Беспредел (1989) — фильм-предупреждение от Игоря Гостева

«Беспредел» — знаковая лента для советского кино времён Перестройки, выпущенная почти перед самым распадом СССР. «Беспредел» был первым проектом страны Советов, где откровенно показывалось, что творится в местах лишения свободы. Многие знают о фильме по интернет-мемам и Пистону – одному из злодеев, ставшим символом тюремного гомосексуального насилия.

<a href="https://pbs.twimg.com/media/EAuk1HpWsAIq1L9.jpg" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">ссылка </a>на источник
ссылка на источник

История создания этой киноленты и судьба некоторых актёров интересна. Об этом мы поговорим сегодня.

Ослабление цензуры

Тюремный жанр в советском кинематографе был и до «Беспредела», например, «Джентльмены удачи», но тюремная тематика там выглядела безобидной и пародийной. Этот фильм мог не добраться до кинотеатров из-за того, что советские чиновники опасались симпатий к уголовному образу жизни.

Ситуация стала меняться в середине 80-х годов, что было связано с реформами Перестройки, хотя основной этап демократизации начался с 1987 года с появлением Гласности. С этого момента представители советской культуры могли более или менее свободно создавать свои произведения по ранее запрещённым темам.

<b>​Митинг времен Перестройки</b> <a href="https://365news.biz/wp-content/uploads/2019/10/original-11.jpg" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">источник </a>фото
​Митинг времен Перестройки источник фото

Наибольший отклик у общества вызывали недавние исторические события: Революция 1917 года, правление Сталина, и, особенно, война в Афганистане. Режиссёры, сценаристы пытались осмыслить историю и современность, поднимая злободневные темы. Наивность кинематографа развитого социализма постепенно уходила в прошлое, а на её место приходили злободневные вопросы Перестройки.

Расследование Леонида Никитинского

Фильм «Беспредел» снят режиссёром и выпускником ВГИК Игорем Гостевым. Карьеру он начинал с документальных фильмов о военной тематике. Гостев создавал киноленты о ядерных испытаниях, также были проекты, связанные с космической тематикой. Позднее Гостев прославился известной военной трилогией о советских разведчиках в годы ВОВ: «Фронт без флангов», «Фронт за линией фронта» «Фронт в тылу врага», снятые в 1974-1981 годах.

Он cрежиссировал редкий для СССР фильм жанра политического триллера «Загон», посвящённый козням ЦРУ против вымышленной арабской республики. «Загон» позиционировался как фильм-разоблачение, но особой известности он не получил. Времена были уже другие, да и лента выглядела как типичная советская агитка.

<b>Журналист ​Леонид Никитинский</b> <a href="https://commons.wikimedia.org/wiki/File:%D0%9B%D0%B5%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%B4_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B5_%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%B8_%D0%B2_%D0%95%D0%BB%D1%8C%D1%86%D0%B8%D0%BD-%D1%86%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%80%D0%B5_2018.jpg?uselang=ru" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">источник</a>
Журналист ​Леонид Никитинский источник

В 1988 году журналист «Огонёк» Никитинский провёл масштабное исследование на тему того, что происходит в местах лишениях свободы. Этот очерк известный как «Беспредел» дал не только основу для будущего сценария, но и название. Люди незнакомые с жизнью зон были шокированы такими откровениями: слабость лагерной администрации, беспредел уголовников по отношению к простым «мужикам», полное бесправие «опущенных».

Главная идея статьи заключалась в том, что система наказаний не только не исправляет людей, но и полностью их калечит. Некоторые люди, сидевшие за небольшие преступления после выхода на свободу совершали куда более страшные вещи вроде убийств и изнасилований.

Игорь Гостев читал эту статью. Тема советских зон ему показалось интересной. Он вышел на связь с Никитинским и предложил создать сценарий для фильма. Так началась история культовой ленты, поднявшая непростые вопросы происходящего в исправительной системе СССР.

Начало съёмок

Гостев собирался снимать «Беспредел» как «фильм-предупреждение» и поэтому нужно было знать всё о блатных порядках, законах преступного мира. Никитинский был знаком с бардом Александром Новиковым, который сидел в тяжёлых условиях. Новиков вспоминал:

«Лагерь, в котором сидел, был страшный: поножовщина, жуткий голод… Каждый день кто-то или сам умирал, или самоубийством кончал, из 2600 зеков 800 — опущенные (300 — уже «петухи», остальные — и не «петух», и не мужик), зимой до 55 градусов мороза, но, сидя в карцере с крысами, я не о том думал, как выйти оттуда, а как умереть достойно, не по-собачьи»

Александр Новиков, бард

Новиков неофициально консультировал сценаристов и рассказывал о многих случаях на зоне, которые потом легли в основу сценария фильма. Сложно сказать насколько всё это соответствовало правде. Бард считал, что «Беспредел» один из наиболее достоверных лент на эту тему.

Перед режиссёром стояла непростая задача. Нужно было снять фильм на чернушную тематику, но при этом следовало избегать её чрезмерного влияния на сюжет и сцены. Игорь Гостев понимал, что некоторые творцы любили использовать жестокость в качестве основной фишки, но он, как человек другого воспитания, стремился избегать сомнительных веяний, поэтому чрезмерных жестокостей и мата в фильме почти нет. Есть лишь несколько тяжёлых сцен.

<b>​Кадр из фильма Беспредел (1989)</b>
​Кадр из фильма Беспредел (1989)

Создатели хотели добиться полной реалистичности. Среди консультантов картины был не только бард Новиков, но и многие заключённые, охранники, оперативные работники т.д. Режиссёр вспоминал, что в поисках подходящего лагеря съёмочная группа объездила 20 колоний. Там же и нашлись люди, рассказывающие о местных порядках. Конечно, не всё так было просто. Многие молчали, но были и те, кто активно помогал в исправлении сценария и диалогов. Киноленту снимали в настоящем лагере строгого режима в Тверской области, а массовку и некоторые мелкие роли исполняли заключённые.

Если в статье Никитского зона – это филиал ада на земле, то Гостев во время поездок умудрился увидеть здоровые силы, которые пытаются бороться с криминалом на зоне. На основе этих наблюдений в сценарии появился единственный положительный персонаж из органов, старший лейтенант Касимов, которого сыграл Александр Кузнецов.

Для киноленты создатели подобрали опытных и известных актёров: Лев Дуров, Виктор Павлов, Михаил Жигалов. Менее известные как Андрей Ташков, Сергей Гармаш уже имели опыт в кинематографе, но слава к ним пришла после «Беспредела». Для Александра Мохова (Абрашка), выпускника гитиса, фильм стал поворотным в судьбе. До этого он работал преимущественно в театре и у него было несколько небольших ролей в кино, но лента Гостева помогла Мохову раскрыть все его таланты.

Культовый Кандальный рок

Заметной получилась эпизодическая роль Александра Числова, сыгравшего опущенного по прозвищу Мойдодыр. В интервью актёр вспоминал, что его знакомые не советовали сниматься в подобной роли. Даже пугали тем, что этот фильм поставит крест на его карьере. Пророчества оказались пустыми, но жизненный финал Числова был печальным.

Будни Зоны

Сюжет фильма рассказывает о судьбе заключённого Юрия Калганова (Калган), который ударяется в «отрицалово» после того как прокурор не стал уменьшать его срок. Он вступает в конфликт с уголовниками, после чего попадает в ШИЗО. Несмотря на драки с блатными местный авторитет Князь видит в Калгане перспективного преступника. Вскоре вор Могол и его приспешники пытаются привлечь героя на свою сторону. Ему предлагается должность бригадира отряда. С этого момента Юрий начинает меняться в худшую сторону, втягиваясь в идеологию чёрной масти несмотря на просьбу своего покойного товарища Толича «не борзеть и оставаться человеком».

В сюжете есть наивный юноша Витя Мошкин (Филателист), попавший на зону за спекуляцию марками. Ему не нравятся зоновские порядки, беспредел со стороны блатных и администрации. Обладая высоким интеллектом и волей он хочет изменить положение заключённых.

<b>Лейтенант Касимов </b>
Лейтенант Касимов 

Мошкин рассказывает им о человеческом достоинстве и приводит исторические параллели, сравнивая зэков с рабами. Молодой человек понимает, что ему сложно завоевать авторитет среди мужиков. Он надеется, что Калган возглавит революцию против «черных». Подобные лекции не нравятся администрации, особенно «куму» -- начальнику оперчасти Маркелову. Последний пытается склонить Филателиста на свою сторону, но в итоге терпит крах.

Режиссер Гостев признавал, что не хотел сделать кума однозначно отрицательным персонажем. Маркелов типичный интриган, который при помощи хитростей и уловок держит лагерь к кулаке. Мошкин со своей революцией ему как кость в горле. Он ловко подставляет юношу, которого вскоре опускают блатные, якобы за то, что он «ходил ссучить куму». Это трагическое событие вызывает массовую драку, в которой «мужики» восстают против «чёрной масти».

<b>Ликбез от Филателиста ​</b>
Ликбез от Филателиста ​

В итоге лагерь разгромлен, кто-то из уголовников избит, но система, на которой строились порядки зоны никуда не исчезла. Революция Филателиста оказалась напрасной, и многие зрители посчитали, что у сюжета печальный конец. Если рассматривать историю более критично, то можно заметить и положительные элементы. Мошкин своей страшной судьбой отрезвил Калгана, который понял всю лживость блатных порядков.

Судьба второстепенных героев

Многие актеры, снявшиеся в этом фильме получили известность и хорошую карьеру. Однако есть те кто остался практически неизвестным. В первую очередь расскажу о самом заметном второстепенном злодее киноленты – уголовнике Пистоне, который изнасиловал Филателиста. Пистон хоть и эпизодичный персонаж, но многим он запомнился за счет устрашающей внешности и неплохой актёрской игры. Злодея сыграл Наиль Анверович Идрисов, выпускник МХАТ (курс И.М. Тарханова). Фильм «Беспредел» был его первой работой в кино. Критики заметили его профессиональную актерскую игру. На сайте Кинопоиск есть информация, что роль Пистона озвучил актер Александр Филипенко.

Несмотря на успех ленты, Идрисов снимался только в эпизодических ролях. Наиболее его заметное появление было в сериале «Боец», где он сыграл уголовника Трёху, который по своей сути почти не отличался от Пистона.

В середине 90-х актер принимал участие в театральной деятельности. Его известные работы связаны с театром Мел, где выступал как актер и режиссер. В нем он поставил спектакль по мотивам произведения Аверченко «Тихое помешательство».

Несмотря на брутальные роли в кино, Наиль Анверович на данный момент занят благородным делом. Еще в далеком 1992 году, ему приходилось заменять педагога в детской студии при театре «Мел». Педагогическая работа ему понравилась. Актер работал в центре «Участие», где подготовил лауреатов детских конкурсов. Также Идрисов работает в «Театральной студии »Вдохновение", а его ученики -- дети с проблемами социальной адаптации. Он помогает им участвовать в театральных представлениях. С в которых участвует и сам .

Похожая судьба и у другого актера Алексея Аблепихина, который сыграл зэка по прозвищу Окунь. По уровню мерзотности почти ничем не отличался от Пистона. Аблепихин выпускник педагогического института в Улан-Удэ и Владивостокского театрального института. Лента «Беспредел» была его первой и последней заметной ролью в кино.

<b>​Сегодня кент, а завтра мент. Зэк Окунь прекрасно показал эту ситуацию </b> <a href="https://www.kino-teatr.ru/movie/kadr/7642/183784.jpg" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Кадр </a>из фильма Хоровод (1994)
​Сегодня кент, а завтра мент. Зэк Окунь прекрасно показал эту ситуацию  Кадр из фильма Хоровод (1994)

Несмотря на знакомство со многими режиссерами, он не стал продолжать свою актерскую карьеру. Алексей мог сыграть роль Чонкина в фильме Эльдара Рязанова, но этот проект оказался нереализованным. В 1994 году вышел фильм «Хоровод» -- последняя работа, где он снялся. Актер вспоминал, что ему часто предлагали роли отрицательных персонажей, что ему не нравилось. В одном из интервью он признал:

«В то время я получал огромное количество предложений играть убийц, насильников, злодеев. Но у меня возник иммунитет к ролям такого рода. Мне ведь всегда хотелось играть роли, пронизанные добром. Я понял: самое главное – сохранить свое лицо.»

Алексей Аблепихин, актер, детский писатель

Как и Идрисов Аблепихин выбрал для себя педагогическую деятельность. Алексей написал несколько детских книг. Причем, первую под названием «Король Милашка» начал писать во время съемок в «Беспределе». Сейчас Аблепихин занимается с детьми, проводит детские конкурсы и т.д.

Довольно странная судьба получилась у Антона Андросова (Филателист). Первоначально его актерская карьера складывалась вполне благополучно. Первый фильм, который принес ему относительную известность стал «Плюмбум, или Опасная игра» (1986). В нём Андросов сыграл юного борца с преступностью Руслана Чутко. Фильм получил большую известность . Антон стал сразу известным. Следующие его роли были в кинолентах «Про любовь, дружбу и судьбу» и «Запомните меня такой» которые также стали заметными.

О «Беспределе» Андросов вспоминал следующее:

"Каждый день в восемь утра мы, постриженные наголо, заходили на зону и в восемь вечера выходили обратно. Согласился я на такой подвиг не только из-за денег, — к тому времени моя известность уже помогала договориться о сумме. Мне, как и большинству артистов, игравших зеков, просто захотелось попробовать, рискнуть. Прикинуть на себя то, от чего в России опасливо не зарекаются. Конечно на «зоне» стало сразу понятно, что 90 процентов сценария — выдумки. В реальности все страшнее и жестче".

Антон Андросов, актер, режиссер

После этого фильма Антон продолжал сниматься, но после 90-х он ушел из кино. Последние его роли были в сериалах «Досье Детектива Дубровского» и «Сезон охоты 2». В интервью Андросов признавал, что страдал от алкогольной зависимости.

Филателист сильно изменился за эти 30 лет

При этом он снял несколько документальных фильмов, посвященных эротике. Были и отдельные проекты, связанные с историей. Сейчас он периодически участвует в акциях оппозиции, но в кино больше не снимается.

Некоторые итоги

«Беспредел» первый и последний фильм о колониях в СССР, который снимался по-советским приемам. В фильме показан лживый блатной мир, а также возможность в таких условиях остаться человеком. К сожалению некоторые зрители в советское время восприняли ленту как пропаганду «уголовных ценностей» и типичную перестроечную чернуху. Изначальный смысл картины мало кто понял. Но сегодня мы можем по достоинству оценить замысел Гостева и великолепную игру актеров.

179179
74 комментария

Фильм хороший, но слишком тяжёлый что бы пересмотреть. Конечно же был шок для детских, неокрепших умов. Вроде как наша страна космос покоряет, а тут такой ужас.

Спасибо за статью.

30
Ответить

Вроде как наша страна космос покоряет, а тут такой ужас.С тех пор ничего не поменялось. Разве что космос стали меньше покорять.

84
Ответить

Пожалуйста!

2
Ответить

Такую клевету на Великий Советский Союз только при Горбачеве и могли снять. Все же знают что при Великом Советском Союзе а тюрьма был полный порядок, даже несмотря на то что в тюрьмах сидели только западные агенты ведь советские люди преступлений не совершали ведь они были идеальными людьми.
Ну местным либерастам которые верят в любую хулу на Великий Советский Союз понравится  

21
Ответить

Здравствуйте, Дмитрий Юрьевич! )))

27
Ответить

Почему нет больше нормальных фильмов про зону? Это ведь такая интересная тематика, плюс она очень близка к русскому человеку по духу. Да и там столько всего можно напридумывать...

21
Ответить

зря минусуют, правду говоришь
если тема интересна - о ней нужно рассказать, а не прятать (что лишь увеличит интерес):)
но рассказать нужно не "ЭТО ТАК КРУТО СИДЕТЬ НА ЗОНЕ И БЫТЬ БАНДИТОМ", а описать и плюсы, и минусы) чтобы человек сам выбрал - может ему по душе? ну есть такие, шо поделать. Зато из 10 интересующихся после просмотра останется 1, а остальные 9 интерес потеряют)

9
Ответить