Монтаж аттракционов и Киноглаз

Сто лет назад в журнале «ЛЕФ» были опубликованы манифест Дзиги Вертова и программная статья Сергея Эйзенштейна – можно сказать, что так родилась известная на весь мир школа советского монтажа.

Эйзенштейн и Вертов.
Эйзенштейн и Вертов.

Весной 1923 года начал выходить литературный журнал Левого фронта искусств – «ЛЕФ». Редактором был поэт Маяковский. В третьем номере «ЛЕФа», датированном июнем-июлем, опубликовали статью Сергея Эйзенштейна «Монтаж аттракционов» и воззвания киноков – группы Дзиги Вертова.

Эйзенштейн

Текст Эйзенштейна разместили в разделе «Практика», рядом со стихами и прозой. В «Монтаже» автор отчитывается о своей первой режиссерской работе. Весной он поставил в московском театре Пролеткульта «Мудреца» по пьесе Островского.

Пьеса Островского "На всякого мудреца довольно простоты" в интерпретации Эйзенштейна.
Пьеса Островского "На всякого мудреца довольно простоты" в интерпретации Эйзенштейна.

25-летний Эйзенштейн отвергает старый театр, в котором все, происходящее на сцене, подчинялось логичному сюжету. Искусно сделанные декорации позволяли поверить в то, что перед зрителем на сцене открывается окно в знакомую реальность. С помощью диалогов передавались исключительно психологические переживания.

Ничего нового в этом не было, старый театр уже лет 20 ругали символисты. Они предлагали вместо иллюзии реальности создавать на сцене иллюзию сновидения – ведь реальность в начале века уже могли копировать киноаппараты. Поэт Гиппиус пророчествовала, что когда-нибудь за экраном в кинозалах поставят граммофоны, воспроизводящие речь артистов: такое кино станет точным аналогом театра Станиславского и вытеснит его. Логику сюжета в новом театре символисты хотели заменить логикой восприятия: от одного отражения личности автора к другому отражению по принципу ассоциации переходит действие в «Балаганчике» Блока. Многое стоило оставлять недосказанным, чтобы провоцировать фантазию зрителя: Фауст, обращающийся на сцене к пустому месту, пугает сильнее, чем Фауст, беседующий с черным дрессированным пуделем.

Следующее поколение - футуристов - устраивала фрагментарность спектакля и недосказанность. Но символистскую утонченность они заменили грубостью, хороший вкус дурным: новый театр должен был учиться у цирка. Вместо религиозных метафор они использовали научные: режиссер в новых теориях выполнял функции инженера, создающего механизм для обработки зрителей. Актерам не надо было вживаться в роль, изучая психологию героя. Вместо этого они должны были заниматься гимнастикой: интернациональный язык тела точнее русского языка, движения мышц определяют эмоции.

"Биомеханика" Мейерхольда позволяет подготовить тело для игры на сцене.
"Биомеханика" Мейерхольда позволяет подготовить тело для игры на сцене.

Эти идеи разделяет и Эйзенштейн, объявляющий, что театр превратится в будущем в "показательную станцию достижений", то есть, станет ещё одной отраслью производства, управлять которой надо будет с помощью научного метода. Метод этот Эйзенштейн называет "монтажом аттракционов".

Название выбрано выпендрежное. Оба слова начали использовать в печати с начала 1910-х, они ощущались еще как чужеродные. Звучало круто, но не очень понятно: какое отношение установка каруселей имеет к театру? Значение первой метафоры разъясняется просто: монтаж – это установка. Один эпизод в пьесе устанавливается за другим, монтаж спектакля – это что-то вроде монтажа батареи.

Визуализация тайных желаний врагов Советской власти в "Дневнике Глумова", одном из аттракционов спектакля. Свастике умиляется Иван Пырьев, в будущем известный режиссер.
Визуализация тайных желаний врагов Советской власти в "Дневнике Глумова", одном из аттракционов спектакля. Свастике умиляется Иван Пырьев, в будущем известный режиссер.

С аттракционом сложнее. Это - основная единица зрелища. Новый театр похож на мюзик-холл или на цирк, поэтому аттракцион это - выступление клоунов, выход фокусника, исполнение популярной песни, юмористическая сценка, полет акробата под куполом, боксерский поединок или поднятие штанги силачом. Монолог или беседа тоже могут считаться аттракционом, но ввинчивать в спектакль их надо по новым правилам.

Потому что значение такие аттракционы получают только в контексте. "Мудрец" Эйзенштейна состоял из 25 сценок: песен, танцев, фехтования, эпизодов из фильма с погонями и превращениями и клоунских реприз. В сумме все эти агиткуплеты должны были высмеивать белоэмигрантов, нэпманов и нацистов, но не всякому зрителю были понятны намерения режиссера.

В старом театре соединяются эпизоды одинаковой природы - монологи и диалоги. В новом - разной, каждый аттракцион должен обманывать ожидания зрителя, держать его в напряжении. Эпизоды старого театра крепко связаны причинами и следствиями из сюжета. В новом они пригнаны друг к другу, как в коллаже, и смысл, рождающийся в их соединении, формулируется не так легко. Зрителю придется не сочувствовать героям, как в реалистическом театре, не грезить, как у символистов, а думать.

На бумаге все выглядело эффектно. Но публике на эти декларации было наплевать. Зрители новым театром не интересовались: в цирке и кабаре все проще и грубее, в обычном театре понятнее и увлекательнее. Примечательно, что в истории русской культуры остался все-таки не «Мудрец» Эйзенштейна, а издевательское описание авангардного театра Колумба в «Двенадцати стульях» Ильфа и Петрова, довольно точно воспроизводящее эту смесь из политзанятия и клоунады.

В "Стачке" из бочек одновременно и неожиданно, как в комедии, выскакивает шпана - вот пример использования "аттракциона" в кино.
В "Стачке" из бочек одновременно и неожиданно, как в комедии, выскакивает шпана - вот пример использования "аттракциона" в кино.

Позже Эйзенштейн перенес те же приемы в кино – вновь без особого успеха. Его полнометражный дебют – «Стачка» - вышел в одно время с «Багдадским вором»: выяснилось, что пролетариям хочется смотреть на ковер-самолет, а не на классовую борьбу. Но стоило Эйзенштейну усилить связность в «Потемкине» и добавить в один из эпизодов саспенс, как он за несколько месяцев превратился в лучшего режиссера современности. Понятная каждому зрителю сцена с коляской на лестнице – вот то, на чем держится репутация режиссера-интеллектуала.

Маоистский капустник - "Китаянка" Годара.
Маоистский капустник - "Китаянка" Годара.

В наши дни "монтаж аттракционов" - капустник с актуальной повесткой - продолжает оставаться на периферии. В художественном кино что-то похожее было у Гринуэя, у Кена Расселла в "Малере", у Годара и Фассбиндера. По принципу «монтажа аттракционов» иногда выстраивается сюжет в фильмах с метаповествованием вроде Detention («Наказание», 2011) или в сюрных комедиях вроде Sorry to Bother You («Простите за беспокойство», 2016). Эйзенштейн был уверен, что с помощью нового метода можно будет "оформлять зрителя в желаемой направленности". Но оформлять его все же проще с помощью внятного сюжета, раскрытия психологии и прямого воздействия на чувства - современная пропаганда использует для продвижения мелодрамы и боевики, а не интеллектуальные увеселения.

Кадр из "Контракта рисовальщика". Сюжет у Питера Гринуэя выстраивается как цепочка перечислений: поведение персонажей определяет смена картин, чисел или помещений в ресторане, а не причины и следствия из обычного сюжета.
Кадр из "Контракта рисовальщика". Сюжет у Питера Гринуэя выстраивается как цепочка перечислений: поведение персонажей определяет смена картин, чисел или помещений в ресторане, а не причины и следствия из обычного сюжета.

А вот в документальном или псевдодокументальном кино этот метод оказался более действенным. Перебивать закадровый монолог сценками и пародиями - хорошее средство для удержания внимания. Так устроены, например, «Обыкновенный фашизм» Ромма и The Big Short («Игра на понижение») Адама Маккея. Из документального кинематографа этот метод перешёл в видеоблоги: ролики Бэдкомедиана - хороший пример коллажа, с помощью которого до зрителя доносят несколько простых идей.

"Игра на понижение" - неожиданная врезка с Марго Робби.
"Игра на понижение" - неожиданная врезка с Марго Робби.

Эйзенштейн излагал свои идеи сумбурно и поэтому сейчас его термин используют расширительно. Пишут о торжестве монтажа аттракционов в Голливуде, подразумевая, что американцы любят зрелищные эпизоды. Но при этом всё в голливудских фильмах подчиняется связному сюжету, от которого призывал отказаться создатель «Потемкина». К термину могут подтягивать и поздние монтажные теории Эйзенштейна, но в 1923-м он использует термин "монтаж" для описания связи эпизодов в сюжете, а не для описания связи отдельных планов фильма.

Вертов

Текст Вертова размещен в разделе «Теория». Его группа - "киноки" - только планирует совершить переворот в кино с помощью кинохроники.

Вертов тоже не жалует сюжетное кино. Если оставить одни только надписи из фильма, - рассуждает он, - получим его литературный скелет: плохо то, что надписи оказываются самым важным элементом визуального искусства. Ориентация на литературную драму - это "ориентация на свой зад".

Вертов не церемонится с поклонниками художественных фильмов.
Вертов не церемонится с поклонниками художественных фильмов.

Операторы таких фильмов тоже ретрограды: ведь они имитируют взгляд сидящего человека. С его точки зрения показывается общий план действия, а затем камера переключает наше внимание на действующих лиц или на детали обстановки, напоминая с помощью общих планов, где все происходит.

Вертов требует изменить эту пассивную точку зрения человека активным взглядом машины - киноглаза. Это, во-первых, позволит взглянуть на мир под неожиданным углом - сверху, снизу, в движении. Во-вторых, с помощью монтажа можно будет создать новое пространство и время, не совпадающие с реальным.

Киноглазу виднее.
Киноглазу виднее.

Что мы получим после изменения облика объектов? "Куски ДЕЙСТВИТЕЛЬНОЙ энергии, сведённые на интервалах в аккумуляторное целое великим мастерством монтажа". Научно-технические метафоры нравились и Вертову: Эйзенштейн монтировал, он аккумулировал.

Результаты этой декларации известны многим – «Человек с киноаппаратом» Вертова до сих пор занимает верхние места в нескольких авторитетных списках лучших фильмов всех времён и народов. Без Вертова не было бы и одного из видов клиповой эстетики, с искажением форм и геометрическим монтажом, не было бы и многих городских симфоний – вспомню хотя бы «Кояанискаци», да и симфоний космических, как у Кубрика.

"Кояанискаци": усовершенствованный киноглаз.
"Кояанискаци": усовершенствованный киноглаз.

Но, с другой стороны, не все были в восторге от фильмов Вертова. В одной из редакций «Золотого теленка» появлялся режиссер Крайних-Взглядов, снимавший проезжающий над ним поезд, лёжа на рельсах. "Товарищ Крайних‑Взглядов странно понимал свое назначение на земле. Жизнь, как она есть, представлялась ему в виде падающих зданий, накренившихся на бок трамвайных вагонов, приплюснутых или растянутых объективом предметов обихода и совершенно перекореженных на экране людей. Жизнь, которую он так жадно стремился запечатлеть, выходила из его рук настолько помятой, что отказывалась узнаваться в крайне‑взглядовском экране". Безусловно, после трудового дня 99 процентов зрителей предпочтут посмотреть на жизнь диких зверей, снятую камерой, имитирующей человеческий взгляд, а не механический балет Вертова.

Из фильма Вертова.
Из фильма Вертова.

Как бы там ни было, благодаря Эйзенштейну и Вертову возникает теория кино, до сих пор пользующаяся спросом и у нас, и на западе. В наши дни, когда свойства голливудского сценария (связность, психологизм, диалоги, продвигающие действие) воспринимаются как незыблемые основы литературного мастерства, полезно напомнить о том, что эти основы всегда можно и расшатать, и разрушить – с непредсказуемым результатом.

33
Начать дискуссию