Первая серия Halo глазами фаната вселенной: впечатления и разбор сюжета

Горячо ожидаемая многими экранизация игровой серии Halo наконец добралась до малых экранов на стриминговом сервисе Paramount+, и хотя по первой серии судить весь сезон представляется сомнительной затеей, можно поделиться первыми впечатлениями и разбором сюжетных/лорных особенностей новинки.

Первая серия Halo глазами фаната вселенной: впечатления и разбор сюжета

Сразу оговорюсь – эта заметка не претендует на полноценную рецензию, а ваш покорный слуга ни в коем случае не претендует на звание эстета или кинокритика. Все изложенное здесь носит сугубо субъективный характер и в первую очередь является попыткой представить взгляд на сериал с точки зрения человека, неплохо разбирающегося в лоре вселенной и являющегося давним фанатом игровой серии.

Общие впечатления и особенности без спойлеров

Если сходу ответить на очевидно напрашивающийся вопрос – первая серия мне понравилась, причем ее достоинство в том числе в альтернативном взгляде на знакомую историю. Да, через всю заметку я хочу пронести тезис о том, что отход от канонов игровой вселенной не только не является минусом сериала, но скорее служит одним из ключевых преимуществ. Конечно, судить по первой серии пока рано, но те наброски грядущих сюжетных линий и изменений лора, которые нам уже показали, скорее поддерживают мой интерес к дальнейшему просмотру, ведь пересказ сюжета игровой вселенной сам по себе не несет никакой ценности для человека, и так с ним глубоко знакомого.

Что касается продакшена и визуальной составляющей, то я готов частично согласиться с мнением местного блоггера Вадима – такое ощущение, что сцены не только снимали вразнобой (что в целом является нормальной практикой при производстве сериалов), но и c довольно значительным бюджетным разрывом. Сцены на планете Мадригал разительно отличаются от сцен на планете Рич (Предел в русскоязычной локализации игр) качеством графики и декораций.

Я бы не назвал дешевые сцены на Мадригале большой проблемой, так как в динамике они смотрятся вполне сносно, если специально не ловить стоп-кадры на Элитах в неудачном ракурсе или нарисованных штурмовых винтовках UNSC (которые, кстати, уже к завершению арки на Мадригале внезапно становятся нормальным реквизитом). То же самое можно сказать и про использование современных (и не очень) образцов стрелкового вооружения для сцен с колонистами-повстанцами – это нормальная практика, когда требуется много реквизита, а нагружать художников и прочих причастных созданием сотни бутафорских "стволов", когда у студий в запасах тысячи настоящих – дело затратное и неблагодарное.

А вот с точки зрения показанных образцов вооружения UNSC и Ковенанта (впрочем, у последних мы пока увидели крайне немногое) в сериале все очень даже хорошо. Мьёльниры спартанцев, стрелковое вооружение, техника – все выполнено на высоком уровне и выглядит зачастую не хуже, чем в дорогущих CGI-роликах, использованных в играх серии.

В одном кадре, помимо трех спартанцев и кучи морпехов, засветились Condor, пара Mangust и Warthog со станковым пулеметом.
В одном кадре, помимо трех спартанцев и кучи морпехов, засветились Condor, пара Mangust и Warthog со станковым пулеметом.

Вообще по первой серии заметно, что авторы довольно бережно обращались с первоисточником, а приписка "в сотрудничестве с 343 Industries" в интро, думается мне, вполне обоснованна. Вооружение и техника UNSC, интерфейсы шлемов спартанцев, форма офицеров, даже внешний вид "Высшего Милосердия", станции-столицы Ковенанта – все перенесено на малые экраны с завидной точностью. Не удивлюсь, если помимо артов и прочих художественных материалов, создатели сериала позаимствовали у 343i и готовые 3D модели, что одновременно избавило их от необходимости создавать свои с нуля и обеспечило полное соответствие оригиналу.

Персонажи в сериале, которых мы уже знаем по игровой серии, в целом более-менее узнаваемы за некоторым исключением (да, не обошлось без изменения расовой принадлежности одного из знаковых персонажей и, соотвественно, его дочери, что вполне соответствует текущим кинематографическим тенденциям), хотя и в этих случаях не вызывают отторжения. Правда в первой серии недостаточно экранного времени, чтобы составить какую-то оценку большинства из них, но и радикального отторжения они пока не вызывают.

Джон в сериале уже к концу первой серии снимает шлем в отличие от своего игрового прототипа.
Джон в сериале уже к концу первой серии снимает шлем в отличие от своего игрового прототипа.

Что касается сюжетной составляющей, то если говорить без спойлеров – мои первоначальные опасения, основанные на немногочисленных кадрах и информации из различных превью и ранних обзоров, не совсем подтвердились. Да, в сериале действительно есть некоторые сюжетные расхождения с игровым каноном, и да, в сценарии как таковом есть пара довольно нелепых дыр, но общее впечатление пока что скорее положительное. Повторюсь – мне, как человеку, вдоль и поперек знакомому с сюжетом и лором игровой вселенной, было бы не слишком интересно следить за пересказом одной и той же истории. В рамках первой серии авторы уже предложили пару интересных интерпретаций тем, которые не затрагивались в играх, но мелькали в некоторых дополняющих их лор произведениях, хоть вопросов пока больше, чем ответов.

Боевые сцены в первой серии, особенно в самом начале, отличаются одновременно хорошей постановкой некоторых моментов и полной алогичностью происходящего, причем с немалой брутальностью в определенные моменты. То нам показывают, как местных подростков (считайте детей) буквально на куски разрывает, то как щиты Элитов спокойно держат сконцентрированный огонь сотни бойцов и нескольких пулеметов, то как спартанец буквально из того же пулемета, на который Элитам было плевать минуту назад, срезает одной очередью аж троих. В общем странно получилось, на мой взгляд. Смотрибельно, но до уровня промо-роликов к Halo времен Bungie местному экшену еще очень и очень далеко.

Remember Reach – один из лучших примеров CGI-ролика по Halo, которому уже 12 лет.

В конечном итоге после просмотра первой серии у меня сложилось положительное впечатление и появилось желание узнать, что же нам покажут дальше. Первая серия не лишена недостатков – ее можно ругать за местами дешевую картинку, за нелогичные моменты и за спорные сюжетные решения. Новый сериал явно уступает Forward Into Dawn по глубине, но определенно выигрывает в масштабах, а вспоминать на его фоне тот же Nightfall вообще не возникает желания.

Дальнейшие рассуждения потребуют значительных спойлеров к серии, так что первую часть сего материала завершаю кратким перечнем того, что мне понравилось или не понравилось:

Плюсы

  • Самое масштабное произведение в сеттинге Halo за пределами игровой серии;
  • Отлично воспроизведенная техника и вооружение UNSC;
  • Довольно бодрый, хоть и местами слегка нелепый/неканоничный экшен;
  • Сюжетная завязка узнаваема, но не копирует игровую вселенную;
  • Несколько удачных сюжетных затравок для дальнейшего повествования;

Минусы

  • Местами видна бюджетность спецэффектов и декораций;
  • Несколько дырявых сценарных моментов слегка портят впечатление;
  • Помимо интро, где звучит вариация заглавной темы, вообще не слышно оригинальной музыки;

Разбор сюжета первой серии

Далее предлагаю разобрать со спойлерами события первой серии, затронув персонажей и интересные моменты.

Хотя по моему личному мнению первая серия не содержит каких-либо критических "твистов" и сюжетных поворотов, если вы еще не смотрели серию и желаете сформировать собственное первое впечатление, возможно, вам следует воздержаться от дальнейшего чтения.

Не вижу необходимости в пересказе всего сюжета, так как эта часть заметки в первую очередь рассчитана на людей, посмотревших первую серию. Вместо этого хочу обратить внимание на отдельно взятые события и детали, которые вызвали у меня наибольший интерес или, наоборот, наибольшее недоумение.

С самого начала нам показывают отдаленную колонию, добивающуюся независимости от UEG, но напоминает она какой-то ближневосточный аул, а не поселение на отдаленной планете в середине третьего тысячелетия. Понятно, что ради экономии бюджета нужно было как-то "приземлить" декорации и реквизит, но не настолько же. Местное население напоминает скорее оборванцев, а не людей, занимающихся межпланетной торговлей крайне ценным ресурсом. В качестве аналогии вспоминается тот же Меридиан из Halo 5, который можно было взять за референс – поставить блочные "бытовки", придав им футуристичный дизайн, например.

Вот так могла бы выглядеть среднестатистическая независимая колония в сериале, но что-то пошло не так...
Вот так могла бы выглядеть среднестатистическая независимая колония в сериале, но что-то пошло не так...

При этом с точки зрения лора вселенной все подается более-менее логично – отдаленные колонии многие десятилетия борются с диктатурой Земли, а UEG при помощи UNSC пытается насадить свою власть и недопустить независимости колоний. При этом упоминается первоначальная роль Спартанцев в этом конфликте и то, как они превратились в "страшилку" для этих самых колонистов. Что не очень стыкуется, так это год – 2552. В игровой вселенной к этому моменту война шла уже более четверти века, и полное неведение колонистов о Ковенанте выглядит как минимум странным. Никакого объяснения в первой серии не дается, но не стоит забывать, что в сериале представлен альтернативный таймлайн – возможно, здесь война шла гораздо меньше времени.

Если на сомнительные декорации, дизайн костюмов и АК-47 в 2552 году еще можно закрыть глаза, то сам бой местных ополченцев с Элитами – та еще клоунада. Во-первых, имея высокие укрепленные стены и явно огромное простреливаемое пространство за ними, что видно при планах сверху, местные гении военной тактики, которые якобы до этого успешно сражались с морпехами UNSC, решили держать оборону внутри, попрятавшись за какими-то ящиками и бочками. Ну да, ведь иметь господствующую высоту и сотни метров свободно обстреливаемой территории – это для слабаков.

Ладно, допустим... Итак, мы имеем около 100 бойцов (Джон докладывал о 150 убитых, из них, допустим, 50 – дети и старики, то есть около сотни людей взялись за оружие), несколько тяжелых пулеметов, гранаты и всякие подствольники точно светились в кадре, и все это добро направлено на единственные ворота, в которые бесцеремонно заваливается 4 Элита. Казалось бы, совершенно самоубийственная выходка для бойцов Ковенанта. Вот только по какой-то необъяснимой причине их щиты играючи справляются со всем потоком прямого огня всего этого арсенала.

Не самый ужасный кадр с нарисованными Элитами, но вопросы к их щитам все-таки остаются.
Не самый ужасный кадр с нарисованными Элитами, но вопросы к их щитам все-таки остаются.

Само собой с такой "эффективностью" местного огнестрела ополченцев жестоко уничтожают, пока на голову Элитам буквально не сваливается Джон-117 и Серебряная Команда – явный аналог Синей Команды из игровой вселенной. Сама постановка боя Спартанцев с Элитами уже ближе к канону, но почему тот же самый пулемет, который в руках ополченца не наносит щитам Элитов вообще никакого урона, в руках Джона с одной очереди кладет двоих и ранит одного – вопрос открытый.

Дальнейшие события до места раскопок не вызывают особого интереса, не считая очередной "мери-сьюшности" главной героини (по крайней мере вокруг нее явно завязана часть сюжета), которая чудесным образом остается единственной выжившей среди всех 150 колонистов. Ну да ладно, надо было подчеркнуть ее нелегкую долю, окей.

Квон Ха (так зовут новую героиню) не придумала ничего лучше, как в одиночку и без оружия последовать в логово неизвестного противника, только что аннигилировавшего всю колонию.
Квон Ха (так зовут новую героиню) не придумала ничего лучше, как в одиночку и без оружия последовать в логово неизвестного противника, только что аннигилировавшего всю колонию.

А раскапывал Ковенант, само собой, руины предтечей. Здесь ничего нового – Демон смог активировать артефакт, о чем сбежал вещать выживший Элит. Интересно то, что во время контакта Джон получил доступ к подавленным воспоминаниям о раннем детстве. Как мы знаем, всех спартанцев второго поколения похищали в детстве, заменяя их клонами, которые довольно быстро умирали из-за деградации тканей. И, естественно, доктор Халси и команда подавляли воспоминания Спартанцев. Так вот, в каноне игровой вселенной достоверно известно как минимум о двух Спартанцах, вернувших воспоминания о детстве, причем одна из них получила доступ в результате слияния разумов с ИИ. Возможно, артефакт предтеч повлиял на Джона схожим образом.

К самому влиянию артефакта вопросов особо нет, но много вопросов к той цепочке событий, которую оно запустило. Джон внезапно проникся сочувствием к Квон, отказался выполнять приказ и устранять совершенно незнакомую ему девушку, причем мы незадолго до этого узнаем, что он совершенно спокойно убивал повстанцев десятками. Да, он убил в том числе и ее мать, что должно навести нас на какой-то возможный эмоциональный конфликт в душе Спартанца, но это совершенно ему не свойственно. Мало того, Джон решился чуть ли не на открытую конфронтацию с командованием просто потому, что "почувствовал" концепт семьи в своих видениях. В общем аргументация поступков некоторых персонажей как минимум недостаточна. И если мотивы доктора Халси, приказавшей остальной Серебрянной Команде открыть огонь по морпехам в случае угрозы Джону, скорее всего нам в дальнейшем раскроют, да и в целом такого рода поведение характерно для ее персонажа, то столь радикальные перемены в Джоне совершенно необоснованны.

Что-что, а Кэтрин в сериале действительно похожа на свой игровой прототип как внешне, так и характером, хотя и выглядит несколько моложе.
Что-что, а Кэтрин в сериале действительно похожа на свой игровой прототип как внешне, так и характером, хотя и выглядит несколько моложе.

Да и пламенная речь Квон, которая во имя идей отца готова лгать всей галактике об угрозе Ковенанта, который буквально только что перебил всех, кого она знала, включая ее семью, выглядит как минимум притянуто. То есть ради призрачной независимости своей планеты, которую еще и защищать, получается, некому будет, она готова и остальные колонии подвергнуть точно такой же судьбе – ведь как нам показали до этого, местное ополчение не в состоянии совладать и с парой десятков Элитов.

В остальном к персонажам лично у меня больших вопросов не возникло, разве что капитан Киз стал чернокожим, а его дочь, соответственно, мулаткой. В принципе ничего страшного в этом нет, но не излучает он той твердости и жесткости характера, которые были присущи игровому прототипу.

Капитан Киз и их общая с Хэлси дочь, которые сыграли ключевые роли в сюжете Halo 1-2.
Капитан Киз и их общая с Хэлси дочь, которые сыграли ключевые роли в сюжете Halo 1-2.

Собственно основная интрига сюжетной ветки Джона теперь заключается в том, что он будет делать с Квон и артефактом, какие цели преследует Хэлси и как далеко зайдет противостояние между Спартанцами и UNSC. Кроме того не стоит забывать, что по игровому канону именно в 2552 году происходят основные события Reach и трилогии Halo – именно в этом году происходят и сериальные события. Будет ли новый таймлайн придерживаться событий основного канона или полностью отойдет от него – покажет только время и грядущие 8 эпизодов.

Самым спорным же элементом первого эпизода является присутствие человека в рядах Ковенанта. Еще по кадрам из трейлера многие фанаты возмутились такому вопиющему попранию канонов франшизы – ведь всем известно фанатично-религиозное представление рас Ковенанта о людях, как о чуть ли не главной заразе галактики, подлежащей полному истреблению. И в первой же серии нам показывают человека, молодую девушку, явно занимающую не последнюю роль в Ковенанте и ведущую беседу с одним из Пророков практически на равных.

"Благословенная" – так величают девушку в Ковенанте.
"Благословенная" – так величают девушку в Ковенанте.

Но если разобраться, то ничего удивительного здесь нет. Во время диалога между "Благословенной" и пророком Милосердия напрямую указывается на причину ее нахождения здесь – она, как и Джон, может манипулировать технологиями Предтеч, чем не могли похвастаться расы Ковенанта в отличие от людей. Более того, именно для этого остатки Ковенанта использовали доктора Халси. Как эта девушка попала в Ковенант пока остается загадкой, но в целом ничего вопиюще противоречивого в этом я не вижу. Вполне возможно, что о способностях людей во вселенной сериала Ковенант узнал значительно раньше, чем в игровой.

Первая серия Halo, пусть и не без изъянов, предложила довольно интересный взгляд на истории знакомых персонажей, и, вероятно, с каждой новой серией сериал будет все больше отдаляться от игрового канона. С моей точки зрения это даже хорошо – всяко интересней наблюдать за новым сюжетом, а не за давно известной сагой о Мастере Чифе. Тем более, так как события сериала считаются альтернативным таймлайном (примерно как новые фильмы по Star Trek, то есть Paramount уже дважды использует этот трюк), у сценаристов практически развязаны руки. К добру это или к худу пока не понятно – остается лишь ждать новых эпизодов и попробовать вынести суждение после финала первого сезона.

88
8 комментариев

Местами видна бюджетность спецэффектов и декораций;Я вот этого вообще не понял. В один момент сериал выглядит не хуже дорогущего блокбастера, а в другом ультра-дёшево.

2
Ответить

Тут либо желание сэкономить на не самых важных и зрелищных сценах, либо сказалось затянувшееся производство – вполне вероятно, что часть сцен отсняли давно еще для Showtime, а часть сравнительно недавно, когда шоу перешло к Paramount+

Ответить

Понравился обзор. Вторую половину прочитаю, как гляну серию уже саму :)

1
Ответить

Мне показалось очень средненьким. Но смотреть буду, интрига есть и в целом интересно.
Главная претензия - я физически устал от повесточки. Все глапосты занимают женщины ,суровые и сильные. Мужики тряпки на подхвате, либо под управлением (Джон)
Повсеместное "разнообразие" по расовым квотам.
Заебала откровенно вся эта безвкусная бессмысленная хуйня

Ответить

Так все эти женщины и были главными в каноне игровой вселенной, это не выдумки авторов сериала. Доктор Кэтрин Хэлси, адмирал Маргарет Парангоски, коммандер Миранда Киз – все старые персонажи, и нет, им не меняли пол, они изначально были женскими.

2
Ответить

Напиши про пятую серию, мне лень)
Шакалы с энергомечами сангхейли......ну всё,теперь фанаты хало со всего мира порвут создателей на кусочки...)
Чиф, который хотел ударить Хэлси...И со своей силой он бы её убил скорее всего.
Джиралханаи на одном корабле с Сангхейли. Да они бы перебили друг друга через 5 минут.
У Джиралханаев тогда не было энергоброни никакой.
Чиф, который хотел ударить Хэлси...И со своей силой он бы её убил скорее всего.
В общем, создатели каноном решили не заморачиваться от слова совсем. И сколько не говори СЕРЕБРЯНЫЙ КАНОН-ТАЙМ-ЛАЙН, изначилование лора это не оправдывает.

Ответить

Отдельные серии разбирать времени нет, мб потом разрожусь заметкой про весь сезон.

Ну использовали энергомечи и использовали, ничего страшного. Так-то мечи в паре моментов в игровом лоре не то, что спартанцы, даже морпехи поднимали и кое-как, но использовали. Да и вообще это скорее вопрос геймдизайна, что только Элиты в играх с мечами, нежели лора.

Джиралханаи с Саннхейли вполне сосуществовали до раскола Ковенанта и Арбитра, просто вторые занимали главенствующие роли, а потом наоборот. Потом еще Banished были, где тоже вполне они уживались. В сериале Ковенант на пике могущества, опять же не вижу противоречий.

У них была энергоброня, просто не у всех. Вспоминаются те же товарищи, которые заменили роял гвардов Сангхейли из личной охраны Пророков, да и последующие примеры среди Banished (те же боссы в Infinite вполне себе с щитами). Опять же, ничего не мешает им иметь энергоброню, ее отсутствие у Брутов в играх в первую очередь обусловлено геймдизайном и желанием сделать противников отличными от Элитов.

А вот про поведение Джона у меня пока нет комментариев, надо смотреть дальше. Сцена в 5 серии выглядела как минимум странно…

Ответить