Гран-при(Grand Prix)

Лучше, чем "Гонка" и "Форд против Феррари"?

Круто быть гонщиком, правда? Кто-то без сомнений ответит "да", другой не найдёт ни единого аргумента "за":

– А как же риск, которому вы подвергаете себя, во имя чего? Деньги?

– Самое важное в нашем деле не деньги.

– Так что же?

– Многое другое.

– (третий голос) Так мчаться – это же изумительно.

– Почему изумительно так быстро мчаться?

– Лиза, постарайся объяснить ей.

Быстро мчаться – это действительно изумительно. Думаю, если бы та женщина посмотрела этот фильм, она не стала бы с этим спорить. Мало быть зрителем, это нужно почувствовать самому. Режиссёру фильма, Джону Франкенхаймеру, не понадобилось много слов, чтобы мы смогли ощутить захватывающий дух гонок.

Средства достижения цели минималистичны, как кокпит болида формулы-1 – и настолько же эффективны: настоящие болиды формулы-3 60-х годов переделаны так, чтобы выглядеть, как формула-1. Камеры Panavision-70 установлены прямо на носу болидов, показывая преследователей и передавая каждую вибрацию от неровностей на треке. За рулём этих зверей сами актёры(кто-то слишком буквально понял фразу о том, что актёр должен обладать искусством перевоплощения). Ракурсы с воздуха обеспечивает вертолёт, кадры преследования захватывает модифицированный Ford GT-40 – одна из немногих дорожных машин, способных ехать наравне с гоночной.

Гран-при(Grand Prix)

Вернёмся от гонщиков актёров к настоящим гонщикам. В фильме нам рассказывают о четырёх таких: Жан-Пьер Сарти, Пит Арон, Скотт Стоддард и Нино Барлини – это вымышленные персонажи, но хорошие диалоги, сценарий и актёрская игра оживляют их. Истории переплетаются. На первом месте здесь не только и не столько непримиримое соперничество. Наши локализаторы в очередной раз продемонстрировали удивительную проницательность и не промахнулись, назвав фильм "Гоночная братва" и показав тем самым взаимное уважение, существующее между гонщиками.

Ладно, шутки в сторону, на самом деле, здесь даже любовный треугольник выглядит благородно и при этом очень правдоподобно. Постараюсь объяснить, начав издалека. После аварии на гран-при в Монако Скотт Стоддард тяжело травмирован и винит в этом Пита Арона, машину которого занесло прямо в болид Скотта после неудачной попытки торможения. Жена Скотта, Пэт, уходит от него. Слишком много переживаний и слишком мало внимания – быть женой гонщика непросто.

Пит Арон осуждает Пэт. Неужели нельзя было подождать, пока Скотт выздоровеет? Пэт всё же оставляет формальный статус жены Скотта и пользуется его громким именем, участвуя в фотосессиях с гоночными машинами и раздавая интервью, в которых она описывает, как у них со Скоттом всё замечательно. Пит осуждает такое лицемерие. Но от ненависти до любви один шаг.

Так что фильм должен понравиться даже максимально далёким от автоспорта людям, ведь здесь есть довольно продуманная драма и мелодрама(не только для Пита и Скотта, за приключениями Жана-Пьера Сарти, уставшего от гонок, но слишком старого, чтобы избавляться от плохих привычек, следить не менее интересно). Сарти давно учавствует в гонках и повидал многое. Первая увиденная авария будет долго его преследовать. Многие гонщики осознают риск и хотят уйти, но бросить не так легко. В автогонках всё максимально честно и понятно, не нужно притворяться, искать общий язык с другими людьми – поведение гоночного автомобиля предсказуемо, он отзывчив и знаком до последней детали. Жизнь за пределами трассы совсем другая.

Гран-при(Grand Prix)

Мне показалось, что слишком мало внимания было уделено отношениям гонщиков с владельцами и членами команд, а некоторые показанные конфликты выглядели наигранно. Хотя увольнение Пита из BRM, затем отказ Ferrari взять его к себе в команду из-за подмоченной после аварии репутации и всё остальное, связанное с трудным карьерным путём Пита Арона – превосходно. Босс гоночной команды Ferrari ведёт себя ровно так, как от него ожидаешь: для него репутация бренда важнее всего, бизнес есть бизнес. Даже сегодня Ferrari известна своим бескомпромиссным отношением к своей репутации и изображению в СМИ: журналисты даже не могут проводить независимые тесты новейших суперкаров компании не опасаясь возможных последствий.

Гран-при(Grand Prix)

Ещё один небольшой недостаток, или даже просто особенность – частое использование разделённых экранов, обычно для одновременного показа нескольких гонщиков. Проблема в том, что лично мне это только мешает сосредоточиться на происходящем. Другой вариант сплит скрина – показ одного из героев за рулём гоночной машины на левой части экрана, в то время как правая часть показывает его воспоминания о событиях, происходивших в его жизни незадолго до гонки.

Гран-при(Grand Prix)

К сожалению, этот вариант ничем не лучше: воспоминания берутся прямиком из более ранних частей фильма и не помогают лучше раскрыть персонажа, их выбор кажется довольно случайным. Местами в фильме присутствуют довольно странные визуальные эффекты с использованием наложения нескольких изображений в замедленной съёмке. Выглядит занимательно, дико, возможно занимательно дико, но никак не дико занимательно, темп гонок от этих эффектов страдает. Но это мелочи.

Гран-при(Grand Prix)

– "Это шумная, ревущая, восторженная аллилуйя движения и скорости".

– "Франкенхаймер может дать понять, что нет более волнующего места для установки камеры, чем Формула-1".

– "Это по-прежнему золотой стандарт для фильмов о гонках, фильм, который на десятилетия опередил свое время с точки зрения реализма на трассе".

– "Идея в том, что, хотя все возможно с помощью технологий, долг этих амбиций оплачивается кровью".

2222
11 комментариев

Я думал что-то новенькое

2
Ответить

Этот фильм даже лучше чем "Ле-Ман" со Стивом Маккуином не говоря уж о Ford vs Ferrari. Монтаж с этими сплит скринами плюс эстетика 60ых... https://www.youtube.com/watch?v=mHII_oDJxLg

1
Ответить

Ле-Ман не планировал смотреть, думаю, это чересчур автомобильный фильм будет. Сплит скрины мне не понравились, к сожалению. Такое ощущение, что эта фишка была новой, и поэтому её использовали слишком много.

Ответить

Лучший фильм о гонках, это вступление GT7, прям до мурашек!

Ответить

Ты такие вещи не говори

Ответить

заголовок конечно пиздец
жопу с пальцем то не надо сравнивать

Ответить

А почему нет? Тем более я даже не проводил сравнения в статье, это просто кликбейт.

Ответить