Современные ретро-игры

В контексте сегодняшней моды на ностальгию и ретрофутуризм, которая всё сильнее пропитывает современную попкультуру, многие могут подумать, что игры, выполненные в старой стилистике, примечательны, в первую очередь, своим визуальным рядом, который способен вернуть игрока в эпоху когда трава была зеленее. На самом же деле, главной особенностью большинства ретро-шутеров никогда не была графика. Напротив, графика зачастую была слабой стороной, которую авторы с лихвой компенсировали интересными идеями, левлдизайном и множеством других увлекательных фишек. Что приятно, многие создатели современных стрелялок в ретро-стилистике смогли отлично передать не только визуальное оформление, но и особенности классических шутеров.

Сегодня мы поговорим о творениях, пытающихся вернуть игрока во времена золотой эпохи видеоигр. А заодно разберемся, что же такого было в старых шутерах, чего катастрофически не хватает современным тайтлам.

Вообще, с моей точки зрения, возрождение классических шутеров как жанра началось после выхода мода Duke Nukem Forever 2013 на старом движке Build Engine, который сообщество встретило с намного большей теплотой, чем одноимённую игру 2011 года.

Современные ретро-игры

А это только доказывает, что увлекательность игры зависит не от того какие технологии она использует, а от мастерства создателей. Оригинальный спрайтовый Дюк Нюкем был отличной игрой, хотя и вышел в один год с полностью трехмерным Quake, но несмотря на менее современные технологии, игра достойно конкурировала не только с первой, но и со второй и даже с третьей Квакой. А причиной тому стало просто нереальное количество интересных фишек - помимо невероятной атмосферы ночного мегаполиса и искрометных фразочек главного героя, по типу “время жевать жвачку и драть задницы”, Дюк постоянно сталкивается с объектами, с которыми можно взаимодействовать, за счет чего игра вызывает значительно больше эмоций. Можно давать деньги стриптизёршам, а они в ответ порадуют игрока своими прелестями, играть в бильярд, следить за помещениями через камеры наблюдения в будке охранника, создать собственную голограмму, которая будет отвлекать врагов, пользоваться туалетами, взрывать дома, запускать в кинотеатре фильм для взрослых и много-много других забавных действий, делающих игру игрой.

Современные ретро-игры

В подавляющем же большинстве современных шутеров игроку совершенно нечем заняться, кроме как идти из локации в локацию, убивая однообразных врагов и смотреть короткие ролики между миссиями. Ну назовите хоть один современный шутер, в котором раненый враг может притвориться мертвым, а когда вы отвернетесь - пустить вам пулю в спину? А в Дюке это абсолютно обычная ситуация. К сожалению, создатели большинства современных стрелялок, совершенно не уделяют внимания элементам, развлекающим игрока - даже количество отсылок и пасхалок в современных шутерах чаще всего стремится к нулю. Чего не скажешь о Duke Nukem 3D - то и дело вы будете находить интересные отсылки - например, труп Думгая, Люка Скайуокера или Индианы Джонса, дерижабль, рекламирующий пиво Дафф, рабочее место Гомера Симпсона в секторе 7-G, а в одной из тюремных камер можно найти плакат с девушкой, за которым спрятан тоннель, ведущий прямо к концу уровня - отсылка к “Побегу из Шоушенка”.

Современные ретро-игры

Даже начальная заставка игры является отсылкой к хорошему фильму “Армия тьмы”.

Современные ретро-игры

Но не только пасхалки развлекают игрока - арсенал оружия тоже весьма занятный. Помимо кучи бомб, ракетниц и прочего стандартного оружия есть, например, морозная пушка, превращающая врагов в глыбы льда, после чего их легко разбить ногой, увеличитель, раздувающий неприятеля пока он не лопнет, уменьшитель, уменьшающий цель до размеров таракана, после чего её можно просто раздавить. Да и самого себя уменьшать можно и даже нужно для прохождения определенных уровней. Не дают заскучать и такие вещи, как частичная разрушаемость и нелинейный левелдизайн.

Ну а вышеупомянутый мод 2013 года, являющийся, по сути, отдельным эпизодом, развивает идеи игры ещё сильнее, добавляя еще больше юмора, интерактивных элементов и нового оружия. Кроме того, теперь в игре можно ездить на мотоцикле или на осле, а на улицах города появляются гражданские усиливающие хаос и панику. И вроде бы вполне обычный, не сильно примечательный мод, но после него поднялась настоящая волна интереса к старым играм.

Современные ретро-игры

А в частности к играм на движке Build Engine, на котором и был сделан не только Duke Nukem, но и Shadow Warrior - игра о современном воине-самурае, и Blood, в которой вам предстоит опробовать роль охотника на демонов. Хотя лично мне больше нравится “Кровь” в локализации Фаргуса - там вы играете за Ленина, убиваете капиталистов и строите коммунизм, размахивая вилами.

Современные ретро-игры

Обе игры продолжали славные традиции Дюка и обе, как и Duke Nukem, спустя некоторое время, получили переиздания совместимые с современными компьютерами. Однако, все переиздания имеют свои проблемы, поэтому если захотите поиграть, то советую запускать игры через EDuke32. К тому же, через EDuke32 можно запустить ещё одну просто великолепную игру, о которой почему-то все забыли - Redneck Rampage (она же Ярость Деревенщины). В ней вы будете играть за обычного американского реднека, у которого инопланетяне похитили свиноматку-призершу деревенской выставки. В игре множество смешных отсылок и оружия типа огнестрельного лифчика, шара для боулинга или циркулярной пилы. Стёб над американскими провинциалами в Redneck Rampage зашкаливает, интерактивных элементов масса - игра постоянно развлекает и заставляет улыбнуться.

Современные ретро-игры

Не меньше юмора и интерактивных элементов и в игре 2018 года Ion Maiden, которую переименовали в Ion Fury из-за брюзжания участников некогда великой митол-группы Iron Maiden. Старикам не понравилось, что название игры похоже на название их группы, они подали в суд, а создатели игры решили не связываться и название просто поменяли. Забавно тут даже не то, что название отличается, а то, что группа Iron Maiden своё имя не выдумывала - так называлась одна из средневековых пыточных машин, однако, подать в суд на металлюг было уже некому. Так вот, Ионная Фурия это такой Duke Nukem на минималках в женском обличии. И тут стоит сделать небольшую ремарку - на минималках она в сравнении с Duke Nukem, а вот какой-нибудь новый Call of Duty или Borderlands 3 у Ионной Фурии отсасывают стоя. Конечно же, не в плане графики, а в плане развлекающих геймплейных аспектов и дизайна уровней. Стоит сказать, что Ion Fury хоть и сделана на движке Build Engine, но по левелдизайну она близка к Half-Life или Quake 2, то есть вас ждёт множество локаций, соединённых между собой с короткими загрузками при переходе из одной в другую. Однако, не будем останавливаться на ней слишком подробно, так как обзоров на неё кто только не делал. Кстати, ни одного отрицательного я не видела.

Ещё одна игра, созданная на движке Build Engine это чисто русский во всех планах Sharp Shooter. Игра пропитана колоритом девяностых и ранних нулевых чуть менее, чем полностью. Она также будет радовать вас массой забавных пасхалок и отсылок. Вас ждет множество геймплейных элементов не обязательных для прохождения, но доставляющих одним своим существованием. То и дело вы будете сталкиваться с гопниками, фанатами, милиционерами и наркоманами.

Но не только Дюком вдохновляются современные ретро-шутеры. Не меньшую популярность в конце девяностых имел Quake, хотя в нём нет такого количества пасхалок и искрометного юмора, как в спрайтовых стрелялках. Зато в нем есть невероятная скорость и динамика игры, а также порой зашкаливающее количество секретов. Игровая физика позволяет просто таки летать по уровням, иногда, чуть ли не пена изо рта идёт, а приправлено это всё огромными кусками квадратного низкополигонального мяса. В конце первого эпизода был даже салют из мяса. Помимо динамики, именно Quake привнес в шутеры ощущение вертикальности - локации стали менее плоскими и более запутанными. Без преувеличения, гениальную смесь, получившуюся из бешеного темпа и нетривиального левелдизайна сложно описать словами, проще один раз попробовать. Если решитесь на это, что я рекомендую, качайте порт GLQuake - он отлично идёт на современных системах и поддерживает все соотношения сторон мониторов.

Современные ретро-игры

Вторая часть немного потеряла в динамике, да и вообще это абсолютно другая игра. Но она не менее интересна за счет дизайна уровней, атмосферы и многообразия оружия. Люди, работавшие как над первой, так и над второй частью, глубоко прорабатывали вопрос психологии игрока, они старались создать игру, которая бы предугадывала действия. Стоит вам увидеть ключ, к которому вы кровью и потом добирались последние 15 минут и радостно побежать к нему, как он внезапно провалится под землю, а вы окажетесь в окружении кучи монстров. А когда вы не раздумывая побежите в комнату, в которой светится новое оружие, дверь за вами захлопнется, а потолок вдруг начнет опускаться. Если в игре есть узкий мостик, с которого можно упасть, то на нем обязательно заспавнится враг, который может вас столкнуть. И это только самые поверхностные и очевидные примеры. Quake будет играть с вашими нервами на протяжении всего прохождения. К сожалению, в современных шутерах психология игрока используется лишь для того, чтобы он купил как можно больше внутриигровых предметов. В прошедшем году я играла в множество новинок - Rage 2, Wolfenstein young blood, Borderlands, Gears 5. К сожалению, играются они плюс-минус одинаково, вы просто идёте по локациям и убиваете врагов, иногда смотрите ролики - ни секретов, ни предугадывания ваших действий, ни единого игрового темпа не было ни в одной игре. Конечно, кое-где встречались приятные моменты, типа необычного оружия или хитрых боссов, но не более того.

Современные ретро-игры

На фоне этого особо приятно, что есть ещё разработчики, которые не просто поняли концепцию Quake, но и в какой-то степени ее расширили. Я говорю о Wrath: Aeon of Ruin. Геймплейно это смесь первых двух Quake с нотками атмосферы Hexen. Да, не всё получилось идеально - динамика не так высока, локации слишком открыты и однообразны. Но всё же игру есть за что похвалить - она делает правильные акценты на правильных вещах, а с учётом того, что игра будет дорабатываться и обновляться, ей можно накинуть еще немного очков лояльности. Даже сейчас враги смотрятся интересно, появляются очень неожиданно и в подходящий момент. В игре нет бесполезного оружия - даже первый нож имеет своё применение. Ну и самое главное, смачный игровой процесс и перестрелки в игре стоят во главе всего. Сложно представить в современном шутере секрет, который бы не давал вам особого бонуса, ачивки или плюса к прокачке. В Wrath нахождение секрета это порой опасная ловушка, после которой у вас останется меньше патронов и жизней, чем до его нахождения. Наградой же является сама ситуация, в которую попадает ваш персонаж. Согласитесь, получать удовольствие ведь нужно от игрового процесса, а не от ачивок и прокачки. К сожалению, игра пока что в раннем доступе, там нет музыки и маловато контента, но даже в таком виде она способна доставлять удовольствие. А главной причиной является тот самый драйвовый темп игры, не дающий заскучать ни на минуту. Да, можно лучше, но повторюсь, у 99% новых шутеров получается намного хуже.

И причина тут, наверное, в том, что издатели сейчас думают не в том направлении - по их мнению, игроку нужно создавать стимул играть в игру в виде прокачки, боевых пропусков, ачивок, социальных механик и за счёт чего угодно, но не за счёт игрового процесса. Крупные издатели и "эффективные менеджеры" не играют в компьютерные игры и рассуждают как теоретики - как следствие и игры получаются хорошие, но только в теории. Всё в них отлично, есть любые стимулы играть дальше, да только геймплей унылый. А во Wrath можно получать удовольствие даже просто от того как персонаж бегает по уровню, от скорости передвижения и стрельбы. К тому же, само ощущение убийства монстра нереально доставляет - от зомби отрываются конечности, мощные дробовики в клочья разносят врагов. Сейчас же в играх стараются делать как можно меньше насилия, а то что есть делают максимально лайтово и нереалистично, трупы исчезают через несколько секунд, от чего шутеры страдают. Военные игры смотрится нелепо в этом плане, так как локации в как бы реальных боевых действиях всегда чистенькие - нигде нет крови, трупы исчезают, хотя по логике ими должны быть завалены все улицы. А о том, чтобы мертвецу можно было отстрелить что-то вообще и думать не приходится.

Кроме того во Wrath интересно реализованы сохранения - это специальные одноразовые артефакты, которые ещё нужно найти. Вы сами решаете когда сохраниться, но на это будет тратиться предмет, которых ограниченное количество. Таким образом вы не будете сохраняться каждые 2 минуты, но и на систему безопасных чекпоинтов это не похоже. Необычная система сохранений только добавляет драйва игре.

Ещё интереснее получилась игра DUSK. Этакая смесь Quake, Half-life, Redneck Rampage и Blood. Как и Wrath, игра имеет некоторые проблемы с левелдизайном - не слишком серьезные и далеко не везде, но многие локации смотрятся пустовато и простовато. При этом, приятная атмосфера и отличная динамика Dusk с лихвой компенсирует проблемы дизайна уровней.

Вам предстоит окунуться в антураж небольшого американского города или посёлка, захваченного культистами-сатанистами, напоминающими куклусклановцев. Особенно приятно то, как персонаж двигается и стреляет - тут автор явно вдохновлялся всё тем же Quake. Перестрелки динамичные и очень сочные, враги имеют разные особенности и против разных типов врагов эффективно разное оружие, что заставляет менять пушки прямо в пылу сражения. Приятно, что в игре есть много боссов. Большинство из них не сказать чтобы очень сложные, но и легкими назвать их язык не поворачивается. Скорее они отлично вписываются в общий темп прохождения - не сложнее и не легче, чем вся остальная игра. Ну а вообще, по поводу Dusk очень много противоречивых мнений, поэтому если стилистика игры вам по душе, то скачайте и сами попробуйте. В целом, поиграть стоит.

В конце девяностых был ещё один весёлый поджанр стрелялок, который и тогда-то не был суперпопулярным, а в наше время и вовсе умер. Я говорю о фэнтезийных шутерах, таких как Hexen или Heretic.

Современные ретро-игры

Они отличались от других игр более сложными загадками и головоломками. Порой, слишком сложными. У фентези-шутеров тоже есть свой духовный наследник - Amid Evil. И это тот случай, когда, по-моему, наследник превзошел оригинал - загадки стали понятнее, но при этом интереснее. Они отлично вписываются в общий темп игры - пораскинуть мозгами, конечно, придётся, но в отличии от Hexen, в Amid Evil всегда понятно что и где нужно делать. К тому же, появилось множество головоломок, которые просто нереально было сделать на старом движке. С точки зрения дизайна уровней игра вышла разносторонней, так как вся она поделена на 7 миров, отличающихся не только атмосферой и цветами, но и архитектурой, дизайном уровней и обитателями. Складывается ощущение, что над разными мирами работали разные люди, но при этом игра выдержана в едином темпе. У вашего персонажа есть 4 вида маны - это что-то вроде боезапаса. При том некоторые пушки используют один и тот же тип маны. Из минусов - мне показалось, что баланс сложности в игре не слишком проработан, возможно, это дело вкуса и игровых навыков каждого конкретного человека. Цвета могут показаться слишком кислотными, но к этой стилистике быстро привыкаешь. Отзывы в стиме говорят сами за себя - 97% обзоров положительные. Amid Evil - лучший кандидат для первого знакомства с фэнтезийными шутерами.

Лучший, но не единственный. Apocryph - ещё одна игра того же забытого жанра. Получилось, в принципе, фаново и не скучно. В игре всё та же система маны, есть инвентарь, единая визуальная атмосфера и неплохая музыка. Но сделано слегка топорно - много мелких багов, недочетов, анимации и поведение противников оставляют желать лучшего. К тому же, не чувствуется единого темпа игры, единой сложности и динамики. Поймите правильно - посыл у игры хороший, создавалась она явно с любовью к жанру, это не просто шутер, сделанный под олдскул и геймплейно не имеющий ничего общего с классикой. Но создателям явно не хватило опыта или таланта для того, чтобы довести всё до ума. Тут и там всплывают баги, враги тупят, персонаж застревает. Справедливости ради скажу, что играла я в него давно и, судя по отзывам, игра активно дорабатывается и улучшается.

Говоря о ретро-играх нельзя не вспомнить классику, такую как Doom или Wolfenstein 3D. И тут всё сложнее - движки тех лет имели технические недостатки, которые явно не идут на пользу дизайну уровней и геймплею. Например, в Вольфе уровни были полностью плоскими, а все стены были расположены либо параллельно, либо перпендикулярно друг к другу, третьего не дано. Таким образом, каждый уровень представлял собой лабиринт с прямыми углами, без спусков и подъемов. И, да простят меня олдфаги, это ни разу не весело.

Современные ретро-игры

Для своего времени Wolfenstein был уникален, но современному геймеру игра вряд ли покажется очень интересной. Хотя и у неё есть свои игры-последователи, на удивление, их довольно много, но качество оставляет желать лучшего.

Современные ретро-игры

При этом встречаются и достойные работы, такие как Intrude. Наверное, ничего лучше при подобном подходе к строению уровней и представить нельзя - почти всегда, в отличие от того же Wolfenstein 3D, понятно куда идти дальше, цветовая палитра радует глаз, есть много секретов и свежих механик, типа движущихся смертельных лазеров и частичной разрушаемости. Разное оружие подходит для разных ситуаций, враги в нужном количестве, много свежих фишек, интересный босс. Однако, проблема в том, что несмотря на всё вышеперечисленное, игра будет интересна в первую очередь поклонникам жанра и причиной тому всё тот же слишком скучный дизайн уровня формата “плоский лабиринт”. Современные игроки скорее всего сочтут Intrude скучной и однообразной, не смотря даже на то, что игра на голову, а то и на две выше, чем другие современные клоны Вольфа. Серьёзно, помимо Intrude и порекомендовать то нечего, разве что мод для оригинального дума Brutal Wolfenstein 3D. Поиграть стоит, но через какое-то время надоедает. Опять же, кому-то может показаться иначе.

Совсем другое дело - игры, вдохновлявшиеся оригинальным Doom - в его движке тоже хватало ограничений, например нельзя было сделать сектора под секторами (или, простым языком, многоэтажные здания), пол мог быть только плоским, прыжков нет. Но всё же Doom обладает минимально необходимым набором функций для того, чтобы делать интересные уровни. А обилие модов на него это только подтверждает. Я как-то писала о них в одной прошлых статей.

Если бегло глянуть на Project Warlock, может показаться, что он сделан по образу и подобию Wolfenstein 3D, но если присмотреться к игре получше, то становится ясно, что она удалась именно из-за того, что разработчики решили не ограничиваться возможностями Вольфа и дополнили игру геймплейными элементами Doom - не все стены параллельны друг другу, между комнатами могут быть окна, с помощью кнопок можно активировать мосты или лифты. Кроме того, в игру добавлена простенькая система прокачки. Доставляет удовольствие количество уровней, разнообразие врагов и оружия, а также отсылки к играм и фильмам, которые вы сможете увидеть по мере прохождения. Однако, я считаю довольно спорным визуальный стиль игры - ну уж очень современно и лощено, на мой взгляд, смотрится такой пиксель-арт. Этакий олдскульный визуал для тех, кто не знаком с реальными ретро-шутерами. Еще одним минусом является то, что геймплейно авторы слишком многое взяли от Wolfenstein и слишком мало от Doom. И да, это вновь тот случай, когда уровней стоило сделать поменьше, но проработать их покачественнее, так как многие из них выглядят как уровни из Вольфа с абсолютно плоскими прямоугольными коридорами.

Стоит отметить, что в этой статье я постаралась подобрать для вас игры, которые являются продолжателями славных традиций классики. При этом есть масса проектов, таких, как например Strafe, которые олдскулом являются разве что визуально, да и то с большой натяжкой. К сожалению, в наше время, слишком много желающих заработать на ностальгии, совсем не задумываясь о том, за что люди действительно любили старые игры. А ведь если разобраться, то в плане интересности игры визуал это совсем не главное. Печально, что сегодня этого не понимает подавляющее большинство разработчиков как ретро, так и современных шутеров.

Современные ретро-игры

Очень жаль, что на момент записи этого видео ещё нельзя в полной мере оценить Hellbound, который многие, включая меня, ждут уже почти 2 года.

Ну а вообще, тенденция появления ретро-шутеров как современного игрового жанра безумно радует. К тому же, радует то, что они имеют коммерческий успех, да, может быть крупные фирмы типа Bethesd’ы над числовым выражением этого успеха только лишь посмеялись бы, но хорошо смеётся тот, кто смеётся последним. Та же Bethesda уже облажалась во всём в чём можно, осталось только Doom Ethernal сделать игрой-сервисом с внутриигровыми предметами за реальную валюту, ежедневными испытаниями и баттлпасами - почву для этого уже активно готовят.

До скорого!

7272
44 комментария

К сожалению, в наше время, слишком много желающих заработать на ностальгииИ на ютуб канале, пиля абсолютно бесполезные видосики с банальными и очевидными темами

21
Ответить

Оу шатап, сделай сам на не банальную и неочевидную тему, увидишь, что прибежит Капелан и скажет, что ты сделал на банальную и очевидную тему

11
Ответить

Комментарий недоступен

5
Ответить

Большая статья+ видео. Заслуживает уважения и лайка.

12
Ответить

искрометных фразочек главного героя, по типу “время жевать жвачку и драть задницы”ваша интерпретация перевода ,больше подходит к девочкам Дюка)

6
Ответить

Мне очень нравится, что у автора не "подборки": вот мол "ТОП-5 Современные ретро-игры", а попытки осмыслить происходящее в индустрие. Не со всем я согласен, но автор явно готовится к своим видосам, что заслуживает уважения и лайка =)

4
Ответить

Комментарий недоступен

3
Ответить