Базовые механики симуляции фондового рынка

Пока Биржа DTF находится в бессрочном отпуске, предлагаю обсудить механики, необходимые игре про фондовый рынок: инфляцию и денежные потоки.

Базовые механики симуляции фондового рынка

Фондовый рынок — это не просто «купил дешевле и продал дороже», и его симуляция не должна ограничиваться механизмом спроса и предложения.

В идее Биржи DTF было, на мой взгляд, два основных недостатка: виртуальные коины (внутриигровая валюта) не были подвержены инфляции, а сами акции не приносили владельцам прибыли. Вследствие этого и коины и акции в долгосрочной перспективе были бесполезны и не имели внутренней ценности даже внутри вымышленной биржи.

Также в игре не было отражено условное деление участников рынка на трейдеров (краткосрочные спекуляции) и инвесторов (долгосрочные инвестиции). Механики Биржи DTF позволяли играть только в трейдеров, из-за чего у игроков, малознакомых с фондновым рынком, могло сложиться или укрепиться мнение, что акции это казино и «скам». Тогда как механизм ценных бумаг является неотъемлемой частью экономики и способен приносить пользу обществу — достаточно почитать про Норвежский пенсионный фонд.

Уточню, что я не являюсь экспертом в финансах, и всё нижеизложенное — просто моё видение механизмов игры про фондовый рынок. Разрешаю профессиональным финансистам в комментариях кидаться в меня учебниками по экономике.

Если хотите, можете представлять меня именно так. Я - тот что справа.
Если хотите, можете представлять меня именно так. Я - тот что справа.

Разделил статью на две части, каждая из которых состоит из минимальной теории, и предположения, как ввести механику в игру.

Стоимость денег во времени

Начать стоит с простого вопроса — зачем вообще люди инвестируют? Почему нельзя просто положить сэкономленные на школьных завтраках 100 рублей под подушку и достать их через год? Можно, только через год на эти 100 рублей получится купить меньше, чем сейчас. Это называется инфляция, и она — бессердечная сука.

Допустим я нашёл палатку, где продают шаурму за 100 рублей. Я, беспечный прожигатель жизни, гуляю на все и покупаю за свои 100 рублей шаурму.

Базовые механики симуляции фондового рынка

А вот если бы я на год оставил эти 100 рублей под подушкой и в 2022 пришёл в эту же палатку — то меня ждало бы разочарование. С текущей официальной инфляцией в 5% шаурма в 2022 году будет стоить уже 105 рублей и я со своей соткой окажусь в пролёте.

Профессиональные финансисты с важным видом называют это «стоимостью денег во времени». На 100 рублей сегодня можно купить больше, чем на 100 рублей через год. И в этом механизме играет свою роль не только инфляция, но и альтернативные возможности инвестирования.

Желая сохранить свою сотку, я несу её в банк и кладу на депозит. «Щедрый» банк предлагает мне максимальную ставку в 4,5%. Т.е. я едва сохраняю свои деньги от инфляции. Это лучше, чем ничего, но я смотрю по сторонам в поисках других вариантов. Вижу, что пятилетние ОФЗ дают 6% доходности. И у меня уже появляется альтернатива. Казалось бы, разница в 1,5% между депозитом и ОФЗ это ничто — но это пока речь идёт о малых суммах. Если бы я искал куда вложить 10 млн., то 1,5% это уже 150 000. Это ж сколько шаурмы можно накупить…

Ставки по банковским депозитам за последние 2 года. Одна из главных причин притока людей на фондовый рынок. <a href="http://www.cbr.ru/statistics/avgprocstav/" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">http://www.cbr.ru/statistics/avgprocstav/</a>
Ставки по банковским депозитам за последние 2 года. Одна из главных причин притока людей на фондовый рынок. http://www.cbr.ru/statistics/avgprocstav/

А если я посмотрю в сторону акций, где одними дивидендами можно получить 7-8% и ещё можно надеяться на рост стоимости самих акций, то у меня появляется третья альтернатива.

Таким образом можно сравнивать денежные потоки от возможных инвестиций (о чём я упомяну дальше), рассчитывать их внутреннюю ценность чтобы не переплатить (о чём надо писать отдельную статью) и, лавируя между риском и доходностью разных активов, вкладывать деньги наиболее разумным способом.

Как это перенести в игру

Инфляцию не получится просто рисовать в игре отдельной цифрой — она ничего не будет значить. Наверняка есть решение более простое и красивое, но я предложу первое, что приходит в голову — ввести в игру золото как отдельный товар, которым управляют авторы. Каждую неделю повышать цену на несколько десятых процента, эмулируя таким образом инфляцию.

Базовые механики симуляции фондового рынка

Скорее всего придётся запретить оборот золота между игроками, чтобы избежать возможных манипуляций с ценой, и давать возможность торговать золотом только напрямую с биржой, причём продажа для игрока должна быть невыгодной (установить разницу между покупкой и продажей в 5-10%).

Таким образом виртуальные коины игрока, не инвестированные в акции и просто лежащие на счету, будут со временем обесцениваться. Игрок будет смотреть на постепенно дорожающее золото, и на личном виртуальном опыте понимать, что лежащие без дела деньги просто теряют свою стоимость. А так как дивиденды от акций будут чаще всего приносить больше, чем вложение в золото, то это будет подталкивать игрока искать наиболее выгодные пути вложения средств.

Кстати о дивидендах.

Денежные потоки

Получать прибыль с акций можно не только при увеличении её цены, но и с выплаты дивидендов. Они, в свою очередь, не появляются из воздуха. Компания всю полученную прибыль может распределять в трёх направлениях: инвестиции в расширение бизнеса (на бухгалтерском языке capital expenditures, он же capex, он же капекс), выплата части прибыли своим акционерам в виде дивидендов, или просто оставить прибыль на счету в виде банковского вклада или гособлигаций.

Компания не обязана платить дивиденды и молодые бизнесы их обычно и не выплачивают, потому что всю полученную прибыль направляют на дальнейший рост. Те же компании, которые давно уже охватили свою часть рынка и упёрлись в потолок роста, могут выплачивать часть прибыли (или всю прибыль) дивидендами — на что акционеры могли изначально рассчитывать.

Базовые механики симуляции фондового рынка

Инвесторы могут оценить, в меру своих возможностей, бизнес интересующей компании, посмотреть достаточно ли она зарабатывает, определить потенциальную денежную отдачу и решить для себя, стоит инвестировать в эту компанию или поискать другую.

Разный подход инвесторов к акциям в том числе создаёт дополнительную динамику. Одни будут инвестировать в модную компанию из-за громкого бренда и обещаний главы о светлом будущем, а другие будут смотреть финансовые отчётности, видеть сплошные убытки и обходить компанию стороной.

Как это перенести в игру

В первоначальном состоянии Биржи DTF акции всех «компаний-блогеров» были одинаковы, потому что ни к чему не были привязаны. Также не было дивидендов.

Дать акциям внутреннюю стоимость можно просто вводя дивиденды и привязав максимальные выплаты дивидендов к месту в топе. Если блогер находится внизу топа (его компания по производству контента приносит мало прибыли), то максимально он сможет выплачивать условно 1 коин в виде дивидендов на одну акцию. Те, кто находится на первых местах (очень прибыльная компания), смогут выплачивать в 5-10 раз больше. Если блогер выпадает из топ-50, то выплата дивидендов временно приостанавливается (компания убыточная). Как только он возвращается обратно в топ, то выплата дивидендов возобновляется.

При механизме дивидендов так бы выглядели инвесторы Апанасика, после его очередного ухода с DTF.

Дивиденды стоит выплачивать не реже раза в неделю.

Также отмечу, что на Бирже DTF следовало дать возможность выводить свои акции на биржу блогерам с 10к кармы, вне зависимости от их положения в топе. Потому что топ-10 в существующей редакции топа можно попасть только щитпостами.

Я описал только две базовые механики, которые бы уже сильно увеличили реализм и добавили интереса игре. Эти механики можно ввести как в прошлую версию Биржи DTF, так и в отдельную игру про фондовый рынок.

88 показов
371371 открытие
11 репост
8 комментариев

Ну вообще тот опыт, который уже предоставила биржа, мне помог узнать что-то новое. Вроде понятия "стакан" и почему когда ты скупаешь акции, то цены на них начинают расти. Если и дальше будет развиваться биржа внося новые механики из реальных бирж, то будет круто.

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

А ведь тут есть целый раздел про геймдев... Может стоит начать не с добавления фич, а снять метрики, проанализировать их и подумать над тем как привлекать новых и поддерживать интерес существующих игроков? Пока выглядит развлечением на пару вечеров...

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить
Ответить

Поддерживаю. Понятно описанные и нужные механики. Биржа рисовалась игрой для понимания реального рынка и с такими фичами может ей стать. 

Ответить

А когда биржа заработает-то? Хоть примерно.

Ответить