Memoroj 2022
По природе своей, текст ниже - рефлексия, дань уважения тому, что одарило меня в прошлом году (вопреки всему) яркими эмоциями. Он был написан в первую очередь для себя и участников Фестивалей, на которых нижеотмеченные картины имели место быть. Дабы не смущать читателей, я удалил лишнюю фестивальную информацию (за исключением афиш-разделителей) и оставил главное - сборник мини-рецензий отсмотренного. Главной особенностью/недостатком является их крошечный формат - одно предложение, - но, смею надеяться, что этот материал для некоторых читателей окажется полезным. И интересным.
"Cowboy Bebop" – потрясающий, с какой стороны ни посмотри, научно-фантастический криминальный роман о старой дружбе, увядающей любви и отрешённом взгляде ковбоя пред ликом смерти, поданный через призму нуара, джаза и рефлексии персонажей.
"Мобильный доспех Z Гандам: Новая редакция. Наследники звёзд" – неоднозначное, но многообещающее начало, местами накаляющее и без того драматические события сериала (например, Джерид так никогда и не поверил, что стал причиной гибели матери главного героя).
"Мобильный доспех Z Гандам: Новая редакция II. Любовники" – неудачная попытка сжатия событий сериала до небольшого фильма, которую не спасают ни романтическая сюжетная линия между Фо и Камиллом, ни вставки с обновлённой рисовкой.
"Мобильный доспех Z Гандам: Новая редакция III. Любовь как сердцебиение звёзд" – прискорбный итог спорных стилистических решений, сжатия многосерийного сериала до полутора часов, успешных попыток перекрыть кислород умирающей на глазах драме и мотивации практически неотличимых друг от друга персонажей парадом ещё менее запоминающихся космических битв и свежевыжатого финала для новых зрителей, уснувших от скуки и сумбура задолго до выпестованной Ё. Томино развязки.
"Взлётная полоса" – знаменитый в узких кругах фантастический фотороман, – приговор осиротевшему человечеству и самая сильная метафора о стремлении к жизни, пусть даже внутри сна.
"2001: Космическая Одиссея" – важный этап в развитии кинематографа в целом и кинофантастики в частности, снятый на стыке чистой эстетики и научного футуризма и волей-неволей заставивший критиков обратить пристальное внимание на повзрослевший и посерьёзневший жанр под новым углом.
"Заключительный приказ: Последняя Фантазия VII" – красивое аудиовизуальное приложение к одноимённой игре, но не более, ибо случайному зрителю ловить в этом трагическом эпизоде из жизни солдата Клауда Страйфа совершенно нечего.
"Планета обезьян" – сильное научно-фантастическое предупреждение не столько человечеству, как виду, сколько последствиям его деяний.
"Мегазона 23" – подлинная революция не только в японской анимационной, но и в мировой кинематографической научной фантастике, поданная ёмко, легко и с горьким ароматом пирровой победы конфликтующих сторон.
"Последняя Фантазия VII: Дети Пришествия. История Дензела" – красивый приквел, раскрывающий суть событий, произошедших в промежутке между оригинальной игрой и "Детьми Пришествия", в меру мрачный и куда более трогательный, чем даже режиссёрская версия фильма-сиквела видеоигры "Последняя Фантазия VII".
"Мобильный доспех Гандам МД IGLOO: Засекреченная Однолетняя война" – спорное качество трёхмерного сериала перекрывается интересным посылом о том, как легко прогресс (и человеческие судьбы) перемалываются в горниле амбиций равнодушных чиновников и крупного бизнеса.
"Мобильный доспех Гандам: Происхождение" – прилизанный до блеска, но крайне рафинированный приквел, пожертвовавший драматизмом в угоду зрелищности.
"Тетрадь Смерти" – на удивление занимательное перепрочтение оригинальной истории, снятое в духе современных молодёжных сериалов.
"2010: Год вступления в контакт" – во многом уступающее оригиналу, зато куда более гуманистическое продолжение истории исследования загадочного монолита с актуальным, как никогда, посылом.
"Кинокартина Малыши из мусорного бачка" – главная беда "деток", – не жутковатые куклы и мерзкие гэги (они-то как раз выполнены в духе оригинальных коллекционных карточек), но скука смертная, в результате чего история о дружбе, принятии других и самоуважении работает вхолостую.
"Трон" – простоватый антиутопический сюжет ничуть не портит эту великолепную технофантазию – живое отражение эстетики гибсоновского киберпространства.
"Солярис" – на мой вкус, лучшая экранизация романа, созданная с любовью к первоисточнику и более глубокой проработкой внутренних проблем Криса Кельвина.
"Кинокартина Звёздный путь: Воссоединение" – добротный фанатский монтаж достаточно интересного научно-фантастического произведения (продолжающего сюжет одноимённого телесериала), главное украшение которого – колоритный экипаж корабля USS Энтерпрайз NCC-1701.
"Мегазона 23 III" – симпатичное, но факультативное продолжение, сузившее притчу о судьбе человечества до фантастического боевика и, к сожалению, обесценившее события оригинальной дилогии.
"Жар-птица 2772: Космозона любви" – спорная научно-фантастическая антиутопия, на одной чаше весов коей расположились сам великий О. Тэдзука и свойственная ему эклектичность с отсылками (и к Диснею, и к "Блэк Джеку") вкупе с почти библейской апокалиптической историей, а на другой – спорная мораль, грубоватая рисовка (сравните с мультфильмами по произведениям Л. Мацумото или Миядзаки 80-х) и простой, несмотря на эпический размах, сюжет.
"Скользя во тьме" – интересная и стилистически, и сюжетно экранизация одноимённого произведения Ф. К. Дика, идеально передающая его идеи о параноидальной природе окружающего мира и распаде личности, неспособной этот мир постичь.
"Штамм "Андромеда"" – удивительный научно-фантастический триллер, в котором борьба учёных с вирусом не только за свою жизнь, но и за существование человечества вызывает не меньшее напряжение, чем сражение лейтенанта Э. Рипли с другим порождением космического мрака – Чужим.
"Королевские Космические Силы – Крылья Хоннеамиз" – оригинальный взгляд на чудовищную природу войны через призму человеческого прогресса и созидания с толикой технотриллера, цены успеха и религиозной притчи; безумно красиво нарисованный теми, кто грезил "постгандамовским" будущим японской анимации.
"Мобильный доспех Гандам" – на удивление достойный драматический сериал, в котором трагедии войны, политики и фронтовой любви переплетены в тугой узел с историей личной мести, в результате чего по накалу страстей "Гандам" можно смело ставить рядом с лучшими антивоенными произведениями.
"Мобильный доспех Гандам 0083: Закат Зиона" – возможно, наиболее зрелая история во франшизе, к сожалению, была напрочь убита монтажом, в результате чего ни потрясающая рисовка, ни великолепная музыка не вытягивают наспех скомпонованную военную драму о противостоянии характеров и идеологий из болота зрительского непонимания и безразличия.
"Сдавайся и расплатись" – неожиданно увлекательный итальянский вестерн с хорошей подачей (заглавная песня – само совершенство), интригующим сюжетом о погоне старого волка Джонатана Корбетта за мексиканским насильником и убийцей и недурственной моралью, обнажающей изнанку деловой Америки последней четверти XIX века.
"Танцующий с волками" – добротная историческая драма (особенно, если говорить о полной версии фильма), гуманистический пафос которой не затмевает собой интересную историю взаимоотношений между лейтенантом Данбаром и индейским поселением племени сиу.
"Далёкий край" – недурственный вестерн в нетипичных декорациях Аляски с неоднозначным, но обаятельным главным героем, снятый на последнем издыхании классики жанра.
"Подземелья и драконы" – несерьёзная экранизация НРИ, поданная зрителю с более-менее серьёзным лицом, но, к сожалению, скорее скучная, нежели смешная (хотя, видит Саврилл, актёры из кожи вон лезут, переигрывая и недоигрывая).
"Дети против волшебников" – самый странный патриотический трэш (во всех смыслах этого слова), что я когда-либо видел, настолько смешной, насколько и страшный.
"Легенда о Лемнеар" – непритязательный, но красивый фэнтези-боевик о похождениях эмансипированной воительницы Лемнеар.
"Кинокартина Дайбастер: Дотянись до неба! 2" – совершенно необязательный фильм, созданный на основе одноимённого аниме-сериала и растерявший не только шарм, но и драматизм оного.
"Виндария" – редко встречающаяся среди аниме в жанре фэнтези по-настоящему сильная трагедия, обуреваемая шекспировскими страстями и находящаяся в зоне серой морали, где истинной ареной битвы добра со злом выступает не поле брани между королевствами Ита и Паро, а сердце молодого крестьянина Идзу.
"Долорес Клейборн" – сильная гуманистическая драма, экранизация романа неугомонного С. Кинга, посвящённая умению любить, прощать и верить в близкого человека вопреки всеобщему осуждению.
"История Мари" – лёгкая анимационная фантазия, ретроспективно повествующая о жизни юного сорванца Наму в небольшом рыболовецком городке в Южной Корее и его невероятных и прекрасных приключениях, срежиссированных богатым воображением мальчика.
"Кудесник" – по-настоящему волшебный и ультраностальгический, редкий детский фильм-приключение, герои которого стараются быть ближе к зрителю, нежели дистанцироваться от него в силу нежного возраста.
"Сцена в саду Раундхэй" – концентрированный zeitgeist, как он есть, бессмертный кинодокумент XIX века и просто милый маленький ролик.
"Звёздный путь II: Гнев Хана" – достойный, увлекательный, драматичный, но недожатый (в особенности это касается конфликта между брошенным на верную смерть постчеловеком Ханом и адмиралом Кирком) сиквел, который тем не менее имеет полное право считаться классикой научной кинофантастики наряду с "Бегущим по лезвию", "Дюной" и "Сталкером".
"Крот" – притчеобразный сюрреалистичный абсурд-вестерн А. Ходоровски не щадит ни героя, ни зрителя, но в том и кроется его драматургическое величие.
"Падающая кошка" – не знаю, правы защитники животных или нет (разве не они занизили рейтинг на IMDb этому хронофотографическому снимку Э.-Ж. Маре?), но у меня ролик негатива не вызвал, впрочем, как и позитива.
"Вайолет Эвергарден: Вечность и призрак пера" – на удивление интересная история дружбы двух женщин, потерявших самое дорогое и потерявшихся внутри себя, в сеттинге фэнтезийного интербеллума; редкая в нынешнее время сентиментальная анимационная работа, не уходящая в пошлость.
"Дарья: А скоро осень?" – по сути эпизод одноимённого сериала, растянутый до часового метража, не только достойно завершает четвёртый сезон сериала, но и является его концентрированной версией.
"EXAELLA OVA" – киноверсия аниме-дебюта российского режиссёра, с одной стороны, поддерживает мрачную атмосферу техногенного будущего благодаря добротному саундтреку и интересному (пусть и немного вторичному) визуалу, а с другой – рушится под тяжестью собственных амбиций избитой историей и бюджетной рисовкой персонажей, что разочаровывает.
"Мужчина поднимается по лестнице" – собирательный образ маскулинности покоряет всё новые и новые вершины, показанные посредством лестничных ступенек, ну чем не сексизм?..
"Золотой век" – к моему сожалению, так и не смог проникнуться этой бунюэлевской сатирой, ибо с одной стороны довольно поверхностно и уже не выглядит вызывающе, с другой – картина в плане художественной выразительности заметно уступает гениальному "Андалузскому псу".
"Лора" – эталонный нуарный детектив с интересной интригой, отличными актёрами и великолепными по своей остроте диалогами.
"Женщина спускается по лестнице" – скрытый антифеминистский памфлет или первая эротика в истории кино?
"Сталкер" – космические ожидания могут и не оправдаться, но в памяти эта полная загадок экранизация повести братьев Стругацких останется навсегда, либо как прекрасное воспоминание об ужасном, либо как непостижимая тайна бытия.
"Процесс" – антиутопический взгляд на одноимённое произведения Ф. Кафки могучими глазами О. Уэллса получился малость затянутым, зато более оптимистичным и визуально сногсшибательным.
"Клеопатра" – непонятый, непринятый и забытый, этот дерзкий авторский эксперимент О. Тэдзуки представляет собой не только замечательную трагедию женской судьбы в мужском мире, но и является чистым объектом искусства, артефактом эпохи смелости японской анимации.
"Токийская полиция крови" – честный японский трэш-боевик, сделавший максимальные ставки на секс, насилие и уродливых мутантов с зубастыми вагинами, вот только из литров крови на поверхности проступает недурная социальная сатира и классическая для аниме драма, когда героиня ненароком из следователя становится подозреваемой.
"Политый поливальщик" – комедийный фильм-предупреждение о том, что милые маленькие забавы всегда могут аукнуться отнюдь не забавным насилием со стороны жертвы розыгрыша.
"Алчность" – просто потрясающая, снятая с размахом и, к сожалению, максимально урезанная шедевральная работа Штрохейма, тем не менее содержит в истории несчастного работяги Мактига такую энергию и такие переживания, что ничуть не уступает ни "Гражданину Кейну", ни "Ящику Пандоры", ни "Нетерпимости", а в ряде моментов их превосходит, будучи одной из самых душераздирающих трагедий в истории кино.
"Дворцы тысячи и одной ночи" – красивое, но, на мой вкус, скучноватое кино, снятое по мотивам всем известного средневекового памятника великим режиссёром Мельесом, будто бы потерявшим хватку в силу разросшегося метража картины.
"Игра Джеральда" – ещё одна редкая достойная экранизация романа С. Кинга, психологическая камерная драма о корнях женских страданий, страхов и готовности вступить в абьюзивные отношения; страшная не столько условным "букой", сколько отчаянной ситуацией, в цепях которой буквально оказалась главная героиня.
"Макросс Плюс" – отлично нарисованная и озвученная история о противостоянии, дружбе, ревности и любви, задействовавшая сеттинг "Макросса" нетривиальным образом.
"Приключения Бакару Банзая сквозь 8-ое измерение" – средний во всех смыслах абсурдный фантастический капустник, не лишённый юмора и шарма, но на удивление пресный.
"Группа" – увлекательная история судеб восьми интеллигентных школьных подруг, организовавших своеобразный закрытый клуб, на которых резко наваливаются проблемы и радости взрослой жизни и стагнирующей межвоенной Америки.
"Железобетон" – очень красивый японский мультфильм с отличной музыкой, повествующий о пленительно горькой жизни японских якудза и мятежной городской шпаны – единственных защитников и заступников опасного, прокуренного, коррумпированного, но всё ещё такого прекрасного и живого "Города Сокровищ".
"Очарованный рисунок" – забавная и довольно изобретательная американская кинозарисовка, в которой реальность кино, быть может, впервые соприкасается с фантазией простенькой анимации.
"Лисичка тысячелетия" – красивая сказочная корейская анимационная история (пусть и немного вторичная), посвящённая расцвету сердечных дел у многохвостой воспитанницы мохнатых инопланетян.
"Всё о Еве" – блестящая драма и один из лучших фильмов Манкивица, предельно честно отвечающий на вопрос, какова цена успеха в шоу-бизнесе, и как легко манипулировать людьми, полагаясь на их слабости и глупость.
"Предопределение" – хороший и несложный для восприятия научно-фантастический триллер, снятый по мотивам рассказа "Все вы зомби" Р. Хайнлайна и построенный вокруг созданной протагонистом временной петли.
"Выход рабочих с фабрики братьев Люмьер в Лионе" – быть может, менее искренняя, чем у Л. Лепренса, зато более атмосферная и проникновенная, живая страница истории давно ушедшей эпохи.
"Черепашки-ниндзя" – несмотря на относительную верность первоисточнику (комиксу К. Истмена и П. Лэрда), к сожалению, для меня, картина не прошла проверку временем и в лучшем случае выглядит кинослепком безвозвратно ушедшей эпохи 1990-х.
"Голубой свет – Горная легенда Доломитовых Альп" – грустный кинодебют печально знаменитой Л. Рифеншталь, посвящённый трагическому противостоянию природы в лице нелюдимой девушки Юнты и всепожирающей человеческой алчности.
"DAICON III & IV Opening Animation" – один из лучших в истории визуальных подарков от гиков-визионеров всем неравнодушным к гик-культуре.
"Мобильный доспех Гандам: Контрудар Чара" – не самое выдающееся, но всё же достойное завершение трагической истории мятежного сердца, потерявшего после свершения мести и победы над тоталитаризмом Титанов не только друзей и любимых, но и внутренний стержень и принявшего окончательное решение – дать решительный бой землянам, недостойным (особенно судя по окончанию "Гандам ZZ", в котором земные политики буквально приветствовали неозионскую тиранию Хаман Карн) управлять не только колониями, но и многострадальной планетой.
"Ачи и Ссипак" – разудалый корейский трэш-мультфильм, антиутопический и гротескный мир которого даст фору нескольким "Идиократиям".
"Наказание за преступление" – внезапный фэнтезийный экопамфлет начала века, мало того, что довольно изобретательный, так ещё и цветной.
"Бен-Гур" – классический пеплум с соответствующим размахом, экранизация классики американской литературы, – увлекательная история злоключений еврейского вельможи в Римской империи евангелической эпохи, который не только сумел пережить козни потерянного по роковому стечению обстоятельств лучшего друга, но и нашёл несмотря на многочисленные шрамы и рубцы в сердце гармонию с миром и собой.
"Затоiчи" – замечательная трагикомедия (основанная на популярной истории о слепом массажисте и по совместительству мастере меча, который всегда готов защитить слабых и помочь нуждающимся не только словом, но и делом) аккуратно препарирует природу добра и зла, не давая заскучать зрителю ни на минуту.
"Электрическая гостиница" – интересный исключительно с визуальной точки зрения киноаттракцион начала XX века, снятый в технике покадровой съёмки конкурентом Мельеса – Сегундо де Шомоном.
"Новизна" – далеко не такая простая, как может показаться на первый взгляд, драма о проблемах современных отношений и, между прочим, драма красиво снятая.
"Клей" – забавная история, посвящённая шалостям сорванца, дорвавшегося до липкого раствора, могла бы при иных обстоятельствах легко обернуться из безобидного пранка в трагедию неумышленного насилия.
"Бедный Пьеро" – меланхоличный авторский анимационный набросок, достойный внимания документ завершающейся эпохи девятнадцатого столетия.
"Кинокартина Вайолет Эвергарден" – несмотря на великолепный визуал, необоснованно длинная история "соплей в сахаре" двух закомплексованных и до пошлости несчастных персонажей – Вайолет и её возлюбленного майора Гилберта, – безо всякого сострадания к зрителю хоронит всё хорошее, что есть в мультфильме.
"... и будет дочь" – один из самых ожидаемых фильмов Фестиваля, дебют крупнейшего отечественного кинокритика С. В. Кудрявцева, несмотря на шероховатость в лице явно растянутого хронометража, на мой взгляд удался – и как история обретения Леной внутренней гармонии, и как авторское интроспективное высказывание.
"Обретённое время" – большой, сложный и сюрреалистичный, как и произведения М. Пруста, фильм, который тем не менее очаровывает магией времени, ощущения и места, на которых зиждется элегантная красота экранизации не фактологического, но чувственного восприятия прошлого.
"Месть кинематографического оператора" – отличный повод для знакомства с допотопным, царским кинематографом Российской империи; фильм настолько же язвительный, насколько и изобретательный, снятый мёртвыми существами для искусства, запечатлевающего смерть и от того вечно живого.
"Китайский квартал" – замечательный нуар Р. Полански, следующий всем заветам классики жанра, первое правило которой – не суй нос в чужие дела, если хочешь спать сном праведника.
"Дарья: А скоро колледж?" – прощальный подарок поклонникам сериала, выполненный на совесть и с явной любовью к материалу.
"Теорема" – это и жестокий социалистический приговор нравственности и благоденствию итальянской буржуазии 60-х, и стильная сатира на псевдосчастливое, сытое и бесстрастное общество, столкнувшееся с бедой в лице рокового обольстителя и растлителя эгоистичных душ.
"Кинокартина Зомби" – доказывает неискушённому зрителю, что нечто интересное можно снять даже в масштабах заглохшего автомобиля посреди зомби-апокалипсиса, если подойти к этому творчески и с юмором.
"Ворон" – основанный на реальных событиях параноидальный протонуар с великолепными диалогами и атмосферой незримого рока, что стальными пальцами сдавил горло провинциальному городку.
"Хищник: Тёмные века" – любопытный в теории фантастический слэшер в декорациях эпохи Крестовых походов оборачивается сомнительной косплейной короткометражкой с одноклеточным сюжетом и спорным кастингом.
"Видеодром" – великолепная биомеханическая фантазия на тему искусственной эволюции человечества, поданная сквозь призму не просто триллера, но настоящего ночного кошмара, в котором граница яви становится отражением галлюцинации.
"Баффи – истребительница вампиров" – пустяковый молодёжный мистический боевик с неожиданно мастистыми актёрами, не лишённый обаяния 90-х.
"Твин Пикс: Огонь, иди со мной" – идеальный приквел, передающий странную, пугающую, но такую чарующую атмосферу культового сериала на ура и расширяющий его сюжетные линии и мифологию.
"Вампир: Грёза Аллена Грея" – фантасмагория меж сном и явью, где за спиной мистической истории о вампирах застыл классический триллер в духе рассказов Э. А. По.
"Автокатастрофа" – ненавязчивое рассуждение о том, как далеко может зайти сексуальное желание у постмодернистского общества и как простому человеку выжить в цивилизации, где истинные соблазны переходят все границы дозволенного.
"Психо" – парадоксально адекватное перепрочтение классики, созданное с любовью для влюблённых в оригинал.
"Демонический град Синдзюку" – зрелищный фэнтези-боевик в духе "Побега из Нью-Йорка", сюжетно упрощённый в сравнении с "Градом Зла", тем не менее смотрится бодро благодаря хорошо поставленным сценам сражений с демонами, захватившими Синдзюку.
"Вторжение похитителей тел" – интересный (несмотря на возраст картины) параноидально-фантастический триллер с весьма нетривиальной идеей вторжения инопланетных паразитов в тела доноров в процессе сна.
"Cowboy Bebop: Достучаться до небес" – качественное, яркое, до мелочей выверенное, но всё же вторичное дополнение к замечательному сериалу и не только потому, что идеалистичный террорист Винсент сильно уступает в харизме главному антагонисту сериала – прагматичному Вишезу.
"Некромания: Повесть о странной любви!" – голые и смешные, и трахающиеся, – самый скандальный (в рамках Фестиваля) фильм про импотента, его подружку и ведьм, готовых поднять потенцию разочаровавшемуся в жизни поколению американских "шестидесятников", снятый легендарным Э. Вудом.
"Глухой ночью" – не уступающий лучшим мастерам саспенса классический британский киноальманах, состоящий из жутких и забавных зарисовок, элегантно завёрнутых в чужой ночной кошмар.
"Мобильный доспех Гандам МД IGLOO: Апокалипсис 0079" – вторичный, но всё ещё способный вызвать эмоциональный отклик у зрителя, второй сезон "МД IGLOO" берёт масштабом, доводя историю экипажа космического корабля Ётунхейм до логического завершения в финальной битве (прямиком из оригинального сериала) при А-Баоа-Ку.
"Волчий дождь" – успешно прошедшая проверку временем, невероятно эстетизированная и трогательная история путешествия волков в таинственный Рай, противопоставляемый умирающему человеческому миру.
"Фейерверк" – медитативная криминальная драма о поисках смысла жизни и истинно самурайской готовности её навсегда покинуть под прочувственную музыку Д. Хисаиши.
"Бессмертен, ad vitam" – без преувеличения, просто потрясающий визионерский опыт переноса постмодернистского графического романа на рельсы кинокартины пускай и с устаревшей графикой, зато с отличной передачей духа фантастического мира и идей режиссёра и автора оригинальных комиксов Э. Билала.
"Исчезновение Харухи Судзумии" – восхитительный анимационный фильм, к сожалению, завершающий полюбившийся мне цикл экранизаций большой истории о самоактуализации непоседы-богини, её непримечательного и вечно попадающего в неприятности одноклассника Кёна и увлекательных приключений команды SOS, глубоко связанный с событиями сериала и во многом построенный на рефлексии и внутреннем развитии персонажей.
"Мост" – фильм-катализатор и фильм-катарсис, а также просто манипулятивная драма о выборе и ответственности.
"Инк" – необычная авторская фантазия, повествующая о противостоянии светлых и тёмных сил внутри снов простых смертных, бюджетная, но очень стильная.
"Танец реальности" – потрясающий бенефис А. Ходоровски, – это и глубоко личная для автора детская драма, и громкое социальное высказывание с историческим подтекстом и южноамериканским колоритом, и сюрреалистическое пиршество для глаз и ушей.
"Цирк Бабочка" – красивая, вдохновляющая короткометражная драма, призывающая учиться менять отношение к миру и жизни на позитивное ради собственного внутреннего роста.
"Либертин" – сборник околоисторических анекдотов на тему обновления нравов французского дворянства XVIII века, полный курьёзов, бурлеска и, на мой вкус избыточного (но вполне в духе главного героя картины – философа-вольнодумца Д. Дидро) разрушения четвёртой стены.
"Мобильный доспех Гандам МД IGLOO 2: Гравитационный фронт" – несмотря на перемену мест слагаемых (теперь мы смотрим на войну глазами отчаянно отбивающейся Земной Федерации, а не захватчиков Зиона), неожиданную зрелищность и в кои-то веки симпатичную картинку, третий сезон у Иманиси получился наиболее слабым, вымученным, ибо даже история с двойным агентом не вызывает былых эмоций.
"Мобильный доспех Гандам 0080: Карманная война" – сильное антивоенное высказывание с долгой раскачкой, но оглушительным выхлопом посредством уравнивания сторон (Федерации в лице прекрасной и ответственной Кристины и Зиона в лице добросердечного пилота Берни) в глазах юного сорванца Альфреда, осознавшего в последний момент бесценность любой человеческой жизни.
"Многоцветье" – красивая и интересная подростковая сказка с сильным социальным подтекстом (почти на уровне графических романов И. Асано), но довольно банальным разрешением внутриличностного конфликта подавленной души, оказавшейся в теле юного Макото Кобаяси.
"Волчий дождь OVA" – альтернативное завершение сериала, крайне скупое на события, но достаточно смелое для избранного авторами завершения трагической истории умирающего мира и бесконечного волчьего путешествия.
"Юная революционерка Утэна: Подростковый Апокалипсис" – достойный завершающий штрих к истории непростых взаимоотношений мятежных женских архетипов, визуализированный свыше всяких похвал.
"Кинокартина Мобильная полиция "Пэтлэйбор" 2" – великолепное продолжение хорошего мультфильма М. Осии, которое можно смело ставить в один ряд с лучшими японскими анимационными фильмами и одно из моих самых любимых, ибо сюжет, идеи, посыл, интересные визуальные решения и музыка К. Каваи выполнены безукоризненно.
"Галактический Экспресс 999" – идеальное знакомство с мирами Лэйдзи Мацумото глазами юного сорванца Тэцуро, неожиданно отправившегося в опасное путешествие на изысканном Галактическом Экспрессе до конечной станции в поисках мести, а нашедшего там верных друзей, честь и первую невинную любовь.
"Нирвана" – практически эталонный киберпанк с неонуарным мультикультурными миром, дзайбацу, киберковбоями, матрицей, имплантами, осознавшим себя искином, несчастной любовной линией и другими радостями для ценителей жанра.
"Солнечный свет" – эпический фильм-роман, сфокусированный на трагической истории Венгрии конца XIX – начала XX века, показанной глазами трёх поколений неувядающей еврейской семьи с отличными актёрами, превосходными декорациями и крепкой драматургией.
"Гильгамеш" – стильное и нетривиальное перепрочтение трагической истории безответной любви богини Инанны к царю Гильгамешу, поданное в виде научно-фантастической притчи о человеческой жестокости.
"Зимняя спячка" – медитативная, дрёмная, трагическая история тщетных попыток людей понять и принять друг друга в прекрасных декорациях Каппадокии.
"Господин Спасибо" – простое, но очень атмосферное (настоящий кинодокумент эпохи) и доброе кино-путешествие из посёлка Амаги в город Токио не только физическое, но и нравственное, как для пассажиров, так и для добродушного водителя.
"Гиперпространственная крепость Макросс: Помнишь ли ты о любви?" – даже если отвернуться от далеко не такого и глупого сюжета о противостоянии землян и инопланетян посредством поп-музыки, поднимающего серьёзные вопросы и насыщенного полунамёками, невозможно закрыть глаза на потрясающий визуал мультфильма, смело идущий по следам мрачных фантазий Г. Гигера и кинофантастики 80-х.
"Идиот" – достойная японская экранизация одноимённого романа Ф. М. Достоевского, которая пусть и в урезанном виде, но следует духу и букве книги.
"Эвита" – гротескный, интерпретирующий факты по своему усмотрению и максимально далёкий от реальности, – именно таким и должен быть блестящий мюзикл о многогранной и яркой жизни вечно прекрасной дочери Аргентины – Эвы Дуарте Перон.
"7 кабинок" – несмотря на откровенную вторичность, интригующая криминальная комедия у Месхиева вполне удалась.
"Перед закатом" – элегантно завершающееся продолжение той самой истории любви уже далеко не студентов – Джесси и Селин, – у которых за годы появилась масса проблем, комплексов и даже взаимных обид, но не угасло задавленное взрослой ответственной жизнью тёплое чувство.
P. S. В конечном счёте, несмотря на отдельные не очень удачные Фестивали, спад активности, вызванный объективными причинами, и просто дикое количество, как самих мероприятий, так и картин; я всё же считаю год успешным и, быть может, самым увлекательным со времён 2011, а то и 2005 года.