Как устроена моя шкала оценок и почему 7.5 в моей системе – очень хороший показатель

Выполняю обещание, делюсь своей табличкой :)

На вчерашнем стриме по Fallen Order, я рассказал о своей таблице, куда вношу пройденные игры и ставлю им оценку. Некоторые люди этой таблицей заинтересовались и попросили рассказать про нее немного подробнее. Поэтому в этом посте я распишу, как таблица устроена и почему так. Сразу хочу отметить, что я далеко не аналитик, а таблица сделана исходя из лично моих потребностей и интересов, поэтому не является объективной или общеприменимой.

=ОКРУГЛ(B2*0,1+C2*0,05+D2*0,07+E2*0,02+F2*0,15+G2*0,1+H2*0,25+I2*0,13+J2*0,1+K2*0,03; 1)

Что это, спросите вы?

Это, если можно так выразиться, "формула", на которой таблица работает. Она сделана в Microsoft Excel и учитывает разные категории и разные оценки, чтобы в итоге получить финальный результат. Далее я расскажу, что это всё означает.

Итак, первое, с чего я начал при создании таблицы – расписал 10 важных для меня показателей, по которым я могу судить игру. Почему 10? Для удобства подсчета, потому что 10 переменных должны в итоге дать 100% результата.

Пример работы таблицы

Разумеется, нужно учитывать, что разные показатели имеют разную значимость. Например, графика в игре мне важна, но эмоции, полученные в процессе, намного важнее. Поэтому я расположил для себя 10 этих показателей в порядке убывания важности лично для меня. Получилось как-то так:

  • Эмоции (25%) – сюда входят ощущения, полученные от игры. Это может касаться как драйва, так и сопереживания, как удовольствия, так и воодушевления.
  • Атмосфера (15%) – тут понятно, насколько атмосфера игры окутала меня
  • Залипание (13%) – насколько большими были мои игровые сессии, насколько я мог или не мог оторваться от игры
  • Графика (10%) – тут имеется в виду общая визуальная составляющая, не только техническая, но и арт
  • Реиграбельность (10%) – дарит ли игра эмоции, сопоставимые с первым разом, при повторном прохождении
  • Техническое состояние (10%) – баги, вылеты, заваленные квесты и т.д.
  • Механика (7%) – то, как ощущается игра, насколько отзывчив персонаж, как геймпад передает связь между мной и игрой
  • История (5%) – насколько сюжет меня тронул и насколько я в него поверил. Он может быть максимально тупым, но, если я проникся, эта часть игры получит высокий балл
  • Разнообразие (3%) – как игра меняется в процессе прохождения
  • Объем (2%) – здесь я отмечаю не фактический размер игры, а то, насколько этот размер подошел лично мне. Например, Assassin's Creed Odyssey получила здесь низкий балл, потому что ее размеры оказались для меня слишком велики и игру я бросил
Как устроена моя шкала оценок и почему 7.5 в моей системе – очень хороший показатель

Таким образом, я составил для себя серию показателей. Сначала может показаться, что некоторым параметрам не уделяется достаточно внимания, например 2% или 3% – это мало. На самом деле это не так. Я опытным путём убедился, что любые изменения в оценках отражают мои ощущения именно так, как я хотел.

Теперь немного математики из младших классов. Я взял за основу 10-бальную систему оценок, учитывая десятые. То есть в итоге игры должны были получить не только условные 7, 8 и 9 баллов, но и 7.3, 8.8 и так далее. Поэтому я взял 10 баллов за 100% или за полную единицу. Для этого я поделил каждый процент важности показателя на 100, получив дробные значения. После чего умножил на это значение каждый выставленный бал. Например, God of War получил в категории "Эмоции" 9 баллов, важность этой категории 30%, поэтому я умножил 9 баллов на 30/100=0.3, получив в итоге 9*0,3=2,7. Так же я поступил и с другими категориями, получив в итоге 10 дробных чисел. Сложив все эти числа, я получил итоговый результат в 9,5 из 10 (касательно God of War).

Таблица в полном размере
Таблица в полном размере

Так я получил относительно рабочую таблицу, однако мне не хватало немного визуального понимания, потому что большое количество чисел смешивались между собой. Поэтому я создал фильтры, которые окрашивают ячейку в соответствующий цвет, исходя из значения, которое в ней стоит. Игры от 9 баллов и выше окрашиваются в фиолетовый, от 8,5 до 9 – в ярко-зеленый, далее идут бледно-зеленый, оранжевый, желтый, бледно-желтый и красный. Таким образом, я могу не глядя в значение понимать качество игры (субъективное). Ну а так как это Excel, не составляет труда отсортировать игры по любому из параметров, как по возрастанию или убыванию, так и по конкретным оценками и критериям.

Например, можно отсортировать игры по атмосфере
Например, можно отсортировать игры по атмосфере

Хорошо, с таблицей разобрались, теперь немного личного. Почему я ставлю именно такие баллы, и почему Control получил от меня оценку в 7.5? Окей. Я считаю сегодняшнюю систему оценки нелогичной, для меня странно, что игры и фильмы с оценкой в 6 баллов являются чем-то плохим. Моя шкала выстроена таким образом, что 5 баллов в ней – абсолютная середина. Ровный центр. Ни больше, ни меньше. Что это означает? Что этот продукт просто норм. Ни хорош, ни плох. Можно сказать, проходной. К примеру, я пришел на фильм, посмотрел и вышел из кинозала. Я не испытал никакого негатива в процессе просмотра, но и сейчас я уже не помню, о чем был фильм. Это твердые 5 баллов.

Поехали дальше. Что тогда такое 6 баллов? 6 баллов – это хорошо. Это продукт, положительные черты которого значительно преобладают над отрицательными. Получил эмоции – поставил 6 баллов. "Семерка" для меня – это очень хорошо. Настолько хорошо, что уже почти отлично, но еще нет. Возвращаясь к Контролу, 7.5 баллов – это отлично, это круто, это достойно уважения. "Восьмерка" – это превосходно. Если продукт получил 8 баллов, значит я буду его рекомендовать при любой возможности, ведь это то, на что стоит потратить своё время. 9 – нечто выдающееся, выходящее за рамки. Девятка – это знак качества, это надолго и для всех. Десятку у меня пока никто не заслужил, и я очень сомневаюсь, что когда-либо получит. Я, как перфекционист, отлично знаю, что идеала не существует. Что с обратной от 5-ти баллов стороной? Да аналогично, только наоборот.

Как устроена моя шкала оценок и почему 7.5 в моей системе – очень хороший показатель

Спасибо за внимание!

P.S. Отдельно хочу поблагодарить Евгения Приходько за поправки и найденную в таблице ошибку!

99 показов
1.1K1.1K открытий
38 комментариев

блин, ну фиг его знает, на самом деле. очень спорная табличка, как мне кажется. ты оцениваешь игры по тем критериям, на которые те могут не делать упор.
например, моя любимая игра - To the Moon - получила бы тройку по параметру "Графика", а новому DOOM Eternal я влепил бы единицу в графе "История". но это же не делает упомянутые игры плохими.

ты как будто оцениваешь картину по фрагментам, забывая отойти назад и взглянуть на общий вид. а этот самый общий вид зачастую отличается от суммы всех его кусочков. 

Ответить
Автор

Именно так и есть) Моя задача изначально была сделать не объективную общедоступную шкалу, а лично мою, максимально субъективную) И поэтому у меня есть важность категорий лично для меня. Поэтому игра с посредственной графикой, но интересная, легко обойдет графонистую, но скучную.

Ответить

С каждым годом все всё дальше и дальше уходят от системы оценок. Ютуб, в начале, тоже пятизвездным был, а сейчас только лайк/дизлайк. Сужу по себе, что некоторые кривые/косые игры в которых куча проблем, мне безумно нравятся, а ААА оставляют только meh через пару недель, хотя там по отдельным категориям все на 8-9 баллов. Вон, Фар Край 5, не могу добить уже никак, хотя это лучший Фар Край для меня и одна из лучших реализаций открытого мира от Юбиков, после Вач Догса 2.

Но с твоим уровнем заморочки - МОЕ ПОЧТЕНИЕ.

Ответить

Текст не читал, оценки не нужны!1

Ответить
Автор

Поставлю плюсик, чтобы показать свою позицию в отношении оценок!

Ответить

Спасибо за пост. Здорово придумано. Нормального аналога iMDb и Letterboxed для игр ещё не завезли, а его иногда не хватает. Сам бы я, наверное, заморачиваться с такой штукой не стал, но раз уж тут и шаблон есть, то почему бы и не попробовать (:

Ответить

У тебя ошибка в формуле, веса не нормированы. Проценты в статье дают в сумме 100%, а цифры в формуле - 110%. Из-за этого у тебя у God of War все оценки не выше 9, а итоговая - 9.5. 

Сейчас у тебя веса жестко записаны в формуле. Я бы их вынес в отдельную таблицу и ссылался бы на ячейки. Там же заодно можно посчитать сумму их весов, чтобы всегда быть уверенным, что они нормированы (в сумме дают 1).

Ответить