Кинокомпозиторы, которых ждут в игровой индустрии

Всё больше и больше кинокомпозиторов обращают свой взор на игровую индустрию. К одним на поклон приходят разработчики, другие сами смотрят в будущее и целенаправленно подбирают себе игровые проекты. Но есть и категория сомневающихся музыкантов.

Такие вроде как не против порадовать геймеров своими композициями, да было бы что-то стоящее. Game-OST.ru решил поразмыслить, кого из кинокомпозиторов не хватает индустрии электронных развлечений.

Эту статью я написал пять лет назад, а на днях, когда на DTF зашла речь о композиторах, пришедших в игровую индустрию из других областей, понял, что она до сих пор не утратила актуальности и поэтому решил сделать перепечатку, заодно обновив вёрстку.

Джон Карпентер

Кинокомпозиторы, которых ждут в игровой индустрии

Это грандиозное недоразумение, но великий поклонник видеоигр, кинорежиссёр и композитор Джон Карпентер, ленты которого в том числе определили аудиовизуальный облик современных игр, был вовлечён в создание игровой музыки лишь однажды – игра называлась Sentinel Returns и вышла более пятнадцати лет назад.

Как композитор Карпентер укоренился в массовом сознании своими минималистическими электронными секвенциями, а как раз эта музыка сейчас переживает второе рождение, и поэтому любой, даже самый бестолковый подражатель Карпентера становится чуть ли не новым кумиром молодёжи. Конечно, подражатели (а также ремейки) – это хорошо, потому что они возвращают интерес к первооткрывателям – не случайно именно сейчас вышел его дебютный сольный альбом Lost Themes. Но теперь, когда в кинокарьере Карпентера назрел очередной перерыв, на мой взгляд, самое время превратить старое хобби в нечто большее. Карпентер следит за новинками игровой индустрии, преклоняется перед The Last Of Us, с восторгом отзывается о Deus Ex: Human Revolution, но всё также предпочитает оставаться просто геймером и не рвётся стать творцом и композитором игр. Хочется верить, что отсутствие рвения связано с занятостью и текущими проектами, но никак не с пенсионными делами.

Стивен Прайс

Кинокомпозиторы, которых ждут в игровой индустрии

Схлопотав премию Оскар за музыку к «Гравитации», британский «мальчишка» Стивен Прайс тут же стал восходящей звездой Голливуда – на новичка повалились вкусные заказы: кино с Брэдом Питтом, супергеройская картина по комиксам и т. п. Также быстро выяснилось, что композитор Прайс не то, чтобы очень уж «найс». Уже упомянутый блокбастер Брэда Питта «Ярость» сразу доказал, что ему как композитору сказать особо нечего – к электронным саундскейпам «Гравитации», проходящим во многом именно в категории саунд-дизайна, а не музыки, он лишь добавил тёмные хоралы, но не более того.

В очередной раз была выявлена старая беда Американской киноакадемии – жюри годами оставляет без внимания явно талантливых персон, которые порой получают заветную статуэтку или посмертно, или как формальность за какой-нибудь невиданный срам, зато по инерции награждает всех причастных к фильмам-фаворитам. Логику искать здесь глупо. Что касается Прайса, то его навыки гораздо интереснее было бы применить, скажем, к играм вроде Call Of Duty. Тем более, что её авторы последние годы явно ошибаются в выборе композиторов.

Что послушать: Gravity, Fury, Suicide Squad, Baby Driver, Archive

Fall On Your Sword

Кинокомпозиторы, которых ждут в игровой индустрии

Fall on Your Sword – обязательно запомните название этого коллектива, поскольку уже очень скоро из него сложится культ, сравнимый с культом таких известных товарищей, как Клинт Мэнселл или Клифф Мартинез. Дуэт Уилла Бейтса (играл на саксофоне с широким кругом артистов, в том числе с Сэром Полом МакКартни) и Филла Моссмана (оригинальный участник LCD Soundsystem и ассистент кинокомпозитора Дэвида Холмса) несколько лет назад прогремел стильной электронной дорожкой к социальной фантастике «Другая земля». Драма Марка Кэхилла стала событием кинофестиваля «Сандэнс» в 2011 году, а музыка Уилла Бейтса и Филла Моссмана, выпущенная лейблом Milan Records, наделала шуму в мире инди-саундтреков.

Работая на стыке популярного и экспериментального звучания, Fall On Your Sword создают нервозное даунтемпо и техно с ныне модными аналоговыми синтезаторами, задумчивую абстрактную электронику с неоклассическими вставками, а время от времени ударяются в чиллаут, пост-джаз и чёрти что ещё. Благо, что поле деятельности Fall On Your Sword – независимое фестивальное кино – даёт им большую творческую свободу.

Эксперимента ради я создавал плейлисты из саундтреков трилогии Mass Effect и в случайном порядке раскидывал по ним отдельные вещи Fall on Your Sword (особенно рекомендую Rhoda’s Theme из Another Earth). Порой я не улавливал на слух переходы от треков из игры к трекам из фильма, тем самым понимая, насколько органично музыка Бейтса и Моссмана переплетается с композициями исконно игровых композиторов, а где-то и превосходит их с точки зрения музыкальной мысли. Учитывая стилистическое разнообразие музыки Fall on Your Sword и опыт работы участников дуэта с самыми разными артистами, им нашлось бы место в игровом проекте абсолютно любой направленности. И что-то подсказывает, что целеустремлённые и прогрессивные Fall on Your Sword не в столь отдалённом будущем откроют для себя удивительный мир видеоигр.

Что послушать: Another Earth, I Origins, Lola Versus, 28 Hotel Rooms

Александр Деспла

Кинокомпозиторы, которых ждут в игровой индустрии

Сейчас Александр Деспла является одним из самых престижных и востребованных кинокомпозиторов и уж точно самым известным французом в Голливуде. При этом с завидной регулярностью он норовит побить собственные рекорды по количеству годовых проектов. Редкая работа композитора обходится без наград и всеобщего внимания, да и зовут Деплу в высокохудожественные картины передовых режиссёров, как правило, заранее претендующие на международные награды. Заметно, что последнее время в линейке своих проектов Деспла пытается разбавить бесконечный поток фильмов-тяжеловесов всевозможным мейнстримом – он работал над франшизами «Гарри Поттер» и «Сумерки», а в прошлом году написал музыку к перезапуску «Годзиллы».

Те, кто серьёзно знаком с творчеством Десплы, в курсе, что композитора заносило на территорию видеоигр на заре игрового сериала Tom Clancy’s Splinter Cell – компания Ubisoft приглашала своего именитого соотечественника для работы над синематик-сценами PS2-версии игры. С тех пор минула вечность, Ubisoft прошла путь от независимого французского издательства до огромной международной структуры, а Деспла в свою очередь стал большой звездой, но их пути уже не пересекались, хотя сейчас Ubisoft может нанять композитора такого ранга для действительно большой работы.

Возможно дело в том, что сам сериал Splinter Cell находится в упадке, отчего Ubisoft всячески экономит на разработке и нанимает совсем уж дешёвых артистов, а возможно у компании просто нет подходящего для композитора проекта. Всем известно, что если Депла не сочиняет музыку для очередной фестивальной драмы, то переключается на так называемые жанровые проекты, к которым предпочитает писать стандартизированную триллерную музыку, причём и в данной области его музыкальная мысль опережает многих коллег. В этом смысле логично было бы поручить ему игру если не на шпионскую, то на военную тематику. Может быть, когда Ubisoft представит свой ответ Call Of Duty, то вспомнит о своём земляке?

Антонио Пинто

Кинокомпозиторы, которых ждут в игровой индустрии

Визитной карточкой бразильца Антонио Пинто является криминальная драма «Город Бога» – та самая, которой вдохновлялись разработчики игры Max Payne 3. Однако лента тринадцатилетней давности и латинские мотивы – отнюдь не всё, чем Пинто запомнился прожженным киноманам. Ещё был документальный блокбастер «Сенна» о легенде Формулы-1 Айртоне Сенне с драматичными оркестровками, подчёркивающими трагическую судьбу гонщика, и динамичными темами, звучащими во время заездов. Но, наверное, главное, за что любят Пинто по обе стороны экрана – это реквием к «Соучастнику» Майкла Манна (перекочевавший затем в «Сенну»). И хотя Пинто доказал свой талант и способность работать в разных жанрах, он не стал мэйнстримовым композитором. Тем и интереснее было бы эксплуатировать его в интерактивном проекте.

Брайан Ино

Кинокомпозиторы, которых ждут в игровой индустрии

И хотя многочисленные кинопроекты самого влиятельного саундпродюсера и отца эмбиент-музыки Брайана Ино запоминается не столько полноценными композиторскими работами, сколько отдельными вещами (как, например, «Схватка» Майкла Манна или «Дюна» Дэвида Линча), без него трудно вообразить современную индустрию звукозаписи.

Влияние музыки Ино распространилось и на индустрию видеоигр (даже культовый саундтрек Марка Моргана к Fallout отчасти состоит из переделанных композиций Ино, хотя я говорю о влиянии в широком смысле), однако сам музыкант, несмотря на свои прогрессивные взгляды, рассматривал этот вид интерактивного искусства лишь однажды и, похоже, только как случайно подвернувшуюся возможность донести до масс свои идеи относительно генеративной музыки (см. Spore Уилла Райта). Игры – слишком новый вид самовыражения, революционные изобретения здесь скорее хоронят проекты и вызывают непонимание на годы вперёд. В этом смысле было бы неплохо, если великий мыслитель и изобретатель Ино, пусть даже временно, отставил бы в сторону свои сложносочинённые идеи и просто поработал традиционным композитором видеоигр. Нам было бы чему поучиться.

Клифф Мартинез

Кинокомпозиторы, которых ждут в игровой индустрии

Когда вы будете читать эту статью, экс-ударник Red Hot Chili Peppers Клифф Мартинез и один из видных минималистов современности уже будет отвоёвывать территорию видеоигр, а его саундтрек к видеоигре Far Cry 4 будет обзаводиться титулами если не «музыка года», то как минимум «лучший дебют в игровой индустрии». Однако путь в неё (и в ААА-проект в частности) для композитора оказался не самым простым.

До полноценного дебюта Мартинез подступался к играм как минимум дважды. Впервые несколько вещей композитора прозвучали в Spore Уилла Райта, в числе которых был и титульный трек «Galaxy Theme» с вполне узнаваемым почерком Мартинеза, однако все сливки так или иначе достались отцу эмбиента Брайану Ино, который разработал для игры систему генеративного саундтрека. Следующая после Spore работа Мартинез должна была стать его визитной карточкой в видеоиграх – композитор полностью записал саундтрек к «амбициозному клону GTA» Career Criminal, однако банкротство издателя Midway Games поставило крест на дальнейшей разработке дорогостоящего проекта. Интересно, что Клифф Мартинез был не единственной звездой в команде Career Criminal, ведь режиссурой игры занимался прославленный Тони Скотт (Top Gun, Man on Fire).

После успеха на международной арене датского режиссёра Николаса Виндинга Рефна, с которым Мартинез сделал две картины, «Драйв» и «Только Бог простит», композитор наконец попал куда надо; к слову, Питер Питер, композитор предыдущих картин Рефна, на волне интереса к режиссёру тоже нашёл подработки в игровой индустрии. Итак, осень 2014 года, релиз Far Cry 4 и долгожданный дебют. Будем надеяться, что талант и разносторонние вкусы Мартинеза со временем пригодятся и в других играх.

Питер Питер

Кинокомпозиторы, которых ждут в игровой индустрии

Автор музыки к пяти фильмам Николаса Виндинг Рефна, влиятельный в Дании гитарист Питер Питер всегда тяготел к тяжёлому роковому звучанию, что отразилось как на криминальной трилогии Рефна «Пушер», так и на его же исторической драме «Восхождение в Вальгаллу». Питер Питер и его постоянный коллаборатор Питер Кайд оставили небольшой музыкальный отпечаток и на музыкальном сопровождении видеоигр: в Kane & Lynch: Dead Men и Hitman: Absolution можно услышать их узнаваемые гитарные партии. Другое дело, что обе игры не являются сольными проектами дуэта и везде одеяло на себя так или иначе тянули другие композиторы, поэтому остаётся лишь гадать, что выдали бы на свет музыканты, получив игру в своё полное распоряжение.

Ясно одно: Питер Питер подобно другим выходцам из рок-тусовки, вроде Клинта Мэнселла, Клиффа Мартинеза, Трента Резнора или Криса Вренны, уже давно связывает свою творческую деятельность с прикладной музыкой, не замыкается на одном только гитарном звучании и всегда рад вновь поработать над интерактивным проектом. Вот только будет ли его судьба и дальше связана с играми студии IO Interactive – один большой вопрос. Питер Питер считает, что IOI сильно недоплатила за работу над Hitman: Absolution, обманным путём подписав с ним заранее изнурительный и невыгодный договор.

Трент Резнор и Аттикус Росс

Кинокомпозиторы, которых ждут в игровой индустрии

Культовая Quake вышла почти двадцать лет назад, а музыка Трента Резнора до сих пор в сердцах тысяч геймеров. Все эти годы Резнор всерьёз не занимался играми, но вместе со своим постоянным коллаборатором Аттикусом Россом подсел на кино, написав саундтреки к трём лентам Дэвида Финчера и получив Оскар за музыку к «Социальной сети» – первой из них. Не исключено, что такой виток в карьере музыканта вновь приведёт его в уже повзрослевшую за последние годы игровую индустрию.

Особое внимание в дуэте Резнор-Росс стоит уделить фигуре Аттикуса Росса как вполне самостоятельной единице. Сам Резнор, отвечая на бесконечные вопросы журналистов «почему вы решили заняться фильмами?», говорит, что удачный опыт его друга Клинта Мэнселла заставил пересмотреть собственные взгляды на кино. Однако нельзя не отметить, что во многом именно Аттикус Росс отвечал за становление Резнора как кинокомпозитора. И хотя мы помним, что ещё в 90-х Резнор сталкивался с кино, когда продюсировал саундтрек «Шоссе в никуда» для Дэвида Линча, но с тех пор утекло много воды, и ему пришлось перестраивать сознание. Росс сыграл здесь решающую роль как музыкант, значительно более опытный в вопросах «работы под картинку», обладающий более подходящим для этого складом ума. Ещё за год до совместной с Резнором «Социальной сети» он написал саундтрек к своему первому большому фильму – постапокалиптической драме «Книга Илая», музыкально, к слову, превосходящей оскароносную «Социальную сеть». В дальнейшем даже в перерывах между сессиями с Резнором он не забрасывал кино и продолжал развиваться как композитор, написав музыку к ряду достаточно разноплановых фильмов, включая недавно снятый экшн-триллер Майкла Манна «Кибер».

В этом смысле не стоит удивляться, если Резнор ещё долго будет крутить носом, обходя стороной игры (мол «я работал с великими Линчем и Финчером, а вы тут мне что предлагаете?»), в то время, как его коллега Росс возьмётся за интерактивный проект. Тем более не стоит забывать, что зрительская симпатия к «Книге Илая» обусловлена во многом тем, что фильм, по сути, является вольным пересказом популярной видеоигры Fallout 3, а значит и рейтинг Аттикуса Росса как кандидата в игровые композиторы резко повышается.

Крэйг Армстронг

Кинокомпозиторы, которых ждут в игровой индустрии

Шотландский композитор и пианист Крэйг Армстронг – уникальное явление как в мире кино, так и в музыкальной индустрии. Он получил классическое музыкальное образование, писал музыку для театра, экспериментировал с синтезаторами и помогал записывать пластинки джазовым и рок-музыкантам. В первой половине 90-х судьба свела Армстронга с музыкантами группы Massive Attack – эта встреча не только привела к плодотворному сотрудничеству и повлияла на творчество всех членов проекта, но и окончательно сформировала звучание музыкального направления «трип-хоп» в том виде, который по сей день считается эталонным: была записана великая пластинка Protection и спродюсирована кавер-версия Мадонны на песню Гэя Марвина I Want You (и там, и там можно услышать узнаваемую грандиозную и пронзительную оркестровку Армстронга). Кроме того Армстронг начал издавать сольные записи на личном лейбле Massive Attack, и первый же студийный альбом композитора The Space Between Us стал не только сенсацией в современной классической музыке, но и закрепил за ним статус одного из отцов трип-хопа. Именно на этой пластинке звучит его личная «классика трип-хопа», повлиявшая в том числе на игровых композиторов, в особенности на Акиру Ямаоку, – тревожная и мечтательная This Love в исполнении вокалистки Cocteau Twins Элизабет Фрейзер.

Вместе с выходом альбома The Space Between Us к Армстронгу начал приходить широкий успех как к кинокомпозитору. Знание композиции, виртуозное владение фортепиано и любовь к электронике сделали своё дело – некоторое время Армстронга даже называли главным последователем Рюичи Сакамото в Европе. Однако за более чем двадцатилетние отношения с кинематографом Арстронг успел озвучить всего лишь около сорока проектов. И дело не только в том, что композитор уделяет равное внимание сольному творчеству и побочным проектам (кроме всевозможных коллабораций Армстронг также занимается академической музыкой), просто в отличие от многих коллег он рассматривает кинематограф как творчество, а не только как коммерцию, и поэтому тщательно отбирает предложения. На многие вещи он готов согласиться не ради денег, а ради интереса или из любви к чему-либо. Например, из любви к комиксам он написал музыку к одной из киноадаптаций «Халка», а из патриотических чувств работал над второй экранизацией игры Tomb Raider (Лара Крофт – британский брэнд, а все британцы очень патриотичны), пока не покинул проект из-за творческих разногласий (его музыка осталась лишь в одной небольшой сцене; к слову, для первого фильма о Ларе Крофт также была лицензирована одна из композиций Армстронга).

Интерес к различным формам самовыражения зачастую приводит таких людей, как Крэйг Армстронг, на смежные с кино территории. Одна из стихий композитора – смешивать тёмные хораллы и электронику – когда-нибудь, возможно, будет оценена разработчиками игр серии Hitman или авторами подобных мрачных историй, в тон которым пришлась бы музыка Армстронга. Или вот Tomb Raider – далеко ходить не надо.

Клинт Мэнселл

Кинокомпозиторы, которых ждут в игровой индустрии

Режиссёр Даррен Аронофски, с творчеством которого неразрывно связана музыка Клинта Мэнселла, говорит о нём как о композиторе, который своими примитивными мелодиями из двух нот способен вышибать слезу. И это, наверно, наиболее адекватная характеристика музыканта, чьи работы давно укоренились в массовом сознании. Людей, слышавших его тему «Реквиема по мечте», значительно больше, нежели видевших сам фильм, и это неудивительно. Lux Aeterna, наряду с другими темами композитора, лицензирована для бесчисленного количества кинотрейлеров – чего только стоит ролик «Властелина колец: Две крепости».

Между тем, невероятная популярность играет с Мэнселлом злую шутку, ведь его талант используется другими режиссёрами достаточно однобоко – зажимается в рамки уже привычного и изведанного, и поэтому не развивается. За последнее время лишь музыка к фильму «Луна» имела широкий и безоговорочный успех как у зрителей, так и у критиков, а с того момента, на секундочку, прошло уже пять лет. Мэнселл, похоже, и сам понимает, что невольно упирается в невидимый потолок и нужно что-то менять. Может быть поэтому в минувшем году он делал упор на концертную деятельность, как на способ немного освежиться и сменить обстановку. Я уверен, что для композитора пришло время если не задуматься о записи сольной пластинки (на манер Крэйга Армстронга или Джона Мёрфи), то хотя бы найти применение таланту в смежной индустрии. Например, в игровой.

Музыка в играх имеет собственную структуру и настроение, она менее подвержена таким типично киношным болезнями, как продюсерскому давлению и особому режиссёрскому видению, не говоря уже о чисто технических аспектах американской школы киномузыки, вроде чёткой привязки музыки к сцене («работа под картинку», как говорят профессионалы). И самое главное, что в отличие от кино игры развиваются. Развиваются и ждут не массового, но осмысленного прихода таких неординарных композиторов, как Клинт Мэнселл. Таких, которые создают тренды, двигают индустрию вперёд. Таких, за которыми тянутся другие.

Вдвойне обидно, что эпизодическое участие Мэнселла в Mass Effect 3, которое могло вылиться в грандиозное сотрудничество и вдохновить композитора на поиск новых и более серьёзных игровых проектов, выявило старую проблему. Артистом лишь слегка попользовались без возможности раскрыться («озвучил две сцены и хватит, свободен»), поручив всю ту же работу («под картинку»), от которой он слегка утомился ещё в кино. Окажись Мэнселл в правильных руках, он был бы эффектным и эффективным, не только в синематик-сценах, но и на уровне геймплейной музыки. Как музыкант, особо замороченный на аналоговых синтезаторах (дебютная работа в кино, «Число Пи», — напрочь синтетический трип в лучших традициях Джона Карпентера), он был бы украшением как минимум любого сай-фая или каберпанка. Кстати, намёк на киберпанк не случаен – трейлер Final Cut-издания «Бегущего по лезвию» шёл с музыкой из «Фонтана» и пробирал до мурашек по коже.

Джон Мёрфи

Кинокомпозиторы, которых ждут в игровой индустрии

Уроженец Ливерпуля Джон Мёрфи – ещё один из тех «неправильных» парней из компании «Мэнселл и Циммер», который не знает нот, плевал на музыкальную грамоту, а свою правоту (или невежество, как посмотреть) нередко готов отстаивать с помощью красного словца или кулака. А на рассвете, после очередной попойки, он за роялем или с гитарой сочиняет гениальные темы, простые и прямолинейные, какие и подобает сочинять обычным босякам из Ливерпуля, но такие, которые сразу задевают душу и нравятся миллионам.

Мёрфи писал саундтреки для видной тройки режиссёров «британской школы» – Гая Ричи, Майкла Манна и Дэнни Бойла. С картинами последнего и связан мировой успех Мёрфи как композитора. Его драматичные пост-роковые пьесы с чисто британским гитарным саундом, написанные для лент Бойла «28 дней спустя» и «Пекло», с первых тактов угадывает каждый уважающий себя киноман. Чего уж говорить о влиянии, которое оказал Мёрфи на всю индустрию развлечений. Его стиль подхватили как на телевидении (сериал The Walking Dead), так и в видеоиграх (франшиза State of Decay), не говоря уже о лицензировании музыки композитора для трейлеров и рекламных роликов – здесь композитор вступает в прямое соперничество со своим земляком и другом Клинтом Мэнселлом. И хотя идея позвать Мёрфи для работы над очередной игрой про зомби-апокалипсис многим может показаться банальной, что-то всё равно подсказывает, что с такой задачей он справился бы намного креативнее своих коллег. Хотя согласитесь, что его композиции легко вписались бы и в атмосферу экшн-триллера вроде Max Payne?

Анджело Бадаламенти

Кинокомпозиторы, которых ждут в игровой индустрии

Когда в России показывали «Твин Пикс», улицы городов пустели, едва с экранов телевизоров доносились первые аккорды знаменитой музыки Анджело Бадаламенти. С той поры канула вечность, но старина Анджело так и остался для русских родным, «своим парнем». Не случайно годы спустя Фёдор Бондарчук предложил именитому композитору написать музыку к его военной драме «Сталинград». Когда Анджело давал интервью в поддержку картины, он признался, что за сорокалетнюю карьеру кинокомпозитора из-за финансовых ограничений ему выпадала возможность написать музыку для большого симфонического оркестра лишь пять или шесть раз, и поэтому он очень рад работе над «Сталинградом», где у него не было никаких рамок и ограничений. Всё остальное время маэстро приходилось выкручиваться, работая с камерными ансамблями и небольшими джазовыми оркестрами, а также используя синтезаторы, сэмплеры и электроорганы. Судьба порой выкидывает и такие вещи. Бадаламенти специально никогда не избегал дорогих постановок, но заказы, как назло, приходили от чёртового артхауса.

Хорошо, если картина Бондарчука сыграет на руку композитору и даст толчок другим, не менее крупным проектам Бадаламенти. Вдвойне лучше, если их стилистика, по возможности, уйдёт от военной тематики. И хотя с такой работой композитор справляется также на ура, многие ждут от него если не того самого нуара и трагической красоты, то чего-то более непредсказуемого. А со слов Бадаламенти, он способен написать любую музыку, «хоть в арабском, хоть в турецком стиле». Возможно, что момент работы над какой-либо игрой как раз и мог бы привнести долю непредсказуемости или даже стать интригой, ведь фирменный дарк-джаз и тягучие оркестровки Бадаламенти одинаково хорошо сработали бы, как в мистическом сеттинге, так и, допустим, в ретро-игре про итало-американскую мафию. Да, Бадаламенти работал над Fahrenheit: Indigo Prophecy, но это было давно и вскользь. И странно, что кроме француза Дэвида Кейджа больше никто из создателей видеоигр не распознал в Бадаламенти «своего парня», притом, что значительный пласт видеоигровой культуры сформировался под сильным влиянием «Твин Пикса» и других шедевров Дэвида Линча.

Вангелис

Кинокомпозиторы, которых ждут в игровой индустрии

Как и все большие гении, Вангелис – сложный и самокритичный художник. После премьеры «Бегущего по лезвию», классики киберпанка и научной фантастики, композитор целых десять лет задерживал выход официального саундтрека к фильму, мотивируя это тем, что его музыка для ленты Ридли Скотта была сырой, сиюминутной и недостойной коммерческого релиза. И хотя зрители, а также многочисленные поклонники музыканта не разделяли столь радикальных взглядов, верный принципам Вангелис всё же переосмыслил свою знаковую работу. Альбом вышел лаконичным до обиды (значительная часть музыки из фильма была вынесена за скобки), но совершенно потрясающим – Вангелис написал эксклюзивные для издания темы и поработал над музыкальной драматургией, что придало саундтреку свежести и вознесло альбом в ранг культовых электронных записей.

И это лишь случайный, но далеко не единственный пример, характеризующий творческую методологию композитора, однако стоит заметить, что любые непопулярные идеи и соображения Вангелиса если не оправдывали себя с лихвой по прошествии времени, то уж точно переставали казаться сомнительными. Он намеренно абстрагировался от Голливуда, сделал блистательную карьеру сначала во Франции, а затем в Англии, чтобы потом вернуться в родную Грецию чуть ли не в божественном статусе. Интуиция никогда не подводила одарённого композитора и, быть может, именно этим объясняется, почему в столь обширном послужном списке Вангелиса до сих пор не нашлось места интерактивному проекту. Хотя можно предположить, что для музыканта, чьим именем называют планеты, этот вид искусства в настоящий момент не является перспективным. Что не мешает нам ждать и верить.

Ханс Циммер

Кинокомпозиторы, которых ждут в игровой индустрии

Кроме того, что Ханс Циммер носит самые модные пиджаки, он также является наиболее востребованным композитором в Голливуде. И хотя Ханс не единственный, кто определяет музыкальный вектор развития развлекательной индустрии, у него есть важное преимущество над остальными. Он умеет удивлять и делает это с завидной регулярностью, что должно развеивать все сомнения у тех, кто считает его успех незаслуженным, а самого композитора – плагиатором и, даже больше, заразой современной киномузыки (бесспорно лишь можно согласиться с тем, что Ханс – коньюктурщик, но какой!). Взять хотя бы недавнюю картину Криса Нолана «Интерстеллар» – ретро-фантастику с соборным звучанием. Уже сама концепция – церковный орган как аккомпанемент для футуристической истории о покорении других миров – удивительная и завораживающая. И хотя концепция была подсмотрена у современных минималистов Филиппа Гласса и Эннио Морриконе, Ханс как талантливый экспериментатор смог выдать её за нечто уникальное, а это достойно похвалы и внимания.

Бизнес-жила Циммера позволила ему хапнуть не только весь сегмент высокобюджетного супергеройского кинематографа, но и закинуть сети в смежную индустрию видеоигр. Хотя в последней за Циммера по большей части отдуваются многочисленные коллеги по его студии, сам же он берёт на себя лишь продюсерские и управленческие обязанности, уступая место в титрах молодым и перспективным коллегам. Тем не менее, нельзя категорически утверждать, что игры совсем безразличны пятидесяти семи летнему композитору. Скорее Циммера недостаточно увлекало то, что ему до этого предлагали, а практика перепоручения работы внутри студии для него обычное дело. Остаётся только смириться и надеяться, что первый интерактивный проект с полноценным участием Циммера будет, если не революционным в музыкальном плане, то по меньшей мере удивительным.

Спасибо за чтение! Если вам понравился материал и вы глубоко интересуетесь индустрией саундтреков, ты мы можем продолжать общение в соцсетях и у меня на стримах, заходите в гости: YouTube | Twitch | Twitter | Telegram | Instagram | Steam | Discord

Кинокомпозиторы, которых ждут в игровой индустрии
3939
3 комментария

Цеммер: подержите мое пиво, сынки...

1
Ответить

Pasya крутой лонг, респектую!

1
Ответить

*22 марта 2015*

Ответить