"Звёздные войны". Как создавался знаменитый "Имперский Марш"?

"Звёздные войны". Как создавался знаменитый "Имперский Марш"?

За что мы так любим вселенную "Звёздные войны"? За вошедшую в моду по тем временам научную фантастику, световые мечи и бластеры, противостояние джедаев и ситхов, и их отношение к загадочной субстанции - Силе, которая играет первостепенную роль, является и способностями к телекинезу, и философскими рассуждениями, и весьма многогранным объектом. Но самым запоминающимся образом является зловещая фигура Дарт Вейдера и его тематическая закадровая мелодия, сопровождающая каждое его действие. Речь идёт, конечно же, про "Имперский Марш" (англ. "The Imperial March") - пожалуй, самый популярный и жуткий по тем временам саундтрек.

Но как создавался этот марш? Если про того же Дарт Вейдера и его создание и задумку как опасного персонажа и государственного преступника сродни немецкому Вермахту 1940-х годов мы уже говорили в предыдущей статье, то сейчас самое время поведать Вам и про стилистику известной музыки, которая в оригинале также известна и как "Тема Дарт Вейдера" (англ. "Darth Vader's Theme"). Композитором вселенной "Звёздные войны" является по сей день американский музыкант Джон Таунер Уильямс, также написавший саундтреки и к другим известным фильмам - "Индиана Джонс", "Челюсти" и "Один дома". Но если мелодия из "Челюстей" - это образ нарастающей и скрытой в морских глубинах опасности (акула плывёт себе спокойно и атакует внезапно, следуя своим охотничьим инстинктам), то "Имперский марш" - это своего рода гимн абсолютного вселенского зла.

Джон Таунер Уильямс, американский композитор
Джон Таунер Уильямс, американский композитор

Помимо "Имперского марша", Уильямс написал музыку ко всей вселенной "Звёздных войн". Своими тематическими саундтреками в фильмах обзавелись Люк Скайуокер, принцесса Лея Органа и другие персонажи. Также Джон Таунер Уильямс был автором и самой главной темы "Звёздных войн", звучащей в начале каждого эпизода с вступительными титрами жёлтого цвета на фоне темного необъятного космоса:

Из истории создания "Звёздных войн" мы узнаём, что Джордж Лукас - режиссёр и автор культовой вселенной, нанял композитора на работу по рекомендации своего знаменитого друга - Стивена Спилберга, автора не только серии фильмов "Мир Юрского периода", "Челюсти" и др., но и даже мультсериалов "Tiny Toon adventures" ("Приключения крошечных мультяшек", аналог "Looney Tunes"), "Animaniacs" ("Аниманьяки" или "Озорные анимашки" - в оригинале - мультяшной сатиры на политику и американское общество 90-х годов, заключающая в себе и пародии на поп-культуру США, знаменитостей, исторические события, стереотипные сцены из Библии и даже на криминал - в образе трио голубей "Крутые Сизари" - Goodfeathers в оригинале - угадывались черты персонажей из культовых боевиков на тему итальянской мафии - «Славные парни» и «Крестный отец») и "Пинки и Брейн", соответственно, где в оригинале речь шла не только про одну лишь жажду космократии со стороны лабораторных мышей.

Вступительную мелодию "Звёздных войн" Джона Уильямса можно по праву считать одной из лучших среди саундтреков в истории кинематографа. Композитор признавался:

«Мне исключительно посчастливилось составить компанию Джорджу в этом грандиозном путешествии, которое, как оказалось, стало путешествием всей жизни! Он позвонил мне где-то за год, заверив, что сценарий почти готов, и они вот-вот приступят к съемкам, и что музыка понадобится к такой-то календарной дате. Потом перезвонил через три месяца и назначил конкретный день, когда мы в темной комнате будем смотреть материал и обсуждать, какая музыка нам нужна… ».

Как мы уже говорили в рамках предыдущей статьи, по изначальному замыслу автора оригинальной трилогии "Звёздных войн", Дарт Вейдер являлся не этичной отсылкой к реально жившему фюреру - Адольфу Гитлеру, был воплощением абсолютного зла, не ведал пощады и внушал всем ужас одним лишь эффектным появлением на экране в сопровождении штурмовиков, известных как "имперские солдаты смерти". Значит, и партитура у столь опасного персонажа должна была быть соответствующая. Однако, "Имперский марш" ещё не звучал в "Новой Надежде" - дебютном фильме 1977 года. Саундтрек стал новшеством лишь в рамках другого фильма уже в 1980 году, под названием "Империя наносит ответный удар". Мелодию можно услышать фоном, когда Галактическая империя отправляет дронов - разведчиков на поиски одного из повстанцев - Люка Скайуокера:

Музыка была также повторно использована и в трилогии фильмов 1990-х годов, начиная со "Скрытой угрозы" и заканчивая "Местью ситхов" - как бы предвосхищая нравственное падение юного Энакина Скайуокера с планеты Татуин и его зловещую трансформацию в Дарт Вейдера в более поздних эпизодах. Также «Имперский марш» наиболее нежно исполняется на арфе в финале фильма "Возвращение джедая", когда уже пожилой и раскаявшийся Вейдер умирает на руках у Люка Скайуокера:

Ни для кого не секрет, что источниками вдохновения для создания "Имперского марша" Джона Уильямса было три классических произведения. Одно из них - "Соната для фортепиано № 2" Фредерика Шопена, наиболее известная как «Похоронный марш». Опытный слушатель сразу проведёт параллель между вступительными партитурами этих двух композиций, только в "Имперском марше" задан не монотонный и печальный тон, а мощная пантомима вперемешку с военным маршем, словно зрителей с первых нот заставляют подчиниться, чувствуется явная угроза и запугивание. "Имперский марш" своими цепкими повторениями и сильным акцентом на фашистском ритме был более запоминающимся и точным из всех музыкальных произведений Джона Уильямса.

Чтобы придать зловещий импульс "Имперскому маршу", Уильямс также обратился к другому источнику вдохновения - "Марсу, вестнику войны" композитора Густава Холста. Пульсирующие, повторяющиеся ритмы, мелодия, исполняемая низкими духовыми инструментами - всем этим и запомнилась музыкальная композиция иностранному слушателю. Добавим также к перечисленному и сверхзловещее ощущение, которое вызывает эта музыка и получаем новую параллель — подобно римскому богу Марсу, в честь которого назвали планету Солнечной системы, Дарт Вейдер также несет войну и смерть повсюду, куда бы он ни пошел. Третьим предполагаемым источником вдохновения стал и Рихард Вагнер. Известно, что сам Гитлер обожал слушать на досуге "Полёт Валькирий", да и что-то общее между Джоном Уильямсом и его немецким "коллегой" также имеется.

Гюстав Холст,  симфоническая сюита "Планеты" №1 "МАРС,ВЕСТНИК ВОЙНЫ"

Но что делает музыку такой замечательной? Да пребудет с нами сила, пока мы углубляемся в различные элементы, необходимые для создания одного из самых знаковых саундтреков к фильмам саги "Звёздные войны". Помимо того, что ритмы идеально соответствуют происходящему на экране, персонажи и окружающая среда в «Звездных войнах» обретают собственную уникальную мелодию. Этот прием, который немецкий оперный композитор Рихард Вагнер использовал в своих произведениях, называется лейтмотивом.

Такие мелодии, как «Тема принцессы Леи» и «Тема Йоды», потрясают и повторяются на протяжении всех «Звездных войн» , когда персонажи появляются на экране. А мелодии прекрасно передают действие сцен и общий смысл « Звездных войн» . Основная тема, например, включает в себя мелодию, которая продолжает звучать воодушевляюще и обнадеживающе, передавая главное послание надежды, которое пронизывает всю франшизу. Вторым ключевым фактором является разнообразие мелодий - если «лейтмотивом» Дарта Вейдера является задумчивый и, скажем прямо, довольно устрашающий «Имперский марш», ритмически и стилистически напоминающий основную тему, то «Тема принцессы Леи» — душераздирающе красивая мелодия, исполняемая на духовых духовых инструментах, характеризуется надеждой и ясностью, а также очень нежным аккомпанементом струнных.

Сам "Имперский марш" стал источником многочисленных пародий в мультсериалах вроде "Робоцыпа", "Симпсонов" и "Южного Парка", также использовался и в реальной жизни (например, во времена политических событий в Шотландии в 2014 году). Но самым запоминающимся для российских слушателей и зрителей стал эпизод 2015 года, произошедший в стенах Московской государственной консерватории имени Петра Ильича Чайковского. Тогда симфонический оркестр приготовился играть шедевр Джона Уильямса, как за дверьми зала отчётливо раздалось знакомое и характерное глубокое и тяжёлое дыхание в чёрной бронированной маске.

Двери распахнулись, и присутствующие буквально взорвались аплодисментами, увидев двух вошедших штурмовиков с бластерами и самого Лорда Ситхов, с импозантным видом эффектно вышагивающим по коридору и смирно занявшему своё место среди зрителей. Несмотря на опоздание, грозный персонаж Джорджа Лукаса все же поклонился дирижеру оркестра Сергею Скрипке. И, пока на экране позади музыкантов мелькают сцены из сериала «Звездные войны» , Дарт Вейдер просто сидит сложа руки и прекрасно проводит время:

1111
1 комментарий

Хороший, годный пост.

2
Ответить