Учиться чувствовать и говорить. Очерк.

Девочка из Чужеземья (2019)
Девочка из Чужеземья (2019)

Когда человек любящий переносит утрату, каких только причудливых теней не отбрасывает его мозг. Он может в краткий момент существовать механически, словно произошедшее — это какая-то физика взаимодействия тел. Врачи называют такое шоком, дескать, организм справляется... Верно и обратное, когда шатается всё здание с его основ. «Отсроченное горе», говорите вы? Быть может! Но лучше задуматься, если все сроки вышли, а горе еще не наступило...!

Конечно, горе на всех влияет по-разному, но я не знаю ни одного человека, который действительно переживал утрату, при этом не испытывая хотя бы подспудного гнева! Тем более что со временем горе может обернуться гаммой причудливых обстоятельств, особенно это касается снов, будто ты создаешь сам себе излечивающие ситуации, ставишь внутри своего сознания пьесы, приводящие к сатисфакции! Порой наши жизни настолько оторваны от нас самих, что правда о нас и наших мыслях раскрывается только во сне или полузабытьи! Это настоящая трагедия!

Если бить долго в одно место оно сперва краснеет, болит, синеет, а затем, если не прекращать бить — умирает. Так и нас — ежедневно избивают потоки общемирового горя, словно это поток воды струится перед нами, а мы лишь наблюдаем. Телевидение и интернет сделали нас толстокожими. Мы перестали получать главную и важную информацию из одних лишь библиотек. И эмпатия наша стала причудливой, сломанной, избирательной. Многие помнят как умер в муках их кот каких-то 15 лет назад. И это в мире, где ежедневно случается бесконечное число трагедий, которые мы наблюдаем как должное.

Поэтому так важно особенно в наше сверхбыстрое время ТЩАТЕЛЬНО ПОДБИРАТЬ СЛОВА!

Трагедии перестали быть сущностью, требующей нашего непосредственного участия. Раньше до самых последних минут люди могли не знать о приближающейся беде! Сегодня драмы это то, что нам продают. И это чудовище в нас поглощает драмы как пищу. Именно поэтому, именно сегодня, одним из инструментов правки наших разболтанных мозговых шарниров, должно выступать бескомпромиссное, смелое, вдумчивое искусство! Сегодня! Сейчас! Как никогда прежде!

О свежей утрате сложно говорить... сложно писать... кричать будет бесполезно, всё будет бесполезно. Любые напоминания, обсуждения и, не дай бог, остроты - будут вызывать лавину горя по новой. Это понятно всем, кто переживал настоящий разрыв в отношениях. Это понятно ЛЮБОМУ КТО УМЕЕТ ПРИВЯЗЫВАТЬСЯ К ЛЮДЯМ И ЛЮБЫМ ДРУГИМ СУЩЕСТВАМ ПО-НАСТОЯЩЕМУ.

Теперь слишком много драмы! Настоящие эмпаты от нее устали! Мы бежим от драмы! Поэтому столько иронии! Поэтому так причудливы позы, маски, поэтому так резвится карнавал! Поэтому постмодерн, метамодерн торжествуют! Это последнее убежище от очевидной пошлости! Поэтому так мало реалистов! Все устали от реальности! Просто реальность продали нам по цене билета в кино! Теперь снова надо учиться говорить с умом о вещах, к которым мы шли и пришли как цивилизация. Которые высечены на камне давным-давно! Снова писать о простых истинах, потому что мы путаемся, мы забываем, кто мы и где наше место. С одной стороны — безумные клоуны с безобразной улыбкой, с другой — хмурые наблюдатели с горящими от гнева глазами. Мы бросились всё монетизировать, словно это ответ на все вопросы. Но есть области материи, где губительно существовать, ожидая оплаты! Если бы я затыкался каждый раз, когда не слышу звон монеты, кому бы я сделал лучше? Уж точно не себе! И уж точно не тому простому бедняге, которого приободрила моя речь!

И это понятно нам настолько, что некоторые из нас выбирают быть черствыми, ожесточиться, отстранить от себя переживания, чтобы выжить, чтобы функционировать, чтобы держаться и сохранить рассудок чистым, а постель — сухой, дабы не метаться в очередном, ночном, холодном поту!

Однако, даже в этом случае мы помним, что такое эмпатия и какой она дается ценой! Мы помним и бичуем себя каждый раз, когда выбираем не проявлять эмпатию! Нас успокаивает мысль о том, что хорошего не может быть много. Но порой хорошее в нас высыхает совсем и тогда случаются метания и даже внутренний гнев, обращенный во вне!

Тоска, скорбь перемалывают всё внутри, ты еле двигаешься, это неизбывно. И не стоит закапывать себя глубже в яму заявлениями о том, что вы СИЛЬНЫЙ человек. Слово "сила" в отношении к скорби - несуществующее понятие. Можно быть сильным ровно настолько, чтобы НЕ ГОВОРИТЬ о своей утрате. Можно быть сильным и делать вид, что ты держишься. Можно быть сильным и сохранять рассудок. Функционировать. Но в любом случае, наблюдая за людьми, которые переживают утрату, ты видишь как они готовы разломиться пополам от одного только упоминании о случившейся потере.

Скорбь она на то и скорбь, что отнимает все силы. Иначе ты не скорбел. И чем ближе к вашему сердцу объект скорби — тем она сильнее. Некоторые из нас выбирают сконцентрировать свою уязвимость и хранит ее в одном доме. Некоторые из нас боятся признать свою уязвимость, если часто в жизни их уязвляли и тиранили. И всепроникающая ирония заполняет нас. Так мы словно пытаемся отвлечь и запутать смерть, как давнего недоброжелателя, повадки которого нам слишком хорошо известны. «В этом доме мне ничего не ценно! Лучше иди к соседу! Ха-ха.» Конечно же это ложь.

У каждого здорового человека есть место, тайник святости, теплого и нежного детства, незамутненной радости. Уголок с живой энергией, которая спит в сухой, глубокой каморке, в корнях тысячелетнего дерева как кот. Место, куда не проберется никакая скверна. Место, где дом. Остатки нашей человечности. Поэтому каждый здоровый человек, обнаружив, что тайник за сохранение тайны о котором он был готов проглотить язык... что маленькая, трогательная калиточка, ведущая в этот тайник, разворочена, разломана; что в него ворвалась чернь, проникла плесень, что в нем сыро натоптано и резвятся черви... любого здорового человека здесь сотрясут рыдания.

Даже просто взять и написать что у кого-то умер "имя рек" - уже дичайшая пошлость. Здесь нужно сделать слишком многое, приложить титанические усилия, чтобы СЛОВАМИ НЕ ОПОШЛИТЬ УТРАТУ. Недаром лучшие и грустные произведения об утрате такие сложные и НЕ ПРЯМЫЕ! Иначе говоря - «Спасите таинство!» Религии во многом устарели, но уж точно не в том, как учат быть кроткими и недосказанными, когда это необходимо! Будьте тонкими в своей красоте и грусти! Не кидайте часть своего нутра как шмат сала перед толпой!

Причина по которой мы не видим пошлость, заключается в том, что всё пространство между нами заполнено пошлостью. Главенствуют прямые и грубые фразы, очевидные пассажи, этакие удары по лицу, которые мы закалились терпеть и не видим в них ничего дурного.

Любовь, скорбь, тоска - любят тишину и должны переживаться, главным образом, внутри. Никакие врачи не смогут ЖИТЬ ЗА ВАС ЭТУ ЖИЗНЬ ПОСЛЕ ЕЕ ВОДОРАЗДЕЛА! Так же как никто не научится водить за вас машину или управляться со станком! Всё сами! Вот этими ручками! Да, поддержка — это важно! Любовь — это важно. НО ПОСТЫЛЫЕ СЛОВА, ТРЕПОТНЯ ОТ НЕЗНАКОМЦЕВ — ЭТО САМАЯ СОМНИТЕЛЬНАЯ И ПОШЛАЯ ПОДДЕРЖКА, К КОТОРОЙ СТОИТ ОТНОСИТЬСЯ, ПО МЕНЬШЕЙ МЕРЕ, СДЕРЖАННО. И уж точно не стоит её искать! В конце концов! Найдите хотя бы ОДНОГО настоящего друга для этого!

Не говорите незнакомцам о ваших демонах! Не пускайте сопли пузырями перед обомлевшей толпой! По большим поводам и на людях, всегда лучше быть паяцем, в котором с трудом угадывается трещина, откуда поддувает холодком и доносится тревожный звон колокольчика... чем раскрывать края раны и наполнять ее взглядами и инфекцией. Иначе вы рискуете превратить большие истины в общее место! Мы, итак, люди, набедокурили со словами и словесностью, что перестали воспринимать через нее тревожные намеки... не усугубляйте этого в своей повседневности!

Нам твердят, что мир не спасти, но мы всегда можем сделать его чуть вдумчивее, вовремя заткнувшись в компании, которая не располагает к рефлексии. Но если вы беретесь сказать... тогда уж натяните жилы и постарайтесь. А по большим поводам старайтесь будто от этого решается судьба человечества! Не обесценивайте слово. Если во времена, когда многие могли слушать, когда жизнь была намного медленнее, и мысль текла спокойнее, слово не спасло нас от катастрофы, то сегодня мы рискуем нагрешить еще почище! Всегда старайтесь тщательно выбирать кому и в чем вы сознаетесь!

Не передать словами, насколько ничтожными, смехотворными и издевательскими кажутся мне лица тех, кто пытается выдавливать из себя слова соболезнований. В скорби и любви я преисполнен гордыни и возвеличен над всем миром, как никогда. Это защита последней святости. Я готов разорвать голыми руками просто за намек на ухмылку или равнодушие. Ударить молнией в голову в своем храме скорби.

Я могу представить ситуацию, когда пишешь себе письма или издаешь книгу, справляясь с утратой. Я могу понять намеки для широкой публики, если нет сил держаться. Но я не могу представить, что буду писать о больших вещах, плохо подумав, в месте, которое утопает в остротах, где полно неблагонадежных выскочек, дремучих и непроходимых, как дубовая чаща.

Как я могу так предать себя и память своих предков? Те из нас, кто высоко оценивают значение человеколюбия и действительно переживает утрату, прекрасно понимают, КАКАЯ ВООБЩЕ ЭТО ПОШЛОСТЬ — ГОВОРИТЬ, ИСПОЛЬЗОВАТЬ СЛОВА, ТРЕПАТЬСЯ, БОЛТАТЬ, РАСПЫЛЯТЬСЯ, ИСПОЛЬЗОВАТЬ ВООБЩЕ РЕЧЕВОЙ АППАРАТ ДЛЯ ОЦЕНКИ СКОРБНОЙ СИТУАЦИИ!

Здесь, на какое-то время, умолкает даже музыка. И даже спустя время, даже музыка - как самый из елейных целителей - царапает и ранит, хоть и любя, хоть и поглаживая, заставляя потихоньку свыкаться. Свыкнуться до конца не получится. Это напоминает мне пьяницу, что порывается бить морду. Его садят на стул, успокаивают, но спустя время он снова, от чувства какой-то внутренней несправедливости к себе, норовит вскочить, его держат, он слабеет и снова усаживается. И всё это превращается в какой-то цикл: он вскакивает — его усаживают и так далее. Порой такой пьяница и вовсе может расплакаться и просить прощения. Отношение человека к утрате может выглядеть именно так!

О КАКОЙ ПОСТЫЛОЙ БОЛТОВНЕ ВО ВСЕМИРНОЙ СЕТИ МОЖЕТ ИДТИ РЕЧЬ В ТАКОМ СЛУЧАЕ? О каких, прости Господи, психологах - этих профанах без тени духовности, этих слонах в посудной лавке — вы мне здесь готовы повествовать? Ох, уже эта эпоха толстокожих, бесчувственных увальней, которым следует объяснять где у них чувство, каково его название и с какой миной на лице ему сносно его переживать! Здесь не идёт речь о людях, убитых горем настолько, что их приходится успокоить насильно; или людях совершенно одиноких, которым отчаяние велит идти в учреждения к малограмотным лекарям, где едва знают с какой «премедикацией» подойти, чтобы шить вашу ментальную «рану»!

Да, найти в наше время настоящего и чуткого лекаря чувств еще сложнее, чем самостоятельно уложить чувства по полочкам самому себе в черепную коробку! И хорошо, если они знают всякого рода отвлекающие уловки, которым смогут вас научить! Хорошо, если разговор заладится! И горе, если вам еще придется потратить последние силы, отбиваясь от профана!

Ведь скольким известным личностям, современная медицинская наука не помогла победить их травмы! А казалось, весь мир перед их ногами! А поэтому прояви самостоятельность и внимание к себе, но без самодурства!

Бывает, человек, сам по себе ничего не значащий, приобретает ценность за счет того, что пережил и прочувствовал. Но кое-кто не способен даже подняться до уровня своих чувств.

Эмиль Чоран

Поэтому никогда нельзя быть готовым и научиться, поставить точку в управлении собой. Но учиться придется: смехотворно, впопыхах, вскакивая от несправедливостей, как тот пьяница. Иначе я не знаю, как прожить эту жизнь, сохранив лицо.

Учиться чувствовать и говорить. Очерк.
1616
22
11
16 комментариев

Все именно так

2
Ответить

Спасибо за поддержку.

1
Ответить
2
Ответить

Да.

Ответить

Так.... это все полыхает с поста Анечки или это про другое?

Ответить

Пока я сидел в бане, у вас много чего произошло... Да, этот пост вдохновлен вчерашними событиями...

2
Ответить

Я уже вчера пожалел, что вписался в это обсуждение, так что скажу только, что написано очень хорошо

1
Ответить