20 лет как один миг — обзор фильма «Человек-паук: Нет пути домой»

Sony и Marvel сделали это, и получилось действительно здорово. Пусть и с оговорками.

Внимание В тексте нет прямых спойлеров, но в нём в общих чертах описываются завязка и концепции, которые лежат в основе фильма и делают его особенным. Если вы не хотите знать до просмотра ничего, советуем вернуться позже.
20 лет как один миг — обзор фильма «Человек-паук: Нет пути домой»

Ностальгия — это палка о двух концах. Она может быть отравляющей и угнетающей, наводящей на мысли о том, что лучшие моменты твоей жизни уже позади — как это случилось с новой трилогией «Звёздных войн». Но она может быть и вдохновляющей, объединяющей смыслы и идеи разных поколений в нечто цельное, универсальное, вечное. И «Нет пути домой» гораздо ближе ко второй категории.

Давайте сразу откинем в сторону самый важный момент. Если вы никогда раньше не видели ни одного фильма про Человека-паука, то третий сольник Тома Холланда будет для вас всего лишь «ещё одним фильмом Marvel».

История здесь выше среднего для MCU и не опирается исключительно на шутки и отсылки, но в художественном смысле это никакое не переизобретение супергероики или что-то в этом духе. Это просто добротный сюжет о Питере Паркере, который сияет яркими красками, потому что уверенно опирается на почти что два десятилетия этой гигантской кинофраншизы.

В первый час «Нет пути домой» может даже показаться, что амбициозная задумка фильма так и не взлетит. Питер Паркер мотается по окрестностям Нью-Йорка и собирает проникших в мир MCU суперзлодеев как каких-нибудь покемонов. Шутки шутятся, характеры некоторых давно знакомых персонажей вроде доктора Октавиуса едва ли не прогибаются под желание сценаристов сделать само их появление на экране меметичным.

«И это всё?», думаешь ты, посматривая на часы. Но потом Джон Уоттс проворачивает ровно тот же трюк, который в своё время сделал первый фильм с Холландом особенным.

Помните ту сцену в машине, где Паркер и Стервятник играют в кошки-мышки на словах? На экране никакого экшена, только диалог и крупные планы, а ты невольно ёрзаешь в кресле. В «Нет пути домой» есть ровно такой же многоступенчатый переворот, который меняет вообще всё. После чего фильм уже без остановок несётся финалу, не давая зрителю ни малейшего шанса выдохнуть.

20 лет как один миг — обзор фильма «Человек-паук: Нет пути домой»

Да, третий фильм Холланда — это такая личная «Война бесконечности» Человека-паука. Он длится по ощущениям часов пять и порой слегка заваливается на бок от количества событий и персонажей. Но как бы банально это сейчас ни прозвучало, в последний час картина всё-таки оказывается чем-то большим, чем сумма её составляющих, чем-то большим, чем список параметров и героев, на появление которых так надеялись фанаты.

Marvel и Sony используют ностальгию не только для того, чтобы заманить в залы рекордное количество зрителей, но и для того, чтобы красиво деконструировать самого Человека-паука вместе с его самыми яркими оппонентами и наконец-то дать возможность герою Тома Холланда уверенно встать на обе ноги и перестать быть «учеником Мстителей».

Злодеи, с которыми сражается Человек-паук, почти всегда близки к нему. Это всегда личное. Это всегда очень больно. Это всегда травма. И во многом поэтому даже сейчас этот герой продолжает выделяться на фоне других персонажей MCU. И «Нет пути домой», как и фильмы Рэйми в своё время, безапелляционно заявляет, что быть Человеком-пауком, пытаться спасти всех и каждого — это прямой путь к травме. Иначе Паркер предаст самого себя и станет кем-то другим.

Я уверен на сто процентов, что некоторые люди даже возненавидят финал трилогии. Например, в фильме на удивление плохая даже по меркам Marvel графика, а все самые важные сцены разворачиваются в глухой темноте. Почему так? Почему союз двух гигантских студий не смог выделить больше средств на картинку самого важного фильма о Человеке-пауке в истории? Этот вопрос останется открытым. Да и темп у этого 150-минутного монстра не идеальный, а ностальгия... палка о двух концах, да.

20 лет как один миг — обзор фильма «Человек-паук: Нет пути домой»

Но чёрт подери, когда думаешь не о том, что не получилось, а о том, что могло не получиться, волосы встают дыбом. Сценаристы могли написать старым героям неуместные новые реплики. Авторы могли бы вторгнуться в наше детство и вставить туда какую-нибудь жуткую строчку вроде «Каким-то образом Палпатин выжил!» А ещё герой Тома Холланда мог бы стать второстепенным персонажем в собственном фильме, как это случилось с Наташей в «Чёрной вдове».

Но ничего из этого не произошло. Какое счастье, что не произошло!

Безумная задумка не обвалилась под тяжестью амбиций двух студий. Авторы «Нет пути домой» понимают Человека-паука во всех его итерациях. И любят. Так же как я, вышедший из зала с горящими глазами в 2002 году. Так же как вы, если сейчас читаете этот текст, давно купив билеты. И это всё, что вам стоит знать об этом фильме.

Что понравилось

  • Изящная рекламная кампания, которая успешно играла с ожиданиями зрителей и опиралась исключительно на первый час фильма.
  • Это лучшая роль Тома Холланда вообще. Теперь он большая звезда.
  • Питер Паркер не теряется на фоне множества персонажей, его арка красиво заканчивается и даёт надежду на будущее франшизы.
  • Это один из самых мрачных фильмов MCU.
  • Триумфальное возвращение Уиллема Дефо в роли Зелёного гоблина.
  • Сценаристы правильно передали характер всех вернувшихся персонажей — даже если у тех всего несколько строчек диалога.
  • Много удачных шуток и хорошо продуманного фансервиса — этот фильм создан для просмотра в большой компании.

Что не понравилось

  • Слабая графика.
  • Реально запоминающаяся экшен-сцена всего одна — и та с Доктором Стрэнджем, а весь финал разворачивается в темноте.
  • Из-за амбициозного сюжета порой страдают ритм и логика.
  • Многие шутки стали жертвой дубляжа.
3232 показа
30K30K открытий
33 репоста
315 комментариев

Комментарий недоступен

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Бывают хорошие роли в фильме, который посмотрело два с половиной землекопа.

А бывают хорошие роли в фильме, который посмотрят сотни миллионов.

Вот для Холланда этот фильм будет поважнее, чем всё, где он играл до этого. На нём держатся самые мощные моменты — крупный план, актёр, ноль графики.

Ответить

Вообще, мне кажется, зря ты так. В плане, Холланд с одной стороны молод, но с другой, в том же "По наклонной" и "Дьявол всегда здесь" парень показывает прямо очень хорошее развитие, как актера. Пока что прогрессирует он побыстрее, чем многие актеры, которые застревают в одних амплуа на многие десятилетия.

Я вполне поверю, что в новом чпуке у него получилось еще на шаг приблизиться вплотную к чему-то большему, чем пацан в трико.

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Да не, образ Холланда мне хоть и не нравится, но в этом он отыграл действительно хорошо, ни смотря на то, что образ оставили тот же. В конечном итоге фильм даёт шанс, что теперь-то он станет полноценным героем в своей франшизе.

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить