о пустых играх и лиминальных пространствах
Некоторое время назад в инди-хоррорах стала довольно популярна тема "лиминальных пространств". Наиболее же популярной оказалась вселенная Backrooms — те самые мерзко-желтые коридоры, ставшие визитной карточкой серии, хотя кроме них и бесконечных бассейнов были там и другие локации.
Лиминальное пространство (англ. Liminal space) , — интернет-эстетика, запечатлевающая места, которые кажутся переходными, жуткими и зачастую сюрреалистичными. К примеру, обычно оживлённое место, изображённое как неестественно пустое, или изображения, намеренно созданные так, чтобы казаться неестественными и похожими на сон.
Хорошая подборка описываемого явления:
На сон — да, похоже, часто именно там бывает такая неевклидовая геометрия пространств. Но у меня вызывает много вопросов "хоррорная" составляющая лиминальных пространств. Да, там бегают (и вопят как не в себя) монстры. Пожалуй, дело в этом? Или в самой архитектуре места? Или его истории?
Когда я посмотрела несколько видео и подборок фото лиминальных пространств, я подумала: "Это же…НОРМА?"
Когда-то местная поликлиника располагалась в здании, которое буквально выглядело как коридоры из Бэкрумс: странные колонны-подпорки, выполняющие неизвестно какие функции, нелогичные изгибы стен, прозрачные плитки, через которые можно было увидеть силуэты в соседнем темном коридоре. Страшного в этом было примерно… ничего, особенно когда раз в месяцок посещаешь врача с очередным ОРВИ. Все свое, родное.
В универе был тоскливый желтый узкий коридор (почти как на стащенной из интернета картинке) . Жутким для меня он был потому что располагался на седьмом этаже, а лифт постоянно ломался. И нужно было подняться, пройти по коридору, и опять спускаться в другое крыло.
А вот реальное здание Holiday Inn.
Подобную идею я делала в Симс много лет назад. Оказывается, это очень страшно. Погиб во мне великий левелдизайнер.
Кроме странных помещений, в лиминальные пространства также записывают и открытые, вроде таких:
И на этом месте у меня возникает вопрос: какие пустые пространства в играх можно считать «лиминальными»?
Мой друг на эту тему высказался так: «Мне нравится, когда в бескрайнем море на горизонте что-то есть. Остров, далекий берег с городом, маяк, хотя бы что-то.»
Я же просто обожаю подобные виды эпического ничего. Это достаточно «переходная зона»? Это уже хоррор?
Запускаешь Алана Вейка, а там такие вот леса. Но это явно не то, это просто величественный природный пейзаж, и такое люди в основной массе любят.
А вот пустые планеты в Starfield — не любят.
Но так планеты и выглядят в реальности — как каменные шарики, а не покрытые водопадами, единорогами и ксенокрасотками долины изобилия. За 20 часов на Марсе я не сделала ни одного квеста. Просто бродила по пустыне, оставив напарников на корабле, смотрела на звезды. Да, я точно в курсе, что там ничего такого интересного не было (хотя кое-что, все таки, было, но не в тех масштабах, какие могли быть). И с одной стороны, как "исследователя", меня это огорчило. Но как любителя созерцать пустоту — наоборот.
Вот дарксоусы всех сортов, где запустение заложено в концепцию мира. Там все очень плохо, и все умерли. Или вроде того. И огромные города богов, и деревеньки — просто скелеты былого.
Это уже лиминальные пространства, или еще слишком евклидово?
Приходилось бывать на серверах мертвых или умирающих ммо проектов? Недавно в Стиме почила Tera Online, в которую я играла в свое время на русских серверах. Прекрасный образец.
Небольшое количество игроков кучкуется в крупных городах, но весь остальной мир совершенно пустой. Там, где должны бегать толпы няшных эльфиечек, никого нет. Нет даже нпс — их убрали за ненадобностью.
Довольно странный опыт, но черт побери… Мне он очень понравился.