Великолепная пятерка: драма, мистика, ужасы, фэнтези, сказка!
Пять фильмов, пять потрясающих историй, которые помогут достойно скрасить выходные. Данная подборка является субъективной и не претендует на "истину в последней инстанции".
«Землетрясение» (Tangshan da dizhen, реж. Фэн Сяоган, Китай, 2010)
И тогда она поняла, что не сможет смотреть, как ее малыши умирают вместе с ней….Потом она погладила девочек по щечкам и велела им не плакать. Она пойдет поискать для них еды и скоро вернется. И не оглядываясь побрела по дороге, спотыкаясь и плача, надеясь только на то, что найдется добрый человек, который подберет ее дочерей и позаботится о них. Ни о чем другом она себе не позволяла думать.
Эми Тан. «Клуб радости и удачи»
Фильм «Землетрясение» является экранизацией повести «Отголоски» Чжан Лин. В 2012 году Чжан Лин расширила повесть до романа, который получил название «Таншаньское землетрясение».
Главная героиня фильма Ли Юаньни во время сильнейшего землетрясения в Таншане теряет не только мужа. Ли предстоит сделать страшный выбор, отголоски которого будут преследовать семью 32 года. Ее двое детей-близнецов (мальчик и девочка) оказались под завалами рухнувшего дома.
При разборе завалов местные жители обнаружили, что бетонная плита придавила обоих детей с двух разных сторон и спасти можно только одного из них. Вынужденная принять мгновенное решение, Ли выбирает сына. Вот только второй ребенок – девочка Ван Дэн, тоже остается в живых. Она очнется посреди трупов, на площади. А дальше – дальше пути ее и матери разойдутся в разные стороны.
Этот великолепный по эмоциональному воздействию фильм не является фильмом-катастрофой. Это - драма, причем драма жизненная. Землетрясение – это всего лишь фон, на котором происходят дальнейшие события.
Это история о тяжести выбора, этакая «уловка-22», о необходимости жить с последствиями этого выбора. Ли не ищет себе оправданий, она несет свое бремя изо дня в день.
Но это также история о прощении. Трудно понять и принять выбор матери. Трудно смириться и жить с этим. Трудно простить.
Но когда-нибудь сердце Ван Дэн откроется новая истина, правда повернется другими гранями, и она увидит обе стороны одной монеты. И тогда, возможно, придет успокоение.
Этот удивительный фильм ведет нас сквозь боль и слезы к очищению,к пониманию того, что иногда всю правду можно увидеть, заглянув не только в свое, но и в чужое сердце.
Дополнительно…
В 2011 году фильм «Землетрясение» был выдвинут на премию «Оскар», однако в финальный шорт-лист фильм не попал.
Таншаньское землетрясение унесло жизни более 200, 000 человек, город Таншан был практически стерт с лица земли.
Таншаньское землетрясение оценивается магнитудой 8, 2 по шкале Рихтера.
В память о погибших установлена стела.
«Коко-ди Коко-да» (реж. Йоханнес Нюхольм, Швеция, Дания, 2019)
Он отнес Гэджа в его комнату и уложил в кроватку. Когда он укрывал сына одеялом, руки его еще дрожали, и он внезапно вспомнил о «выставке» его дяди Карла, где не было ни новых автомобилей, ни телевизоров с ультрасовременными приставками, ни моек со стеклянным окошечком, через которое можно было видеть все чудесные операции. Там стояли только гробы с поднятыми крышками, заботливо подсвеченные. Брат его отца был могильщиком.
«Великий Боже, отчего же этот ужас? Прогони его. Избавь меня от него!»
Стивен Кинг. «Кладбище домашних животных»
Веселая и дружная семья отправляется в кафе, чтобы хорошо провести время. Неожиданно во время еды у матери Элин открывается сильнейшая аллергия на моллюсков. Элин и всю ее семью забирает прилетевший вертолет скорой помощи.
Но семья не унывает даже в больнице. Уложив маленькую Майю спать в одной палате, Элин с мужем Тобайасом еще долго не спят, перешептываясь и хихикая. Ну еще бы, хорошо то, что хорошо кончается. Тем более что завтра – день рождения Майи, ей исполняется 8 лет.
Вернее, исполнилось бы 8 лет… если бы Майя неожиданно не умерла от той же самой аллергии, что и у матери. Когда муж с женой поймут, что их дочери больше нет – веселой и дружной семье придет конец.
Этот фильм вскрывает один из страшнейших кошмаров любого родителя – смерть своего ребенка. И все-таки, фильм не об этом. Он о том, как живут люди после трагедии, как они справляются с травмой, проживают ее.
Согласно общепринятой классификации, существует 5 стадий принятия неизбежного (не обязательно смерти): отрицание, гнев, торг, депрессия, принятие. Кто-то застревает на одной из стадий годами, кто-то проходит все.
Как же справились с травмой Элин и Тобайас? Удалось ли им найти в себе силы жить дальше? И куда ведет за собой таинственный белый кролик, то есть кот?
Фильм сопровождает великолепная музыка Симона Олссона и Олофа Корнера. Кроме того, меня порадовало использование кукольного театра. Этот прием выигрышно смотрелся в «Гарри Поттере» Дэвида Йейтса, «Реинкарнации» Ари Астера и «Сторожке» Северин Фиалы\Вероники Франц.
В заключение добавлю, что фраза «Коко-ди Коко-да» принадлежит популярной детской песенке про петушка.
«Возница» (Körkarlen, реж.Виктор Шёстрём, Швеция, 1920)
Молитесь, чтобы ваша душа созрела, когда настанет час жатвы (Из фильма «Возница»)
Фильм ужасов «Возница» («Призрачная повозка») Виктора Шёстрёма по праву считается сливками мирового кинематографа. В свое время он послужил источником вдохновения для разных режиссеров – начиная от Ингмара Бергмана и заканчивая Стенли Кубриком с его знаменитым «Сиянием».
В основу фильма Виктор Шёстрём положил одну из легенд – человек, умерший в канун Нового года, становится Возницей на Призрачной Повозке. Он обречен скитаться по грешному земному миру и собирать души умерших. Время тянется мучительно медленно для Возницы, один день как один год.
Умирает сестра Эдит, и перед смертью она просит только одного – позвать к ней Давида Хольма. Эта просьба вселяет ужас в тех, кто стоит у ее кровати. Давид Хольм – пьяница, дебошир, который к тому же еще и болен чахоткой. Вот только с последним ударом колокола умирает сам Давид, и напрасно ждет его сестра Эдит. Напрасно ли?
Режиссер весьма любопытно выстраивает сюжет, зритель начинает задаваться вопросами с самого начала: «Кто такая сестра Эдит? Почему она зовет Давида Хольма? Что так мучает бедную женщину перед смертью? Почему все страшатся этого имени – Давид Хольм?»
Сюжет развивается неторопливо, напоминая любопытный пазл, где нужно складывать кусочек за кусочком, пока в конце перед нами не сложится полная картина. Да, лишь в конце можно увидеть полную картину и получить ответы на все вопросы. И лишь в конце можно увидеть, что «совы не те, кем кажутся».
Фильм напоминает скорее драму с мистико-религиозной подоплекой, нежели ужасы. Он поднимает ряд проблем, актуальных всегда: пьянство, нищета, безответственность и, как ни странно, «доброту» посторонних людей. Доброту, потому что всем известны такие выражения, как «Благими намерениями дорога в Ад вымощена», «Хотели как лучше, а получилось как всегда» и т.д.
Своим реализмом фильм до боли напоминает произведения Эмиля Золя, а именно, его роман «Западня». Однако мистическая составляющая отсылает нас прямо к «Рождественской песни» Чарльза Диккенса.
«Призрачная повозка» - это экранизация романа Сельмы Лагерлёф «Возница» (Körkarlen, 1912). Сама писательница принимала живейшее участие в создании фильма, постоянно консультировала режиссера и контролировала весь процесс. Именно поэтому иногда говорят, что посмотрев фильм, нет нужды читать саму книгу – настолько потрясающим получилось визуальное воплощение текста.
«Валерия и ее неделя чудес» (Valerie a týden divů, реж. Яромил Иреш, Чехословакия, 1970)
Чтоб сгинула ты и чтоб сгинул твой род,
Сто раз я тебя проклинаю!
Пусть вечно иссякнет меж вами любовь,
Пусть бабушка внучкину высосет кровь!
И род твой проклятье мое да гнетет,
И места ему да не станет
Дотоль, пока замуж портрет не пойдет,
Невеста из гроба не встанет
И, череп разбивши, не ляжет в крови
Последняя жертва преступной любви!»
А.Толстой. «Как филин поймал летучую мышь»
Фильм ужасов «Валерия и неделя чудес» принадлежит одному из талантливейших режиссеров, представителю новой чехословацкой волны Яромилу Ирешу. «Валерия и ее неделя чудес» - это экранизация повести Витезлава Незвала, знаменитого поэта.
Весело шагая, 13-летняя Валерия неожиданно замечает кровь на ромашках, по которым только что прошла. Так начинается полная сюрпризов неделя для юной девушки. Мир открывается ей с другой стороны.
Взрослые люди показывают свою темную сторону, все кажутся не теми, кто они есть. Вместе с Валерией мы отправляемся в путешествие по странному, причудливому миру - порождению грез, сексуальных желаний, страхов и фантазий.
Да, чему-чему, а сексу в фильме уделено большое внимание. Можно сказать, что идея любви и сексуального напряжения пронизывают весь фильм: развратник- миссионер; искушенный священник – оборотень; бабушка-вампир, мечтающая убить Валерию; молитва девственниц; дьявол и тьма.
Валерию убивают разными способами, даже сжигают прилюдно на костре как ведьму, но каждый раз она возрождается и весело бежит через луг к себе домой.
«Валерия и ее неделя чудес» - это сказка, смешанная с хоррором, эротикой и драмой. Это также история о взрослении, пробуждении женского начала.
«В компании с волками» (The Company of Wolves, реж. Нил Джордан, Великобритания, 1984)
Детишкам маленьким не без причин
(А уж особенно девицам, красавицам и баловницам),
В пути встречая всяческих мужчин,
Нельзя речей коварных слушать, -
Иначе волк их может скушать.
Сказал я: волк! Волков не счесть,
Но между ними есть иные
Плуты, настолько продувные,
Что, сладко источая лесть,
Девичью охраняют честь,
Сопутствуют до дома их прогулкам,
Проводят их бай-бай по темным закоулкам…
Но волк, увы, чем кажется скромней,
Тем он всегда лукавей и страшней!
Нравоучение из сказки "Красная Шапочка" (старая версия)
Фильм «В компании волков» несет на себе отпечаток непосредственного влияния работы Яромила Иреша..
Что приходит в голову, когда вы слышите имя Нил Джордан? «Интервью с вампиром», «Завтрак на Плутоне», «Жестокая игра», «Византия», « В объятиях лжи»?
Сегодня речь пойдет о второй работе режиссера – фильме «В компании с волками». Это чувственная сказка, в которой переплетаются ужас, восторг, эротика, красота, грех и невинность. Сказка для взрослых, как вы уже догадались, вовсе не для детей.
Розалин, девушка-подросток, живет в огромном особняке со своими родителями и старшей сестрой. У нее есть красивая комната со множеством игрушек и собака. Почувствовав себя плохо, Розалин решает остаться утром в кровати и подольше поспать.
Сны уносят Розалин далеко-далеко, в страну, где реальность переплетается со сказками, где оживают и становятся гигантскими куклы; в страну, где волк оборачивается сексуальным незнакомцем, а бабушка рассказывает жуткие истории, чтобы предостеречь внучку.
Оригинальные сказки были жестокими и кровавыми. Эта жестокость была призвана внушать страх и тем самым предостерегать детей от ошибок. Та же сказка «Красная Шапочка» имеет несколько вариантов. В одном из них Волк накормил девочку бабушкиным мясом, а вино разбавил кровью, напоив внучку.
В оригинальной сказке «Белоснежка и семь гномов» жестокой была не мачеха, а родная мать. В разных версиях злая мачеха получает разное наказание – где-то ее раздевают, сажают в бочку, утыканную изнутри гвоздями; где-то заставляют плясать в раскаленных железных башмаках; где-то ее натирают гусиным салом и сжигают заживо в железной печи.
Мачеха Золушки рубит пальцы на ногах своим дочкам, чтобы на их большие ноги налезла маленькая туфелька. Заснувшая принцесса не просыпается от поцелуя принца, но рожает ему детей. А юная красавица, дочка короля, колет не палец, и вовсе не веретеном.
Фильм является экранизацией рассказа «Волчье братство» Анджелы Картер. В этом рассказе писательница раскрывает подоплеку старых сказок, поднимая позабытые мотивы: секс, желание, похоть, садизм, греховность.
Фильм «В компании с волками» снят очень красиво, каждый кадр словно отсылает нас к иллюстрациям Уолтера Крейна и Эдмунда Дюлака. Недаром он получил несколько премий на различных кинофестивалях.
Вышеперечисленные фильмы являются одними из самых любимых в моей коллекции. Я надеюсь, что каждый сможет выбрать что-то себе по вкусу. Хорошего просмотра!
Как всегда поэтичный и интересный материал, Виктория! ) Прочитал с удовольствием и дичайшим интересом )) Склоняюсь в поклоне.
Спасибо!
Кладбище домашних животныхСоветую книгу читать/слушать, ни одна экранизация не передаст ощущений.
Спасибо, заинтересовал.
Я ее читала даже в оригинале, лет 10 назад:).
Кинг -это вообще отдельная тема.
Я читала у него все.
Я помню смотрел в детстве "В компании с волками" поздно ночью и здорово так был впечатлен сценой обращения в волка...
В компании волков - честно говоря, переоцененный фильм. Визуал для своего времени хорош, но в плане сюжета он рассыпается. Понятно, что это такая сказка, но даже в сказке должа драматургия как-то работать и быть логика.