Как я в мир Тотальной Войны погружался. Первые часы в Total War: Warhammer III глазами новичка

Очень хочу поделиться с вами моими первыми часами в Total War: Warhammer III. А точнее — с теми, кто до этого, как и я, не играл не в одну часть серии и решил влиться именно сейчас. Ведь со всех сторон трубят, что сейчас лучший момент для новичков! Но на пути к миру тотальной войны меня ждали некоторые подводные камни. Статью пишу скорее для таких же как я — людей, которые ничего вообще не знали про Total War до этого, но очень хотели понять.

Как я в мир Тотальной Войны погружался. Первые часы в Total War: Warhammer III глазами новичка

Первые технические проблемы

Моя история начинается далеко не с игры, дамы и господа, а сразу с интересных технических заморочек. Я уже слышал, что есть проблемы с её запуском из Windows Store но и со Steam версией не всё так гладко. В силу место проживания — ключи я покупаю на стороннем сайте. Как так? Ну не очень хочется платить 77 долларов за новинку вместо 50-60. И никогда с этим не возникало никаких проблем… до этих пор. Сначала — я был в небольшом шоке с количества требуемого места под игру — не много не мало 120 Гб. Ну хорошо, пусть качается, устанавливается. И вот — я уже предвкушаю начало обучения как вдруг — ошибка запуска. По пути не обнаружен исполнительный файл launcher.exe. Вот это поворот! А что делать? Ну, бегу гуглить, смотреть обсуждения в Steam, чистить кешы загрузки, переустанавливать, менять регион загрузки, верифицировать файлы игры, переустановил весь Steam, даже сам создал нужную директорию по адресу, который выдавала ошибка, переименовывал существующий exe. файл и кидал туда — ничего не помогло. Пишу в поддержку, кидаю скриншоты, жду ответа. Пока ждал — решил ещё раз загуглить данную проблему, но уже в другой день, и тут — появилась новая тема на форумах, где у кого-то точь в точь эта проблема. И там человек нашёл решение в каком-то обсуждение Steam с 5-7 комментариями (я на него в своих поисках не наткнулся, хоть и искал по ключевым словам). Оказывается — у меня не просто отсутствовала какая-та там директория с экзешником — там файлов на 250 Мб в той папке. Ну, человек пишет, что ему помогло. Я бегу качать, кидаю в корневую папку игры и что я вижу — а это у меня не запускался собственный лаунчер компании, где лежат все игры серии Total War! Что это — мне просто повезло? Или разработчики подумали, что мне не нужен этот лаунчер? Ну как — третья часть уже ведь! Наверняка ты играл в другие, от туда и бери этот лаунчер! В общем — туда сюда, все эти танцы с бубном — играть я начал только через дня 3 после покупки.

Вот этот поганец у меня и отсутствовал. 
Вот этот поганец у меня и отсутствовал. 

Война началась с настроек

Ну как играть — играть в настройки. Немножко информации о моем компьютере: не самый новый процессор — i7 8700, 32 Гб не самой быстрой, но не ужасной оперативной памяти 2800 Мгц, видеокарта 2070 RTX super, монитор Quad HD — 2560x1440. Железо не топовое, но и не чуть выше среднего. Захожу я в саму игру, а она сразу бросает в меня выбор — «Слышь, играть сразу или пролог-обучение?». Я такое очень не люблю. Я сам смогу найти кнопку обучения в главном меню, дайте мне сначала настройки посмотреть, пройти первого босса, так сказать. Ну ладно — иду в пролог, получаю небольшой Бэкграунд про Бога-Медведя, начинается геймплей. И тут я вижу — мыло мыльное. Окей — смотрим настройки. А у меня стоит автоматически Full HD вместо Quad. Ну бывает, не разобралась игра. Назначил моё разрешение, возвращаюсь в игру — а там 40 ФПС. 40 кадриков в игре, которая совсем не выглядит как что-то, что потребляет прямо сейчас больше, чем какой-нибудь Cyberpunk. Я был, мягко говоря, в шоке. Я был готов к тому, что игра может дропать кадры в секунду в моменты больших баталий, но в периоде глобальной карты, когда вокруг меня 3 сосны, снег из Dawn Of War II и одна моделька Юрия — это как-то слишком. Пришлось выставлять средне-высокие настройки и оставил максимум на модельки персонажей и строений. И даже локнуть на 60 фпс игру нельзя. У меня были средние 80 кадров первое время, которые могут падать до 60. Так я уж предпочел бы постоянные 60, но игра говорит мне — «Неее, какие такие ограничения по ФПС? Играй, как дают». Но дальше кадров было всё меньше и меньше. Но со временем Total War умудрялся удивлять меня. В игре больше ФПС во время тех самых баталий чем на пошаговой карте. Что? Как? Почему? Для меня это тайна — Тзинч, открой свои секрты. Но и это ещё не всё! Меньше всего кадров у меня в *барабанная дробь* — экране героя! Да! Экран с моделькой одного важного юнита убивает бедные кадры, оставляя от моих 60 только 40. А на карте кампании после пролога я вообще вижу у себя нечто в районе 30. Это прямо какие-то удивительные кульбиты оптимизации! И вот — убив где-то минут 40 на настройки и несколько дней на запуск самой игры — я наконец начал окунаться в мир Вархаммера. Я его и так очень люблю, но играл только в тот, что через 40 000 лет будет.

Тот самый тяжеловесный экран с Лордами, в котором у меня меньше кадров в секунду, чем на максимальных настройках в Cyberpunk 2077. Война творит ужасные вещи…
Тот самый тяжеловесный экран с Лордами, в котором у меня меньше кадров в секунду, чем на максимальных настройках в Cyberpunk 2077. Война творит ужасные вещи…

Это база, это мне знать надо

После стычки с техническим состоянием, игра меня встретила очень классной озвучкой в заставках. Ну вот настолько она мне тут зашла, что не мог не отметить. Во многих последних проектах я слышу либо переигрывание и какое-то ребячество (привет Horizon), но здесь прямо фэнтезийный дух не переходит голосами героев в слишком театральные надрывы, что я для себя считаю очень важным, ведь слушать наигранные читки с листа мне очень сложно. Да и русский акцент у персонажей прямо ласкает ухо — прекрасная работа. Итак — сама игра! Я даже не знал, что тут принцип близкий к пошаговым Героям Меча и Магии. Правда сама пошаговость относится только к глобальной карте, где Лорды (а.к.а. Герои) делают ограниченное количество шагов в свой ход, создают в захваченных городах постройки, которые требуют n количество ходов, чтобы построится, учат навыки героев. Короче — привычое мне, знакомому с Героями, устроиство. А вот само РТС начинается уже в стычках, в отличии от тех же Героев. Скорее всего — о таком устройстве игры знали все, но я не знал.

В плане ввода в игру пролог сделан правда отлично (но, как мы выясним дальше - не идеально). Я боялся, что судя по скриншотам меня ждёт чтиво на несколько часов вместо игры, но разработчики меня удивили. Понимаете, Хаос — он в деталях. Во многих играх с большим количеством сложных механик есть проблема с объяснениями этих самых механик. Отличными примерами будут разного рода японские РПГ. Объяснительные тексты занимают весь ваш экран, а потом вы выясняете, что это только первая страница. Текст, поверх текста, потом вы делаете один шаг — новое окно обучение, и вот вы уже просто скипаете всё, лишь бы уже взяться за саму игру, пропуская много важной информации мимо, потому что это уже превращается в какой-то урок. Что я получил в Warhammer 3? Небольшие лаконичные предложения, которые появляются на экране в своё время, постепенно. Вам дают походить, потом немного учат, потом повоевать, потом добавляют немного механик. В общем — если вы, как и я, боялись вливаться, потому что с самого начала в вас бросят талмуд и никакого удовольствия от первых часов игры не будет — не бойтесь. Сделано всё грамотно, будто бы даже тестерам давали на проверку.

Такие окошки с обучением очень небольшие. За раз их появляется штук 5, потом вам дают немного побегать, освоиться, а потом снова учат. Казалось бы, такая мелочь — но такой подход очень важен для ввода нового игрока.
Такие окошки с обучением очень небольшие. За раз их появляется штук 5, потом вам дают немного побегать, освоиться, а потом снова учат. Казалось бы, такая мелочь — но такой подход очень важен для ввода нового игрока.

Узнал много, но чуть-чуть

И сначала — всё идёт так хорошо! Вы пробуете свою армию в бою, вам подсказывают, куда встать, на кого напасть, как прикрыть своих лучников от лошадей своими копейщиками и чувствуешь себя настоящим полководцем. Даже делаешь какие-то выборы по пути — поступить по традиционным скрепам или поучить пенд… хаоситскую магию. Похоронить мертвых, хоть и еретиков, или разграбить их припасы. Я думал, что в будущем подобные выборы будут влиять на склонность моего Лорда к Хаосу, но всё же пролог не про это и сюжет там линейный. Далее захватываешь свою первую крепость и идёшь дальше по карте, чтобы столкнуться с войсками заносчивой синей курицы из Варпа. И тут игра мне говорит “Слушай — хочешь скипнуть бой? Вон — у тебя тут гарантированная безоговорочная победа с малыми потерями”. Ну я и попробовал скипнуть бой. Победил, получил очки опыта, всё как надо. Но следующее сражение я уже решил провести сам — научится механикам, прочувствовать игру и все дела. После нескольких минут я получил плашку «Тяжелая победа» а Бог-Медведь сказал, что мне просто повезло. В то время автобой гарантировал бы полный разгром врага с минимальными потерями. И тут я понял, что чего-то не понял. Ещё одна попытка. Потом ещё. На третий раз мне удалось выбить Безоговорочную Победу, но скорее как раз это было удачей. Мои копейщики тремя отрядами колупались с одним отрядом конницы миллион лет, пока прикрывали лучников. В это время мечники во главе с Лордом шли вперёд на вражеского мага сквозь два отряда каких-то демонов. И всё это занимало у них очень много времени. Стоит эта вражеская конница в окружении моих копейщиков, по ним ещё и один отряд лучников бьёт. А они всё терпят и терпят, танкуют и танкуют. В это время мои мечники не прямо проигрывают, но несут потери в столкновении с врагом. А конница мо…. конница вообще была разбита в секунды. Тут я понял, что это не совсем обычная РТС и надо как-то менять мышление. Но как именно — я долго не понимал, а учиться играть по настоящему начал только когда друг в Дискорде принялся мне объяснять детали и тактики. Но в прологе я был один и разбирался со всем тоже один, поэтому не могу сказать, что такого вида обучение действительно дало понимание ведения боя. Вот я застрял в одном моменте, где у врага всего один отряд конницы, но к нему через некоторое время присоединятся силы из замка. Их немного, но они успевают нанести мне весомые потери перед моей победой. А это только обучение! Я 3 раза переигрывал этот бой, пробовал разные расстановки сил, но никак не мог нащупать понимание геймплея. Так и согласился на средние потери, лишь продвинуться дальше.

Важная деталь в помощь таким как я — если выбрать один отряд — можно понять, какие враги уязвимы к нему, а какие нет. Те, кого ваш отряд контрит — отмечены зеленым восклицательным знаком, а кого нет — красным. 
Важная деталь в помощь таким как я — если выбрать один отряд — можно понять, какие враги уязвимы к нему, а какие нет. Те, кого ваш отряд контрит — отмечены зеленым восклицательным знаком, а кого нет — красным. 

Так же я отметил, что я не совсем понимал окошки моих юнитов. Краткое описание их плюсов сначала кажется очень полезным, а потом встречаешь непонятного тебе демона и думаешь — «А это пехота? Или тяжелый враг… кто против тебя хорош? Что ж делать…». А что тут урон в этой табличке? А это что? А что это? А почему эти так быстро дохнут? Вот сани с медведями — они дальнобойные? Если да — где их поле атаки, как у стрелков? Что за стрелочки, указывающие вперёд, у них? Пару боёв назад мне казалось, что я начал понимать игру, а теперь снова запутался. Откуда такие потери в казалось бы легком бою? Но со временем начал замечать — ага, тут сам дурак, вон же написано — тяжелая пехота, дальнобойная пехота и т.д. А вот эти юниты двигаются очень медленно, лучше их оставить для защиты лучников, а для наступления пусть будут медведи и пехота с щитами и мечами. Единственное что — в мою конницу, наверное, боятся идти честные граждане Кислева, ведь после каждого боя они либо слиты либо почти слиты. Я их вроде угоняю через леса, через фланги, чтобы врезаться в задние ряды врага, но вместо того, чтобы разбирать их там своим неожиданным влётом — они дерутся чуть ли не на равных и в итоге конница отступает в страхе. Но это ладно — это мы ещё научимся!

Со временем — вскрываются новые проблемы этого самого пролога как обучения. Я до сих пор не понимаю, что за люди бегают вокруг меня и не могу на них напасть. Я на него нажимаю — зовется культистом Тзинча. Хочу дать в табло — игра не разрешает. Кто он? Почему он ходит за мной? Как мне его прогнать? На данный момент — это для меня секрет. Так же развитию городов пришлось учиться на угад — оно, вроде, легко и понятно, но некоторые детали все же стали ясны лишь на практике после тыков пальцем в небо. Как и понимание интерфейса — до его полного освоения мне ещё вообще далеко. Маленький пример — я думал, что если у меня в доходах написано +1500 то это без учета затрат на армию и мне нужно следить за тем, чтобы расходы не перебивали доходы. Но нет, игра такими расчетами занимается за кулисами и цифры сверху — это уже полная информация, с учетом всего. А помимо этого в основной игре у вас появится столько информации и уникальных фишек фракции на экране — каждый раз будете удивляться откуда у вас бафы и дебафы взялись. Древы развития навыков одновременно и очень понятны и отлично даются, но нюансы все же понимаешь так же — со временем и самостоятельно (в моём случае — через сенсея в Дискорде). И я не скажу, что это плохо. Это хорошо, когда внутри такого масштабного обучения ты учишься механикам не по методичке, а самостоятельно. Я бы не хотел вычитывать это всё через огромные внутриигровые мануалы в первые часы игры, вместо того, чтобы собственно играть. Но я пишу это скорее для таких же новичков как и я, так что скажу вам заранее, товарищи — минимальную базу вы из такого обучения почерпнуть сможете, но более менее понимать Total War начнёте лишь после нескольких часов игры в кампанию. Их на выбор 7 + бонусная за огров, для предзаказавших. И всё же — очень советую найти друга, который разбирается и поиграть с ним первые час-два. Очень сильно поможет вашим начальным знаниям о важных механиках, с которыми вы уже сможете отправиться в самостоятельное плавание по карте континента. А оттуда уже и самому будет интересно учиться, имея достаточную базу знаний.

Когда я видел подобные скриншоты — всегда хотелось влиться в мир Тотальной Войны. Как это эпично! Как это красиво! Но вот раньше интерфейс и общая визуальная запутанность отпугивали от серии.
Когда я видел подобные скриншоты — всегда хотелось влиться в мир Тотальной Войны. Как это эпично! Как это красиво! Но вот раньше интерфейс и общая визуальная запутанность отпугивали от серии.

Итоговые размышления новичка

В целом я потратил часов 5 на пролог, хотя уложиться можно было гораздо быстрее. Ещё один совет новичкам — синий кружки света на карте — это это ваше основное задание. А те, что пергаментами справа — просто дополнительные. Я вот долго метался, разносил вражин, не понимая — куда именно мне идти для продолжения рассказа о Юрие Баркове. Но сама история — того стоит. Если у вас есть базовые знания Вархаммера, даже 40 00, игра вас более менее плавно введет в происходящее, расскажет про Бога Медведя, про Демона Принца и то, как Юрка докатился до жизни такой. После пролога хотелось даже сразу играть кампанию этого самого принца, но друг посоветовал всё же сначала поиграться с другими хаоситами, чтобы понять их механики. Так, собственно, и делаю. Вот я, человек, который был очень далек от Total War, ничего о нем толком не знал, сейчас захватываю свои первые провинции, что бы принести больше черепов трону черепов и пролить крови для Бога крови. Вывод — не бойтесь познавать игру с этой части, но имейте в виду — что лучше иметь помощника либо не бояться спрашивать в комментариях или на форумах, так как многие интересные и крутые механики ждут, когда вы о них узнаете, но само обучение вас к ним не подведёт так плавно, как хотелось бы. А я пошёл дальше крушить поганых последователей тупого принца похоти, хотя сам в тайне собираюсь проходить его кампанию следующей.

UPD:

Ещё немного технических проблем - игра уже два раза локала мне компьютер. Первый раз, когда я альтабался и второй - когда делал быстрый скриншот через Shift+Win+S. Но знайте - этот скрин того стоил, потому что мне до сих пор с него смешно!

РЕЗНЯЯЯЯЯЯЯЯЯЯЯ!!!!!!                                                                                         ....во имя целомудрия
РЕЗНЯЯЯЯЯЯЯЯЯЯЯ!!!!!!                                                                                         ....во имя целомудрия
6262
30 комментариев

Вероятно, что такая кривая "вьезда" в TW это нормально. Я в свое время начинал с TW Rome 2 и тоже первые несколько часов врубался "по ходу дела" что зачем и как. Но да, когда таки въезжаешь, наступает эдакий вау-эффект от открывающихся стратегических и тактических возможностей. Потом, когда играл в TW WH1, то было уже значительно интересней с самого старта, т.к. общие принципы игры были примерно те же.

5
Ответить

Бро, мой опыт 1 в 1 как к тебя, точно такие же проблемы, и тоже первый раз играл в подобное. Про то что Автобой говорит - изи вин, а ты идёшь руками и еле еле душа в теле потерял 70% армии получаешь пирову победу, где медведь презрительно «и че, оно того стоило?» - все было! Только вот сенсея не случилось, который бы все прояснил(

3
Ответить

Комьюнити по вахе довольно приятное и всегда готовы помочь новеньким. Пиши здесь или создай тему с вопросами и я уверен - люди сразу наберутся помочь )

1
Ответить

Хорошо что Принца не выбрал, на сложности выше Легкой на него полкарты набигает

4
Ответить

Не надо первый, он после третьего вообще куцый и печальный. Хаос кстати типа есть, но унылый до невозможности. У 3го куча объяснений и подсказок если навести мышку на деталь интерфейса, причём вполне вменяемых.

А культист который за вами бегал это типа вражеский герой (агент), он может перемещаться как по глобальной карте в одиночестве так и в составе армии. Обучение типа подсказывает что его нужно убивать своим героем, что кстати рекомендую по возможности делать и в кампании ибо пакостят они от души.

2
Ответить

Агента нельзя с армией убить? Надо именно выбрать героя, подвести его и тыкнуть, что бы они, типа на мужика - раз на раз там статы рольнули? Странная механика. Ну вот он бегает тут один, почему я не могу ему леща дать своей армией за такие походы? )

Ответить

Справедливости ради, пролог сделан хорошо. А вот в большой карте бегать по синим значкам заданий зачастую весьма нетривиально. Лучшая кампания для новичка, кстати говоря, это именно Юрас-демон и шобла хаоситов. Ток на легенде придется запотеть, отстреливаясь от полного стека эльфов на 6-7 ход. Ну или Скраг, там вообще думать не надо:)

1
Ответить