В двух словах о том, почему я не полюбила Death Note: Another Note и кто еще может не полюбить ее вместе со мной

Должна сразу предупредить: тут скорее личные впечатления от знакомства с этой книгой, чем целенаправленный хейт в ее сторону. Вполне возможно, что кому-то зайдет полностью либо хорошие черты перевесят плохие. Строго говоря, я ругаю сию новеллу как ругают отличника: ну можешь же лучше, ну емое!!

В двух словах о том, почему я не полюбила Death Note: Another Note и кто еще может не полюбить ее вместе со мной

Собственно

Книга увидела свет в 2006 году по горячим следам последних томов манги и сразу всем страшно понравилась. И я имею ввиду всем: и критикам, и фанатам. Если пошарить на форумах того времени, то сообщения сразу после выхода были более чем восторженные (в конце данного эссе есть предположение, почему). С 2009 по 2011 год нельзя было открыть любой анимешный дневник на беоне, чтобы не увидеть картиночки с главным героем «Другой тетради». Про него строчили километры фанфиков. Моя подруга прожужжала мне все уши про эту книжку. Настал 2021 год, улеглась шумиха, беон закрыли, аниме-девочки повыходили замуж, с подругой мы рассорились, и я решила, что теперь-то настало время ознакомиться «Другой тетрадью».

Новеллу написал Нисио Исин, легендарный автор популярных Моногатари, довольно успешный японский писатель. Речь пойдет о серии убийств, которые Наоми Мисора раскрывала на пару с L до того, как начались события оригинальной манги.

Надо сказать, что личность Исина накладывает хороший такой отпечаток на текст. Ему свойственно немного чунибьошное стремление сделать персонажей _особенными_, которое, может, и не проявилось в полной мере в «Другой тетради», но точно подарило главному герою странную фичу с потолка, не объясняемую никак. И еще странные имена, очень много очень странных имен (визитная карточка Нисио Исина): Бэкъярд Боттомслэш? Блюзхарп Бебисплит? Редд Вайт, СЕО Блюкорпа? Серьезно? Я просто хочу знать, как это воспринимается англоязычными читателями.

Что хорошего

Во-первых, книжка сногсшибательно выглядит. Обложка, суперобложка, фронтиспис, печать – все это сделано на потрясающем уровне. Она отлично встанет на полочку рядом с вашей коллекцией тетрадочной манги, если таковая имеется, ее приятно держать в руках, ее, наконец, иллюстрировал сам Такэси Обата. Словом, радует глаз.

Вот, например, а еще будут страшно стильные заставки перед главами.
Вот, например, а еще будут страшно стильные заставки перед главами.

Во-вторых, это возможность еще раз прикоснуться к «бумажному» (подчеркиваю, не экранному) миру Тетради смерти. Ведь что у нас, по сути, есть помимо оригинальной манги? Пилотный выпуск, два ваншота да отрывок об L в артбуке. Есть, конечно, новеллизация фильма*, и довольно неплохая, но фильм тут все-таки первичен. Вы как хотите, а я никогда не насыщусь этой атмосферой и буду снова перечитывать, утирая горючие слезы. Повествование вообще ведется от имени Мелло, что бесполезно для сюжета (и даже создает лишние вопросы), но приятно сердечку.

Что будет

Хорошие новости: будет что-то вроде предыстории. Реальный шанс узнать побольше об L, что дорогого стоит.

Плохие новости: будут вот такие моменты:

В двух словах о том, почему я не полюбила Death Note: Another Note и кто еще может не полюбить ее вместе со мной

Получилось так, что «Другая Тетрадь» постоянно балансирует между мрачным пафосом (не дотягивающим до оригинала) и откровенной несерьезностью (не свойственной оригиналу). Понимаете, в манге было что-то величественное. Новелла выглядит скорее как ее эмо-дочка, не поступившая в институт.

Будет, например, фансервис с раскрытием темы панцу. Фансервис сам по себе – не плохо и не хорошо (говорю как человек, поставивший «Школе мертвецов» восемь звезд), но, на мой взгляд, было бы правильно придерживаться тех пропорций, которые установились в «Тетради смерти». Напомню: Миса является средоточием милоты, но как бы аккумулирует его в себе и не дает расползтись в разные стороны, Саю 1 (один) раз упоминает ее трусики и еще вроде у Мацуды иногда были кавайные фреймы.

Будет, наконец, Мисора, но тут затейливо. С одной стороны, ее много, с другой – она ли это? Колеблюсь, советовать ли книгу тем, кто нежно влюблен в Мисору и желал ей больше экранного времени (я из этого лагеря, но все же я буквально назвала обзор так, как назвала). Местами она тупит, но если бы только это – местами она цундере! Она воспринимается как-то моложе своих лет, что, возможно, оправданно, приквел как-никак, но все равно коробит.

Чего ждать не стоит

Скорее всего, вам не следует ждать от книги оглушительного плоттвиста, который некогда действительно оглушал, но сейчас затупился от многих спойлеров. Я на 99% уверена, что вы знаете, в чем там соль, если хоть сколько-нибудь варились в фандоме десноты. Печально осознавать, что это была одна из самых сильных сторон книги, без которой она много теряет. Легко могу представить, как это все должно было восприниматься на свежую голову, но увы – голова у меня проспойлеренная, да и у вас наверняка тоже. Больше того, детективная часть довольно посредственная. Некоторые логические цепочки прямо-таки вьются из воздуха на глазах у охреневших читателей. Некоторые загадки Нисио Исин вообще не посчитал нужным раскрыть.

К сожалению, от «Другой тетради» не стоит ждать хорошего литературного языка. От начала до конца сохраняется такой привкус фанфика, и я не уверена, что стоит грешить на перевод, потому что многие англоязычные читатели тоже жалуются на сухость и плоскость повествования. Очень неприятно то, что убийства, по сути, не вызывают у читателя никаких эмоций, а жертвы воспринимаются как заскриптованные трупы (довольно частый грех детективов вообще, но ведь его можно избежать, было бы желание). В «Тетради смерти» каждая смерть была событием (ну, кроме ежедневных упражнений Лайта), а здесь все как бы в вакууме немного. Ничего вокруг нет, только места преступлений, между которыми, пререкаясь, курсируют Наоми со своим напарником.

Не стоит ждать, что ранобэ окажется чем-то, кроме ранобэ. Честно скажу, я не читала покемоногатари и не в курсе, насколько «Другая тетрадь» соотносится с другими работами Исина, но он вроде как не изменил себе ни в построении сюжета, ни в поименовании персонажей. И это чувствуется. И это не очень. Словом, я не поставлю «Другой тетради» больше пяти из десяти, и какая-то из этих баллов накинута за ностальгию. Тем не менее, охотно допускаю, что мы с ней просто не сошлись характерами.

Может быть и такое, что это кара мне за попытку дважды войти в одну реку. Надо было читать ее в 2010, постить картиночки вместе со всеми, глядишь, и замуж бы вышла, как те анимешницы, а то сижу вот с вами.

* Хотя я и не нашла этому подтверждения, но, видимо, ее тоже написал Нисио Исин. Во-первых, автор новеллы «L: Change the World» скрывается под псевдонимом «М», тогда как «Другая тетрадь» написана от имени Мелло. Во-вторых, где одна новелла, там и две. Если это так, то он неплохо справился, но надо понимать, что у него уже был материал – фильм, причем фильм, над сценарием которого работал Цугуми Оба. Жутко трогательно смотрится постскриптум к этой новелле: «Образ M. Пол и возраст неизвестны. Высоко ценится как передовой писатель в области смелых идей и умелой техники повествования. Принимал участие в «Проекте L», будучи приближенным к продюсеру, который обратил внимание на работы М». Ай да Исин, ай да сукин сын!

4040
16 комментариев

ТУТ НЕ ДВА СЛОВА

4

Ну хорошо, три с половиной :з

5

Комментарий недоступен

2

Он, кстати, присутствует в одном моменте, пусть и косвенно, так что эта претензия была бы необоснованной

2

Комментарий недоступен

2

Книгу прочёл где то год назад, после того как приобрёл и перечитал оригинальную мангу. Спойлеров удалось избежать, поэтому сюжетные повороты воспринимал на свежую голову. В итоге после прочтения в голове вертелась крылатая фраза Гоблача из отрывка представленного ниже. Вердикт: тупой фанфик.

На полке валяется ещё не читанный "L. Изменить Мир". Это произведение на уровне "Другой Тетради" или может даже выше?

1

Будет плюс-минус так же. Мб сюжет поинтенсивнее, но сам текст слабоват

1