Ушки на макушке: ультимативный гайд по выбору игрового аудио

Как слышать каждый шорох, и сколько это будет стоить.

Звук — особенная тема. У аудио-оборудования есть куча объективных и субъективных нюансов, ответить на которые зачастую внятно не в силах даже профессионалы. Ничего удивительного, что вокруг этой темы часто возникают споры, а мифы и легенды из мира аудиофилов входят в золотой фонд цитат интернета.

Ушки на макушке: ультимативный гайд по выбору игрового аудио

В этом гайде, который я изначально готовил для своего блога, сделана попытка дать всеобъемлющий ответ на вопрос «Что купить, чтобы потом не расстраиваться?»

Я попытался подойти к вопросу максимально беспристрастно и нейтрально, но моё сердце всегда будет принадлежать честному «мониторному» звуку, так что отталкивайтесь от этого факта при дальнейшем чтении.

Аудиофилам же стоит учесть: многие термины нарочно упрощены для лучшего понимания, так что рассказывать подробно в комментариях что такое «воздушность сцены» не нужно.

Гайд разбит на чёткие ценовые и технические сегменты и затрагивает практически все виды игрового аудио: от наушников до выбора аудиокарты. Игровая акустика и микрофоны специально не включены в эту редакцию, так как это целый особенный мир предательств, кровавых разборок и холиворов, который лучше затронуть в отдельном материале.

​Цены и модельный ряд приведены на момент начала сентября 2017 года.

Глоссарий

Ушки на макушке: ультимативный гайд по выбору игрового аудио

АЧХ амплитудно-частотная характеристика. Показывает, насколько ровно оборудование воспроизводит звук. Чем ровнее АЧХ, тем разборчивее слышно весь диапазон частот.

Высокие частоты — оперный вокал, струнная группа инструментов, электрогитара.

Средние частоты— нейтральный «слой» звука, который примерно соответствует обычному человеческому голосу.

Низкие частоты если упрощать, то бас. Если смотреть шире, то все звуки ниже человеческого голоса.

Стереосцена — то, насколько хорошо наушники воспроизводят обычный стереозвук, создавая ощущение «объёма».

Сопротивление — измеряется в омах. Чем оно меньше, тем к большему количеству источников вы можете подключить наушники. Наушники с высоким сопротивлением требуют усилитель и непригодны к прослушиванию на бытовых источниках (телефоны, плееры). Однако часто (хоть и не всегда) в высокоомных моделях стоят очень качественные излучатели, лучшие в своём классе. В этом гайде автор придерживается списка «низкоомных» моделей.

Тестовый стенд

В качестве эталона при сравнении используются: аудиокарта ASUS Xonar Essence STX I, наушники Sennheiser HD 650, студийные мониторы Genelec 1029A (усиляются через студийный микшер Mackie), микрофон Shure SM7B.

Часть первая: выбор аудиокарты

Ушки на макушке: ультимативный гайд по выбору игрового аудио

Сколь угодно дорогие и потрясающие наушники можно испортить, банально напортачив при выборе источника. Более того: при хорошем источнике у вас терпимо зазвучат даже относительно дешёвые «пищалки». Так что если вы вдруг подумали, что вам срочно надо потратить несколько тысяч рублей на апгрейд игрового аудио, то дискретная аудиокарта — ваш первый приоритет.

Стоит заметить, что встроенные кодеки HD Audio весьма сносно работают на любом компьютере прямо «из коробки». Однако помимо плохой детализации звука у них есть ещё и ряд важных недостатков. Во-первых, встроенная аудиокарта звучит очень тихо даже с «низкоомными» наушниками. Во-вторых, встроенный кодек не поддерживает продвинутые эффекты виртуализации звука адекватно. В-третьих, HD Audio из рук вон плохо усиляет микрофоны.

При выборе аудиокарты надо руководствоваться следующими параметрами:

  • Наличие предусилителя для наушников. Лучше иметь его на борту, что позволит вам рассматривать для покупки в том числе наушники с высоким сопротивлением.
  • Поддержка аудио студийного качества. Обычно под этим термином понимается сочетание 24-бит и 192 килогерц. Открою страшный секрет: такие параметры не всегда нужны даже на этапе сведения, но чем лучше аудиочип обрабатывает «передний край», тем лучше он работает с технологиями попроще.
  • ​Обязательно изучите отзывы на драйверы для своей ОС. Это пункт, который убирает из списка для покупки множество удачных на бумаге карт. Всегда имейте в виду, что у некоторых моделей Creative и ASUS существуют альтернативные драйверы, которые в ряде случаев работают лучше официальных.
  • Внимательно посмотрите, какой у карты тракт. Многие «аудиофильские» модели заточены под аналоговое аудио. Топовая серия ASUS Xonar, к примеру, не имеет цифровых интерфейсов подключения вообще, так что с перспективами вывода звука через «оптику» можно попрощаться. В равной степени многие чисто цифровые карты иногда не очень хорошо работают с «джековыми» наушниками.
Ушки на макушке: ультимативный гайд по выбору игрового аудио

Перейдем к примерам. Если бюджет жмёт, можно рассмотреть ASUS Xonar DG. Сейчас в рознице эту модель можно найти примерно за 2500 рублей. В этой карте уже есть встроенный предусилитель для наушников, цифровой выход и неплохой звуковой тракт. Она в равной степени хорошо подходит как для игр, так и для прослушивания музыки. Конечно, вы не сможете раскачать местным «предусилком» какого-нибудь аудиофильского монстра в 300 ом, зато на обычных игровых наушниках у вас появится значительный запас по громкости. Это очень полезно, если в игре или фильме очень «тихий» микс. Продукция Creative, в свою очередь, не может похвастаться таким набором «фич» в нижнем сегменте, да и драйверы Creative уже успели стать притчей во языцех.

Среднеценовые модели, на мой взгляд, лишены смысла у обеих компаний. Они предлагают в основном «софтовые» навороты, которые либо не улучшают звук существенно, либо вообще калечат ровную АЧХ. Выделить могу только ASUS Xonar DX (5 тысяч рублей), но в прошлый раз у меня с ней был страшно неудачный опыт настройки софта под Windows 10.

Если же рассуждать здраво, то подавляющему большинству игроков хватит чипа уровня Xonar DG. Скажу больше, заметная часть даже дорогих игровых наушников всё равно не «раскачает» этот источник как следует, так что большого смысла переплачивать за маркетинг и сложные аудиотермины нет.

ASUS Xonar Phoebus и Creative Sound Blaster ZXR представляют собой верхний сегмент в 11-15 тысяч рублей. Модель от Creative «косит» под аудиофильскую карту, тогда как Phoebus честно продвигает себя как игровое решение. Большой разницы между картами в этом ценовом диапазоне нет, однако Asus выглядит более удачным решением, так как предлагает схожие с ZXR вещи, а стоит заметно дешевле.

Особняком стоят ноутбуки и корпуса, для которых PCI-карточки не вариант по ряду причин (компоновка корпуса, питание). Тут на выручку приходят внешние аудиокарты, и здесь продукция Creative начинает отвоёвывать потерянные на «внутрикорпусных» решениях позиции. Бюджетные варианты, увы, мало отличаются по звуку от встроенных кодеков, а потому для внешней карты стоит выделить хотя бы 100 долларов.

Ушки на макушке: ультимативный гайд по выбору игрового аудио

Creative X-Fi HD видится идеальной картой для тех, кому нужно что-то портативное. Цена, конечно, кусается (6300 рублей) и придётся немного повозиться с драйверами, зато звук эта модель выдаёт действительно качественный и предлагает полный набор всех необходимых интерфейсов подключения. У этой модели есть более дешёвый игровой собрат Creative Sound Blaster OMNI SURROUND, однако он ограничен в интерфейсах.

Альтернатива

Ушки на макушке: ультимативный гайд по выбору игрового аудио

Всегда можно рассмотреть модели, которые рассчитаны на работу со звуком. Так, модели от компании M-Audio могут заполнить дыру в среднебюджетном сегменте, хотя и рассчитаны они в первую очередь на работу со стерео и записью музыки.

Часть вторая: игровые гарнитуры и наушники

Ушки на макушке: ультимативный гайд по выбору игрового аудио

Наверное самый важный и самый спорный​ пункт этого гайда — выбор наушников. Давайте сразу обозначим несколько моментов:

  • ​Под игровыми наушниками здесь в первую очередь понимается гарнитура. Подавляющее большинство «геймерских» моделей в той или иной форме прячут в себе микрофон.
  • Игровые бренды часто предлагают не самый качественный звук прикрываясь «геймерскими» фичами, агрессивным дизайном и программными эквалайзерами. Это данность, с которой придётся жить и ради борьбы с которой, во-многом, этот материал и был написан.
  • Если вам захотелось получить ровную АЧХ, то у меня для вас плохие новости. В силу специфики звука в самих играх, в ту или иную сторону частот «покрашены» почти все игровые наушники. Как правило, они выпячивают середину (голос в чате) и низ, чтобы взрывы «ухали». Но это ни в коем случае не недостаток, особенно если не ошибиться с выбором.
  • USB-модель тут ровно одна. Но честно говоря, бегите от всех цифровых наушников, как от огня. Звук в них часто ради полосы пропускания слишком сильно сжимают, да и воткнуть кроме настольного компьютера вы такие наушники не сможете даже в новый макбук (без переходника).
  • «Настоящего» 7.1 в игровых наушниках не бывает, оно всё виртуальное. Есть пара экземпляров, где инженеры действительно умудрились засунуть в раковины 7 динамиков, но это удовольствие я лучше оставлю до рубрики «BDSM-железо».

Ниже приведены модели, который можно относительно без проблем купить в российской рознице.

Проводные наушники с микрофоном

Низкий бюджет (до 5 тысяч рублей)

В сегменте гарнитур до 100 долларов бал безраздельно правят китайцы и всякие OEM-модели в агрессивных цветных корпусах. Смотреть тут стоит в первую очередь на бренд, как бы это избито не звучало. Не советую пускаться в эксперименты и покупать кричащий «китай» от непонятных фирм или чудом появившиеся наушники от производителей материнских плат и планок оперативной памяти. Часто вы берёте какую-то недорогую пару OEM-излучателей, которую просто упаковали в красивый корпус и налепили бренд сверху.

Придерживаться стоит в первую очередь компаний, которые либо делают аудиопродукцию, либо так или иначе имеют звуковую экспертизу.

Чудес не бывает, и Hi-Fi звук вы всё равно за такие деньги не получите, но как минимум хорошое игровое позиционирование, яркое звучание и разборчивый микрофон всего за сотню долларов — это реальность. Перейдём непосредственно к моделям.

Ушки на макушке: ультимативный гайд по выбору игрового аудио

Logitech G231 (4300 рублей)

Швейцарский производитель периферии на рынке звука присутствует достаточно давно и тому есть веская причина: за долгие годы инженерам компании удалось неплохо сбалансировать качество и цену, при этом не забывая про достойный микрофон. G231 взвешено звучит, хотя заваливает «верх» и выдаёт невнятную середину. У гарнитуры пристойная стереосцена и вменяемое позиционирование. Микрофон вполне сносный.

Из недостатков можно выделить тот факт, что микрофон не снимается, а для музыки годится лишь в непритязательных в плане частот жанрах.

Ушки на макушке: ультимативный гайд по выбору игрового аудио

​Plantronics RIG 515 HD Lava (4600 рублей)

Plantronics не очень хорошо знакомы российским игрокам, однако они являются пионерами гарнитур как таковых. Компания основана выходцами из NASA, а теперь снабжает аэрокосмическое агентство и пилотов всего мира радиогарнитурами. На игровой рынок американцы вышли относительно недавно и пока не могут занять какую-то чёткую нишу.

Тем приятнее, что 515 HD в общем-то неплохая игровая гарнитура «на бюджете». Ровный, пусть и немного «плоский» звук, отличное качество микрофона и неплохой софт для 7.1. Как и вся продукция Plantronics, наушники особенно акцентируют голос (середину), так что многим купившим кажется, что звук, цитирую, «кристальный».

Делается это ценой невнятного, грубого низа и таких же невнятных верхов. USB-интерфейс тоже для кого-то может стать проблемой, хотя есть опция проводного подключения. В случае с классическим штекером, однако, теряется виртуальный 7.1. Наушники точно не музыкальные, зато для игр, где важен голосовой чат — великолепный выбор. Отдельно стоит упомянуть о своеобразной эргономике, так что если есть возможность, лучше примерить «уши» до покупки.

Ушки на макушке: ультимативный гайд по выбору игрового аудио

SteelSeries Siberia V2 (5 тысяч рублей)

В продаже всё ещё можно найти бессмертную классику от датской компании SteelSeries. V2 не могут предложить игроку никаких маркетинговых «фич», типа продвинутого 7.1, да и микрофон тут чуть ниже среднего.

Однако взрывную популярность этой модели принесли эргономика и звук. Siberia V2, за счёт подсмотренной у продакшен-наушников AKG 271 конструкции, можно носить часами, не снимая. 50мм драйверы обеспечивают удивительно яркий, сбалансированный и характерный звук. Siberia V2 — та редкая недорогая модель, которая может одинаково хорошо использоваться как в играх, так и при прослушивании любой музыки.

Наушники неплохо собраны, а микрофон задвигается в чашку, так что носить их можно и на улице. Конечно, модель уже давно официально снята с производства, но в российских магазинах V2 всё ещё можно найти.

Средний бюджет (до 10 тысяч рублей)

Ушки на макушке: ультимативный гайд по выбору игрового аудио

Sennheiser GSP300 (7 тысяч рублей)

На мой вкус — единоличный король ниши. Гигант в лице Sennheiser очень долго раскачивался, но наконец-то порадовал игроков качественными наушниками, для покупки которых необязательно продавать почку. Сама по себе гарнитура фактически является хорошим музыкальным Hi-Fi с фирменным «нейтральным» звуком Sennheiser. Закладывать уши от взрывов в Battlefield 1 не будет, зато вы услышите малейшие детали звуковой сцены вообще везде, особенно в музыкальных композициях.

Помимо хороших драйверов гарнитура предлагает отличный микрофон с шумоподавлением. Практически во всём чувствуется рука компании, которая производит эталонные наушники. При этом Sennheiser удалось удержать приемлемую цену, что особенно удивляет, учитывая расценки на музыкальные модели бренда.

​Из недостатков можно отметить немного «дедовский» дизайн («Как дела, ребятки?»), несъёмный микрофон, малое присутствие игровых Sennheiser в рознице и полное отсутствие софта и виртуального 7.1. Очень странно, но Sennheiser зачем-то сэкономили на проводе. В GSP300 обычный тонкий шнурок от дешёвых наушников, даже без оплётки. Однако по чистой стереосцене и позиционированию на хорошем источнике GSP300 дадут прикурить кому угодно.

Ушки на макушке: ультимативный гайд по выбору игрового аудио

SteelSeries Arctis 3 (6500 рублей)

Дальнейшее развитие почившей в бозе премиум-линейки Siberia V. По звуку это всё тот же неплохой баланс V2/V3 с отличной эргономикой и ярким дизайном. Микрофон оставляет желать лучшего (но всё так же убирается в чашку), зато программный 7.1 наконец-то не стыдно похвалить.

Гарнитура вменяемо стоит, поддерживает мощный софт SS Engine, приятно выглядит и не имеет каких-то действительно слабых мест. Контроль качества SteelSeries в последние годы изрядно просел, но компания свято блюдёт гарантию, так что этот пункт не должен вас особо беспокоить, если вы покупаете РСТ-наушники.

Ушки на макушке: ультимативный гайд по выбору игрового аудио

Razer Kraken Pro V2 (7500 рублей)

Лично мне совершенно не нравится звук Kraken, но Razer тут оказался по двум причинам. Во-первых, это отличный выбор для тех, кому надо, чтобы «ухало». Наушники очень агрессивно сориентированы на «низ», но он тут действительно глубокий и не «пердит» (хоть и сделано это в ущерб всей остальной АЧХ).

Во-вторых, у Razer на данный момент лучший программный 7.1 прямо «из коробки» в своём ценовом диапазоне. Так что если стереосцена и прочие аудиофильские заморочки вас не волнуют, а требуется получить звук качества «чтоб качало», то обратите внимание на Kraken.

Высокий бюджет (от 10 тысяч рублей и выше)

Ушки на макушке: ультимативный гайд по выбору игрового аудио

​Sennheiser G4ME ONE (11 500 рублей)

Не столько игровая гарнитура, сколько Hi-Fi наушники, к которым прилепили микрофон. Основные отличия от GSP300 — провод в оплётке, более консервативный дизайн и эргономика, качественный микрофон и полноценное Hi-Fi звучание без скидок и компромиссов.

Этой модели можно долго петь дифирамбы, но есть пара важных моментов. Во-первых, в столь качественных «мониторных» наушниках начинают вылезать недостатки игрового звука. Не секрет, что для экономии места в играх аудиоданные сильно сжимают. И проблема G4ME ONE в том, что вы это обязательно услышите.

Во-вторых, без предварительной игры с эквалайзером звук они выдают излишне сухой (фишка Sennheiser). Плюс, опять же, крутое стерео. Никаких детских заигрываний с программным 7.1. Так что перед покупкой стоит взвесить все «за» и «против».

Ушки на макушке: ультимативный гайд по выбору игрового аудио

Где-то в промежутке 9-11 тысяч у компании есть Dolby 7.1 модель Sennheiser GSP350, но мне она не понравилась. Чистое стерео немцам удаётся куда лучше.

Альтернатива

Ушки на макушке: ультимативный гайд по выбору игрового аудио

Никто не отменял самых обычных наушников, особенно если вам не нужен микрофон. За те же 6-7 тысяч можно купить бессмертную классику Sony MDR-7506 и выжать из них вообще любое звучание, какое только будет душе угодно. Тем более, что ситуация с программными улучшениями постепенно меняется.

Лайфхак с 7.1

Ушки на макушке: ультимативный гайд по выбору игрового аудио

​Windows 10 привнесла одну очень интересную фишку, а именно встроенный программный 7.1 звук, который совместим с любой аудиокартой и фактически может превратить любые хорошие наушники в некое подобие игровых.

Особняком стоит программа виртуализации Razer Surround, которая пусть и просит денег, зато даёт весьма нехилый движок виртуализации.

Беспроводные наушники с микрофоном

​В этой нише всё либо очень дорого, либо так себе. Я бы выделил три модели по возрастанию цены из тех, что мне удалось послушать.

Ушки на макушке: ультимативный гайд по выбору игрового аудио

Sony Wireless Stereo Headset (5-6 тысяч рублей)

​Практически единоличный лидер бюджетной беспроводной ниши. Скрипучие, пластиковые, с плохим микрофоном и паршивым звучанием по проводу, они тем не менее не просто так пользуются бешеным спросом.

Во-первых, у Sony замечательный виртуальный 7.1 с расширением через профили, особенно за свои деньги. Во-вторых, эти наушники одинаково хорошо работают не только с PS4, но и с ПК/Mac. Если провода для вас ограничивающий фактор, то лучше этих Sony за свой бюджет попросту ничего нет.

Но за всё хорошее надо платить и в случае с гарнитурой Sony — это надёжность. Пластиковый конструктив и жёсткое оголовье гарантируют сначала трещины, а потом поломку наушников через два года активного использования. С другой стороны, к моменту поломки Sony успевают отбить все потраченные на них деньги. Нужна ли вам такая рокировка — это уже другой вопрос.

Ушки на макушке: ультимативный гайд по выбору игрового аудио

Logitech G933 (13 тысяч рублей)

Флагманская модель Logitech. Звук всё ещё чисто игровой (Верха? Нет, не слышали), зато микрофон отличный, есть совместимость с консолями, а возможностей кастомизации кнопок не счесть.

Наушники отлично держат сигнал на 2.4 Ггц полосе, очень продвинутый софт позволяет гибко настроить звук под себя, да и с точки зрения эргономики к G933 нет нареканий.

Из минусов стоит отметить, что с консолями модель совместима только по проводу, а батарея могла бы жить и подольше.

Ушки на макушке: ультимативный гайд по выбору игрового аудио

Astro A50 (минимум 18 тысяч рублей)

​Царь беспроводных гарнитур. Великолепный 7.1 звук, шикарное позиционирование, нормальный микрофон и совместимость с ПК и консолями по беспроводной полосе.

A50 можно долго и вполне заслуженно превозносить, поскольку это настоящий «Роллс-Ройс» от мира игровых наушников. Тем не менее, сопутствующие статусу проблемы у них всё-же есть.

Во-первых, достать их в России очень тяжело даже при наличии денег. В рознице модель почти не представлена. Во-вторых, зачастую, российская цена на Astro взвинчена до небес и проще купить их на Западе. В-третьих, за такие деньги микрофон мог бы быть и получше.

***

Этот гайд ни в коем случае не призван стать непререкаемым руководством. Скорее его цель — наметить некоторые ориентиры при выборе наушников и сопутствующей экосистемы, с учётом того, что кошелёк у людей всё-таки разный. Звук — достаточно субъективная вещь и напоследок могу лишь посоветовать вот что: перед выбором наушников и чтением любых гайдов чётко определитесь с тем, что вы хотите получить от игровой гарнитуры. Поверьте, это существенно упростит выбор.

На этом мы не прощаемся, на следующей неделе я затрону тему выбора микрофонов и расскажу о том, как лучше всего выбрать игровую акустику под бюджет, габариты комнаты и конкретные задачи.

113113
181 комментарий

Вывод:
Игровые наушники.. ну такое себе.

Серьёзно, зачем? Можно найти обычные наушники за вполне адекватную цену и они будут качеством в разы лучше игровых. "Игровые" по большей части просто маркетинговый ход, который позволяет сбавить качество наушникам, но поднять цену. У тех же Sony можно вообще вкладыши за 5к купить с Hi-Res звуком, сижу в них год, звук просто блаженный даже без хорошей аудиокарты. Не покупайтесь на эту бессмысленную приставку "игровая гарнитура".

16

вам даже в статье было указано отличие "игровых" ушей от обычных.
В игровых больше важно позиционирование звука и преобладание некоторых частот.
Музыку чаще всего подобные уши "ломают" (на мой взгляд)

4

Ну зачем же. Во-первых конкретно игровой звук пережат почти всегда и хайфай его портит, а ХОРОШАЯ игровая гарнитура так настроена, что уши не режет. Есть ещё момент позиционирования, который хорошо решён на музыкальных наушниках начиная лишь со среднего бюджета. Ровная АЧХ хороша не во всех сценариях, а большинство людей в упор не умеет пользоваться эквалайзером (да и зачем им)

Во-вторых микрофон отдельно хорош только для стримов, для казуальных сессий по вечерам микрофон непосредственно в наушниках классная тема.

Лично у меня HD650 и Sony H.ear On, но для игр я пользуюсь Siberia V3 ровно для того, чтобы не слушать артефактов сжатия и потери частот "сверху". (хотя может это уже профдеформация, не знаю)

3

Комментарий недоступен

2

Маркетинг... По-моему под игровыми наушниками имеются в виду наушники, которые имеют на борту микрофон с относительно неплохим звучанием. Исключая телефонные гарнитуры. Даже наушники за 1000 долларов могут звучать хуже чем за 100.

Как хорошо, что мне медведь на ухо и как следствие низкие требования к качеству звука. Не хрипит, не шипит и не разваливается от ветра - беру. А частоты, басы, т.д. и т.п. - по барабану. Со временем все равно начинают звучать одинаково.

1

Это только кажется. В киберспорте, кроме шуток, на наушниках с хорошим позиционирование натурально появляется преимущество. Испытано на "Осаде", где в звук вкачано много сил. А хорошая сцена берётся напрямую из характеристик.

5