Ведьма, старые друзья и прогрессирующий алкоголизм: обзор французского хоррор-сериала Marianne

Эмоционально нестабильный, но завораживающий и многослойный сериал.

С первого взгляда может показаться, что Marianne — клишированный сериал про злобную карикатурную ведьму, но на самом деле это не совсем так.

Дело в том, что ведьму такой сделали как бы и не сценаристы вовсе, а сама главная героиня. Ведь она — автор книг, чьи идеи воплощаются в жизнь. И, судя по всему, как писатель она не очень талантлива.

Marianne можно посмотреть на Netflix с русскими субтитрами. В первом сезоне восемь эпизодов
Marianne можно посмотреть на Netflix с русскими субтитрами. В первом сезоне восемь эпизодов

Этим, в принципе, можно оправдать почти все минусы Marianne, которых предостаточно. Тут и местами рваный темп повествования, и никуда не ведущие сюжетные линии, и — особенно, — эмоциональная бессвязность.

Под последним я имею в виду настроение, которое скачет от серии к серии. Сначала Marianne прикидывается клишированным хоррором, потом вдруг подключается абсурдный юмор, который вскоре куда-то пропадает, а ближе к концу вдруг — жёсткая драма вперемешку с возвышенной мистикой.

Из-за этого по ходу сериала постоянно обманываешься: сначала сравниваешь его со Стивеном Кингом и «Аланом Вейком», потом — с Deadly Premonition и даже немного с Night in The Woods. В конце и вовсе начинается нечто лавкрафтовское, в духе «Цикла снов».

Но ничего из этого на самом деле не подойдёт: Marianne — настолько бессвязный по настроению сериал, что его даже не с чем сравнить целиком, только отдельные фрагменты.

Стивен Кинг, кстати, <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Ftwitter.com%2FStephenKing%2Fstatus%2F1177368018822795264&postId=71377" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">посоветовал</a> смотреть Marianne всем своим фанатам. В этот раз его стоит послушать
Стивен Кинг, кстати, посоветовал смотреть Marianne всем своим фанатам. В этот раз его стоит послушать

И это, в какой-то мере, даже достижение. Если те же «Призраки дома на холме» опирались на классические хорроры о привидениях, хоть и существенно дополняли эту концепцию, то Marianne — шоу совершенно особенное.

Эмма Ларсимон — преуспевающий писатель хорроров. Её книги хорошо продаются, она неплохо устроилась, напрочь забыв о родном маленьком городке и друзьях юности. Но после того, как она завершает свой знаменитый цикл и решает переключиться на другие жанры, прошлое тут же напоминает о себе.

Ведьма, старые друзья и прогрессирующий алкоголизм: обзор французского хоррор-сериала Marianne

Выясняется вдруг, что ведьма Марианна, о которой и писала Эмма, существует на самом деле. Она вселилась в мать бывшей подруги Эммы и теперь хочет, чтобы та продолжала писать во что бы то ни стало.

Или, быть может, никакой ведьмы на самом деле нет, и бедная старушка просто двинулась головой, начитавшись романов Эммы Ларсимон? В удержании интриги сериал не особо силён и вряд ли удивит вас хотя бы одним твистом — но авторы по крайней мере пытались.

Однако это не значит, что сериалу нечем вас удивить в принципе. В нём будто бы причудливым образом смешиваются различные школы кинематографии — это не американское кино и снято оно специфично. Есть как удачные находки, так и не очень: зачем, например, перебивки при смене некоторых сцен обставлены в виде перелистывающихся страниц книги? Идея понятна, Эмма — писатель, но никакой дополнительной смысловой нагрузки этот приём не несёт, а скорее раздражает.

Ведьма, старые друзья и прогрессирующий алкоголизм: обзор французского хоррор-сериала Marianne

Или вот ещё: зачем местного детектива делать комичным персонажем, включая в сценах с ним весёлую музыку? Это только путает — кажется, будто бы дальше будет какой-то необычный твист, но его не происходит. Комедия ради комедии, которая просто неуместно смотрится рядом с хоррором и никак не переплетается с ним настроением.

Также вопросы вызывают и некоторые скримеры. Они обставлены настолько комично, что больше походят на иронию над жанром — можно даже подумать, что авторы сериала сознательно издеваются над классическими хоррорами. Но и это тоже обманка: никто ни над чем не издевается.

Иные же скримеры обставлены творчески и действительно пугают, особенно когда дело доходит до снов. Они многослойные, не давят на внезапность, но вжимают в кресло. Откуда взялся такой разлад в качестве — совершенно не ясно.

Ведьма, старые друзья и прогрессирующий алкоголизм: обзор французского хоррор-сериала Marianne

Но всё таки Marianne — не классический хоррор, несмотря на злобную ведьму и таинственного священника, который-что-то-знает. И среди бесконечных безыдейных «Аннабелей» он — как глоток свежего воздуха.

Всё дело в героях. Эмма Ларсимон — не типичная жертва, что ходит с выпученными глазами, а сильная, весёлая, умная и действительно «живая» героиня. Она носит кеды и красное худи с капюшоном под пальто. Она неистово пьёт и легкомысленно относится к собственной жизни. Если она кого-то ненавидит — то делает это по-настоящему, и если любит — тоже.

У неё полно скелетов в шкафу, и положительным персонажем назвать её нельзя. Как, впрочем, и антигероем — это сложный образ, в котором смешивается разное: отвага и трусость, преданность и предательство, тщеславие и саморазрушение.

Ведьма, старые друзья и прогрессирующий алкоголизм: обзор французского хоррор-сериала Marianne

Другие герои не хуже — каждый образ тщательно прописан и занимает в этой истории своё место. В юности герои были бандой: одевались как панки и проводили вечера за бутылкой на берегу. Потом они повзрослели, и всё рухнуло. Но старые чувства, конечно же, остались.

Ведьма в случае с Marianne — это, скорее, лишь средство, которое связывает бывших друзей вместе. Она сталкивает Эмму со своими родителями, которых она бросила (а они бросили её), а затем будто отходит на второй план. Ведьма просто создаёт опасность, которой нужно как-то противостоять. Опасность, которая объединяет и двигает отношения вперёд.

Ведьма, старые друзья и прогрессирующий алкоголизм: обзор французского хоррор-сериала Marianne

В случае с хоррорами принято говорить об атмосфере, но её в Marianne как таковой и нет. Сериал распадается на связные по сюжету, но разнородные по эмоциям куски, и только в самом конце проступает то, что мы привыкли называть атмосферой — мрачная безнадёга с пугающим, но аккуратным клиффхэнгером.

И дело даже не в финальной сцене (которую издевательски обрамляет песня Pixies «Hey»), а в том, что авторы наконец начинают развивать лор. Ну а затем сериал заканчивается, оставляя после себя смешанные впечатления, но при этом — надежду.

Надежду на то, что второй сезон сохранит всё лучшее, что было в первом, и избавится от худшего. Если он, конечно, будет — история, в общем-то, получилась законченной, хоть и не без интриги в конце.

4646
24 комментария

Ей бы еще каре и билет до Петербурга...

9
Ответить

зачем?

Ответить

Тогда мне придётся переехать в Петербург!

2
Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

У французов всегда очень странный кинематограф, особенно когда его делают не под мировой прокат

1
Ответить

Как раз сегодня закончил смотреть. Меня не оставляла мысль, что я смотрю ремейк «Оно» на минималках...

1
Ответить