О драках, быдло и романтике / дилогия «Вороны: Начало»

Продвигаю в массы нишевый пример качественной экранизации японских комиксов

В последнее время редко смотрю кино, всё глубже погружаясь в мир аниме и манги. Но иногда случаются исключения: хороший друг однажды предложил глянуть продукт японского кинематографа. К данному медиа я относился скептически — о кино с островов ходят разные мемы, одни постеры их лент чего стоят. Друг же сказал, что сейчас «навалят базы». Навалили.

Глупо спорить с тем, что у реальности есть свои границы. Многое из того, что можно осуществить в мультипликации, тем более японской, будет странно и гротескно смотреться в рамках кино. Оттого выражение «киноадаптация манги» уже само по себе звучит неубедительно. Как режиссёр планирует экранизировать «анимешные» гэги и гипертрофию, не теряя суть повествования? Ну, в нашем случае вселенная первоисточника располагала.

Оригинальные «Вороны» 1990 года
Оригинальные «Вороны» 1990 года

История франшизы Crows за авторством Хироси Такахаси берёт своё начало в далеком 1990 году. В свою очередь фильмы, через которые я познакомился с «Воронами», являются приквелами к оригинальному комиксу. Поэтому и говорить пока что будем об ответвлении Zero.

Оба фильма связаны общим сюжетом, у них практически один и тот же актёрский состав и примерно одинаковый уровень качества. Так что и разносить их в два раздела не вижу смысла. Понравится первый — понравится и второй.

Вороны: Начало / Kurosu Zero (2007) и Вороны: Продолжение / Kurosu Zero II (2009)

О драках, быдло и романтике / дилогия «Вороны: Начало»

Японская школа «Судзуран» живёт по законам джунглей — стены исписаны граффити, учителей давно уже никто не видел, а школьники разделились на группировки и борются за место повыше в местной иерархии. Хотя «борются» слово не подходящее — лица здесь разбиваются в кашу в войнах банд под началом «генералов».

Именно в такое место переводится Гэндзи Такия — сын босса одного из кланов якудза. Он заключил спор с отцом: если сможет подмять под себя «Судзуран» — станет новым главой клана. Гэндзи пышет злостью и рвением, готовый добиваться власти любыми способами. В целом, весь сюжет и повествует о противостоянии героя с нынешним королём школы, поэтому и говорить о нём много не буду.

После таких вводных можно подумать, что «Вороны» — крайне жестокие и узколобые фильмы. Это правда только отчасти. Весь хронометраж будет наполнен бесконечным мордобоем и кровью. Но в то же время это рассказ о преданности, дружбе, самопожертвовании и людях. Ведь даже у гопников есть чувства.

«Вороны», для простоты понимания — это экранизация старого аниме о школьных хулиганах, возведённая в абсолют. Пацанские понятия, пафос и даже некоторая «биззарность»: вот что из себя представляют эти фильмы. Поначалу может казаться, что у происходящего напрочь отсутствует логика — где учителя, почему школьники всё равно получают дипломы при выпуске, и куда смотрит правительство?

Но тут следует обратить внимание на время действия в фильмах — 90-е годы прошлого века, то самое «потерянное десятилетие» Японии. В стране процветает безработица и остро стоит проблема подростков-беспризорников. В таком сеттинге школа на «самоуправлении» хоть и остаётся преувеличением, но может стать с натяжкой объяснимым явлением.

Другой отличительной чертой этого времени станет постоянно растущее влияние американской культуры на японскую молодёжь. Перенимание западных ценностей и их адаптация японцами в свой быт привела к появлению совершенно новых движений. В фильме будет играть панковский J-Rock вперемешку с поп-композициями местного айдола. Это, а так же колоритные модные причёски персонажей создают замечательную олдскульную атмосферу.

Японцы даже в кино вставляют опенинги. После такого интро понимаешь, что следующие два часа будут незабываемыми

Говоря о персонажах — фильмы обошла стороной проблема западного зрителя, заключающаяся в плохой запоминаемости героев азиатских произведений. У каждого значимого действующего лица есть своя отличительная черта, будь то красная подкладка пиджака, декоративная цепь на брюках или цветастая рубашка. Да и актёры подобраны чудовищно харизматичные, чего уж тут. Благодаря этому к ним быстро притираешься и начинаешь сопереживать. А сопереживать здесь есть кому.

Если смотреть объективно — фильмы повествуют о законченном быдло. Но, как и в случае с, например, «Пиратами Карибского моря», нелицеприятные слои общества здесь романтизированы, у персонажей прописаны тонкие чувства и эмоции. Гэндзи постепенно поймёт, что не каждого человека можно покорить кулаками и что ко всем нужен свой подход. Кто-то давно закончил школу, но так и не смог повзрослеть, кто-то при видимой брутальности в душе боится общаться с девушками — у каждого из главных героев есть своя целостная и законченная арка.

Я уже говорил о том, что центральным действом будут драки. Они здесь на любой вкус — дуэльные, небольшие или массовые. Сняты все, особенно последнего типа, очень качественно и зрелищно; при просмотре действительно веришь, что это уличная драка с единственным правилом — не забивать врага до смерти. Отдельно хочется упомянуть работу с гримом: ссадины и шрамы на героях остаются надолго и не пропадают восвояси.

Я тут всё нахваливаю, но недостатки у «Воронов» таки нашлись. Самым субъективным может оказаться «анимешность» и гиперболизация происходящего, иногда прорывающаяся сквозь заслон брутальности. Я-то виабу, мне не привыкать. С другой стороны, китайский «Убойный футбол» людям запомнился как раз такими несерьёзными сценами.

Количество подобных моментов ровно такое, чтобы не превратить фильм в клоунаду

Дальше по списку у нас всё же некоторые несостыковки с логикой, которую я оправдывал выше. Например, события первого фильма занимают целый учебный год, но на улице бесконечное лето. Или каким образом в массовой драке «солдаты» разных банд различают своих и чужих — форма-то одинаковая. Но это мелкие недочёты, во втором фильме некоторые из них будут исправлены.

Напоследок можно сказать об обилии кино-штампов. Образы постоянно курящих и пьющих плохих парней с руками в карманах, боевые кличи перед началом атаки, сверхсильные главные герои, берущие на себя множество рядовых противников одновременно. Но такая карикатурность в моих глазах играет «Воронам» на пользу. Некоторые из этих моментов наоборот призваны показать какое-либо сильное качество персонажей, навроде стойкости и воли духа. В остальном же придраться не к чему, да я и не хочу.

Манга «Вороны: Начало» и связь с фильмами

О драках, быдло и романтике / дилогия «Вороны: Начало»

После увиденного в дилогии я находился под большим впечатлением: фильмы многократно превзошли мои невысокие ожидания. Порадовало то, как гармонично режиссёр обыгрывал знакомые, «анимешные» клише. Они узнаются, но не вызывают того чувства преувеличения, которого я опасался. Подобная искусная работа сподвигла меня ознакомиться с мангой-первоисточником, чтобы сравнить и понять качество и количество допущений в экранизации.

Но, перейдя к манге, я понял, что никакая это не экранизация. Манга Kurosu: Zero начала выходить в 2008 году, спустя год после первого фильма-приквела. Хироси Такахаси сперва написал сценарий для кинолент, а затем провёл «манганизацию». Явление для индустрии не уникальное, но очень редкое и интересное. Из популярных примеров вспоминаются аниме «Ковбой Бибоп», «Евангелион» и «Код Гиас».

Но хоть фильмы и вышли раньше манги, снимались они явно как адаптация комиксов. Постоянно замечаешь кадры, которые легко перенесутся в чёрно-белый фрейм с подписями в кружочках.

Утерянный кадр из JoJo
Утерянный кадр из JoJo

Тем не менее, пусть и не в том порядке, но сравнить отличия всё же стоило. Начать следует с того, что манга рисовалась по сценарию Такахаси, но не им самим, а подмастерьями. Оттого стиль рисовки довольно специфичен.

С другой стороны — комикс расширяет историю и лучше раскрывает некоторые события и персонажей. Потому к прочтению рекомендуется заинтересованным после фильмов лицам, которым не хватило контента. Как это обычно бывает, повествование в кино оказалось на треть, если не вполовину короче.

Подытоживая, могу сказать что замечательно провёл время, заодно расширив свой кругозор, чего и вам советую. В казалось бы незатейливо построенном мире с простеньким центральным сюжетом, сконцентрированном на драках и жестокости, нашлось место и юмору и драме и достойно проработанным харизматичным персонажам.

Два неплохо снятых целостных фильма пробудили интерес ознакомиться и с другими работами Такаси Миике, режиссёра дилогии. Ведь как минимум свои 7.5 баллов на агрегаторах Crows точно заслуживают. А вот количество оценок удручающее, но поэтому я здесь и распинаюсь.

У «Воронов» существует и третий фильм 2014 года. Насколько я понимаю, это экранизация самого первого комикса, но с ним я ещё не ознакомился и ничего сказать о качестве не могу. Так что в будущем мне ещё будет о чём поведать.

А пока что — «на созвоне».

5555
38 комментариев
500 ₽

Как спето в легендах, герой милосердный,

Спасает DTF от жуткой судьбы.

Лонги пишет про драки,

И что б не говорили забияки,

Бьёт автор прям наповал,

Сладкой булочкой стал,

Донат от Фонда заслужил,

Читателей приятно поразил.

ХУЗАААА, ПРИЯТНО ПОРАЗИЛ

3
Ответить

годнота
смотрел пиздюком и дико понравился фильм
надо пересмотреть будет

9
Ответить

Смотрел уже не пиздюком, всё так же хорошо. По ощущениям хорошо сохранились фильмы.

3
Ответить

надо сразу 2 части подряд смотреть

1
Ответить

Комментарий недоступен

6
Ответить

Комментарий недоступен

3
Ответить