит корнями в древнюю Грецию и происходит от другого слова - ἰόν «идущий» и читается как ион, который позже трансформируется в Иоанн, Иван, Йоханан, Иоганн и т.д. Джон — Википедия (wikipedia.org). (Об трансформации слов со временем и при заимствовании у разных народов можете изучить в разделе лингвистика).

Дальше говорится: Последуйте за самой яркой звездой и идите до тех пор, пока не обессилите. Тогда продолжайте идти. Когда вы будете на последнем издыхании, он найдет вас или может просто проигнорировать.
Самая яркая звезда на небе — это конечно Сириус, ее еще называют - Альфа большого пса и она является частью этого созвездия. И все становится более чем очевидно, ведь речь идет о том, что нам нужно пойти в преисподнюю для встречи со Старейшиной.

Джон Уик 4 - стремление к бессмертию. Обзор фильма
Аид с трехголовым цербером.
Аид с трехголовым цербером.

В каком-то смысле этот старейшина является аналогом греческого бога подземного царства – Аида чем-то напоминая Меровингена из трилогии «Матрица», чьих жен, к слову, звали Персефона. «Меровинген — один из старейших обитателей мира Матрицы, причём он как раз отвечает за «потерянные души». Кроме того, Проводник схож с Хароном — перевозчиком через реку мёртвых Стикс, Меровингену служат подобные призракам Близнецы, а также вампир Каин и оборотень Авель». Как забавно и в то же время иронично получается сходство в истории Нео и Джона Уика, ведь играет их один и тот же актер.

Последняя дуэль. Пушкин против Дантеса.
Последняя дуэль. Пушкин против Дантеса.

В этот раз Джон убивает Старейшину, который пришел на смену предыдущему, а тот в свою очередь просто исчезает с обручальным кольцом Уика. Кольцо символизирует связь Джордани с его женой. Убийство королей и императоров не дают желанного эффекта Иоанну, на смену одному приходит другой, а следствием достижения его цели становится свобода во всех отношениях, в том числе и от жизни. А происходит это на дуэли Пушкина и Дантеса, извините я хотел написать Каина и Авеля, опять опечатка, Каина и Джона, так-то лучше. В данном случае речь идет о противостоянии тела и духа, где Каин — это тело, а Авель (Джон) — это дух, но последний убивает не тело, а Маркиза де Грамона. А дух живет до тех пор, пока здравствует тело. Вполне возможно, что именно по этой причине франшиза Джон Уик остался в неопределенном статусе, чтобы оставить возможность продолжить ее в будущем. Правда боюсь, наш дорогой друг Киану Ривз уже будет к тому времени слишком уставшим, чтобы продолжать это путешествие, но желаем ему удачи, крепкого здоровья, а может даже и бессмертия.

Джон Уик 4 - стремление к бессмертию. Обзор фильма
3131
14 комментариев

Бро, спасибо за текст, но ты запятые ставишь совсем там где не стоит))

2
Ответить

Ты слишком пытаешься найти какой-то скрытый подтекст там, где его совсем нет.

1
Ответить

Там все на поверхности. Просто вы этого не видите, потому, что не хотите.

1
Ответить

Какой же он скучный. Первые два часа в кино я боролся со сном и пару раз проиграл. Последний час пободрее, но тоже уж больно затянутый.
Еще очень бросается в глаза, что на Уика нападает всегда не более двух человек, один из которых всегда очень долго встает, чтобы не дай бог не помешать разбираться со вторым.

1
Ответить

Не могу это считать минусом с учетом того, что Киану Ривзу 58 лет, там ведь все под него подстраивалось, а он довольно хорошо справился для своих лет. Так же скажу, что такие огрехи компенсируются довольно крутыми и сногсшибательными трюками.

Ответить

Как зовут? Что употреблял?

Ответить

не вижу смысла обозревать откровенное плохое кинцо, только если тебя бомбит от того, как испоганили франшизу

1 и 2 фильмы - топ
3 - моча
4 - говно

1,2 - 8/10
3 - 5/10
4 - 6/10 (бал выше, за счет сценария, который лучше 3 фильма)

Ответить